Чат неактивен

27 апреля 2007 года скончался

Кирилл Лавров

Лавров Кирилл Юрьевич

Родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде.

Заслуженный артист РСФСР (8.07.1963).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (11.08.1972).
Народный артист Украины (15.05.2003).
Герой Социалистического Труда (13.09.1985).

Его отец, Юрий Сергеевич Лавров (1905-1980) – народный артист СССР, уже в 14 лет поступил на работу в Большой драматический театр имени Горького. Мать – актриса Ольга Ивановна Гудим-Левкович (1903-1967). В отличие от отца, мама Кирилла в театрах почти не играла. Она в основном занималась литературно-чтецкой деятельностью, много выступала на радио.

Так рождённый в актёрской семье, Кирилл Юрьевич уже в юности определил своё призвание. Хотя жизнь внесла в его планы существенные коррективы.

В 1941 году он окончил 7 классов 155-й ленинградской школы, и после начала Великой Отечественной войны они с матерью и младшей сестрой эвакуировались в Кировскую область. Чтобы прокормить семью (родители к тому времени были в разводе), Кирилл работал грузчиком на заготовительном пункте зерна.

В 1942 году семья перебралась в Новосибирск, где он стал работать на заводе Наркомата боеприпасов сначала учеником, а затем токарем. В начале 1943 года Кирилл добровольно пошёл в армию, и его направили в Астраханское военно-техническое училище. После его окончания в 1945 году он в составе 581-го полка 255-й дивизии 10-й воздушной армии в течение 5 лет проходил службу на острове Итуруп на Дальнем Востоке. Член ВКП(б) с 1946 года. Там ему и вспомнилось увлечение театром. Первой ролью его был Боб Морфи в «Русском вопросе» К. М. Симонова. Отец очень хотел, чтобы Кирилл служил в авиации, и с самого начала был категорически против театральных устремлений сына. Однако вопреки мнению отца Кирилл Лавров отправился поступать в театральное училище на Моховую к Л. Ф. Макарьеву. Был допущен к конкурсу, но поскольку у Лаврова не было аттестата зрелости, его не приняли. Тогда он отправился к К. П. Хохлову, возглавлявшему Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, прочёл весь свой небогатый репертуар и, к своему удовольствию, был приглашён на работу в театр.

С 1950 по 1955 год работал в Киеве. Сначала играл в массовках, потом стал получать роли. Обладая прекрасными внешними данными, большим сценическим обаянием, начинающий артист с успехом сыграл целую серию интересных ролей, приобретая опыт и профессиональное мастерство.
В 1951 году в Киев приезжает выпускница Школы-студии МХАТ Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» (он – Сильвио, она – Клариче) и в спектакле по пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69». В 1955 году супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил К. П. Хохлов, назначенный художественным руководителем БДТ – Ленинградского академического Большого драматического театра имени Горького (с 1992 года театр носит имя Г. А. Товстоногова). С тех пор творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова была неразрывно связана с этим театром. С 1989 года и до конца жизни он является его художественным руководителем.

Творческий путь К. Ю. Лаврова на сцене БДТ — яркий пример непрекращающегося профессионального роста в содружестве с такими режиссёрами, как Г. А. Товстоногов и, в последние годы жизни, Т. Н. Чхеидзе, а также с выдающимися артистами-партнерами.
Обладая повышенной требовательностью к себе, Лавров в каждой своей работе искал глубину перевоплощения, проникновения в человеческий характер и добивался огромного воздействия на зрителей. Нравственная и художественная зрелость помогали артисту быть всегда точным в создании сценического характера и неповторимо выразительным. Ему подвластны чёткость мысли и взлет поэзии.
Многие роли, сыгранные им на сцене БДТ, стали без преувеличения легендарными, их значение выходит далеко за рамки одного театра и одной страны.

Высочайшее профессиональное мастерство, свободное владение формой, отвечающей самой сути содержания, позволили Кириллу Юрьевичу Лаврову создать образы масштабные и глубокие. Признание критики и общественности подтверждает значение этих работ.
Как это часто бывает с театральными актёрами, широкое признание, всеобщая известность и народная любовь пришли к Кириллу Лаврову в том числе и в результате работы в кинематографе. Среди его несомненных удач первыми в списке стоят Синцов в фильме «Живые и мёртвые» (1963), Лапин в картине «Верьте мне, люди!» (1964), Башкирцев (прообраз Сергея Королёва) в «Укрощении огня» (1972), В.И. Ленин в фильме «Доверие» (1976), Иван Карамазов в фильме «Братья Карамазовы» (после смерти Ивана Пырьева в 1968 году К.Ю. Лаврову совместно с М.А. Ульяновым пришлось завершать работу над этим фильмом). В 1973 году артист стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшую актёрскую работу».

Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 10—11 созывов (1979—1989) от Ленинграда.
Народный депутат СССР (1989—1991) от Союза театральных деятелей СССР.
Он был членом партбюро театра, членом райкома, горкома партии. Он до конца жизни был членом комитета по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации, членом комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

С 1986 года возглавлял Ленинградское отделение Всесоюзного театрального общества и Союза театральных деятелей СССР.
С 1992 года — президент Международной конфедерации театральных союзов.

Последняя весна в жизни актёра.
24 марта 2007 года в БДТ играли “Квартет”. После долгого перерыва, связанного с болезнью, Кирилл Юрьевич с упоением вышел на родную сцену, как оказалось, в последний раз.

Когда Кирилл Лавров 29 марта прилетел в Москву проводить в последний путь своего давнего друга Михаила Ульянова, все, кто его видел, вздрогнули. Любимый актёр так плохо передвигался, выглядел очень бледным и похудевшим, что все понимали – Лавров серьёзно болен. Он с трудом поднялся на сцену Вахтанговского театра, где стоял гроб с телом Ульянова. Его шатнуло, и Михаил Швыдкой еле успел поддержать его под руку. Кирилл Лавров смахнул слезу, сел рядом с Юрием Любимовым и Галиной Волчек. А потом, хотя говорить ему было очень трудно, всё-таки вышел к микрофону: “Низкий поклон тебе, дорогой мой брат! Пока мы ходим по этой грешной земле, я буду тебя помнить”. После “Братьев Карамазовых”, где актёры сыграли вместе, Ульянов называл Лаврова братом Иваном, а тот его – братом Дмитрием. Оба они были не только сильнейшими актёрами, но и руководителями самых знаменитых театров страны.

Увы, самому Кириллу Лаврову жить оставалось всего месяц.
20 апреля 2007 года он проводил собрание коллектива, где обсуждались ближайшие планы театра. В среду 25 апреля, знаменитый актёр почувствовал себя плохо, у него поднялась температура. Родственники вызвали “Скорую помощь”, Лаврова срочно госпитализировали. Но на этот раз чуда не произошло.

Кирилл Юрьевич Лавров скончался 27 апреля 2007 года в 6:15 утра на 82-м году жизни в Санкт-Петербурге. Похоронен великий русский актёр 29 апреля на Богословском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилой жены Валентины, умершей в 2002 году.
20 сентября 2008 года на могиле Кирилла Лаврова открыт надгробный памятник. Он создан в виде большого гранитного креста на валуне.

Коносукэ Мацусита

японский бизнесмен, основатель корпорации «Panasonic»

27 ноября 1894 — 27 апреля 1989

120 лет назад 25 лет назад

Коносукэ Мацусита родился 27 ноября 1894 года в городе Вакаяма (Япония), в многодетной семье помещика. Когда мальчику исполнилось четыре года, семья разорилась и была вынуждена переехать из большого дома в маленькую квартирку. В 9 лет Коносукэ бросает школу и идет работать на фабрику по изготовлению древесного угля, а позже на велосипедный завод. Здесь мальчик выучился премудростям токарного дела.

В 15 лет, заинтересовавшись редким в те времена электричеством, Коносукэ становится помощником электромонтера в Osaka Electic Light Company. И хоть Коносукэ быстро продвигается по карьерной лестнице и становится инспектором, ему хочется открыть свое дело. Поэтому проработав в Osaka Light семь лет, в 1918 году Коносукэ покидает компанию и основывает свою – Matsushita Electrical Company с первоначальным капиталом не больше 50 долларов.

Фирма занялась изготовлением новых моделей электропатронов и розеток. За четыре месяца было сделано несколько штук, но на рынке они успехом не пользовались. Мацусита ходил коммивояжером и пытался продавать свой товар. Из-за низких доходов половина сотрудников компании уволилась, и они остались втроем — Мацусита с женой и деверем. Бизнесмен не потерял энтузиазма и взялся за дизайн своих электротоваров. Вскоре компания Kawakita Electric сделала первый крупный заказ. Нужно было изготовить 1000 изоляционных плат. Несмотря на сжатые сроки, Мацусита выполнил заказ вовремя и получил первую ощутимую прибыль за последнее время – около 160 иен.

Клиенту понравилось качество и быстрота Мацуситы, последовал еще более крупный заказ. Таким образом, Коносукэ понял, чтобы обойти конкурентов нужно выпускать не уникальные новинки, а усовершенствовать существующие модели, сделать их более дешевыми. Прорыв на рынке компании удалось сделать в 1922 году, предложив покупателю велосипедные фары на батарейках. Сначала рынок отнесся скептически к этой новинке, но затем товар стал весьма популярным не только у велосипедистов. Такие лампы стали использовать дома вместо керосинок. Сориентировавшись, Мацусита наладил производство настольных ламп.

Так появился первый брэнд корпорации National. Следующим шагом стало сотрудничество Matsushita Electric Industrial с концерном Philips, в рамках которого производство теле- и радиоаппаратуры вышло на качественно новый уровень.

Через некоторое время появился новый брэнд Matsushita Electric Industrial — Panasonic. Мацусита руководил корпорацией до середины 1980-х годов и стал культовой фигурой мирового бизнеса. На сегодня Matsushita Electric Industrial имеет представительства почти в 50 странах мира и охватывает весь спектр бытовой электроники. Умер Коносукэ Мацусита 27 апреля 1989 года в Осаке (Япония), в возрасте 94-х лет.

Фердинанд Магеллан

португальский и испанский мореплаватель и исследователь
20 ноября 1480 — 27 апреля 1521
534 года назад 493 года назад

Фердинанд Магеллан родился (по одной из версий) 20 ноября 1480 года в Саброзе (Португалия). Он с детства любил море – с ним и связал свою жизнь. В 1505 году он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток.

Благодаря этому путешествию, Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания изучил практически все корабельные профессии «на собственной шкуре». Достаточно продолжительное время Магеллан жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году он возвратился в Лиссабон, а в 1517 году прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V). Согласно булле Папы Римского 1493 года, все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Магеллану было предложено возглавить плавание на запад, чтобы получить доказательства того, что острова, богатые специями, лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании.

22 марта 1518 года это предприятие получило королевское одобрение. Магеллан был поставлен во главе флотилии. Он вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением.

Путешествие окончилось удачно – было доказано, что Земля – круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину – Фердинанд Магеллан был убит на острове Мактан (Филиппины) во время схватки с местными жителями 27 апреля 1521 года. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Остатки команды Магеллана (всего 21 человек) достигли берегов Испании 8 сентября 1522 года.

Мстислав Ростропович

советский и российский виолончелист, пианист и дирижер, общественный деятель
27 марта 1927 — 27 апреля 2007
87 лет назад 7 лет назад

Мстислав Леопольдович Ростропович родился в Баку 27 марта 1927 года в семье музыкантов (его отец – известный виолончелист Леопольд Ростропович). Музыке стал обучаться уже с четырех лет. В 1937 он окончил Музыкальный техникум имени Мусоргского в Москве, а в 16 лет стал студентом Московской консерватории по классу композиции. Его преподавателями были Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

Исполнительский стиль Ростроповича запоминается сразу: он сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно развитым чувством формы. Став очень известным виолончелистом, он исполнял многие произведения впервые. Более ста произведений было написано специально для него. В 1974 году за диссидентскую деятельность (поддержку Солженицына) Мстислава Ростроповича вместе с семьей вынудили уехать из СССР. Спустя четыре года знаменитого музыканта и его жену, талантливую певицу Галину Вишневскую, Советский Союз в принудительном порядке лишил гражданства.

С именем Ростроповича, который на протяжении 17 лет руководил Национальным симфоническим оркестром США, связано укоренение в Америке музыки великого русского композитора Шостаковича. Ростропович вернулся в Москву после 16 лет изгнания в 1991 году, в связи с событиями у Белого дома. Он был уже признанным во всем мире музыкантом. Народный артист СССР Ростропович удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах мира, а также государственных наград 29 стран мира. Активно занимался благотворительной деятельностью.

В 2003 году Мстислав Ростропович стал первым русским музыкантом и седьмым в мире, кому был вручен престижный Grammy «За экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях». Скончался великий виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович 27 апреля 2007 года в Москве после тяжелой болезни и похоронен на Новодевичьем кладбище

Александр Скрябин
русский пианист и композитор

6 января 1872 — 27 апреля 1915
142 года назад 99 лет назад

Александр Николаевич Скрябин Талантливый композитор и пианист, смелый новатор, один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 – начала 20 веков – Александр Скрябин создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и героическое дерзание. Александр Николаевич Скрябин родился (25 декабря 1871 года) 6 января 1872 года в Москве, в семье дипломата. Рано потерял мать, и его взяла на воспитание тетя, давшая мальчику первые уроки музыки. Он с младенчества тянулся к звукам рояля. А в три года уже часами просиживал за инструментом, относясь к нему как к живому существу.

Окончив Московскую консерваторию в 1892 году, Александр начал давать концерты и преподавать. В 1898-1903 годах он был профессором Московской консерватории, затем пять лет жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. В 1910 году Скрябин поселился в Москве, периодически выезжая с авторскими концертами в Нидерланды и Великобританию. Игра пианиста отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, богатством и разнообразием тембровых красок. Но стремление к композиторской деятельности было сильнее, и Александр Николаевич начинает сочинять, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов.

Основная область творчества композитора – фортепианная и симфоническая музыка. Кончался 19 век, уходил в прошлое старый уклад жизни. Ощущалось приближение перемен, социальных бурь и исторических потрясений, что нередко бывает при смене эпох. Одни ударялись в восточную мистику, другие – в символизм, третьи – в революционный романтизм, кто во что… Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же остался верен самому себе. «Искусство должно быть праздничным, – говорил он, – должно поднимать, чаровать». А на деле музыка его оказалась столь дерзкой, новой и непривычной, что исполнение его «Второй симфонии» 21 марта 1903 года в Москве превратилось в натуральный скандал. Кто-то восхищался, кто-то топал и свистел… Но Скрябина это не смутило: он чувствовал себя мессией, провозвестником новой религии – искусства. Он верил в его преобразующую силу.

Он мыслил модными тогда планетарными масштабами. Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической «Поэмы огня» («Прометей», 1909–1910) включает световую клавиатуру. Лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Такое было впервые в истории музыки, хотя связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Последним произведением Скрябина стала мистерия «Предварительное действо для солистов, хора и оркестра», которая по замыслу автора должна была объединить человечество. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Но замысел так и остался незавершенным. Александр Николаевич Скрябин умер в Москве (14) 27 апреля 1915 года от общего заражения крови, которое произошло от пустякового нарыва на верхней губе… Жизнь его, жизнь гения, была коротка и ярка.

Людвик Заменгоф

польский врач и лингвист, создатель эсперанто

27 декабря 1859 — 27 апреля 1917
155 лет назад 97 лет назад

Людвик Лазарь Заменгоф родился (15) 27 декабря 1859 года в городе Белостоке Гродненской губернии Российской империи. В детстве мальчик наблюдал картины межрасового непонимания. Еще тогда он предположил, что причина кроется в отсутствии общего языка для всех людей. Первые попытки по созданию языка Заменгоф сделал еще в школе в Варшаве. Но язык получился сильно утяжеленным грамматикой.

Чтобы лучше разобраться в лингвистических тонкостях, Людвик взялся за изучение иностранных языков и к окончанию школы в 1878 году завершил свой проект по созданию универсального языка Lingwe uniwersala. Он постеснялся публиковать свою работу по причине молодости и продолжил свое образование. Людвик уехал в Москву, чтобы изучать медицину.

К своему языковому проекту он вернулся, уже работая окулистом. В 1879 году Заменгоф пишет филологические работы по грамматике еврейского языка. А спустя почти 10 лет, в 1887 году, выходит в свет первая книжка с описанием нового языка – эсперанто. Учебник назывался «Д-ръ Эсперанто. Международный языкъ. Предисловіе и полный учебникъ». Заменгоф стал активно распространять эсперанто в массах, надеясь, что это поможет воцарению мира на земле.

Умер Людвик Заменгоф (14) 27 апреля 1917 года в Варшаве. В наши дни в день рождения Заменгофа последователи его идей и эсперантисты всего мира отмечают праздник эсперанто, к которому бывают приурочены различные мероприятия — концерты, книжные выставки и прочее.

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments