Стиль, породивший The Beatles. Или наоборот… Биг-Бит

Стиль, породивший The Beatles. Или наоборот… Биг-Бит

Британское вторжение в картинках

 В 1950-х годах прошлого века рок-н-ролл оперативно и навязчиво завоевал и США, и Великобританию, подготовив почву для развития новых жанров и направлений. Одним из наиболее значимых стилей рока того времени стал БИГ-БИТ (Big Beat, он же Мелодичный Бит) изначально представлявший собой “британскую версию рок-н-ролла”, а позднее (к середине 1960-х годов) обретший свой собственный музыкальный язык и устроивший широко известное в музыкальных кругах “Британское вторжение”.

Если рок-н-ролл устойчиво и непреклонно опирался на блюзовую основу, то Биг-Бит перенес развитие рока в среду англо-кельтской музыки, а затем и общеевропейской классической музыкальной традиции. Биг-Бит оказался понятен и близок массовому слушателю – от мала до велика, благодаря чему популярность его стала шокирующе всеобъеблющей. Главное (наиболее успешное, конечно) дитё Биг-Бита – Ливерпульская четверка – The Beatles. Также широко известны группы Hollies, Herman’s Hermits, Manfred Mann, The Animals.

Тематика

Темы песен Биг-бита – любовь, незамысловатая юношеская романтика, повседневные сюжеты с налетом мечтательности. Музыка соответствует текстам: она преимущественно размеренна, по жанру близка народной балладе, чуть раскачанной басом и ударными.

Инструментарий

Усредненный инструментальный состав биг-бита: соло-электрогитара, ритм-гитара, бас-гитара, ударная установка, вокал. Периодически используются фортепиано, скрипки, деревянные духовые, различные виды перкуссий и губная гармошка.

Форма

Как и многие популярные жанры, биг-бит опирается на куплетно-припевную форму, но она может обрастать неожиданными разделами, особенно в рамках творчества The Beatles.
1 вариант. Последовательность куплетов с припевом – типичная куплетно-припевная форма A – B – A1 – B – A2 – B и т.д. Здесь особенно важна контрастность куплета и припева. Некоторые песни начинаются не с куплета, а с припева.

Напомню, что в куплете обычно происходят основные события песни – тексты куплетов меняются, а припев имеет стабильный (или относительно стабильный) текст, выражает основную мысль песни и является ее главным эмоциональным центром. Именно припев – наиболее запоминающаяся часть песни, инициирующая публику активно подпевать своим кумирам.

Yesterday группы The Beatles – простой пример простой формы: куплет-припев-куплет-припев-куплет.

2 вариант. Куплеты чередуются с припевом и бриджем. Т.е. форма фактически являются трехсоставной. Например, A-B-A1-B-C-A2-B-С и т.д. Такова, например, песня Herman`s Hermits – “Mrs Brown”.

Бридж (от англ. “Мост”) – дополнительная часть песенной формы, усиливающая контраст между куплетом и припевом. Часто является чем-то вроде лирического отступления и в музыкальном содержании, и в тексте.

 

Herman`s Hermits Mrs. Brown – пример трехсоставной формы

Большинство композиций Биг-Бита открываются небольшим вступлением – инструментальным, либо вокальным, обычно тематически родственным куплету либо припеву.

Ритмика

В биг-бите (как и во всем роке) преобладают квадратные структуры. Метр – почти всегда 4/4, темп – от 70 до 170 ударов в минуту, пульсация ударных обычно 8/8, хотя есть исключения: пульсация 12/8 может быть использована в стилизованных под свинг примерах (также как и офф-бит, например). В аккомпанементе преобладают ровные восьмые и четверти с подчеркиванием сильных долей.

Мелодизм и вокальные партии

Мелодии биг-бита обычно достаточно простые и запоминающиеся. Структура мелодии выдержана в волнообразном движении, частыми гостями вокальных партий являются неаккордовые звуки и задержания. Рифы практически не используются: здесь гитарные и басовые партии почти всегда вторичны по отношению к вокальной мелодии. Очень развиты партии бэк-вокала (о чем можно судить на примере почти всего творчества The Beatles) – это новация стиля, такого не было ни в блюзе, ни в рок-н-ролле.

Бэк-вокал Биг-Бита может дублировать основную мелодию в интервал, может использоваться как бурдон (педаль), либо становиться имитационным ответом солисту – все это из Биг-Бита позже весьма ловко взяла и приспособила попса:)

Manfred Mann Doo Wah Diddy – здесь бэки регулярно “отвечают” солисту

Гармония

Гармония Биг-Бита опирается на традиционные для английской баллады (и ее кельтских прародителей) лады: ионийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, мелодический минор. Игры и переливы натуральных ладов также стали основой более поздних рок-стилей, а сейчас активно завоевывают Олимп “высокой попсы”.
Также важно отметить ладовую переменность в песнях того времени – постоянные переокрашивания одного лада ступенями другого делают гармонию очень яркой и разнообразной.
Аккордика. Преобладают трезвучия, реже используются малые минорные септаккорды (II, VI, III ступеней) и малые мажорные септаккорды (D, DD, D к IV). В качестве своеобразной изюминки трезвучия часто излагаются с различными задержаниями (sus).
Большинство гармонических оборотов имеет плагальный либо медиантовый характер.

Типичные гармонические обороты Биг-Бита

а). I – VIm – IIm – V

The Beatles – You`re Gonna Lose That Girl.

Аккорды куплета: E – G#m – F#m – B

б). I – IIIm – IIm -V

Herman`s Hermits – Mrs. Brown. Аккорды куплета C – Em – Dm – G

в). IIIm – VIm – I

The Beatles – Can`t Buy Me Love. Аккорды припева C – Am – Em – C

г). VIm – IIIm – IVm

The Beatles – «No Reply» на словах “I Saw The Light”

д). I – V – IV

The Beatles – «Nowhere Man» (последовательность Eb – Bb – Ab в куплете)

 

е). I – VIIb – I

The Beatles – “A Hard Day`s Night”. На словах “And I`ve been working like a dog” – C – Bb – C.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments