26 Марта ушли из жизни

26 Марта ушли из жизни

Жозеф Гильотен
французский врач, профессор анатомии, автор идеи гильотины
28 мая 1738 — 26 марта 1814
279 лет назад 203 года назад

Жозеф Игнас Гильотен (Гийотен) родился 28 мая 1738 года в Сенте (Франция). Он изучал медицину в Реймсе и в Париже, окончив в 1768 году Парижский университет. Со 2 мая 1789 года по октябрь 1791 года он был одним из десяти членов Конституционной ассамблеи.
Гильотен был противником смертной казни (такая вот ирония судьбы!). В то время применялись жестокие методы казни: сжигание на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более «гуманным» способом – отрубание головы мечом или топором.

Только как временную меру, пока сохраняется смертная казнь, 10 октября 1789 года на заседании Учредительного собрания Гильотен предложил использовать вместо жестоких способов казни более «гуманный» – он предложил пользоваться для обезглавливания механизмом, который, как он считал, не будет причинять боли.

Национальное собрание обратилось к постоянному секретарю Хирургической академии доктору Антуану Луи, известному своими научными трудами по хирургии. Предполагалось, что если он умеет «резать» человека с целью сохранить ему жизнь, то, весьма вероятно, сможет придумать и нечто, быстро ее отнимающую.

Профессор Луи обратился к немецкому механику и фортепьянному мастеру Тобиасу Шмидту, который по его чертежам построил гильотину. Принимал участие в создании гильотины и парижский палач Шарль Анри Сансон. В 1791 году во Франции было узаконено применение гильотины для казни, а весной 1792 года произведена первая казнь через гильотинирование.

Существует распространённое представление, что Гильотен был гильотинирован. Это не так, он умер естественной смертью 26 марта 1814 года в Париже, в возрасте 75 лет. После смерти Гильотена члены его семьи просили правительство изменить название гильотины, но им было отказано. Тогда семья изменила собственное имя.

Людвиг Ван Бетховен
немецкий композитор, пианист, дирижер
17 декабря 1770 — 26 марта 1827
247 лет назад 190 лет назад

Людвиг Ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн, в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Нефе. Уже в 12 лет Людвиг получил первую работу музыкальной направленности — помощника органиста при дворе.

Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи, играя в оркестре.

Слушая университетские лекции, он познакомился в Бонне с Гайдном. Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру (Гайдн считал, что музыка Бетховена была мрачной и странной).

Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В Вене были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая. В последующие годы он активно сочиняет новые произведения: первую и вторую симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Однако дальнейшее творчество Бетховена было осложнено развитием болезни уха – тинита. Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над третьей – «Героической» симфонией.

Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант.

В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора в эти годы были очень велики. Даже власть, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смела трогать музыканта.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца 18 века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.

Скончался великий композитор и музыкант Людвиг Ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене.

Сapa Бернар
французская актриса
22 октября 1844 — 26 марта 1923
173 года назад 94 года назад


Портрет Capы Бернар кисти Дж.Болдини

Capa Бернар родилась 22 октября 1844 в Париже, в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории в 1862 году дебютировала в театре «Комеди Франсез». Затем с успехом работала в различных Парижских театрах.

Сару Бернар называли «великолепной Сарой», «божественной Сарой» из-за ее красоты, серебристого чарующего голоса, профессиональной и разноплановой актерской игры. Одинаково успешно ей удавались и трагедийные, и романтические роли, однако наибольший успех ей принесло исполнение мужских ролей в качестве актрисы-травести: так, она играла сына Наполеона в пьесе Ростана, Ромео в трагедии Шекспира… Как-то раз композитор Джузеппе Верди увидел Сару Бернар в роли Маргариты Готье и настолько был поражен ее игрой, что решил написать оперу по этой пьесе. Так появилась «Травиата».

Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,– писал Чехов, – есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».

Бернар гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки; 3 раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 году Бернар приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году – театр на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар».

Говорят, как-то раз Сара Бернар написала побывавшему на ее спектакле Ротшильду, что она находится совсем без денег. Банкир ответил ей восторженным посланием, завершив его словами: «При этом посылаю вам тысячу франков и миллион комплиментов!». «Лучше бы наоборот», – проворчала актриса, прочитав письмо.

Сара Бернар первой из великих актрис снялась в кино. Однако этот шаг стал для нее трагическим: в 1915 году, во время съемок, она так сильно повредила ногу, что через несколько лет мучительной боли пришлось согласиться на ампутацию. Но несмотря на потерю ноги, мужественная актриса продолжала играть – в тех ролях, где можно было играть сидя.

Лишь в 78 лет она окончательно покинула сцену, а спустя еще несколько месяцев мир узнал о смерти великой актрисы. Скончалась Сара Бернар 26 марта 1923 года в Париже.

Борис Шапошников
советский государственный деятель, военный теоретик, маршал Советского Союза
2 октября 1882 — 26 марта 1945
135 лет назад 72 года назад

Борис Михайлович отмечается в военной истории как выдающийся военный теоретик, талантливый практик, хорошо знающий оперативно-стратегические вопросы. Он – автор военно-исторических и военно-теоретических трудов, которые оказали большое влияние на развитие советской военной науки.

Борис Михайлович Шапошников родился (20 сентября) 2 октября 1882 года в южно-уральском городе Златоуст, в семье служащего. Окончив Московское военное училище и Николаевскую академию Генерального штаба, он с 1901 года служил в царской армии на командных и штабных должностях. Во время Первой мировой войны показал хорошее знание тактики, проявил личную отвагу, отличился во многих сражениях и успешно продвигался по служебной лестнице.

В 1918 году Шапошникова демобилизовали, и он одним из первых офицеров старой армии добровольно вступил в ряды Красной Армии. Во время гражданской войны Борис Михайлович разработал все основные директивы и приказы фронтам и армиям, принимал участие в разработке планов операций по разгрому Юденича, Деникина, панской Польши, Врангеля.

После войны Борис Михайлович служил в Штабе РККА, командовал военными округами и в 1930 году был принят в партию без кандидатского стажа, став одним из главных советников Сталина по военным вопросам. Борис Михайлович, наряду с Рокоссовским, пользовался уважением Вождя народов и одним из немногих, к кому тот обращался по имени и отчеству.

В 1932-1935 годах Шапошников был руководителем и профессором Военной академии им. М.В.Фрунзе, где он много сделал для подготовки командных кадров. Трижды он возглавлял Генеральный штаб (его еще называют «Патриархом» Генштаба), а в 1940 году Шапошникову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

Он внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых сил СССР, в их укрепление и совершенствование, много и успешно работал над развитием военной науки, над обобщением боевого опыта прошедших войн.

В наиболее известном своем труде «Мозг армии» (1929) Шапошников раскрыл особенности руководства армией, дал чёткое представление о роли, функциях и структуре Генштаба. Правильность его выводов подтвердила Великая Отечественная война. При непосредственном участии Маршала были разработаны важнейшие операции советских войск в 1941-1942 годах.

Шапошников был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «ХХ лет РККА» и «За оборону Москвы», а также орденами и медалями за службу в царской армии.

Умер Борис Михайлович Шапошников 26 марта 1945 года в Москве и был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Михаил Калатозов
советский режиссер, сценарист и оператор, Народный артист СССР
28 декабря 1903 — 26 марта 1973
114 лет назад 44 года назад

Михаил Константинович Калатозов родился 28 декабря 1903 года в Тифлисе. Трудовую деятельность начал в 1917 году, спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где работал монтажером, ассистентом оператора. Пробовал себя в качестве оператора, актера, сценариста.

Режиссерский дебют Калатозова – кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н.В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира.

Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения поднимают до уровня шедевра последний немой художественно-документальный фильм Калатозова «Соль Сванетии». Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени.

В 1933-1934 годах Калатозов был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934-1938 работал директором Тбилисской киностудии. В 1939 году вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941). «Валерий Чкалов» имел шумный успех и упрочил режиссерскую репутацию Калатозова.

Снимал он и в годы Великой Отечественной войны, затем несколько лет занимался административной работой.

Вернувшись в режиссуру, Калатозов снимает ряд фильмов, среди которых «Заговор обреченных» (1950), «Вихри враждебные» (1953), лирическая комедия «Верные друзья», фильм об освоении целины «Первый эшелон». Пиком творчества Калатозова и одной из лучших лент отечественного кинематографа стал фильм «Летят журавли» (экранизация пьесы «Вечно живые» Розова). Фильм получил главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года, его и сегодня помнят.

Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме снималось немало советских и европейских кинозвезд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссером в приподнято романтическом ключе.

Умер Михаил Калатозов 26 марта 1973 года в Москве. Его сын Георгий и внук Михаил также стали кинорежиссерами.

Марис Лиепа
советский артист балета
27 июля 1936 — 26 марта 1989
81 год назад 28 лет назад


Имя Мариса Лиепы вписано в историю мирового балета…

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Учился в балетной студии при Латвийской опере, впоследствии преобразованной в Рижское хореографическое училище.

Был замечен балетными педагогами из Москвы и переведен в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н.Легата.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, после чего был направлен на работу в Ригу. В 1956 году он получил приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Горского – Мессерера).

Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 года прошел удачно, и летом этого года он был принят в труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

В 1960 году Лиепа получил приглашение в труппу Большого театра. Он активно танцевал, создавая партии в классическом и современном репертуаре, с 1963 года занимался педагогической деятельностью.

С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича.

«Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Лиепе была присуждена Ленинская премия.

Конец 1960 – начало 1970-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 году Парижская академия танца назвала его лучшим танцовщиком года и наградила премией Вацлава Нижинского.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.

Лиепа продолжил творческую деятельность вне театра – съемки на телевидении, в кино. Несмотря на успехи в разных жанрах вне сцены Большого театра, он переживал тяжелый период депрессии. В 1980 году была опубликована его автобиографическая книга «Я хочу танцевать сто лет». Но, к сожалению, не получилось…

26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта в Москве. Ему было всего 52 года.

Клара Лучко
советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР
1 июля 1925 — 26 марта 2005
92 года назад 12 лет назад

Клара Степановна Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. Училась в Полтаве, куда переехала семья. Когда началась война, семья Лучко эвакуировалась в Среднюю Азию. Тут Клара окончила десятилетку и поступила на актерский факультет ВГИКа, эвакуированного тогда в Алма-Ату.

После возвращения ВГИКа в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской Герасимова и Макаровой. Первой работой в кино стала роль тетушки Марины в фильме «Молодая гвардия» (1948). Затем последовали неудачи в паре фильмов, и она всерьез задумалась об уходе из кино.

Но в эту пору ее заметил режиссер И.Пырьев и пригласил сниматься в роли Даши Шелест в картине «Кубанские казаки» (1950). После «Кубанских казаков» Лучко узнала вся страна. Ее часто приглашали самые крупные режиссеры – Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц. За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино.

Среди наиболее известных работ артистки – роли в фильмах «Донецкие шахтеры» (1951), «Возвращение Василия Бортникова» (1953), «Большая семья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Рядом с нами» (1957), «Красные листья» (1958), «Снежная сказка» (1959), «В твоих руках жизнь» (1959), «На семи ветрах» (1962), «Государственный преступник» (1964). В этих фильмах судьба свела Клару Степановну с такими замечательными актерами, как Василий Меркурьев, Михаил Яншин, Павел Кадочников, Лариса Лужина, Алла Ларионова, Екатерина Савинова, Валентин Зубков. Съемки в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера.

В 1960-е годы Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж – блестящий актер Сергей Лукьянов. Это был трудный период. Но актриса выстояла. И в дальнейшем переход на возрастные роли только по-новому раскрыл грани ее таланта.

Среди таких работ в активе актрисы – роли в фильмах «Опекун» (1970), «Цыган» (1979), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Бедная Маша» (1981), «Карнавал» (1981), «Ларец Марии Медичи» (1981), «Тревожное воскресенье» (1983) и другие.

В творческих поездках она побывала во многих странах мира, встречалась со всемирно известными людьми: премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, художником Пабло Пикассо, певцом Полем Робсоном. Была лауреатом титулов «Женщина мира» (1996, США) и «Женщина тысячелетия» (2000, Великобритания).

Скончалась Клара Степановна Лучко в Москве 26 марта 2005 года.

Михаил Ульянов
советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист СССР
20 ноября 1927 — 26 марта 2007
90 лет назад 10 лет назад

Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. Фамилию Ульянов Михаил (Жуков – по отцу) взял после войны, перед поступлением в театральное училище.

В 1950 году Михаил окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова, с которым связана вся творческая жизнь актёра. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло своё подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Н. Арбузова «Город на заре».

В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность. Среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

В 1960-е годы Ульянов создает несколько заметных образов в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964) стал советской классикой; мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), маршал Жуков – эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.

Он успешно сочетал работу в театре, кино, на радио и телевидении. В 1973 году дебютировал как режиссёр, поставив на сцене Вахтанговского театра пьесу В.Розова «Ситуация», в 1976 году был сорежиссёром в постановке «Ричарда III», в 1979 осуществил постановку эпического романа В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» и сыграл в нём Степана Разина.

В сентябре 1987 года Михаил Ульянов назначен художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Он избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР, председателем Союза театральных деятелей России, народным депутатом СССР (1989–1992).

Михаил Александрович является автором книг: «Моя профессия», «Работаю актёром», «Возвращаюсь к самому себе».

Народный артист СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных, кинематографических и театральных премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции и «За заслуги перед Отечеством» III степени – Ульянов был награжден и другими наградами, в том числе и иностранными.

Умер великий актер Михаил Александрович Ульянов вечером 26 марта 2007 года в Москве на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, в 2008 году ему был открыт там памятник.

Александр Барыкин
советский и российский певец, композитор, гитарист
18 февраля 1952 — 26 марта 2011
65 лет назад 6 лет назад

Александр Александрович Барыкин родился 18 февраля 1952 года в селе Березово Тюменской области. Затем Александр вместе с родителями переехал в Люберцы, где окончил музыкальную школу.

Барыкин – один из немногих музыкантов, получивших классическое вокальное образование в музыкальном училище имени Гнесиных. Также он окончил Краснодарский институт культуры по специальности «режиссёр массовых мероприятий».

В 1979 году он основал московскую группу «Карнавал». В 1981 году был записан первый альбом «Супермен», послуживший началом популярности группы и Барыкина. В 1982 году в «Карнавале» сменились участники. В новом составе они записали великолепный альбом «Карусель», в котором есть хит «Остров» («Чудо-остров»). Коллектив становится очень популярным.

В 1984 году Александр Барыкин спел озорную песню «Программа передач на завтра» в программе «Новогодний Огонек», получив при этом новую волну популярности. В 1986 и 1987 году Барыкин становится лауреатом программы «Песня года». В то время был издан диск «Карнавала». Был выпущен рок-альбом «Эй, смотри», в котором было много хитов: «Как жаль», «Водоворот». Однако из-за болезни Александру пришлось отложить свою деятельность.

В 1992 году он возвращается к творчеству и выпускает неудачный альбом «Русский пляж». В 1996 году увидел свет альбом «Острова».

В 2000-х появились его работы «Волга», «Молись, дитя», «Река и море», «Любовь», «Нелли», «Ракета с Юга» и другие. Последние годы певец вел активную творческую деятельность, много гастролировал.

Александр Барыкин скончался на 60-м году жизни на гастролях в Оренбурге 26 марта 2011 года. Причиной смерти стал повторный обширный инфаркт во время концерта.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments