7 Мая нас покинули

7 Мая нас покинули

Федор III Алексеевич

русский царь (1676-1682), старший брат Петра I

  • 9 июня 1661                          360 лет назад
  • 7 мая 1682                             339 лет назад

Фёдор Алексеевич Романов родился (30 мая9 июня 1661 года, в семье царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. Он – старший брат царей Ивана V и Петра I. Был венчан на царство в возрасте 15 лет.

Царь с детства отличался слабым здоровьем, но, тем не менее, его готовили к престолонаследию. Наставником Фёдора был Симеон Полоцкий, обучивший царя языкам, посвятивший его в основы западной культуры.

При Фёдоре Боярская Дума обрела больший вес в принятии государственных решений, число её членов возросло с 66 до 99. Но царь и сам принимал обширное участие в управлении страной.

Фёдор был просвещенным и мудрым правителем, несмотря на свою молодость. Под его руководством была проведена перепись населения и отменен указ о невыдаче беглых крестьян, записавшихся в армию.

Царь попытался проводить в стране реформы, преобразовывавшие Россию по западному образцу. Были смягчены уголовные наказания, введено воеводское и местное приказное управление. Была проведена попытка введения в России чинов, что будет позже осуществлено Петром I. Посредством табели о рангах было отменено наследование чина.

Фёдор был противником вмешательства церкви в управление государством. Он отстранил патриарха Иоакима от участия в светских делах и увеличил налоги на церковные имения.

Осознавая важность образования, Федор приглашал в Россию зарубежных специалистов для преподавания. Был инициатором организации славяно-греко-римской академии, хотя и не дожил до её открытия.

Наследника царь после себя не оставил. Его первая жена, Агафья Грушецкая, умерла при родах, а вскоре погиб и младенец. Второй брак с Марфой Апраксиной продлился всего два месяца.

В возрасте двадцати лет, (27 апреля7 мая 1682 года скончался сам царь Фёдор III Алексеевич. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Поскольку распоряжения относительно престолонаследия Федор III не оставил, то данный вопрос вызвал волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей — малолетних Ивана V и Петра I при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.

Антонио Сальери

итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог

  • 18 августа 1750                          271 год назад
  • 7 мая 1825                                   196 лет назад

Антонио СальериАнтонио Сальери

Память о Сальери в веках отравлена слухами. Пущенные еще при жизни композитора, они влияют на восприятие этого имени и после смерти. Кто не знает маленькие трагедии Пушкина? «Моцарт и Сальери», безусловно, принадлежит гению пера поэта. При имени Сальери обычно представляется злодей, который отравил гениального Моцарта. Однако, все не так однозначно… Многочисленные исторические документы и исследования давно установили полную несостоятельность подобных представлений. Мы имеем дело с уникальной ситуацией, когда на протяжении нескольких столетий искусство служит для разрушения репутации ни в чем не повинного человека, к тому же вполне талантливого и состоявшегося музыканта.

Антонио Сальери (итал. Antonio Salieri) родился 18 августа 1750 года в итальянском городе Леньяго, близ Вероны в многодетной семье состоятельного торговца. Мальчик очень рано проявил способности и интерес к музыке. Первые уроки музыки он получил у брата, затем учился у церковного органиста. Вскоре умерли его родители, и Сальери попал на воспитание в семью друзей отца, одну из самых состоятельных и аристократических в Венеции.

Тут вмешался случай – Антонио встретил венского композитора Флориана Гассмана, который занимал весьма заметную позицию в Вене. Гассман был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и членом небольшой группы музыкантов, с которой император Иосиф II ежедневно музицировал. Гассману пришёлся по душе талантливый и скромный юноша. Он взял его с собою в Вену.

Так Сальери попал под высокое покровительство. Началась его творческая работа. Произведения Сальери были написаны в традициях итальянской оперной школы и пользовались неизменным успехом в Вене, Париже, в Италии. Всего он написал более 40 опер.

Живя с 1766 года в Вене, Сальери был придворным композитором (с 1774 года) и капельмейстером (с 1788 года). Также он руководил итальянской оперной труппой и придворной певческой капеллой.

Сальери считался в Вене отличным педагогом; его учениками были Шуберт, И. Н. Гуммель, И. Вейгль, Лист; некоторое время у него брал уроки Бетховен.

Антонио Сальери скончался 7 мая 1825 года в Вене.

На западе его помнят лишь в узких музыкальных кругах. А в России благодаря гению Пушкина Сальери известен широко — и неверно. В 1997 году в Милане был проведен процесс в защиту Антонио Сальери, и спустя два столетия он оправдан «за отсутствием состава преступления». Юридически он чист. Но в умах российских читателей он навсегда останется убийцей. Ведь едва ли издатели напечатают в качестве предисловия к «Моцарту и Сальери» решение миланского суда…

Джеймс Фрэзер

английский антрополог, фольклорист и историк религии

  • 1 января 1854                           167 лет назад
  • 7 мая 1941                                   80 лет назад

Джеймс ФрэзерДжеймс Фрэзер

Сэр Джеймс Джордж Фрэзер (англ. Sir James George Frazer), английский антрополог, фольклорист и историк религии, родился 1 января 1854 года в Глазго (Шотландия). Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта, воспитывался в атмосфере набожности.

Получил университетское образование, увлёкся классическими языками и литературой. Легко распрощался с религиозной верой детских лет, поняв, что мир управляется системой неизменных природных законов. Книга Э.Тайлора «Первобытная культура» привела его к занятиям антропологией. Джеймс продолжил свое образование в Тринити-колледже Кембриджского университета. С 1879 года и до конца жизни он работал в Кембриджском университете.

Фрэзер является представителем классической английской социальной антропологии. Он внёс огромный вклад в изучение тотемизма, магии и религиозных верований человечества на протяжении всей его истории. Он является автором 12-томного труда «Золотая ветвь», систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов.

В 1896 году Фрэзер женился на Элизабет Гроув, вдове-француженке с двумя детьми. Элизабет организовала перевод работ мужа на французский язык, благодаря чему Фрэзер стал очень известным во Франции после Первой мировой войны.

В 1907 году он стал членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, а в 1907-1908 годах – профессором социальной антропологии Ливерпульского университета. На протяжении всей жизни Фрэзер получал высшие академические награды и пользовался неизменным уважением коллег.

С 1930 года ученый почти полностью ослеп. Умер Джеймс Фрэзер в Кембридже 7 мая 1941 года в возрасте 87 лет.

Станислав Ежи Лец

польский писатель-сатирик, поэт, автор афоризмов

  • 6 марта 1909                          112 лет назад
  • 7 мая 1966                                55 лет назад

Станислав Ежи ЛецСтанислав Ежи Лец

Станислав Ежи Лец (польск. Stanisław Jerzy Lec) родился 6 марта 1909 года в Лемберге Австро-Венгерской империи (сегодня — Львов, Украина). Отец его — австрийский барон Бенон де Туш-Летц еврейского происхождения — умер, когда Станислав был ещё ребенком. Его воспитанием занялась мать, высоко ценившая образование и культуру.

Польская, австрийская и еврейская составляющие духовной личности Станислава на разных этапах жизненного пути писателя то соединялись в яркой гармонии, то вступали друг с другом в драматическое противоречие.

Начальное образование он получал в Вене, продолжил во львовской евангелической школе, а завершил — на юридическом факультете Львовского университета (1933).

Сотрудничал в журналах левого толка. В 1941 году был заключён в фашистский концлагерь. Удачно бежав из него в 1943 году, участвовал в Движении Сопротивления. В 1944-1945 годах Лец — офицер Войска Польского, а в 1946-1950 годах находился на дипломатической службе.

Первая книга его стихов — «Цвета» (1933). Поэзия Леца отличается интересом к морально-философской проблематике (сборники «Полевой блокнот»; 1946, «Иерусалимская рукопись», 1956), парадоксальностью образов и суждений, которая особенно характерна для его сатир и фрашек (сборники «Зоосад», 1935; «Патетические сатиры», 1936; «Прогулка циника», 1946; «Жизнь — это фрашка», 1948).

Глубиной философских и художественных обобщений отмечена поздняя лирика Леца: сборники «Авелю и Каину» (1961), «Объявление о розыске» (1963), «Поэмы, готовые к прыжку» (1964).

Циклы афоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричёсанные мысли» (1957) и «Новые непричёсанные мысли» (1964) принесли своему автору широчайшую известность. Их переводы на основные языки мира долгое время возглавляли списки бестселлеров. «Мысли» вставляли в свои речи американские президенты и германские канцлеры, парламентарии разных стран.

Умер Станислав Ежи Лец 7 мая 1966 года в Варшаве (Польша), но его «Мысли» и сегодня читаются с огромным интересом.

Алексей Смирнов

советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР

  • 28 февраля 1920                            101 год назад
  • 7 мая 1979                                         42 года назад

Алексей Макарович СмирновАлексей Макарович Смирнов

Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии. С детских лет он мечтал стать актером. В 1940 году Алексей окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и некоторое время работал актером эстрады.

С началом Великой отечественной войны Смирнов ушел добровольцем на фронт и служил в разведке, пройдя практически всю войну до конца. За мужество и героизм он был награжден многими орденами и медалями. Однако встретить победу в Берлине ему не удалось. Во время одного из боев он был сильно контужен и после длительного лечения в госпитале комиссован домой.

На театральную сцену Алексей вернулся в 1946 году, став актером труппы Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, а в 1952-1961 годах был артистом Ленгосэстрады. Однако роли, которые ему предлагали играть, были лишь в массовках или второго плана. Учитывая колоритную внешность актера, режиссеры обычно доверяли ему только комических персонажей. Но именно в этих ролях Смирнова и полюбила театральная публика.

За время работы в театре у Алексея было несколько заметных работ, среди которых роли в спектаклях «Вольный ветер» И.Дунаевского, «Девичий переполох» Ю.Милютина, «Табачный капитан» Н.Адуева.

Яркий комедийный талант актера довольно быстро привлек внимание и кинематографа. Как киноактера Смирнова открыл режиссер Ю.Озеров, который пригласил его на одну из ролей в свою картину «Кочубей» (1958). Затем последовали и другие предложения, и с 1961 года Алексей — актер киностудии «Ленфильм».

В том же году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели огромный успех у зрителя и принесли актеру известность. Это картины «Полосатый рейс» В.Фетина и «Вечера на хуторе близ Диканьки» А.Роу. Но всенародная любовь к Алексею Макаровичу пришла с картинами Л.Гайдая «Вождь краснокожих» (1963), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).

После такого успеха актер начал много и интересно сниматься в кино, даже самый незначительный эпизод в его исполнении придавал картине неповторимый акцент. Самые разные режиссеры — Л.БыковЭ.КлимовР.Быков, А.Тутышкин, В.Садовский, Е.Карелов и другие — с удовольствием приглашали его в свои фильмы. Он не только понимал все режиссерские задания с полуслова, но и лично выполнял любые трюки.

Другие наиболее известные фильмы, в которых снялся Смирнов: «Зайчик» (1964), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Три толстяка» (1966), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Чиполлино» (1972), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Финист — ясный сокол» (1975) и другие.

Острохарактерные комедийные роли сделали Смирнова любимцем советских зрителей, но сам актер всегда мечтал играть драматические роли. Их, к сожалению, очень мало в его творческой биографии. Среди таких работ — роли в фильмах «Житие и вознесение Юрася Братчика» (1967) и «В бой идут одни «старики»» (1974).

Последние годы жизни Алексея Макаровича сложились непросто. Из-за многочисленных болезней и злоупотребления алкоголем он мало снимался. Особенно актер сожалел, что не смог сняться в последнем фильме своего лучшего друга Леонида Быкова — «Аты-баты, шли солдаты…».

Последними крупными работами Смирнова в кино стали роли в фильмах «Соло для слона с оркестром» (1975), «Маринка, Янка и тайны королевского замка» (1976), «Дипломаты поневоле» (1977), «Лес, в который ты никогда не войдешь» (1978). Всего за свою кинокарьеру он снялся более чем в семидесяти фильмах, но почти никогда — в главных ролях. Несмотря на это, популярность Смирнова была всенародной.

В обычной жизни Алексей Макарович был совсем не таким, как его экранные герои. Он был в высшей степени интеллигентным, очень начитанным и тонким человеком. А еще он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться. Тяжелая контузия, полученная им во время войны, привела к тому, что он не мог иметь детей. Общаться с женщинами Смирнов не умел, да и комплексовал по поводу своей внешности. Поэтому семью он так и не создал. Единственная женщина, которую он обожал, и которая была с ним рядом — это его мама. Жили они очень скромно, в ленинградской коммуналке.

У актера было хобби — он коллекционировал бабочек, скорпионов, змей, жуков, ящериц… Пойманные экземпляры он спиртовал или накалывал на булавки и хранил дома.

Умер Заслуженный артист РСФСР Алексей Макарович Смирнов 7 мая 1979 года в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург). Он скончался от сердечного приступа, узнав о гибели своего друга Леонида Быкова.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments