Знаменитый сборник изречений, важная составная часть буддийского канона, …

Знаменитый сборник изречений, важная составная часть буддийского канона, …

Знаменитый сборник изречений, важная составная часть буддийского канона, означающий «Стезя добродетели» (второй вариант перевода названия — «Основа закона»), созданный в IV или III в. до н. э. Ниже приведены избранные стихотворные сутры из самой авторитетной версии «Дхаммапады», состоящей из 423 сутр и 26 глав.

Дхаммапада – выдержки.

-Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены.
-Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий.
-Если кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище.
-Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
-Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше, чем тысяча речей, составленных из бесполезных слов.
-Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.
-Один день жизни обладающего кипучей энергией человека лучше столетнего прозябания ленивого и лишенного энергии человека.
-Если злой сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нем свои намерения, ибо накопление зла — горестно.
-Если добрый сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нем свои намерения, ибо накопление добра — радостно.
-Если рука не ранена, можно нести в руке и яд — яд не повредит не имеющему ран. Кто не делает зла, не подвержен злу.
-Из костей сделана эта крепость, плотью и кровью оштукатурена; старость и смерть, обман и лицемерие заложены в ней. Те, кто не вел праведной жизни, не достиг в молодости богатства, гибнут, как старые цапли на пруду, в котором нет рыб.
-Плохие и вредные для себя дела делать легко. То же, что хорошо и полезно, делать в высшей степени трудно.
-Сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самими собой. Одному другого не очистить.
-Кто прежде был легкомысленным, а потом стал серьезным, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков.
-Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно. Подобно птице, освобожденной из сети, лишь немногие попадают на небеса.
-Несотворение зла, достижение добра, очищение своего ума — вот учение просветленных.
-О, мы живем очень счастливо — не враждующие среди враждующих, здоровые среди больных, не томящиеся среди томящихся, хотя у нас нет ничего. Мы будем питаться радостью, как спящие боги.
-Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся и от побед, и от поражений.
-Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья, равного спокойствию.
-Здоровье — величайшая победа; удовлетворение — величайшее богатство; доверие — лучший из родственников; нирвана — величайшее благо.
-Мудрые сдержанны телом; они также сдержанны в слове; мудрые сдержанны умом; они поистине во всем сдержанны.
-Грязнее всего грязь невежества, худшая грязь.
-Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.
-Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, — он, беспечный и ленивый, не найдет пути к мудрости.
-Пока у мужчины не искоренено желание к женщине — пусть даже самое малое, — до тех пор его ум на привязи подобно теленку, сосущему молоко матери.
-Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.
-Если что-либо должно быть сделано — делай, совершай с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли.
-Друзья приятны, когда в них возникает потребность. Приятно удовольствие, если оно взаимно.
-У человека со смущенной мыслью, с сильной страстью, видящего лишь удовольствие, желание все возрастает: поистине они делают путы крепкими.
-Я называю брахманом того, для кого не существует ни этого, ни того берега; кто бесстрашен и свободен от привязанностей; кто размышляет, свободен от страстей, спокоен; кто делает дело; преодолевает желания; кто достиг высшего блага.
-Тот, кто отбросил зло, зовется брахманом, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью.
-Брахманом становятся не из-за спутанных волос, родословной или рождения. В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман.
-Я называю брахманом того, кто разорвал путы и кто действительно не дрожит от страха, кто преодолел привязанности и отрешился от мира; кто устранил препятствия и разорвал ремень, плеть и цепь с уздой.
-Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить.
-В этом мире ликует он и в ином ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. «Добро сделано мной!» — ликует он. Еще больше ликует он, достигнув счастья.
-Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».
-Если даже человек мало повторяет писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, — он причастен к святости.
-Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.
-Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.
-Не думай легкомысленно о зле: «Оно не придет ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его.
-Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.
-Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.
-Побежденного обласкай и отнесись с уважением: у тебя будет еще один друг.
-У того, чья мысль нестойка, кто не знает истинной дхаммы, чья вера колеблется, — мудрость не становится совершенной.
-У цветов аромат не распространяется против ветра, также — у сандалового дерева, у татары или у жасмина. Аромат же добродетельных распространяется и против ветра. Благой человек проникает повсюду.
-Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments