Откуда Карл Маркс взял свои идеи

Откуда Карл Маркс взял свои идеи

В 1818 г. в городе Трир Рейнской Пруссии в семье потомков раввинов Генриха (Гиршеля) Маркса и Генриетты Пресбург родился сын Карл.

Семья была еврейской. В христианской Европе вплоть до грянувших после Первой Мировой войны революций еврейское население было сильно ограничено в правах: евреи как иноверцы не могли занимать государственных должностей, еврейские общины владели относительно небольшими участками земли.

Поэтому представители этой национальности на протяжении многих веков искали другие способы зарабатывать на жизнь, помимо занятия сельским хозяйством и государственной службой. Многие еврейские роды преуспели в торговле и ростовщичестве. А с усложнением государственной системы в Новое Время выходцы из еврейских семей стали обучаться в светских университетах: хорошее образование тогда давало верный кусок хлеба. Генрих Маркс тоже был адвокатом.

В 1824 г. семья Марксов приняла лютеранство, что уравнивало их в гражданских правах с остальным населением Пруссии.

Будучи человеком образованным, Генрих сумел привить сыну любовь к идеям эпохи Просвещения, в частности, к философии ее яркого немецкого представителя Иммануила Канта.

В 1835 г. Карл Маркс, закончив Трирскую гимназию, поступил в Боннский, а затем в Берлинский университет, где изучал юриспруденцию, но больше его увлекали история и философия.

В студенческие годы он сильно увлекся идеями немецкого философа Г. Гегеля (1770 – 1831), предусматривавшими рационализм и объективизм как высшую степень развития человеческого сознания и человечества в целом. Согласно мнению Г. Гегеля, человечество в целом и каждый отдельный народ в частности проходит за свою историю несколько ступеней совершенствования мировоззрения. В конце концов все люди должны полностью освободиться от всех социальных, национальных и иных предрассудков, ложных стереотипов и зажить единым обществом, в котором будут действовать только объективные и полезные всем законы.

Все, что вредно или не нужно для общественного блага, будет оставлено. Высшим выражением совершенства человечества Г. Гегель считал государство. Он верил в установление в будущем справедливого государства, построенного всем обществом (а не возглавляемого определенными классами или единоличными правителями), которое будет полностью заправлять всеми сторонами жизни общества на его благо. Г. Гегель в своих идеях как бы пытался совместить тоталитарную диктатуру с народовластием, полагая, что в рационально мыслящем обществе, лишенном классовых, национальных и прочих различий, невозможно несправедливое правление.

На литографии Гегель и его ученики в 1828 г.

В 1841 г. Карл Маркс, защитив диссертацию на тему философии древнегреческого мыслителя Эпикура, закончил Берлинский университет. В Берлине он присоединился к кружку так называемых «левых гегельянцев»: сторонников философии Г. Гегеля, искавших способы реализовать гегельянские идеи на практике путем распространения атеизма и свершения государственной революции. В том же кружке состояли и другие позже ставшие знаменитыми идеалисты-гегельянцы, например, Б. Бауэр. Идеологическим главой кружка был профессор Л. Фейербах – убежденный сторонник материализма и критик христианских религиозных доктрин, в 1832 г. лишенный университетской кафедры.

Л. Фейербах

Получив высшее образование, Карл Маркс переехал из Берлина в Бонн, где рассчитывал стать преподавателем в университете, но в это время власти, представленные опирающимися на церковь немецкими аристократами, повели наступление на распространявшиеся по Германии оппозиционные идеи. После Французской революции 1789 г. все монархи и дворяне Европы жили в постоянном опасении за свои троны и привилегии. Все, что нарушало традиционный порядок и вековое мировоззрение европейцев, вызывало их страх и подозрение. За связь с известными гегельянцами Марксу было запрещено работать в университете.

Карл Маркс в молодости

Однако ревнителям традиционного феодально-монархического строя германских государств противостояла другая сила, за счет своей экономической активности набравшая мощное влияние – буржуазия. В XIX в. она, как правило, была двигателем европейских революций, так как свойственные традиционному европейскому государству многочисленные торговые монополии, сословные ограничения очень мешали широкой коммерческой деятельности.Многие буржуа были потомками «третьего сословия» — простолюдинов, добившихся высокого достатка благодаря предприимчивости, терпению и упорству.

В ту пору интересы европейской буржуазии и трудового народа, искавшего на фабриках возможность свободно зарабатывать на жизнь, не уплачивая налоги феодалам и церкви, не находясь в прямой зависимости от снижавших урожай капризов природы, еще не так резко разошлись, как к концу XIX столетия. И капиталисты, по собственному опыту знавшие, что социальная успешность человека зависит не от его происхождения, а от труда и настойчивости, нередко симпатизировали гегельянцам.

В 1842 г. Карл Маркс и Б. Бауэр были в качестве главных сотрудников приглашены в Кёльн – редакцию оппозиционной буржуазной «Рейнской газеты». В октябре 1842 г. Маркс стал ее главным редактором.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments