Чат неактивен

18 Марта

18 марта 1662 г.
354 года назад

В Париже начала действовать первая служба общественного транспорта


Омнибус комбинировал функции извозчика и дилижанса.

18 марта 1662 года в Париже появился первый общественный транспорт. Это была восьмиместная карета, претенциозно названная «омнибус», что означало – «для всех».

Карета ездила на конной тяге. Предназначалась в основном «для лиц, не имеющих возможностей пользоваться паланкином или каретой».

Вскоре после этого власти, поразмыслив, запретили ездить в омнибусах людям низкого звания. По этой причине этот транспорт начал тихо увядать, лишившись основной массы пассажиров. И лишь в начале 19 века омнибус вновь появится в Европе.

Омнибус комбинировал функции извозчика и дилижанса: как извозчик, омнибус перевозил пассажиров в городе; как дилижанс, омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров на дальние расстояния.

Однако монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах 19 века в городах появились первые конки. Тем не менее, к примеру, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года.

В настоящее время в ряде европейских городов омнибусы выполняют функцию транспорта для туристов. А в городе Санта-Клара на Кубе омнибусы до сих пор используются как городской транспорт.

18 марта 1871 г.
145 лет назад

Во Франции была провозглашена Парижская коммуна


Баррикады на улицах Парижа в марте 1871 года

Возникновение Парижской коммуны было закономерным историческим явлением. Причина – глубокие социальные противоречия внутри французского общества, которые резко обострились в результате поражения Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов.

В феврале было сформировано правительство ставленника крупной буржуазии Тьера, которое приняло тяжелые и унизительные для Франции условия договора о мире. Ответом революционных сил было создание Республиканской федерации Национальной гвардии, которую возглавил Центральный Комитет.

Далее, в ночь на 18 марта, последовала попытка правительства Тьера обезоружить пролетарские районы столицы и арестовать членов ЦК Национальной гвардии, которая провалилась. Правительство в панике бежало из Парижа в Версаль. Национальная гвардия заняла казармы, типографию, ратушу, над которой взвилось красное знамя.

Так, в результате вооруженного восстания парижан и свержения буржуазного правительства была провозглашена Парижская коммуна.

26 марта состоялись выборы в Совет Коммуны Парижа. Первое заседание Совета прошло 28 марта 1871 года под председательством Прудона Белэ. А на следующий день новый муниципалитет был официально переименован в «Парижскую коммуну».

С 1872 года по решению генерального совета Первого Интернационала в честь первой успешной попытки рабочих захватить политическую власть 18 марта стал отмечаться как День Парижской коммуны.

18 марта 1892 г.
124 года назад

Учрежден приз для лучшей хоккейной команды – Кубок Стэнли


Кубок Стэнли

Кубок Стэнли, учрежденный 18 марта 1892 года, получил свое название благодаря лорду Стэнли Престону – генералу-губернатору Канады, представителю королевы Великобритании в ее бывшем владении в период с 1888 по 1893 год. Так же, как и многие другие, Лорд Стэнли был покорен доселе незнакомой игрой, чем-то напоминающей футбол. А потому в его голову пришла идея награждать лучшую хоккейную команду Канады специальным призом.

С этой целью за 10 гиней в Лондоне, а некоторые источники утверждают, что в Шеффилде, был куплен кубок. Выглядел он так: на платформе из черного дерева водружалась серебряная чаша диаметром около 20 сантиметров, края которой опоясывали золотые линии.

Позже на этой чаше хоккеисты-победители, завоевавшие Кубок Стэнли, стали гравировать свои имена. В результате свободного места на ней не осталось. Потому было решено добавить еще несколько серебряных ободов. В итоге самый престижный трофей в мировом хоккее увеличился в основании до 135 сантиметров, в высоте до 90 сантиметров, а в весе до 14,5 килограмм. Так он выглядит и сегодня.

В 1964 году, чтобы чаша не развалилась на части от старости, было решено сделать ее дубликат. Ювелир Карл Петерсен выполнил кубок настолько искусно, что многие на протяжении нескольких лет и не подозревали, что это копия. Кстати, именно петерсеновская чаша красуется теперь на Кубке, а чаша Лорда Стэнли спокойно лежит в хранилище Зала Хоккейной Славы в Торонто. Каждый из хоккеистов, завоевавших Кубок, имеет право взять его к себе домой на один день.

А что же лорд? По иронии судьбы через 10 месяцев после того как он придумал эту награду, его отозвали обратно в Англию. Стэнли ни разу в жизни так и не увидел матчи за Кубок, названный в его честь.

18 марта 1931 г.
85 лет назад

В США началось производство первых электрических бритв


В настоящее время бритье стало неотъемлемой частью утреннего туалета цивилизованного мужчины
История бритвенных принадлежностей достаточно занятна. Примерно в 330 году до Рождества Христова греки и римляне переняли египетский метод бритья с помощью бронзовых скребков. Воины брили не только бороды, но и волосы на голове, чтобы враги не могли за них схватить.

Считается, что новаторами в области изобретения бритвенных приспособлений являются военные. Именно они в разное время творчески подходили к бритью: в перерывах между битвами воины развлекались, наводя глянец на щеках и подбородке, используя для этого все то, что было под рукой, – саблю, секиру или нож.

Надо ли говорить, что долгое время люди испытывали неудобство при бритье. Моряки первыми выяснили, что в море довольно сложно без последствий водить по лицу острой бритвой. Но хуже всего дела с бритьем обстояли в армии – количество раненых бойцов при неосторожном бритье постоянно росло.

Решил эту проблему в начале 19 века отставной полковник Шик. Он изобрел бритвенный станок. Благодаря ему процесс бритья в один момент превратился во вполне безопасное занятие.

18 марта 1931 года в США началось производство первых электрических бритв. А в 1975 году Марсель Бик изобрел первую одноразовую бритву. Так процедура бритья стала быстрой, комфортной и безболезненной.

В настоящее время бритье стало неотъемлемой частью утреннего туалета цивилизованного мужчины и занимает всего несколько минут.

18 марта 1965 г.
51 год назад

Первый в истории выход человека в открытый космос


Шлюзовая камера корабля «Восход-2»

Двухместный космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы. За выходом в открытый космос следила вся страна.

Это произошло 18 марта 1965 года. Алексей Леонов находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут. Выбравшись из люка, он легким толчком отделился от корабля и плавно отплыл в сторону на длину троса-фала, соединявшего его с кораблем. Перед возвращением на корабль космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на руку фал и вошел в шлюз.

Для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину.

Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам.

3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Gemini-4», открыли люк, и Уайт вышел в космос.

18 марта 1999 г.
17 лет назад

Начала работу блог-платформа «Живой журнал»


LiveJournal (LJ) — это блог-платформа, предоставляющая любому желающему возможность создать свой мини-сайт, или дневник
Создателем «Живого журнала» стал американский программист Бред Фицпатрик (Brad Fitzpatrick). «Живой Журнал» подчиняется американским законам, так как его серверы находятся в США, и система принадлежит американской компании LiveJournal, Inc., хотя в числе владельцев есть и российская компания «Рамблер-Афиша-СУП».

В русском интернете «Живой журнал» («ЖЖ»), согласно его статистике, имеет значительную посещаемость, фактически функционируя в роли популярной социальной сети. Свои «живые журналы» есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций.

Название «Живой журнал» — дословный перевод с английского. LiveJournal (LJ) — это блог-платформа, предоставляющая любому желающему возможность создать свой мини-сайт, или дневник — он же блог. Живой он потому, что материалы в этом журнале обновляются людьми по всему миру ежесекундно. Нет какого-то человека или центра, который бы отвечал за публикацию заметок в «Живом журнале».


Свои «живые журналы» есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций
Пользователи, которых сегодня насчитывается несколько десятков миллионов, самостоятельно, по своему усмотрению, публикуют заметки и фотографии. Кто-то использует блог как возможность творческого самовыражения, кто-то рассказывает друзьям и родным о своей жизни, кто-то сбрасывает требующие выхода чувства и эмоции.

Настройки «Живого журнала», несмотря на свою простоту, очень функциональны. Они, например, позволяют ограничивать доступ к своим записям. Благодаря настройкам вы выбираете оформление своего журнала. Любой пользователь «Живого журнала» может включить ваш блог или сообщество к себе в друзья и читать ваши последние сообщения в своей ленте друзей.

Первым русскоязычным пользователем считается некто Linker, чей дневник был открыт 27 ноября 1999 года и получил номер 666 в базе данных. А первую запись на русском языке в «ЖЖ» оставил пользователь At 30 ноября 1999 года.

18 марта 1980 г.
36 лет назад

Трагедия на космодроме «Плесецк»


Памятник покорителям космоса, погибшим при испытаниях ракетно-космической техники на космодроме «Плесецк»
18 марта 1980 года на испытательном космодроме «Плесецк» (Архангельская область) произошла катастрофа, приведшая к многочисленным человеческим жертвам, – при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток-2М» на пусковой установке произошёл взрыв.

Данные ракеты-носители были созданы на базе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и ее модификации Р-7А и долгие годы составляли основу транспортной космической системы СССР. С их помощью на орбиты выводились различные типы спутников и пилотируемые корабли. Вообще, ракета «Восток-2М» характеризовалась очень высокой надежностью, её первый пуск с «Плесецка» состоялся 17 марта 1966 года. И в 1970-1980-х ежегодно с космодромов «Байконур» и «Плесецк» стартовало более 60 данного типа ракет, и за эти годы проведения пусков имела место только одна авария и два несостоявшихся пуска.

И вот очередной плановый пуск ракеты-носителя «Восток-2М» с космическим аппаратом военного назначения был запланирован на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне, 17 марта, ракета была установлена в стартовом сооружении и без замечаний прошла все необходимые испытания. В соответствии с технологическим графиком началась ее заправка компонентами ракетного топлива. К 19 часам 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином, завершалась заправка перекисью водородом, и продолжалась заправка жидким кислородом и азотом.

Но за 2 часа 15 минут до запланированного запуска произошёл взрыв – в 19-01 часов 18 марта 1980 года яркая вспышка осветила местность, в течение 30 секунд серия нескольких взрывов полностью уничтожила ракету, и огромное пламя охватило всю пусковую установку. Смесь 179 тонн жидкого кислорода и 73 тонн керосина превратила стартовый комплекс в огненный ад – горел даже металл стартовых конструкций.

Разрушение было столь быстрым, что от военнослужащих, находящихся там, не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А.Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: «Снять напряжение с борта!». Всего во время аварии на своих рабочих местах, в непосредственной близости от ракеты, находились и выполняли соответствующие технические задачи 141 человек. В результате взрыва на пусковой установке погибло 44 военнослужащих, более 40 получили ранения различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, где ещё 4 человека впоследствии скончались.

Но именно благодаря мужеству и отваге участников спасательной операции, множество людей всё же удалось вывести в безопасное место. В течение трёх дней, пока шла полная ликвидация пожара, шли поиски и извлечение тел погибших силами офицеров и солдат аварийно-спасательной команды.

Буквально через несколько часов после этой катастрофы на полигон прибыла Государственная комиссия из Москвы для расследования причин случившегося, которую возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов. В работе комиссии приняли участие не только военные, но и ведущие ученые, специалисты и испытатели ракетно-космической техники. Хотя было собрано множество показаний очевидцев, но многие из них находились на значительном удалении от ракеты в момент взрыва. В результате комиссия выдвинула девять версий причин катастрофы, которые основывались на взрыве перекиси водорода в различных частях ракеты. Вообще, перекись водорода – это крайне неустойчивое химическое соединение, и любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.

И тогда, в 1980 году, правительственная комиссия, к сожалению, не до конца изучив все версии аварии, назвала причиной взрыва неправильные действия боевого расчета, готовившего пуск. Комиссия «установила», что в месте подключения заправочного шланга к баку с жидким кислородом третьей ступени имелась течь, и расчёт намеревался устранить её, обмотав стык мокрой тканью, что и привело потом к взрыву, и, в конечном итоге, заключила, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Но те, кто мог бы это опровергнуть, погибли вместе с ракетой.

Однако, уже через год, 23 июля 1981 года, при подготовке очередной ракеты-носителя аналогичная трагедия могла повториться. И лишь благодаря грамотным действиям боевого расчета ее удалось избежать. В ходе расследования удалось установить, что причины несостоявшейся аварии и катастрофы 18 марта 1980 года идентичны – использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Т.е. разложение перекиси началось еще в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты были использованы некондиционные фильтры, и добиться пересмотра решения Госкомиссии в то время оказалось невозможным.

Лишь спустя 16 лет, усилиями ветеранов космодрома, этот вывод был признан ошибочным, а военные реабилитированы. Так, 5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО, в котором было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома. А 11 декабря 1999 года на специальном заседании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Правительстве РФ было принято решение об окончательной реабилитации и признании невиновным личного состава боевого расчета в катастрофе 18 марта 1980 года.

На самом же космодроме «Плесецк», день 18 марта считается днем памяти и скорби. Каковы бы ни были выводы комиссий, но воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров. Каждый год 18 марта военнослужащие и ветераны космодрома, а также многие жители города Мирный приходят к памятнику покорителям космоса, погибшим при испытаниях ракетно-космической техники, где участвуют в траурном митинге.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments