Чат неактивен

31 Октября ушли из жизни

Чарльз Рассел
американский проповедник, основатель религиозного движения «Свидетели Иеговы»
16 февраля 1852 — 31 октября 1916
165 лет назад 101 год назад

Чарльз Тейз Рассел родился в Питсбурге 16 февраля 1852 года в протестантской семье. Родители оказали влияние на его интерес к религии. В молодости Чарльз занимался миссионерской деятельностью. Вскоре он разочаровался в христианстве, с его мучениями грешников в аду. Он искал близкие своему мироощущению идеи в других религиях, но не находил их.

Тогда он сформулировал свое толкование Священного Писания. Первоначально это действительно были лишь собственные мысли относительно главной книги для всех христиан – Библии. По его мнению, душа человека не является бессмертной, следовательно, не может быть никакой загробной жизни. После смерти человека ждет полное забвение.

Он считал, что людей ожидает второе пришествие Христа, в результате которого все умершие воскреснут. Грешники будут затем окончательно уничтожены, а праведники будут жить на земле, как в раю, вечно.

С 1879 года Рассел стал издавать журнал под названием «Сторожевая башня», который выходил дважды в месяц. Он также основал религиозное общество Исследователей Библии и был его первым президентом.

Рассел стал проповедовать свои взгляды, находя подтверждение своим словам в Библии. Он побывал за границей, в Палестине и России.

Чарльз Рассел умер в Нью-Йорке 31 октября 1916 года. Все свое имущество он завещал издательству журнала «Сторожевая башня».

После смерти Рассела президентом Общества Сторожевой башни стал Джозеф Рутерфорд, и организация получила всемирную известность как «Свидетели Иеговы».

Михаил Фрунзе
советский государственный деятель и военачальник
2 февраля 1885 — 31 октября 1925
132 года назад 92 года назад

Михаил Васильевич Фрунзе родился (21 января) 2 февраля 1885 года в Бишкеке (Киргизия), в семье военного фельдшера. В 1904 году Михаил окончил гимназию в городе Верном в Казахстане.

Учился в Политехническом университете Санкт-Петербурга и стал заниматься революционной работой. В 1905 году в дни Декабрьского восстания Фрунзе принимал участие в уличных боях. Дважды был приговорен к смертной казни в 1909 и 1910 годах, которая была заменена ссылкой и каторгой.

В ссылке Фрунзе руководил кружком революционеров, вел пропагандистскую работу в Сибири. В 1917 году участвовал в боях с белогвардейцами и юнкерами. В годы Гражданской войны он был военным комиссаром Иваново-Вознесенской области, затем Ярославского военного округа. В 1919 году Фрунзе стал командующим несколькими армиями, боровшимися с А.Колчаком.

В августе того же года Михаил Васильевич был назначен командующим Туркестанским фронтом, организовал и провел несколько крупных операций, боролся с басмачами. Затем командовал Южным фронтом, где его противником был Врангель, и Фрунзе одержал над ним сокрушительную победу. Оставшиеся в живых врангелевцы были вынуждены бежать из России. За эту победу Фрунзе получил награду в виде Почетного революционного оружия.

После Гражданской войны Михаил Васильевич был заместителем председателя Реввоенсовета СССР и народным комиссаром по военным и морским делам, начальником штаба РККА, начальником Военной академии. В 1924-1925 годах он руководил проведением военной реформы в СССР. В 1925 году получил пост Председателя Реввоенсовета СССР и народного комиссара по военным и морским делам.
Фрунзе – автор теоретических работ военной тематики.

Умер Михаил Васильевич Фрунзе 31 октября 1925 года в Москве, похоронен на Красной площади.
Его именем в советское время были названы столица Киргизии (ныне Бишкек), горная вершина Памира, корабли военно-морского флота, военная академия, улицы во многих городах и селах.

Гарри Гудини
американский иллюзионист
24 марта 1874 — 31 октября 1926
143 года назад 91 год назад

Гарри Гудини родился 24 марта 1874 года в Будапеште, в Австро-Венгрии. По другим данным, место его рождения – город Аплетон, штат Висконсин, США. Настоящее его имя – Эрих Вайс. В юном возрасте он пристрастился к магии – как и для всех, сначала это было только увлечением. Далее он сменил имя на псевдоним. Назвался Гарри Гудини в честь своего кумира Роберта Гудина.

Начал заниматься серьезно фокусами, но все свое свободное время отдавал магии. Первые выступления его напоминали цирковое представление. В 1891 году Гарри объединился со своим братом, и они получили известность как братья Гудини. Весь 1890 год они разрабатывали шоу, а весь следующий год посвятили гастролям. В репертуаре Гудини были номера по самоосвобождению из наручников, из подвешенных мешков, запертых помещений. Он проходил через кирпичную стену и заставлял исчезнуть живого слона.

Но то, что они зарабатывали, не покрывало их расходов. Гарри и Тео принимали все приглашения, которые могли принести хоть какую-то выгоду. Ближе к лету 1892 года охоты у Гарри существенно поубавилось. Умер его отец Рэбби Вейс, оставив на попечении его мать, брата и сестру. Гудини был еще тогда несовершеннолетним.

Затем новые поиски работы, слава. Ссора с руководством газеты, делавшей Гудини рекламу. В 1899 году после этого случая карьера Гудини пошла на спад. После этого он отправился в Европу, где его ожидал успех и слава.

Смерть Гудини случилась в результате несчастного случая, произошедшего с ним в гримерке. В гримерку зашел студент, сказавший, что слышал, будто Гудини может выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав, и дабы убедиться в этом, студент произвел пару ударов. Гудини не успел подготовится к этому, и от ударов у него произошел разрыв аппендикса.

Спустя несколько дней, в канун Хэллоуина, 31 октября 1926 года Гарри Гудини скончался в Детройте. Детей у него не было.

Отто Ранк
австрийский психолог и психотерапевт
22 апреля 1884 — 31 октября 1939
133 года назад 78 лет назад

Ранк пытался создать альтернативный научный подход, основанный на понимании человека как сознательного толкователя смысла и инициатора действия.

Отто Ранк (нем. Otto Rank) родился в Вене 22 апреля 1884 года. Увлекался работами Шопенгауэра, Ницше и ранними работами Фрейда.

В 1905 году Ранк предложил вниманию Фрейда свою работу о роли художника в эволюции культуры, которую тот высоко оценил. Его книга «Художник» (1907) впоследствии была расширена и переработана, получив название «Искусство и художник» (1932). В работе «Искусство и художник» Ранк подвел итог своим исследованиям роли творчества в развитии человека, которыми занимался всю жизнь.

В 1913 году Ранк защитил докторскую диссертацию в Венском университете. А с 1912 по 1924 годы был редактором первых психоаналитических журналов «Имаго» и «Международный психоаналитический журнал».

Не имея медицинского образования, Ранк стал работать психоаналитиком. Он принимал пациентов, устроив кабинет в том же доме, где жил сам. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской деятельностью, ведал управленческими и финансовыми делами психоаналитического сообщества, оказывал Фрейду помощь в организационных вопросах, был вице-президентом Венского психоаналитического сообщества.

Первая крупная работа Ранка в области психоанализа «Травма рождения» была опубликована в 1924 году. Несмотря на то, что работа была посвящена Фрейду, она вызвала обвинения в отходе от фрейдистских принципов. В этой работе автор указывает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно. Фрейд не разделял этой концепции.

В 1924 году Ранк, по приглашению президента Нью-Йоркского психоаналитического общества, совершил поездку в США, где рассказывал о своих методах и работах американским психоаналитикам. Вернувшись в Вену, он ушел с поста главного редактора психоаналитического журнала, а в 1929 году подал в отставку. В последующие годы Ранк занимался психоаналитической практикой в Париже.

В этот же период он работал над своим трехтомным трудом «Техника психоанализа» (1926–1931), который был посвящен изложению собственного психотерапевтического метода. Ранк считал сопротивление пациента лечению позитивным фактором и использовал в терапии подавленные творческие способности невротика. Тогда же вышло еще несколько его книг «Основы генетической психологии» (1928), «Психология и вера в существование души» (1930) и другие.

В 1935 году Отто переехал в США, где занимался преподавательской и терапевтической деятельностью, сопровождавшейся рождением новых психоаналитических идей.

Отто Ранк скончался 31 октября 1939 года в Нью-Йорке в результате аллергической реакции на лекарство, которое он использовал при лечении инфекции горла.

Михаил Чиаурели
грузинский и советский режиссер, актер, сценарист, педагог, Народный артист СССР
6 февраля 1894 — 31 октября 1974
123 года назад 43 года назад

Актер, режиссер, сценарист, художник-иллюстратор, скульптор, аниматор – Михаил Чиаурели был очень талантливым и одаренным человеком. Он к тому же умел играть на многих инструментах, был полиглотом и вообще очень необыкновенным человеком…

Михаил Эдишерович Чиаурели родился (25 января) 6 февраля 1894 года в Тифлисе (сегодня – Тбилиси, Грузия). Уже во время своего обучения в Тифлисской школе живописи и скульптуры он работал в различных театрах Тифлиса, Кутаиси и Батуми актером, режиссером и художником. А после окончания школы в 1917 году вместе с ученым Эквтиме Такаишвили, художниками Ладо Гудиашвили и Димитрием Шеварднадзе отправился в археологическую экспедицию по южным районам Грузии.

В 1921 году Чиаурели принял самое активное участие в организации Театра Революционной Сатиры в Грузии, а затем два года (1922-1924) жил в Германии, где изучал скульптуру и занимался в скульптурных мастерских. Вернувшись в Грузию, он до 1926 года продолжал свои занятия скульптурой, но уже в Тифлисе. Кстати, именно авторству Чиаурели принадлежит первая скульптура Ленина в Грузии.

В кинематографе Михаил Эдишерович начинал как актер, исполнив роль в историко-революционном фильме «Арсен Джорджиашвили» (1921) режиссера И.Перестиани. Затем было еще несколько очень разноплановых ролей в картинах: «Сурамская крепость» (1923), «Кошмары прошлого» (1925), «Ханума» (1927), «Натэлла» (1926) и других. Всего в фильмографии актера 11 киноролей.

В 1926 году Чиаурели становится актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте (до 1928 года). Именно в это время он переключается на режиссерскую деятельность и с тех пор работает главным образом как режиссер – в 1926-1941 годах он – режиссер и художественный руководитель организованного им Грузинского театра музыкальной комедии, и параллельно с 1928 года – режиссер Госкинпрома Грузии (позже – «Грузия-фильм»), а с 1940 года – художественный руководитель этой студии.

Дебютом Чиаурели как режиссера стал историко-революционный фильм «Первый корнет Стрешнев» (1928), снятый совместно с Е.Л. Дзиганом. Среди других ранних его работ выделяют: сатирическую ленту «Хабарда» (1931) и первый грузинский звуковой фильм «Последний маскарад» (1934), который открыл серию историко-революционных фильмов, характерных для творчества режиссера. Большой успех и признание ему принес исторический фильм «Георгий Саакадзе» (1942-43), который был дважды удостоен Сталинской премии (отдельно за каждую серию).

В 1946-1955 годах Михаил Чиаурели работал режиссером на киностудии «Мосфильм», а в 1955-1957 годах – на Свердловской киностудии. В этот период им были созданы картины: «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1949), «Незабываемый 1919-й» (1951), отмеченные государственными наградами и призами различных МКФ.

В 1960-е годы режиссер больше времени уделял работе в мультипликации и создал такие замечательные мультфильмы, как: «Певец зари», «Петух-хирург», «Блоха и Муравей», «Кувшин масла», «Как мыши кота хоронили», «Находчивый заяц», «Дом» и другие. Но не забывал он и про кино, среди последних его киноработ – картины: «Отарова вдова» (1958), «Повесть об одной девушке» (1960), «Генерал и маргаритки» (1964) и «Иные нынче времена» (1967).

В ряде своих фильмов Чиаурели выступил и как сценарист, писал он сценарии и для других режиссеров. К тому же он снял и несколько документальных лент.

Весь период своей творческой карьеры Михаил Эдишерович занимался и педагогической деятельностью – сначала он преподавал в киноактерской школе при Тбилисской киностудии, затем – в 1950-60-х годах – во ВГИКе (с 1951 года – профессор). А также в 1937-1954 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

Народный артист СССР и Грузии, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, лауреат пяти Сталинских премий и различных МКФ – Михаил Чиаурели был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.

Не менее известны были и жена режиссера – грузинская актриса Верико Анджапаридзе, и его дочь – Софико Чиаурели, и его племянник – Георгий Данелия.

Умер Михаил Эдишерович Чиаурели 31 октября 1974 года в Тбилиси (Грузия), был похоронен в Пантеоне писателей и общественных деятелей Грузии на Святой Горе Мтацминда

Шараф Рашидов
советский партийный и государственный деятель, узбекский писатель
6 ноября 1917 — 31 октября 1983
100 лет назад 34 года назад

Шараф Рашидович Рашидов родился (24 октября) 6 ноября 1917 года в узбекском городе Джизак, в крестьянской семье. В 1935 году по окончании педагогического техникума он становится преподавателем средней школы. Затем уезжает в Самарканд и поступает на филологический факультет госуниверситета. В этот же период, в 1937-1941 годах Рашидов работал Самаркандской областной газеты «Ленин йўли» («Ленинский путь»), где начинал как ответственный секретарь и «дорос» до должности редактора.

С началом Великой Отечественной войны он ушёл на фронт. После ранения в 1942 году Рашидов вернулся в Узбекистан, на прежнее место работы. Всё это время он занимался и литературным творчеством. Писать свои первые стихи и рассказы Рашидов начал ещё будучи студентом.

В 1945 году вышел первый сборник стихов Рашидова «Мой гнев». Далее написана трилогия «Победители», «Сильнее бури», «Зрелость». В 1964 году вышел роман «Могучая волна», а через три года – книга «Знамя дружбы». Песня на стихи Рашидова «Влюбился я» была признана лауреатом «Песни-78».

С 1944 года началась и политическая карьера Рашидова. Он прошёл путь от секретаря Самаркандского обкома КП (б) Узбекистана до первого секретаря ЦК КП Узбекистана (этот пост он занял в 1959 году). В 1961 году он также стал членом ЦК КПСС, а в 1970-м – членом Президиума Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета СССР III–X созывов.

Почти четверть века Шараф Рашидович стоял у руля компартии Узбекистана. В этот период Республика пережила расцвет – были построены новые города, заводы и горно-обогатительные предприятия. При Рашидове Республика стала золотодобывающей, а Ташкент превратился в один из красивейших городов Востока.

Тёплые отношения связывали Рашидова с генсеком СССР Л.И. Брежневым, из рук которого он многократно получал государственные награды, в том числе и десять орденов Ленина (в разные годы).

После смерти Брежнева в 1982 году назначенный генсеком Юрий Андропов, как бывший председатель КГБ, имел полное досье по «хлопковой мафии» Узбекистана. В начале 1983 года в Республику была направлена следственная бригада из Москвы, начались первые аресты.

Главной причиной возникновения «узбекского дела» стали приписки якобы собранного и отгруженного хлопка-сырца. Как позже выяснилось, государству ежегодно «продавали» около шестисот тысяч тонн несуществующего сырья. Таким образом, из казны уходили сотни миллионов рублей. А это уже «пахло» государственным преступлением…

31 октября 1983 года Шараф Рашидович Рашидов скончался в Ташкенте, по официальным данным – от сердечного приступа. Спустя несколько лет после его смерти, стали выдвигаться версии о самоубийстве первого секретаря.

Индира Ганди
индийский политический и государственный деятель
19 ноября 1917 — 31 октября 1984
100 лет назад 33 года назад

Индира Ганди (при рождении – Индира Прийядаршини Неру) родилась 19 ноября 1917 года в Аллахабаде (Индия), в семье известного адвоката Джавахарлала Неру. Она воспитывалась в атмосфере патриотических идей и политических споров.

В 1934 году Индира поступила в народный университет, а позже продолжила свое образование в Швейцарии и Оксфорде, где познакомилась со студентом Ферузом Ганди. С началом Второй мировой войны, они вернулись в Индию и вскоре поженились. В 1944 году Индира родила своего первого сына Раджива, а через два года второго – Санджая.

В августе 1947 года Индия добилась независимости. Отец Индиры – Джавахарлал Неру, к тому времени став уже символом нации, возглавил новое государство. Став личным секретарем отца, Индира сопровождала его во всех зарубежных поездках и помогала в решении внутренних вопросов. Постепенно она выросла в самостоятельную политическую фигуру и в 1959 году была избрана председателем правящей партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Тяжело переживая смерть мужа в 1960 году, Индира на несколько месяцев ушла из политики. Но уже в следующем году она стала членом Рабочего комитета Конгресса, одновременно возглавив несколько комиссий, и выезжая в очаги национальных конфликтов с публичными выступлениями.

В 1964 году умер Джавахарлал, и в стране началась борьба за власть. Проявив себя грамотным политиком, Ганди не стала баллотироваться на пост премьер-министра, понимая, что народ воспримет это как стремление воспользоваться громким именем отца, и отдала свой голос в пользу сторонника Неру – Л.Б. Шастри. Сама Индира была назначена министром информации.

После смерти Шастри в январе 1966 года Ганди была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, соответственно, стала премьер-министром Индии. Впоследствии, она также заняла посты министра атомной энергии, председателя Плановой комиссии, министра иностранных дел.

На посту главы государства Ганди продолжила политику своего отца. Индия не участвовала в военных блоках, осуществлялось плановое развитие экономики, развивались дружественные советско-индийские отношения, велась политика международного сотрудничества. Индира выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран.

В годы ее правления в стране быстрыми темпами развивалась промышленность, была запущена первая АЭС, в сельском хозяйстве произошла «зеленая революция», благодаря которой Индия впервые за долгие годы стала независимой от импорта продовольствия. В своей стране Ганди сумела завоевать репутацию мудрого руководителя, проявляющего заботу о простом народе.

Но Индира встретилась и с сильной оппозицией. В 1969 году после проведенной правительством Ганди национализации 14 крупнейших банков страны, консервативные лидеры Конгресса попытались исключить ее из партии. Сделать этого не удалось, и на выборах 1971 года Ганди одержала решительную победу и вновь получила пост премьер-министра.

Были в правлении Индиры и просчеты. Особенное недовольство народа вызвало ее желание провести в жизнь программу планирования семьи, вплоть до принудительной стерилизации для сдерживания роста населения. К тому же были ограничены политические свободы граждан, закрыт ряд оппозиционных газет. Популярность Ганди резко снизилась, и в 1977 году она проиграла на выборах, но не надолго – в 1980 году она вновь вернулась к власти.

Второй срок ее правления был отмечен рядом религиозных и этнических конфликтов. Неудачно проведенная операция «Голубая звезда» по обезвреживанию сикхских экстремистов привела к гибели около тысячи человек. Месть сикхов не заставила себя долго ждать.

Индира Ганди была убита 31 октября 1984 года в Дели двумя сикхами из собственной охраны. Согласно обычаю, ее тело сожгли, а прах развеяли в Гималаях.

Почетный доктор Университета Васэда и Киевского национального университета им.Шевченко, Почетный профессор МГУ – Ганди была удостоена Международной Ленинской премии (посмертно).

Ривер Феникс
американский киноактер
23 августа 1970 — 31 октября 1993
47 лет назад 24 года назад

Ривер Джуд Феникс родился 23 августа 1970 года в городе Метолиус, штат Орегон. Оба его родителя были членами секты «Дети Бога» и занимались миссионерством, путешествуя по Южной Африке в конце 1960-х годов. Вернувшись в США, они взяли общую фамилию Феникс. Кроме Ривера в семье было еще четверо детей. Семья жила в нищете и смогла купить свой первый не подержанный автомобиль лишь после того, как Ривер получил гонорар за картину «Останься со мной» в 1986 году.

Все пятеро детей Фениксов оказались впоследствии в шоу-бизнесе. Наибольших успехов добился Хоакин Феникс, однако самой яркой и короткой карьерой оказалась карьера Ривера.

Ривер начал работу в кинематографе с подростковых ролей в сериалах. Постепенно он начал появляться во второстепенных, но замеченных публикой и критикой ролях в фильмах «Останься со мной», «Берег москитов».

Уже в возрасте 17 лет Ривер Феникс был номинирован на премию «Оскар» как лучший актер второго плана за роль талантливого пианиста в семейной драме Сидни Люмета «Бегство в никуда». Эта картина вышла на экраны в 1988 году.

Несколько позже Ривер познакомился с Киану Ривзом и в 1991 году сыграл с ним в драме Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо». Когда фильм вышел на экраны, началась культовая слава Ривера. Она не принесла ему счастья – Ривер умер 31 октября 1993 года от передозировки наркотиков.

Федерико Феллини
итальянский кинорежиссер, обладатель пяти премий «Оскар»
20 января 1920 — 31 октября 1993
97 лет назад 24 года назад

Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини, Италия. Его отец был мелким коммерсантом. В детстве Федерико любил рисовать, устраивать кукольные представления.

В 1937 году он уехал в Рим, а затем – во Флоренцию, перепробовал множество профессий: журналиста и карикатуриста, страхового агента, оформителя витрин и другие занятия.

В 1940 году Феллини пришел в киноиндустрию. Сначала он сочинял комические трюки, затем участвовал в создании сценариев и, наконец, стал ассистентом режиссера. Первый его фильм в этом качестве – «Рим – открытый город», снятый в 1945 году, за ним последовали еще несколько лент, и с 1950-х годов Феллини стал самостоятельным режиссером.

В его первых фильмах – «Белый шейх» (1952) и «Маменькины сынки» (1953) – проявляются основные черты, отличающие Феллини от многих его коллег: внимание к личностям и повышенный интерес к деталям.

Фильм «Дорога» (1954) сделал Феллини и его жену Джульетту Мазину, исполнительницу главной роли, всемирно известными. Он получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Всего Феллини получил 4 таких «Оскара» и еще один «Оскар» – за творчество в целом.

Фильму «Сладкая жизнь» (1960) мы обязаны тем, что два чисто итальянских понятия стали широко использоваться во всем мире – это «папарацци» и «дольче вита» (так на итальянском звучит название фильма).

«8 1/2» – этот фильм произвел революцию в кинематографе, в нем применялась техника, называемая «поток сознания», помогающая показать внутренний мир героя, никак технически его не выделяя.

С 1965 года Феллини снимает цветные фильмы, при этом его мир – яркий, разноцветный, немного фантастический. Феллини также обращается к воспоминаниям детства, юности и осмыслению исторических процессов, свидетелем которых он был – это фильмы «Клоуны», «Рим» и «Амаркорд». В 1979 году он снимает метафорический фильм «Репетиция оркестра».

В 1980-х – начале 1990-х годов Феллини развивает уже существующие мотивы своего творчества – «Город женщин», «Джинджер и Фред», «Голос луны». Эти фильмы не получили широкого распространения.

Федерико Феллини умер 31 октября 1993 года в Риме от инсульта, был похоронен в родном городе Римини.

Владимир Зельдин
советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
10 февраля 1915 — 31 октября 2016
102 года назад 1 год назад

Талантливый актер, Народный артист СССР – Владимир Михайлович Зельдин до своей кончины оставался старейшим в мире «действующим» актёром. Его девизом были слова из роли Дон Кихота: «Вдохни полной грудью живительный воздух жизни и подумай над тем, как прожить ее дальше…».

Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне – Мичуринск) Тамбовской губернии. Вскоре семья переехала в Тверь. Семья была большая, дружная, творческая. Отец был музыкантом, мать – учительницей. Владимир с детства с удовольствием осваивал разные музыкальные инструменты – скрипку, рояль, трубу.

В 1924 году семья Зельдиных перебралась в Москву. В ту пору девятилетний Владимир ещё и не помышлял об актёрской профессии. Правда, в 12 лет он хотел поступить в балетное училище Большого театра, но родители были против. После окончания школы Зельдин решил пойти в «мореходку», но не был принят из-за проблем со зрением.

Некоторое время Владимир играл в оркестре Высшей пограничной школы, но это его не очень увлекало. Потом поработал на заводе в качестве ученика слесаря. И тоже не нашёл себя в рабочей профессии. А вот художественная самодеятельность привлекала: не было ни одного заводского концерта, в котором бы не выступал Зельдин.

Спустя несколько лет Владимиру удалось поступить в студию при театре областного совета профсоюзов столицы и затем стать актёром этого театра (сейчас это театр им. Моссовета). А через некоторое время он был приглашён в театр транспорта (ныне театр им. Н.Гоголя) и до начала Великой Отечественной войны служил там.

Первая роль в кино у Зельдина была эпизодическая («Семья Оппенгейма» Рошаля, 1939). А в 1941 году режиссёр Иван Пырьев приступил к постановке фильма «Свинарка и пастух». Главная женская роль была предложена актрисе Марине Ладыниной (Глаша Новикова), Владимир Зельдин был приглашен на роль её возлюбленного, грузина Мусаиба.

Пробы прошли удачно. Зельдин лихо управлялся с конём, пел, танцевал. Но съемки фильма прервала война. Почти все члены киногруппы были призваны на фронт. Но вскоре всем участникам съёмочной группы была выдана «бронь» на время съёмок.

Фильм доснимали в тяжелейших условиях. Работали под бомбёжками, по две смены, практически не отдыхая. Когда работа над фильмом была закончена, группа была эвакуирована в Казахстан. Фильм «Свинарка и пастух» был горячо принят зрителями, свинарка Глаша и пастух Мусаиб стали любимыми героями.

Всего в фильмографии Владимира Зельдина более 50 фильмов. Это «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Карнавальная ночь», «Тайна «черных дроздов», «Классик», «Дуэнья», «Парк советского периода», «Андерсен. Жизнь без любви», «Сваты», «Синдром дракона» и многие другие. В каждой своей роли актёр радовал зрителей прекрасной пластикой, чувством ритма, легкостью и темпераментом.

Ещё в 1945 году Зельдин пришёл в театр Советской армии, и остался верен ему до конца жизни. Здесь он сыграл в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «Песня о черноморцах», «Деревья умирают стоя», «Давным-давно» и многих других. О каждой из его ролей можно говорить отдельно. Но главной своей работой в театре актёр считал роль Альдемаро в пьесе Лопе де Вега «Учитель танцев».

В канун празднования 90-летия Владимира Михайловича в театре был поставлен спектакль «Человек из Ламанчи» по «Дон Кихоту» Сервантеса. Зельдин играл Дон Кихота. Актёр играл без всяких скидок на свой почтенный возраст, а ведь это спектакль-мюзикл, динамичный и непростой для актёров. Своими задором, лёгкостью, осанкой, голосом, который с годами не изменился, Зельдин изумил публику. Кроме того, в последние годы он был занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж.Ануя в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играл Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского.

На бенефисе в честь своего 100-летия Зельдин установил рекорд — не сходил со сцены в течение пяти часов, а свой 101-й день рождения встретил на сцене родного театра, играя главную роль в посвящённом ему спектакле «Танцы с учителем».

Народный артист СССР, академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», лауреат различных государственных и кинематографических премий – Зельдин награждён многими орденами, медалями и другими наградами. Его имя внесено в книгу рекордов Гиннесса как самого возрастного действующего актёра.

Несмотря на почтенный возраст, Владимир Михайлович до конца дней продолжал работать. Он скончался 31 октября 2016 года в Москве, на 102-м году жизни.

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments