30 июля

..

Отто фон Бисмарк

германский государственный деятель, 1-й канцлер Германской империи (1871-1890)
1 апреля 1815 — 30 июля 1898
199 лет назад 116 лет назад

Отто фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в бранденбургской провинции (Саксония-Анхальт) Германии, в семье мелкопоместных дворян. С 1822 года он учился сначала в школе Пламана в Берлине, затем в гимназии им. Фридриха Великого на Фридрихштрассе и в гимназии «У Серого Монастыря». Учился в университете Георга Августа в Геттингене (королевство Ганновер). В Новом Столичном Университете Берлина защитил диссертацию по политической экономии и философии. Отто работал долгое время в Аахене на дипломатическом поприще, но после сорвавшейся свадьбы с дочерью священника покинул его.

В 1838 году он поступил в гвардейский батальон егерей, но смерть матери вынудила его оставить службу и поселиться в Померании, целиком углубившись в дела родовых поместий. В 1847 году он стал депутатом Соединенного ландтага прусского королевства, в 1849 году получает место в нижней палате парламента. После «Эрфуртского» конфликта с Австрией Отто Бисмарка назначают представителем во Франкфуртский Союзный сейм. После Крымской войны в 1857 году его направили послом в Россию, где он неплохо изучил русский язык. В 1862 году Бисмарка назначили главой правительства, передав ему посты верховных министров – началась эпоха Бисмарка-канцлера.

С 1867 года Отто Бисмарк пытается создать Конституцию Северогерманской конфедерации. А во время франко-прусской войны он объявил о создании Второго рейха, а Вильгельма I императором (кайзером) Германии. В 1872 году Бисмарк c Горчаковым организовали в Берлине встречу трёх императоров – германского, австрийского и российского, и уже в 1881 году он опять возобновил Союз Трех Императоров, что, в конце концов, способствовало подписанию договора о создании Тройственного союза (Германии, Австрии и Италии) в 1882 году. В течение 1884 года Германия приобрела огромные территории в Африке. В начале 1888 года скончался Вильгельм I, за ним практически следом Фридрих III, а Вильгельм II после конфликта на тему «Закона против социалистов» подвел Бисмарка к отставке 20 марта 1890 года. Остаток жизни Отто фон Бисмарк провёл в своём имении Фридрихсру под Гамбургом, редко выезжая из него, где и скончался 30 июля 1898 года.

Николай Поликарпов
советский авиаконструктор
8 июля 1892 — 30 июля 1944
122 года назад 70 лет назад

Николай Николаевич Поликарпов, авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, родился 8 июля 1892 года в селе Георгиевское Орловской губернии. Первоначальное образование он получил в Орловской семинарии, а в 1911 году поступил в Петербургский политехнический институт. По окончании института и курсов авиации Николай работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.

С 1918 года Поликарпов работал на заводе «Дукс» (авиазавод №1), где до 1923 года руководил техническим отделом. Весной 1923 года Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем – свободонесущим монопланом. Чуть позже под руководством Николая Николаевича был создан самолет-разведчик Р-1. В январе 1925 года Поликарпов добился организации опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 года Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ «Авиатреста».

В 1927 году он создает истребитель И-3, в 1928 – разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), а также самолёт первоначального обучения У-2, переименованный в По-2 после смерти конструктора. У-2 (По-2) строился до 1959 года. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков

. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков. В 1929 году Поликарпов был арестован по обвинению за «участие в контрреволюционной вредительской организации» и направлен на работу в тюремное КБ. Здесь им был создан истребитель И-5 (находился на вооружении 9 лет), после демонстрационного полета которого перед Сталиным конструктор был амнистирован. После выхода на свободу в 1931 году он назначается заместителем начальника бригады в ЦКБ П.О. Сухого, а в 1933 году – начальником конструкторской бригады №2 ЦКБ, которое возглавлял С.В. Ильюшин. В 1930-х годах им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу истребительной авиации нашей страны тех лет, и на которых было установлено несколько мировых рекордов.


Знаменитый По-2

В мае 1939 года Поликарпов занял пост технического директора и главного конструктора Государственного авиазавода №1, продолжая работу над созданием новых самолетов. Однако, когда в том же году он отправился в командировку в Германию, то во время его отсутствия из состава его КБ было выделено новое ОКБ, в которое переданы лучшие кадры и производственные площади Поликарпова. К тому же у него забрали большинство проектов… По возвращении Николай Николаевич был назначен главным конструктором нового государственного завода №51 и начальником ОКБ-51, где ему пришлось набирать новых сотрудников и с нуля создавать производственную базу. Но Поликарпов не сдавался, у него был накоплен великолепный опыт, рождались новые идеи.

В 1940-е годы у него появляются самолеты на голову выше конкурентов – И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ и ряд других. Летчики давали отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185. Одновременно с работой в ОКБ Поликарпов с 1943 года был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском авиационном институте, а также являлся депутатом Верховного Совета 1-го созыва. Он был награжден многими государственными наградами. Николай Николаевич Поликарпов скончался в Москве 30 июля 1944 года от рака желудка, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Жаль, что не все из задуманного успел сделать этот талантливый человек. Но память о великом конструкторе живет в сердцах всех истинных энтузиастов авиации.

Умберто Нобиле

итальянский конструктор дирижаблей, путешественник, генерал
21 января 1885 — 30 июля 1978
129 лет назад 36 лет назад

Умберто Нобиле (итал. Umberto Nobile) родился 21 января 1885 года в итальянском городе Лауро, в многодетной семье служащего. Первоначальное образование он получил в государственной и частной школах, а затем в университете Неаполя, где изучал электротехнику и инженерное дело. И после его окончания в 1908 году Умберто пошел работать в дорожно-мостовое управление, а через год перешел в генеральную инспекцию железных дорог, где занимался электрификацией оборудования. В 1910 году Нобиле впервые увидел полеты на биплане и так увлекся воздухоплаванием, что в 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов.

После вступления Италии в Первую мировую войну, Нобиле несколько раз пытался попасть в действующую армию, но по состоянию здоровья ему всякий раз отказывали. В итоге его направили на авиазавод в Рим, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота Италии. В эти годы Умберто работал над созданием различных типов авиационной техники и дирижаблей, а также принимал участие в их испытательных полетах. С тех пор он навсегда связал свою жизнь с дирижаблестроением и воздухоплаванием. Помимо строительства дирижаблей, Нобиле занимался и преподаванием, в тот же период времени он написал свою первую книгу «Элементы аэродинамики». Уже тогда он пришел к выводу, что полужесткие дирижабли среднего размера превосходят жесткие и мягкие дирижабли, и внес ряд коренных улучшений в конструкцию этих летательных аппаратов.

В 1919 году, уже будучи директором завода в Риме, Умберто приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты, который затем был продан итальянской и американской армиям. В 1921-1923 годах он разработал и построил свой знаменитый дирижабль «N-1», имевший много новаций в конструкции для своего времени. Причем все свои дирижабли Нобиле не просто строил, но и испытывал их и летал на них как командир корабля. Дирижабль «Норвегия» Дирижабль «Норвегия» В 1925 году в Осло состоялась встреча Нобиле с известным полярным исследователем Р.Амундсеном, который безуспешно за год до этого пытался достичь Северного полюса на гидропланах. Нобиле же был уверен, что для географических исследований вместо самолета целесообразнее использовать дирижабль, в чем и смог убедить Амундсена, и к тому же участвовал в его экспедиции 1926 года в качестве командира дирижабля «Норвегия» («N-1») собственной конструкции, который был усовершенствован для полетов в условиях Арктики. На то время это был самый совершенный воздушный летательный аппарат полужесткой системы.

В апреле 1926 года дирижабль «N-I» вылетел из Рима и через Пулхэм (Англия), затем Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 км, а затем приземлился в Кингсбее (Норвегия). Дальнейший перелет протяженностью 5300 км над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию, а Нобиле он принес мировую известность. Однако после этой экспедиции между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса – создателю и командиру дирижабля – Нобиле, или Амундсену, как руководителю экспедиции. «Масло в огонь» подливала и фашистская пропаганда в Италии , которая прославляла Нобиле и игнорировала Амундсена, а Муссолини даже произвел Умберто в генералы и почетные члены правящей фашистской партии. Нобиле же более всего интересовали дирижабли и полеты. Практически сразу же он начал готовиться к новой полярной экспедиции, которая была задумана как большое национальное предприятие Италии, финансируемое Королевским географическим обществом.

В 1927 году был построен дирижабль «Италия» («N-4»), аналогичный «Норвегии», на котором в 1928-м Нобиле возглавил экспедицию к Северному полюсу, кроме него в экипаж дирижабля вошли 15 человек. После нескольких дней исследований 23 мая 1928 года «Италия», стартовав в Кингсбее, взяла курс на Северный полюс и при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла его. А вот возвратиться обратно, экспедиции было не суждено: 25 мая при сложных погодных условиях дирижабль потерпел катастрофу близ Шпицбергена. Для спасения людей были организованы экспедиции из разных стран, и 23 июня на льдине, где находился лагерь 8 выживших с «Италии», сумел приземлиться самолет шведских ВВС, который эвакуировал с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции через две недели спасли советские моряки ледокола «Красин». По возвращению в Италию Нобиле был обвинен в крушении дирижабля, и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым.

А его непростые отношения с некоторыми высокопоставленными фашистами, вынудили Умберто в 1931 году переехать в СССР, где он в течении 5 лет работал над созданием дирижаблей в поселке Дирижаблестрой и одновременно обучал пилотированию студентов дирижаблестроительного института. В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, но вскоре вновь был вынужден покинуть страну – с 1939 года он жил в США, где преподавал аэронавтику. Только после окончания Второй мировой войны с Нобиле в Италии были сняты все обвинения, он был восстановлен в чине генерал-майора и смог вернуться домой. Здесь Умберто продолжил преподавать в университете в Неаполе, читал лекции по воздухоплаванию, а в 1946 году был избран депутатом Учредительного собрания. Последние годы жизни он посвятил литературному творчеству, его перу принадлежит несколько книг и множество статей. Кавалер Савойского военного ордена, Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» Нобиле был награжден высшей наградой США Золотой медалью Конгресса. Умер Умберто Нобиле 30 июля 1978 года в Риме, в возрасте 93 лет.

Ингмар Бергман

шведский кинорежиссер
14 июля 1918 — 30 июля 2007
96 лет назад 7 лет назад

Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Его отец был лютеранским священником королевской семьи и отличался строгостью нравов. Юный Ингмар изучал литературу и историю искусств в Стокгольмском университете. Будучи студентом, Бергман начал писать сценарии, с которых и началась его профессиональная карьера в кино. С 1941 года он подрабатывал тем, что редактировал сценарии других авторов. В 1944 году был снят фильм по авторскому сценарию Бергмана «Травля». Впоследствии Бергман написал сценарии для многих своих картин.

В 1946 году Бергман начинает работать режиссёром. В начале своей карьеры он работал в качестве театрального режиссёра. Однако со временем его всё больше привлекает кино. Кинокартины Бергмана мгновенно привлекают к себе внимание. Его талантливые режиссёрские работы принесли ему мировую известность и уважение профессионалов кинематографа. Одними из самых известных являются его кинокартины: «Земляничная поляна» (1957), «Седьмая печать» (1956), «Улыбки летней ночи» (1955), «Молчание» (1963), «Персона» (1966).

Работы Бергмана стали классикой мирового кинематографа и повлияли на многих талантливых режиссёров последующих поколений, таких как Андрей Тарковский и Роберт Олтман. В 1970-1980 годах выдающийся режиссер продолжал работать так же плодотворно, как и прежде. Одна из последних его работ «Фанни и Александр» была награждена премией «Оскар» в 4-х номинациях. За свою жизнь Бергман создал более 50 кинокартин, многие из которых без преувеличения можно назвать шедеврами. Помимо работы в кино Ингмар Бергман продолжал свою деятельность в качестве театрального режиссёра, он ставил пьесы Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Антона Чехова, Августа Стриндберга. Ингмар Бергман умер в своем доме на острове Фере, находящемся в Балтийском море, 30 июля 2007 года.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments