Чат неактивен

14 Июля в Истории

Крестоносцы у стен Иерусалима.

14 июля 1099 г
921  год  назад

Участники первого крестового похода начали штурм Иерусалима

В июле 1099 года армия крестоносцев, состоявшая из 1200–1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев под предводительством французского герцога Готфрида Бульонского, добралась до Иерусалима. На рассвете 14 июля 1099 года начался штурм города. Крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров. Штурм продолжался весь день, но город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать – мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам. Они перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл ворота города. После того, как победители ворвались в город, началась резня. Крестоносцы разили мечом всех подряд – мусульман, евреев, и даже немногих оставшихся в городе христиан, превратив Святой Город в настоящую бойню.

После падения города правителем новообразованного Иерусалимского Королевства стал Готфрид Бульонский. Он не пожелал называться королем в городе, где Христос был увенчан терновым венцом, и принял титул Защитника Гроба Господня. После этой победы воины Христовы сочли свой долг выполненным, и большинство из них с богатой добычей вернулось на родину.

14 июля 1700 г.
320 лет назад

Подписан Константинопольский мирный договор, ставший итогом Азовских походов Петра I


Петр I на берегу Невы

На протяжении полутора столетий Россия и Турция поддерживали сравнительно мирные отношения. Но в 1696 году русская армия во главе с молодым царем Петром после продолжительной осады взяла штурмом турецкую крепость Азов в низовьях Дона, обретя долгожданный выход в Азовское море. Победа под Азовом дала возможность начать строительство русского флота на верфях Воронежа, а саму бывшую турецкую крепость превратить в первую военно-морскую базу России.

Окрыленный победой, Петр во время поездки по Европе в 1697–1698 годах пытался найти союзников для продолжения борьбы. Однако у европейских держав были свои интересы в Средиземноморье и на Балканах.

Молодой царь понимал, что обретение выхода к Азовскому морю не приносило России свободы мореплавания: Черное море и Босфор – Дарданеллы оставались в руках Турции, лишая русский флот выхода в мировой океан и к торговым путям в европейские страны. Теперь всё внимание Петра переключилось на Балтику – «вотчину» шведов. Прежде чем перейти к активным действиям в Прибалтике, царю надо было обрести спокойный тыл на юге, заключив мир с Турцией. Сложнейшую задачу ведения мирных переговоров поручили главе Посольского приказа думному дьяку Емельяну Украинцеву (около 1654–1706), опытному дипломату с сорокалетним стажем службы.

Ради скорейшего обретения мира Петр был готов идти на любые уступки. Турция, озабоченная борьбой в Средиземноморье, также склонялась к миру с Россией. (3) 14 июля 1700 года в Константинополе Емельян Украинцев и великий визирь турецкого султана Николай Маврокордато обменялись текстами трактата о перемирии между Россией и Оттоманской Портой. Перемирие было заключено на тридцать лет, что обеспечивало нашей стране свободу действия на Балтике. По договору к России отходил Азов с прилегающими землями и крепостями Таганрогом, Павловском и Миусом.

Турецкие крепости в Приднепровье ликвидировались. Уже в конце лета по указу царя начались приготовления к войне со Швецией – целью первого удара была выбрана крепость Нарва, под стенами которой началась Северная война (1700 – 1721). Подписанный в Константинополе мир с Турцией обеспечил начало нового этапа в истории России.

14 июля 1789 г.
231 год назад

Взятие Бастилии, что стало началом французской буржуазной революции


Взятие Бастилии – 14 июля 1789 года

Взятие Бастилии считается началом французской буржуазной революции. Причиной осады Бастилии стали слухи о решении короля Людовика XVI разогнать образованное 9 июля 1789 года Учредительное собрание и о смещении с поста государственного контролера финансов реформатора Жака Неккера. Возмущенные парижане, вооружившись чем попало, 14 июля 1789 года вышли на улицы и площади города и двинулись к Бастилии.

Штурм крепости длился около четырех часов. Толпа ворвалась в крепость, начальник гарнизона был растерзан, да и сама крепость прилично пострадала. Семь узников, содержавшихся в крепости, были выпущены на волю. Напуганный масштабом восстания король вынужден был пойти на уступки.

На следующий день было официально постановлено разрушить и снести Бастилию, и тут же приступили к работам, которые продолжались до 16 мая 1791 года. Из битого камня крепости делали миниатюрные изображения Бастилии и продавали как сувениры. Большая часть каменных блоков послужила для строительства моста Конкорд. Для многих поколений французов крепость была символом всевластия королей.

За 400 лет среди узников Бастилии было немало знаменитых личностей – Франсуа Ларошфуко, Пьер Бомарше, дважды узником Бастилии был Вольтер. Падение Бастилии воспринималось как торжество революции и стало обрастать легендами. Начиная с 1880 года, годовщина взятия Бастилии празднуется французами как национальный праздник.

14 июля 1896 г.
124 годf назад

На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде представлен первый русский автомобиль


Автомобиль Фрезе и Яковлева в 1896 году на Нижегородской выставке

В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей (электрическое зажигание, съемную головку цилиндра, смазку под давлением). В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией.

На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства – немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину.

Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Машина представляла собой четырехтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с.

Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч.

Император Николай II при посещении выставки не удостоил новинку вниманием. Тем не менее, Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия и продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Однако после смерти Яковлева его завод перешел в руки другого владельца, который не интересовался автомобилями.

14 июля 1903 г.
117 лет назад

Состоялся ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали)


Железнодорожный мост через Каму в Перми

13 июня 1891 года император Александр III подписал рескрипт о сооружении Великого Сибирского пути близ Владивостока: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

3 ноября 1901 года произошла смычка рельсов, а 14 июля 1903 года состоялся ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию. Транссиб проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа РФ, на пути расположено 87 городов. Он пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури, на протяжении 207 километров проходит вдоль озера Байкал и 39 километров – по берегу Амурского залива Японского моря.

Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) – 9288,2 км. Транссиб проходит по территории двух частей света – Европе (19,1 процента длины) и Азии (80,9 процента). Начальный пункт Транссиба – Ярославский вокзал в Москве, конечный – Владивостокский вокзал во Владивостоке.

14 июля 1909 г.
111 лет назад

Состоялось официальное открытие «Кавказской Ривьеры»


Роскошная тропическая растительность — одна из визитных карточек «Кавказской Ривьеры»

Родоначальницей многочисленных санаториев, действующих в сегодняшнем Сочи, можно считать «Кавказскую Ривьеру». Так называлось — и, забегая вперед, скажем, что называется и по сей день, — курортное заведение, открывшееся летом 1909 года. Инициатива его создания принадлежала министру земледелия и государственных имуществ Алексею Ермолову, а реализовать ее взялся московский коммерсант Антон Тарнопольский. Министерство выделило на берегу Черного моря хорошую местность.

Под будущую здравницу отдали участок земли поблизости от тогда еще посада Сочи, на Хлудовской стороне, где ранее были обнаружены минеральные источники. Летом 1906 года здесь началось строительство. На побережье возвели две четырехэтажные гостиницы, театр, ресторан и кафе. Здания были оснащены канализацией и электрическим освещением. На территории курорта создали собственный водопад.

Курорт получил название «Кавказская Ривьера» — в честь Ривьеры (это слово переводится с французского как «красивое взморье») европейской, расположенной на побережье Средиземного моря. Спустя всего год стало понятно, что двух гостиниц не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Поэтому к комплексу добавили еще один трехэтажный корпус, а заодно и водолечебницу с ваннами, купальнями и медицинским оборудованием. Но и этого оказалось мало. Уже в 1912 году началось строительство еще одной гостиницы.

В общей сложности в четырех гостиницах «Кавказской Ривьеры» было 250 номеров.


Великолепные горные пейзажи Красной Поляны

В 1914 году «Кавказская Ривьера» стала акционерным обществом. Акции приобрели более 600 человек, каждый из которых получил право пользоваться услугами здравницы. Частные вложения позволили курорту развиваться дальше.

После революции 1917 года на базе «Кавказской Ривьеры» открылся один из первых в Сочи санаториев. Название при этом сохранилось прежнее. С тех пор количество санаториев в прибрежном городе постоянно увеличивалось, поскольку желающих отдохнуть на берегу теплого моря, не выезжая при этом из страны, с годами только росло. Продолжает действовать родоначальница санаторно-курортного направления. После реконструкции, начавшейся в ноябре 2009 года, «Кавказская Ривьера» вновь принимает гостей.

14 июля 1941 г.
79 лет назад

Впервые в бою была применена знаменитая «Катюша»

В конце июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13, любовно прозванные советскими солдатами «Катюшами». Известно несколько версий происхождения этого названия. Наиболее вероятная из них связана с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 и с популярной в то время одноименной песней.

«Катюша» стала первой созданной в нашей стране мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО). А в начале июля 1941 года была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии во главе с капитаном Иваном Флеровым, вооруженная семью этими боевыми установками. И 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному фашистскими войсками железнодорожному узлу города Орши.

Это стало боевым крещением «Катюш». В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами были уничтожены вражеские эшелоны, боеприпасы и переправа через реку Оршицу. Так, переправа противника была сорвана и развить успех на этом направлении ему не удалось.

Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что и стало одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им Сухопутных войск Красной Армии. Батарея же Флерова продолжила успешно воевать – она участвовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года при движении к линии фронта из тыла батарея попала в засаду врага под деревней Богатырь (Смоленская область).

Расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины, большинство бойцов и их командир Иван Флеров погибли. За героизм Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня. В августе–сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8. В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «Катюш». С осени 1941 года этим частям при формировании было присвоено звание гвардейских.

14 июля 1946 г.
74 годf назад

Вышло в свет первое издание книги доктора Бенджамина


Великий воспитатель Бенджамин Спок

За свою долгую жизнь главный «педиатр мира» Бенджамин Спок написал 13 книг. Однако именно энциклопедия для родителей – «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним» принесла скромному детскому врачу и малоизвестному психоаналитику мировую славу. Первое издание этой книги вышло в свет 14 июля 1946 года.

Бестселлером Бенджамина Спока зачитывались миллионы матерей. За первый год без предварительной рекламы разошлось 750 тысяч экземпляров. Такой объем продаж сохранялся еще долгие годы, выведя книгу Спока в Америке на второе место по популярности после Библии. К концу века суммарный тираж книги перевалил за 50 миллионов.

Книга была переведена на 42 иностранных языка, включая тайский, тамильский и урду. Однако, далеко не все идеи доктора Спока прошли испытание временем. Некоторые из них впоследствии даже были признаны крайне опасными. Известно, что именно Спок ввел такие моменты как кормление по часам, что привело к пропаданию молока у женщин и, соответственно, к развитию компаний по производству искусственных смесей.

Теория, что детей не нужно «баловать» укачиванием, если они начинают плакать, привела, по мнению многих современных психологов, к нарушению воспитания у нескольких поколений, когда ребенок воспринимает информацию от матери на тактильном уровне.

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments