Чат неактивен

Роберт Шуман

немецкий композитор, пианист, музыкальный критик
8 июня 1810 — 29 июля 1856
204 года назад 158 лет назад

В своем творчестве эстет и интеллектуал, один из самых значительных композиторов первой половины 19 века – Роберт Шуман сумел отразить эстетику романтизма, как никто другой. Он своими сочинениями сумел преодолеть засилье устаревших классических форм. Его музыка была смелым новаторским экспериментом, но сам автор не был понят большинством современников…

Роберт Шуман родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Обучаясь в гимназии, он познакомился с произведениями Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. С детства он занимался профессиональной литературной работой, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, а его школьные сочинения по литературе написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов.

В 1828 году Роберт поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он и не думал в юности становиться музыкантом. Его привлекала карьера юриста, но вскоре выяснилось, что у него талант к фортепьянному творчеству. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке. В 1830 году Шуман вернулся в Лейпциг и начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и композиции у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством и … повредил правую руку. Средний палец навсегда перестал действовать, поэтому о карьере профессионального пианиста пришлось забыть. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году он женился на дочери его учителя, выдающейся пианистке — Кларе Вик. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф.Мендельсоном. В 1844 году Шуман с супругой совершили гастрольную поездку в Россию – в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году они переехали в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства композитора, лишь через два года он поправился настолько, чтобы продолжить творчество и работу. В 1853 году супруги отправляются в путешествие по Голландии, однако вскоре стали вновь проявляться симптомы болезни.

В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он и оставался до конца жизни. В больнице он почти не сочинял, лишь изредка ему разрешали увидеться с супругой. Роберт Шуман оставил богатое творчесткое наследие. Большая часть его фортепьянных пьес создана в форме циклов небольших пьес преимущественно лирико-драматического и портретного жанров. Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». В нем перед слушателем предстают сценки, танцы, маски и ряд музыкальных портретов: Паганини, Шопен и возлюбленная супруга музыканта. Кроме того, Шуман увлекался написанием вокальной музыки. Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение, роль которого заметно возросла, нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу.

Творческое наследие композитора поражает. Он является автором 4 симфоний, 8 увертюр, 7 различных концертов, огромного количества фортепианных, камерных инструментальных и вокальных, хоровых и других произведений. Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке, который он основал в 1834 году, Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей. Первый был пылким и страстным – он порицал франтовство, бездушное отношение к музыке, иронизировал над «модными» композиторами. Второй, нежный и мечтательный, приветствовал новую романтическую школу, призывал переосмысливать классику. Этот журнал «Neue Zeitschrift für Musik», который стал в дальнейшем одним из влиятельнейших музыкальных периодических изданий, Шуман на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

Умер Роберт Шуман 29 июля 1856 года в Энденихе близ Бонна (Германия), был похоронен в Бонне. Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Пётр Чайковский, деятели «Могучей кучки».

Винсент ван Гог
голландский художник-постимпрессионист
30 марта 1853 — 29 июля 1890
161 год назад 124 года назад


Винсент ван Гог (Автопортрет, фрагмент картины)

Он прожил жизнь в нищете. Признание к нему пришло уже после смерти, и сегодня за его картины дают десятки миллионов долларов.
Винсент ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерте (Голландия). Он был старшим ребенком в семье пастора, с детства показавшим свою противоречивость: домашние запомнили его как своенравного и трудного ребенка, а вне семьи он был тихим, серьезным, милым и скромным. Сначала он учился в деревенской школе, потом дома, у гувернантки, а в 11 лет его отправили на учебу в интернат. Оторванность от семьи произвела не него угнетающее впечатление, отразившееся на всей дальнейшей жизни.
В 1
5 лет он бросает учебу в интернате и возвращается домой. Любовь к живописи зародилась у Винсента, когда он начал работать дилером в художественно-торговой фирме дяди. Он был весьма успешен на этой работе и в 20 лет стал зарабатывать больше своего отца. Он начинает разбираться в живописи и ценить ее. Вскоре его постигла неудача в любви. Разочарование сказалось на работе – он потерял к ней интерес и обратился к Библии. Жизнь круто поменялась. Ван Гог побывал учителем, продавцом книг, проповедником в беднейшем шахтерском районе…


Ваза с двенадцатью подсолнухами (1889)

Первые работы художника появились в 27-летнем возрасте и не отличались особой изысканностью и красотой. Но это были лишь первые шаги на пути к искусству. Героями его картин были простые люди с их тяжелой и угнетенной жизнью. Огромную помощь художнику оказывал его брат Тео. Он не только помогал ему в материальном плане, но и был ценителем его творчества. Одним из первых учителей ван Гога стал голландский мастер Мауве.


В 1885 году свет увидело знаменитое полотно «Едоки картофеля».

Оно написано темными оттенками и, как и на остальных картинах, центральным объектом является человек с его эмоциями и переживаниями. В 1886 году Винсент переезжает в Париж, где пишет целую коллекцию полотен, среди них – наиболее известное «Сад поэтов». Новый период творчества знаменуется переменой стиля. Краски становятся более яркими, сюжеты более жизнерадостными. Для этого периода характерна техника пуантилизма – мелкие короткие мазки переливающихся красок. Ван Гога увлекает непосредственное изображение человека и пейзажей, как в японской гравюре. В этот период пишется много портретов и автопортретов.

Ваза с ирисами (1890)

Ван Гог был очень плодовитым художником – за день он мог написать несколько картин. Это и пейзажи, и натюрморты, и портреты, и жанровая живопись. Поздний период творчества, начавшийся после переезда из Парижа на юг Франции, очень противоречив, но вместе с тем наиболее плодотворен. Яркая природа Прованса вдохновляла художника на написание очень живых и красочных пейзажей. Но в то же время, в душе художника зрела болезнь, которая привела в конце концов к его смерти. В периоды кризиса он пишет картины, передающие гнетущее чувство безысходности, охватывающее его. Художник выбирает сумрачные цветовые сочетания, деформирует предметы. В одну их таких минут отчаяния уставший бороться с безумием Винсент ван Гог выстрелил в себя из пистолета. Это произошло 29 июля 1890 года в городе Овер-сюр-Уаз (Франция).

Николай Крыленко

советский государственный деятель, один из организаторов сталинских репрессий
14 мая 1885 — 29 июля 1938
129 лет назад 76 лет назад

Николай Васильевич Крыленко родился (2) 14 мая 1885 года в селе Бехтеево Смоленской губернии, в семье ссыльного студента. В 1903 году окончил гимназию и поступил в Петербургский университет, где в 1904 году стал большевиком. В 1905 году Крыленко познакомился с В.И. Лениным, стал членом Военной организации и принимал активное участие в работе Совета рабочих депутатов. В 1907 году Крыленко был арестован, но оправдан за неимением доказательств. Воинскую службу Крыленко проходил в 1912-1913 годах и дослужился до прапорщика. В 1913 году был арестован, но вскоре освобожден и выслан в Харьков, что было ему на руку для сдачи экзаменов в Харьковском университете, где он окончил юридический факультет в 1914 году. После этого он нелегально эмигрировал в Австрию, затем в Швейцарию.

В 1915 году ЦК направил Крыленко в Россию для подпольной работы. В 1916 его арестовали как офицера, уклоняющегося от военной службы. После 4 месяцев тюремного заключения Крыленко направили в армию, где его и застала Февральская революция. Крыленко стал председателем дивизионного комитета, а в апреле 1917 года он участвовал в съезде делегатов 11-й армии и призывал солдат не доверять Временному правительству, пропагандировал большевистские лозунги о немедленном мире, передаче земли крестьянам и переходе полной власти «к пролетариату». Как член ВРК он принимал самое активное участие в Октябрьской революции; руководил подавлением восстания юнкеров в Петрограде и разгромом А.Ф. Керенского и П.Н. Краснова в Гатчине. Крыленко в составе первого Совета Народных Комиссаров был членом Комитета по военным и морским делам.

В ноябре 1917 года Ленин назначил его Верховным главнокомандующим. В 1918 году Крыленко руководил революционными трибуналами, с чего и началась его организаторская деятельность по созданию советского суда и прокуратуры. В 1922-1931 годах Крыленко был назначен председателем Верховного трибунала, прокурором РСФСР и СССР. А в 1931 году он стал народным комиссаром юстиции. Крыленко написал более 100 трудов по советскому праву. В 1934 году ему присвоили ученую степень доктора государственных и правовых наук. Состоял в комиссии по подготовке Конституции РСФСР и СССР.

Крыленко был одним из организаторов сталинских репрессий, поддерживал обвинения на всех сфабрикованных политических и судебных процессах. Но и сам стал жертвой репрессий. В 1938 году его арестовали, обвинив в принадлежности к антисоветской организации, а затем приговорили к расстрелу. Приговор приведен к исполнению 29 июля 1938 года – Николай Васильевич Крыленко был расстрелян на полигоне под Москвой. Реабилитирован Крыленко только в 1955 году.

Анатолий Соловьяненко

советский оперный певец, лирико-драматический тенор
25 сентября 1932 — 29 июля 1999
82 года назад 15 лет назад

Анатолий Борисович Соловьяненко родился 25 сентября 1932 года в Донецке. Будущий знаменитый оперный певец в юности считал пение не более чем хобби. Он закончил политехнический университет и работал преподавателем начертательной геометрии, когда неожиданно для себя произвел фурор на киевском смотре талантов. Он настолько профессионально исполнял оперные арии, что был приглашен на работу в Государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко в качестве стажера. Его победа в конкурсе молодых вокалистов за право стажироваться в Ла Скала уже никого не удивила.

В Ла Скала его наставником стал маэстро Барра. Под его чутким руководством в течении трех лет Соловьяненко раскрывал свой талант, оттачивал мастерство. Благодаря маэстро, украинский певец совершенствовал культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. Соловьяненко был первым русским тенором, которого пригласили петь в Метрополитен Опера – лучшем оперном театре США. В течении года он участвовал в 12 спектаклях. Тем более удивительным был его успех, что консерваторское образование Соловьяненко получил уже будучи народным артистом СССР.

За тридцать лет работы в киевском театре оперы и балета, Соловьяненко исполнил свыше 18 партий. Самые удачные из них: Владимир Игоревич («Князь Игорь» А.Бородина), Ленский («Евгений Онегин» П.Чайковского), Альфред («Травиата» Дж.Верди), Андрей («Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артёмовского), Фауст (в одноимённой опере Ш.Гуно), Надир («Искатели жемчуга» Ж.Бизе), Рудольф («Богема» Дж.Пуччини). В течении всей своей творческой жизни Соловьяненко много концертировал, исполняя романсы русских композиторов, арии из опер, русские, украинские, неаполитанские песни. Выезжал он и на гастроли за рубеж – в страны Европы, Азии и Америки. Всё наследие великого певца составляет 18 грампластинок. Умер Анатолий Борисович Соловьяненко 29 июля 1999 года на Украине. В честь Анатолия Борисовича назван Донецкий театр оперы и балета. На площади перед театром певцу установлен памятник.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments