Работа педалью тормоза и газа

Работа педалью тормоза и газа

Как-то раз мне сказал двенадцатилетний племянник: «Дядя Вова, вы всегда так плавно останавливаетесь, с вами так приятно ездить, эх…, вот бы маме моей так научиться». В чем же может быть причина подобных высказываний?

Нужно не только уметь дозировать тормозное усилие, очень важно правильно завершать торможение, без «клевка». Ошибка большинства водителей состоит в том, что они давят на педаль тормоза с постоянным, а порой и с нарастающим усилием. В последний момент колеса блокируются и встают как вкопанные, передняя подвеска сжимается и машина «клюёт носом», а затем распрямляющаяся подвеска раскачивает автомобиль в обратную сторону. Что в этом плохого? На последних сантиметрах тормозного пути на колеса и тормозные колодки приходятся большие усилия, и происходит их дополнительный износ, которого легко избежать. В такие моменты пассажиры испытывают явный дискомфорт, появление которого также очень просто не допускать.

Зимой на скользком покрытии при блокировке колес в конце тормозного пути машину может даже качнуть в сторону (столкнуть в колею), а если рядом плотно стоят другие машины, то может случиться и мелкое ДТП. ABS на скоростях менее 5 км в час выключается, иначе машина бы и не останавливалась. Но самое главное – неумение правильно снимать ногу с педали тормоза очень часто является причиной возникновения аварийной ситуации перед входом в поворот, о которой многие даже не задумываются.

Резко снимая ногу с педали тормоза, можно вызвать кратковременные колебательные процессы в подвеске и уменьшить на короткий момент общее сцепление с дорогой в то самое время, когда оно наиболее востребовано. Типичный результат таких неправильных действий – это занос задней или снос передней оси.

При каждой остановке вы имеете возможность для тренировки вашей правой ноги. Не теряйте времени, и не думайте, что умение останавливаться без «клевка», а значит, и умение правильно тормозить, будет приобретено вами без особого труда. Машина в процессе торможения наклоняется вперед, в конце торможения она должна плавно уменьшить крен и вернуться в горизонтальное положение, не совершая при этом никаких колебаний.

Помните, что умение правильно тормозить обеспечивает максимальную безопасность, максимально сберегает ресурс тормозной системы и шины, а главное, позволяет практически при каждом торможении оттачивать свое мастерство и поддерживать максимальный комфорт для пассажиров. Учитесь останавливаться точно в запланированном вами месте. Как это делать? Необходимо по мере падения скорости ослаблять тормозное усилие.

Давайте проанализируем, что происходит при торможении, и как нужно работать педалью тормоза.

1)Трение нелинейно зависит от скорости как в контакте шины с дорогой, так и в тормозной системе. С ростом скорости сила трения уменьшается, а с падением возрастает. Но зависимость трения от скорости в этих случаях разная. В тормозных колодках трение при замедлении прирастает быстрее, и для того, чтобы избежать блокировки колес, или просто поддерживать торможение с постоянным ускорением, необходимо по мере падения скорости ослаблять тормозное усилие.

2)Тормозное усилие непропорционально зависит от положения педали тормоза. Педаль тормоза имеет «мертвый ход», и когда вы на нее просто ставите ногу, или только начали давить, то никакого торможения еще не происходит, хотя стоп-сигналы уже начинают светиться. Только пройдя определенное расстояние, педаль заставит тормозные колодки коснуться дисков. Очень важно чувствовать и помнить положение педали, в котором фактически начинается торможение. Дальнейшее движение педали тормоза вниз незначительно, а тормозной эффект быстро возрастает. Любые действия, связанные с торможением, вам необходимо осуществлять в этом положении ноги только при помощи изменения прикладываемого усилия, совершая ногой совсем незначительные движения. Для наглядности можно представить, что вас попросили остановить вращающийся по инерции точильный круг доской. Очевидно, что пока доска не касается круга, замедления не происходит. Также ясно, что если доска уже касается круга, то усилить замедление можно, увеличив давление на доску, двигаться дальше ей некуда, она способна только чуть прогнуться.

Даже для выполнения приема «прерывистое торможение», которое применяется при торможении на покрытиях с резко меняющимися свойствами (торможение на асфальте, езда накатом по льду) необходимо только чуть ослабить усилие, а не возвращать педаль полностью в ее исходное ненажатое положение.

Именно в положении педали тормоза, при котором тормозные колодки начинают касаться дисков, необходимо уметь плавно уменьшать усилие. И в этом же положении производятся любые действия по модуляции тормозного усилия. После того как при уменьшении усилия вы дошли до мертвого хода, ногу можно снимать с педали с любой скоростью. Если вы начали пользоваться педалью тормоза, то ваша цель делать это максимально эффективно, не стоит тратить время на бесполезные движения в зоне, где она не работает, это только увеличит тормозной путь (в моменты, когда тормозные колодки не касаются дисков, торможения не происходит).

У правой ноги может быть только два положения – либо она находится на педали газа, либо на педали тормоза. Можно полностью ослабить усилие на педаль газа, не снимая с нее ноги, готовясь к ускорению, или положить ногу на педаль тормоза, не опасаясь, что начнется торможение с учетом мертвого хода, нога при этом может отдохнуть.

Машина все равно уже начала замедляться, а такое положение ноги с начавшими светиться стоп – сигналами предупредит едущий за вами автомобиль о том, что вы можете начать более интенсивное торможение. Полезно зажигать стоп-сигналы без торможения в случае, когда при движении с приличной скоростью у вас кто-то сидит на хвосте, не соблюдая разумную дистанцию. Увидев стоп-сигналы, задний водитель наверняка постарается снизить скорость.

Зависание правой ноги в воздухе между педалями ничем не оправдано. Либо вы используете двигатель для поддержания движения или для ускорения автомобиля, давя (или предполагая давить) на педаль газа, либо вы готовитесь к торможению или тормозите, и ваша нога находится на тормозе. Зависшая нога быстро утомляется, а для ее переноса на одну из педалей потребуется дополнительное время, кроме того, нога в подвешенном состоянии теряет ориентацию и может точно не попасть в нужное место (когда неожиданно возникло препятствие, или свойства покрытия резко изменились).

Например, машина может наехать на разлитое масло, заехать на скорости в лужу, на дорогу может выскочить дикое или домашнее животное, или человек. Время для изменения положения ноги из зависшего состояния или при смене педалей – не менее 0,2 сек. За это время на скорости 60 км/ч машина проходит 3 м, примерно настолько вы можете сократить остановочный путь, если приучите держать правую ногу в готовности.

Двигаясь по дорогам общего пользования, также целесообразно отрабатывать умение работать с педалью газа, если конечно это позволяет делать дорожная обстановка. Постарайтесь поддерживать постоянное значение скорости, например, ровно 65 км/ч, и при движении по прямой, и на спуске, и на подъеме. Вы обнаружите, что это совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Двигатель реагирует на педаль газа с задержкой, и следует приспособиться к такой особенности работы двигателя. Газ – это не рубильник, и даже если вы утопите педаль газа в пол, то двигателю необходимо время, чтобы на это среагировать.

Умение работать педалью газа позволит вам без особых затруднений трогаться на скользком покрытии и научит быстро приспосабливаться к изменяющимся дорожным условиям. Вы можете научиться чувствовать свою машину в любое время и при любой погоде. Научите свою правую ногу правильно работать, и вы будете получать истинное удовольствие от того, как послушно автомобиль начнет реагировать на ваши действия.

Как не парадоксально это может показаться, но отработанное торможение с чувством позволяет сократить тормозной путь, а умение чувствовать педаль газа – набирать скорость с максимальным ускорением. Дело в том, что торможение и ускорение часто бывает ограничено не тормозной системой и мощностью двигателя, а сцепными свойствами шины с дорогой. На скользкой дороге легко дойти до срабатывания ABS при торможении, а при разгоне довести колеса до пробуксовки.

ABS останавливает машину лучше любого мастера на твердой однородной поверхности, но только после того, как завершились все колебательные процессы, связанные с перемещением веса (если машина не оборудована современной системой курсовой устойчивости, способной гасить подобные колебания). В случае тупого давления в пол педали тормоза на машине, оборудованной только простой системой ABS, начинается перемещение веса и колебательные процессы в подвеске. Общее сцепление с дорогой падает на 0,1-0,2 сек., и ABS честно выполняет свою работу – не дает блокироваться задним колесам, резко снижая эффективность торможения. На скользкой дороге может иногда создаваться впечатление, что тормоза не работают.

Если ABS уже сработала, то нет смысла ослаблять давление на педаль. Начиная торможение быстро, но плавно, вы можете сократить тормозной путь, сводя на нет колебания в подвеске. Конечно, это придет с отработкой чувства педали тормоза. Для машин без ABS чувство педали тормоза жизненно необходимо, так как сцепление колес максимально при 5-15% проскальзывания, и быстро падает при блокировке колес.

Ежедневные тренировки помогут вам справиться с управлением и в стрессовой ситуации, так как ваша правая нога уже никогда не станет «тупо» давить на тормоз, а троганье с места на крутом подъеме в гололед также не вызовет трудностей, так как вы и так каждый день тренируетесь работать с педалью газа.
здесь

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments