Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко… (Окончание )

Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко… (Окончание )

Что касается ессеев, то это была «протокоммунистическая» секта, отвергавшая богатство, частную собственность, и считавшая, что не сегодня завтра наступит мир, воцарится всеобщая справедливость, то самое, о чём говорится в Книге пророка Исайи, когда «лев возляжет рядом с ягнёнком и младенец поведёт их», когда «перекуют мечи на орала»…

“И младенец поведёт их”. Худ. Уильям Стратт, 1896.

Но до того времени, когда «перекуют мечи на орала», когда люди перестанут учиться воевать, до того времени произойдёт драка между силами Света и силами Тьмы. Силы Света – это сами ессеи, а силы Тьмы – всё остальное народонаселение, включая как евреев, так и неевреев…

Это сопровождалось основанием общин типа общин кумранитов в районе Мертвого моря, у которых была общая собственность и которые жили в монашестве…

Кумран — местность на сухом плато, примерно в полутора километрах от северо-западного побережья Мёртвого моря, на Западном берегу реки Иордан, рядом с израильским кибуцем

Что касается саддукеев, то это были знатные священнослужители, которые считали, что как раньше служили в храме, так и дальше будем служить, а знания передаются от отца к сыну путём наследования…

Впоследствии прибавилась четвёртая секта. Но прежде чем говорить об этой секте, стоит рассказать о том, что произошло после того, как закончилось независимое Хасмонейское царство.

Вассальное еврейское княжество существовало сначала под владычеством тех же самых Хасмонеев. Но вот во главе его стал Ирод Великий, который происходил, вообще говоря, из идумеев. Идумеи – это небольшой народец, родственный евреям, который был насильственно «иудаизирован», превращён в иудеев по вере…

И́род I Великий (ок. 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40−4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Его описывали, как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов», «злого гения Иудейской нации», «готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям», и «величайшего строителя в еврейской истории». Его имя стало нарицательным для обозначения злого и жестокого человека.

Этот Ирод Великий, царствовавший с 37 года до нашей эры, он был, как сейчас бы назвали, «эффективным менеджером». Ирод был другом императора Августа, который покровительствовал как самому Ироду, так и евреям во всей Римской империи. Но при этом Ирод был ненавидим всеми народами, жившими в его царстве, как греками, так и евреями. И вскоре после смерти Ирода его царство было превращено в маленькую римскую провинцию, которая называлась Иудея.

Вот в этой самой римской провинции сразу, как только она стала провинцией, возникла секта зелотов – «ревнителей», которые «ревновали» за Бога. И «ревность» зелотов состояла в том, что никто, кроме Бога не имеет права управлять евреями…

Зелоты говорили: мы не будем исполнять ценз – перепись населения, наложенную римлянами, мы не будем подчиняться римским властям, а мы будем восставать, а они нас будут убивать…

Восстание зелотов в VI году н.э.

Восстание зелотов в VI году нашей эры было подавлено, но «дело» их продолжалось. И продолжением этого дела стала катастрофическая Иудейская война, вспыхнувшая в 66 году нашей эры и продолжавшаяся до 73 года. Война потребовала от римлян большого напряжения сил для того, чтобы войну закончить…

В ходе этой войны в 70 году нашей эры был разрушен Иудейский храм и уничтожен Иерусалим…

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Худ. Дэвид Робертс, 1850.

Впоследствии в 132-135 годах вспыхнуло восстание Шимона Бар-Кохбы, которое также было нещадно подавлено. В ходе его было почти полностью уничтожено население юга Иудеи и евреи сосредоточились на севере Иудеи, в Галилее.

Сама провинция Иудея была переименована в Палестину и с тех пор так и проходит в истории под этим именем…

Серебряная тетрадрахма Бар-Кохбы. Аверс: Иерусалимский Храм, фасад с восходящей звездой, надпись «Шимон». Реверс: текст «за свободу Иерусалима».

Мало того, что евреи в самой Иудее потерпели поражение. Катастрофа наступила и в диаспоре, в трёх римских провинциях, которые когда-то входили в царство Птолемеев.

В 115 году в этих трёх провинциях, в Египте, в Ливии и на Кипре вспыхнуло восстание, в ходе которого погибли практически все евреи, жившие на этих территориях и долгое время никаких евреев там не было. А ведь это были очень богатые, очень влиятельные и абсолютно эллинизированные евреи, говорившие только на греческом языке, не знавшие ни иврита, ни арамейского, изучившие Платона, Аристотеля и Гомера…

Территории, охваченные восстанием еврейской Диаспоры в 115-117 гг.

Собственно, их философия, их богословие, а главное – их Библия и составили основу христианства. Ибо их Библия – это Тора, переведённая на греческий язык, и называемая обычно Септуагинтой, или «переводом 70 толковников». Это всё перешло в культуру греческую, в культуру христианскую.

Христианское богословие построилось на основе александрийско – еврейской традиции…

И наконец, после того, как рассеялся дым восстания, дым пожарищ, выяснилось, что от храмового иудаизма, существовавшего до 70 года нашей эры, остались две религии.

Одна религия – раввинистический иудаизм, тот иудаизм, который существует до настоящего времени и называется раввинистическим, потому что его духовные лидеры – не священники.

У евреев действующих священников нет, потому что нет храма. Лидеры иудаизма – «рабби», учителя, которые являются главами раввинистических академий «ешив». Возник даже некий слой образованных иудеев «талмидэй хахохим», «ученики мудрецов», который был духовной верхушкой тогдашнего еврейского общества. Но наряду с этим существовала, конечно, синагога, где проповедовали те же самые «талмидэй хахохим»…

«Талмидэй хахохим».

Другой религией, которая возникла тогда же, было христианство.

При возникновении христианство в основе своей было крошечной еврейской сектой и возможно и осталось бы таковой после смерти своего учителя – Иисуса Назаретянина (на иврите Иешу, Иешу ха-Ноцри — Иисус из Назарета), если бы не потрясающая историческая фигура апостола Павла.

Павел, 13 апостол родился в городе Тарсе, в современной Малой Азии, в Турции. Он был диаспоральным евреем, говорившем на греческом. Павел совершил «алию», переселившись в Иерусалим и там стал фарисеем, «выросшим» у ног учителя Гамалиила (Гамлиэля) Старого.

Упоминание о Гамалииле есть и в Талмуде, и в Новом Завете…

Гамлиэль, сидящий в нише по бокам от двух своих учеников. Из “Агады на Пасху” (“Сестринская агада”), средневековая миниатюра.

Павел – единственный из всех апостолов обладал блестящей диалектикой, был великолепно образован и в раввинистическом иудаизме, и в эллинистическом иудаизме. Вот Павел и совершил «переворот», сделавший христианство всемирной религией.

Павел отказался от исполнения законов Торы, заявив, что ученики Иисуса уже не должны исполнять закон, не должны исполнять Тору, потому что Тора не обязательна для мёртвых, а обязательна только для живых. Христиане умерли вместе с Иисусом, а потом ожили вместе с ним.

Поэтому не нужно обрезание, не нужно суббот, не нужно праздников. Это всё уже ни к чему…

Реконструкция возможного облика апостола Павла.

И как только это стало «ни к чему», в общины, которые Павел основывал по всему Восточному Средиземноморью, буквально хлынули греки, сирийцы, фригийцы, которые с большим трудом становились прозелитами иудаизма в прежние времена…

Очень быстро секта христиан из крошечной секты стала разрастаться и потом превратилась в религию. Превратившись в религию они должна была не только отделиться от иудаизма, но и стать по отношению к нему в довольно враждебную позицию. Ведь христианство должно было стать собой, своей собственной религией, а не просто «отраслью» иудаизма…

Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел, икона около 1410.

Мы знаем, что христианство ожидал великолепный исторический успех. Христианство действительно стало ведущей мировой религией.

Но при этом несомненном успехе для христианства впоследствии возникло огромное количество проблем

Проблемы возникли и для еврейства на протяжении последующих исторических эпох…

Натан Рапопорт, Последний марш. Яд ва-Шем, Иерусалим.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments