7 Января нас покинули…

7 Января нас покинули…

Николай Языков

русский поэт

Николай Михайлович Языков родился (4) 16 марта 1803 года в семье богатого помещика Симбирской губернии. Полученное домашнее образование позволило ему поступить в кадетский корпус, который он окончил успешно и продолжил образование в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге. Будучи студентом, он писал много стихов.

В 1822-1829 годах Языков занимался на философском факультете Дерптского университета, где он учил немецкий язык, историю, политэкономию. Бывая в Санкт-Петербурге, он познакомился с поэтами – Дельвигом, РылеевымПушкиным. По приглашению Пушкина он летом 1826 года побывал в Михайловском, где написал одни из лучших своих стихов «Вечер» и «Тригорское».

Певец Руслана и Людмилы!
Была счастливая пора,
Когда так веселы, так милы
Неслися наши вечера
Там на горе, под мирным кровом
Старейшин сада вековых,
На дерне свежем и шелковом,
В виду окрестностей живых;
Или в тиши благословенной
Жилища граций, где цветут
Каменами хранимый труд
И ум, изящно просвещенный;
В часы, как сладостные там
Дары Эвтерпы нас пленяли,
Как персты легкие мелькали
По очарованным ладам,-
С них звуки стройно подымались,
И в трелях чистых и густых
Они свивались, развивались –
И сердце чувствовало их!

Свои стихи Николай Языков публикует в журналах и газетах. О нем говорят как о самобытном поэте, выражающем взгляды передовой молодежи. Его студенческие песни становятся очень популярны «Чинов мы ищем не ползком», «Сердца – на жертвенник свободы», «Наш ум – не раб чужих умов».

Но после разгрома декабристов изменилась тональность его стихов, из них ушел боевой пафос. В 1829 году Языков вынужден переехать в Москву, где он входит в круг известных литераторов.

В 1831 году он поступил на службу в Межевую канцелярию, но уже в 1833 году вышел в отставку. В 1838 году в результате резкого ухудшения здоровья уехал лечиться за границу. Возвратился в 1843 году и жил в Москве, где вышли два его поэтических сборника (1844, 1845).

Умер Николай Михайлович Языков (26 декабря 1846) 7 января 1847 года в Москве.

Никола Тесла

американский изобретатель сербского происхождения, инженер, физик

 

Никола ТеслаНикола Тесла

Мир не был готов к его открытиям. Множество его выдающихся работ потеряны для потомков, а большинство дневников и рукописей исчезли при невыясненных обстоятельствах. Некоторые считают, что Никола сжег их сам в начале Второй мировой войны, убедившись, что знания, заключенные в них, слишком опасны для неразумного человечества…

Никола Тесла (серб. Никола Тесла, англ. Nikola Tesla) родился 10 июля 1856 года в горной деревушке провинции Лика, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи (ныне – это в Хорватии), в семье сербского православного священника. Он был необычным ребенком. Фантастические видения переполняли его мозг. Он читал по ночам, проглатывая книги с маниакальным упорством.

Он выбрал техническое образование. Политехнический институт в Граце, Пражский университет… На втором курсе университета, в 1880 году, его осеняет идея индукционного генератора переменного тока. Профессор Пешль, с которым Тесла поделился идеей, счел ее бредовой. Но заключение профессора только подстегнуло изобретателя, и в 1882 году была построена действующая модель.

Никола решает обсудить изобретение с великим Томасом Эдисоном, и в 1884 году он прибывает в Нью-Йорк к Эдисону, который был уже известен и состоятелен. Эдисон, почуяв в молодом ученом конкурента, предложил Тесле работу в своей компании. Работая на Эдисона, Тесла не прекратил совершенствования своей системы переменного тока и в октябре 1887 года получил на нее патент.

Между двумя великими изобретателями началась «холодная война», и через некоторое время они окончательно рассорились – Эдисон не выполнил обещания выплатить Тесле солидное вознаграждение за успешное испытание новых генераторов Теслы. Никола стал вести самостоятельную деятельность. А между ним и Эдисоном разгорается конкурентная борьба, известная в Америке под названием «Война токов». Впоследствии взаимная неприязнь двух гигантов мысли привела к тому, что оба они отказались от номинирования на Нобелевскую премию, где им было предложено поделить ее на двоих.

Памятник Тесле в Ниагара Фоллс (США)

Памятник Тесле в Ниагара Фоллс (США)

16 мая 1888 года Тесла продемонстрировал свое изобретение в американском институте инженеров-электриков. Среди присутствующих в зале оказался миллионер Джордж Вестингауз, которого потрясло выступление Теслы. Он предложил изобретателю миллион долларов за его патенты плюс авторские отчисления. Был заключен договор, и компания «Вестингауз Электрик» реализовала разработки Теслы, построив ГЭС на Ниагарском водопаде. Получив финансовую независимость, Тесла продолжает свои исследования. Он делает множество открытий, обогащая знания в области теории полей, резонанса, радио…

Уже в преклонном возрасте он попал под машину. Переломы ребер спровоцировали воспаление легких.

Великий гений Никола Тесла скончался 7 января 1943 года в Нью-Йорке (США).

Борис Лавренев

советский прозаик, драматург

 

Лавренев Борис АндреевичЛавренев Борис Андреевич

Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия – Сергеев) родился (5) 17 июля 1891 года в Херсоне, в семье педагога-словесника. Гимназистом он сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»).

Первые рассказы, стихотворения, рецензии Бориса появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912 году, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренёв» он опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».

Во время Первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете.

В 1924 году вышли три повести Лавренёва – «Ветер», «Звездный цвет» и «Сорок первый», сразу сделавшие их автора известным. За финал повести «Сорок первый» Лавренёва стали называть «попутчиком» (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья. Но повесть пользовалась успехом и дважды в истории советского кино была экранизирована – в 1927 году (с Адой Войцик) и 1956 году (с Изольдой Извицкой).

Повести «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры.

В 1928 году была опубликована драма «Разлом», имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренёв стал вместе с К.Треневым и Вс.Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма «Песня о черноморцах» (1943), драма «За тех, кто в море» (1945).

Лавренёву принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 году была написана политическая драма «Голос Америки».

Борис Лавренёв скончался 7 января 1959 года в Москве.

Владимир Коккинаки

советский летчик, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации

 

Владимир Константинович КоккинакиВладимир Константинович Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки родился (12) 25 июня 1904 года в Новороссийске, в семье железнодорожника. Сложное материальное положение семьи заставило его уже с 12 лет начать работать, а по ночам он продолжал учиться самостоятельно и смог окончить девятилетку.

В 1925 году Коккинаки начал свою службу в Красной армии. Два года он служил в пехоте, а затем был направлен на обучение в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в 1928 году, а затем еще два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. С тех пор самолетовождение стало судьбой для Коккинаки.

Летая, он все время совершенствовался, выискивал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.

В 1935 году он стал старшим летчиком-испытателем ОКБ С.В. Ильюшина и проработал здесь много лет. Коккинаки поднял в небо и провел испытания всех самолетов конструкции Ильюшина, выпущенных в эти годы, — штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов. Профессиональный рост летчика был неразрывно связан с общим подъемом советской авиации.

С середины 1930-х годов для Коккинаки началось время рекордов. Начав еще в 1932 году заниматься высотными полетами, он в 1935 году на самолете И-15 достиг высоты 14 575 м, тем самым, установив неофициальный мировой рекорд, а через год — высоты 11 458 м, превысив результат мирового рекорда. Как раз в это время СССР вступил в Международную авиационную федерацию (ФАИ), и Коккинаки стал первым советским летчиком, чей мировой рекорд был официально зарегистрирован этой организацией. За этим первым официальным рекордом последовала целая серия мировых достижений.

Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, пилот также занимался дальними и скоростными полетами, что всегда было одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. В 1938 году он совершил беспосадочный перелет Москва–Дальний Восток, а через год — беспосадочный перелет Москва–США (остров Мискоу), что было выдающимся достижением для того времени. С 1959 года этот маршрут стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов Москва–Нью-Йорк и обратно.

В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

После окончания войны Владимир Константинович продолжил работу в ОКБ Ильюшина. Последняя машина, на которой он закончил свою работу летчика-испытателя в 1964 году был самолет Ил-62. Со следующего года генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас.

Но после ухода с летной работы, он продолжал трудиться в ОКБ инженером-методистом, а с 1968 года стал ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. Параллельно с основной работой с 1961 года Владимир Константинович был вице-президентом ФАИ, в 1967-68 годах — президентом, а затем — почетным президентом.

Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего ему принадлежит 22 мировых авиационных рекорда, из них — 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и 13 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.

Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР, лауреат Ленинской премии, Коккинаки был награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, 4 орденами Красной Звезды, а также медалями и иностранными наградами.

В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. В том же году он был удостоен Золотой медали ФАИ. Еще он является автором книг «Курс на Восток», «Как мы летели».

Умер Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 года в Москве, оставшись одной из главных фигур в истории отечественной авиации 20 века. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Именем летчика названа улица в Москве, в Новороссийске ему установлен бронзовый бюст. Имя «Коккинаки» носят самолеты марки Ил.

Махмуд Эсамбаев

советский артист эстрады и балета, хореограф, Народный артист СССР

 

Махмуд Алисултанович ЭсамбаевМахмуд Алисултанович Эсамбаев

Солист эстрадной сцены, знаменитый танцовщик Махмуд Эсамбаев имел в 1950-1970-х годах огромную популярность. Герой светских хроник, он всегда был при своей неизменной папахе из отборного каракуля и гордился до старости своей осиной талией…

Махмуд Алисултанович Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в чеченском селе Старые Атаги. Вырос в Киргизии после депортации семьи в 1940-х годах.

Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту – и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. В 1939-1941 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище, а затем начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца. В годы Великой Отечественной войны он выступал перед бойцами на передовой и в госпиталях с фронтовой концертной бригадой.

В 1944-1956 годах Махмуд танцевал в оперном театре города Фрунзе. Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос – отрицательной героини «Спящей красавицы». Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр и объедет весь мир с программой «Танцы народов мира».

Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру – и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.

В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка. Он Народный артист СССР и восьми республик.

Умер великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года в Москве.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments