Чат неактивен

29 Мая ушли из жизни

Жозефина Богарне
императрица Франции (1804-1809), первая жена Наполеона I
23 июня 1763 — 29 мая 1814
253 год назад 202 лет назад

Жозефина Богарне (урожденная Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери) родилась 23 июня 1763 года на острове Мартиника, где служил её отец. В 1779 году она вышла замуж за виконта Александра де Богарне. От этого брака родился Евгений де Богарне, впоследствии вице-король Италии и герцог Лейхтенбергский, и Гортензия де Богарне, впоследствии жена голландского короля Людовика Бонапарта и мать Наполеона III. Муж Жозефины пал жертвой террора в 1794 году, ей самой грозила та же участь, но её спас переворот 9 термидора.

Баррас, ставший её другом и покровителем, устроил в 1796 году её брак с малоизвестным тогда ещё генералом Бонапартом. Сначала равнодушная к своему мужу, Жозефина впоследствии всё больше привязывалась к Наполеону, хотя его частые измены доставляли ей немало страданий, и своим мягкосердечием смягчала иногда чрезмерную суровость мужа. Она с неудовольствием смотрела на честолюбивые замыслы Наполеона, предвидя, что основание династии вызовет расторжение её бездетного брака, и тщетно действовала против них вместе с министром Фуше. Частые размолвки с Наполеоном, особенно из-за её расточительности, ускорили развязку. Уже в 1807 году Наполеон предложил ей развод, но лишь после многих бурных сцен и упорной борьбы она уступила настоятельным убеждениям Наполеона в необходимости развода для блага Франции.

Развод состоялся 15 декабря 1809 года, после чего император смог сочетаться браком с австрийской принцессой Марией-Луизой, которая в 1811 родила ему желанного наследника. Жозефина, сохранившая титул императрицы, поселилась вблизи Эвре, где жила пышно, окружённая своим прежним двором. По-прежнему привязанная к Наполеону, она переписывалась с ним и с участием следила за его судьбой.

В 1814 году союзники по анти-французской коалиции, особенно Александр I, отнеслись к ней с большой предупредительностью, но не позволили ей сопровождать Наполеона на остров Эльбу. Жозефина умерла от дифтерита 29 мая 1814 года, храня любовь к Наполеону в своем сердце. Существует предание, что Наполеон, умирая в одиночестве на острове св. Елены, прошептал три слова: «Армия. Франция. Жозефина»..

Гемфри Дэви
английский химик и физик, обнаруживший «веселящее» действие закиси азота
17 декабря 1778 — 29 мая 1829
238 лет назад 187 лет назад


Гемфри Дэви родился 17 декабря 1778 года в Пензансе (Англия), в бедной семье резчика по дереву. В детстве Гемфри интересуется химией и идет в ученики к аптекарю.

Проводя здесь опыты, 17-летний Дэви делает свое первое открытие – обнаружил, что теплота – это движение. В 1798 году он начинает работать химиком в «Пневматическом институте» и уже через четыре года становится профессором Королевского института.

Здесь Дэви занялся вопросами применении химии в сельском хозяйстве. В 34 года за заслуги перед отечеством в области химии ему дают титул лорда.

Одно из самых известных изобретений Дэви – это специальная лампа шахтера с металлической сеткой, которая не взрывается от метана. За такую полезную разработку ученый получил звание баронета от английских властей и серебряный сервиз от владельцев шахт.

Кроме того, ученый обнаружил «веселящее» действие закиси азота и разложил до этого неразложимые вещества калий и натрий.

В 1820 году Гемфри Дэви становится президентом Лондонского королевского общества, спустя шесть лет его принимают в Петербургскую Академию наук. Будущий ученый Майкл Фарадей начинал свой научный путь с мытья колб в лаборатории у Дэви.

В 1826 году здоровье выдающегося ученого Гемфри Дэви дало сбой, и он был вынужден уехать в Женеву, где и умер от повторного удара 29 мая 1829 года.

В честь ученого была создана награда – медаль Дэви, которую получил, в том числе, и Дмитрий Менделеев.

Милий Балакирев
российский композитор
2 января 1837 — 29 мая 1910
179 лет назад 106 года назад


Милий Алексеевич Балакирев родился (21 декабря 1836) 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Семья перебралась в Москву, когда Милию было десять лет. Склонный с детства к музыке, Балакирев брал уроки у Джона Фильда, а затем большое участие в его судьбе принял просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте Александр Улыбышев.

В 1855 году Балакирев познакомился с Михаилом Глинкой, и тот убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе. В 1856 году Балакирев дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. В начале 1960-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Могучая кучка». Балакирев способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 году руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила». Конец 1850-х и 1860-е года были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет – «Увертюра на три русские темы», вторая увертюра на три русские темы «1000 лет», «Чешская увертюра» и другие, в которых развиваются традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» и опора на подлинную народную песню.

В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен. Одна из центральных тем творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Был у композитора интерес и к музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской), к теме Востока (Кавказа).

Лучший образец симфонической поэмы Балакирева – «Тамара» построен на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева – восточная фантазия «Исламей». Видное место в камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева. Скончался композитор Милий Алексеевич Балакирев (16) 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге.

Евгений Вахтангов
русский актер, режиссер, основатель театра, ставшего театром его имени
13 февраля 1883 — 29 мая 1922
133 года назад 94 года назад


Евгений Багратионович Вахтангов родился (1) 13 февраля 1883 года во Владикавказе, в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Евгений же еще в гимназические годы увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, он в годы учебы много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.

Окончив гимназию, Евгений поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Вахтангов дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О.Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся.

Спустя некоторое время Евгений оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра. Вскоре на молодого актера обратил внимание К.С. Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в 1-й студии МХТ. Именно в этой студии дарование Вахтангова раскрылось в полной мере.

Он пытался создать новый не элитарный, но «народный» театр. Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

После революции 1917 года Вахтангов работает очень напряженно, несмотря на все усиливающуюся болезнь желудка. В 1919 году ему делают две операции. Врачи тогда не сказали ему о диагнозе – рак желудка.

В последние годы жизни Вахтангов находился в повышенном эмоциональном состоянии сродни экстазу, когда сливаются воедино обостренное ощущение бренности человеческой плоти и мощь творческого порыва, ее преодолевающего. С утра до вечера он был на ногах – репетиции проходили в трех студиях: МХТ, еврейской студии «Габима» и в труппе Народного театра, уроки, подготовка спектакля к годовщине революции.

Вахтангов мечтал поставить «Каина» Байрона и Библию, но смерть помешала этим планам. 29 мая 1922 года Вахтангов умер. «Принцесса Турандот» стала последней работой Вахтангова, он не дожил всего несколько недель до премьеры.

Заложенные в «Турандот» принципы динамичного, меняющегося, а потому и нестареющего со временем театра навсегда сохранились в традициях театра имени Вахтангова, в который переросла студия МХТ. А «Принцесса Турандот» так и осталась визитной карточкой вахтанговского театра.

Джон Бэрримор
американский актер театра и кино
15 февраля 1882 — 29 мая 1942
134 года назад 74 года назад


Джон Бэрримор (настоящее его имя – Джон Сидни Блайт), звезда американского театра и популярный актер кино, родился 15 февраля 1882 года в Филадельфии (США), в театральной семье.

Театральная карьера Бэрримора началась в 1903 году на Бродвее в спектакле «Рад этому». Съемки в кино начались в 1913 году картиной «Американский гражданин». В 1910-е годы Бэрримор активно работает на театральной сцене, играя в спектаклях «Воскресение», «Правосудие», создает незабываемые образы Ричарда III и Гамлета в постановках по произведениям Шекспира.

В 1920-х годах большой популярностью пользуются кинофильмы с участие Бэрримора «Доктор Джекил и мистер Хайд» и «Шерлок Холмс». В то время фильмы еще были немыми, но когда в кино появился звук, Бэрримор смог в полной мере проявить свой красивый и хорошо поставленный голос. В 1930-х годах выходит много кинолент с его участием, среди которых «Человек из Бленкли», «Моби Дик», «Распутин и императрица», «Обед в восемь».

В 1936 году Бэрримор находится в больнице для алкоголиков, пытаясь излечиться от пьянства. После выхода из больницы он мог сниматься только в ролях второго плана в картинах категории «Б» («Бульдог Драммонд», «Мария Антуанетта», «Держите эту студентку») – великая актёрская звезда Бэрримора закатилась.

29 мая 1942 года великий актёр Джон Бэрримор умер в Лос-Анджелесе (США).

Мэри Пикфорд
американская звезда немого кино
8 апреля 1892 — 29 мая 1979
124 года назад 37 лет назад


Ни одна актриса немого кино не обладала такой славой и не вызывала у кинозрителей всех стран такой любви, как Мэри Пикфорд. Она была «своей в доску», простая и доступная, ничуть не похожая на «звезду». Голливудская реклама и сама Пикфорд часто подчёркивали, что актриса играет самое себя, роль Золушки, чистой и наивной, пережившей фантастический взлёт от нищеты и безвестности к мировой славе и миллионным доходам.

Мэри Пикфорд (англ. Mary Pickford, урождённая Глэдис Луиза Смит) родилась 8 апреля 1892 года в Торонто (Канада). Ее успех на заре кинематографа был предопределен поначалу внешними атрибутами – красивой и яркой внешностью, соблазнительной фигуркой, аристократической манерой поведения. Только потом зритель увидел в ней актрису большого таланта, способную донести до него все стороны образа, исполняемого на экране.

В 1916 году она основала собственную кинокомпанию Mary Pickford Company, а в 1919 году стала соучредителем кинокомпании вместе с такими мэтрами немого кино, как Дуглас Фэрбенкс и Чарли Чаплин. Картины с её участием пользовались ошеломительным успехом. За роль в экранизированной пьесе «Кокетка» Мэри была удостоена премии «Оскар».

Мэри Пикфорд – единственная западная актриса, не побоявшаяся приехать в конце 1920-х в Советскую Россию, об ужасах жизни в которой трубили все газеты мира. И не только приехала, но и снялась в комедии «Поцелуй Мэри Пикфорд» с начинающим тогда молодым актером Игорем Ильинским. Производство фильма было само по себе курьёзом: документальные кадры из хроники пребывания актёров на Украине (в частности эпизод, где Мэри поцеловала одного из поклонников) были смонтированы с отснятым уже после их отъезда материалом. В итоге получилась комедия о простом парне Гоге, которому не везёт в любви, но после поцелуя звезды дамы начинают активно обращать на него внимание. Пикфорд узнала о существовании этого фильма только в конце жизни.

С развитием звукового кино её фильмы перестали пользоваться популярностью, и Мэри больше не снималась. Зато она стала заниматься благотворительностью, организовав в 1921 году Фонд помощи нуждающимся киноактёрам.

Но даже перестав сниматься, она еще долгие годы сохраняла статус влиятельного лица в Голливуде – в 1927 году Пикфорд была в составе влиятельных голливудских лиц, основавших Американскую академию киноискусства; в 1941 году совместно с Уолтом Диснеем, Орсоном Уэллсом, Чарли Чаплином и другими основала Объединение независимых кинопродюсеров; в 1944 году стала председателем женского отделения основанного Рузвельтом Национального фонда борьбы с полиомиелитом и посещала госпитали, где лежали больные дети; в 1949 году участвовала в создании телерадиокомпании Pickford-Rogers-Boyd.

К сожалению, её личная жизнь не была столь благополучной, как карьера. Три брака актрисы распались. За короткое время она потеряла всех близких людей.

Остаток жизни Мэри Пикфорд провела в одиночестве и скончалась от кровоизлияния в мозг 29 мая 1979 года в Санта-Моника (США).

Роми Шнайдер
австрийская киноактриса, звезда австрийского, немецкого и французского кино
23 сентября 1938 — 29 мая 1982
78 лет назад 34 года назад


Роми Шнайдер родилась 23 сентября 1938 года в Вене. Ее родители были известными популярными актерами. Ей не исполнилось и 15 лет, когда продюсер предложил ей сыграть вместе с матерью в фильме «Когда цветут белые лилии». Роми очаровала всех и в тот же год снялась в фильме «Фейрверк» уже самостоятельно. Специально для нее режиссер придумал серию «Молодые годы королевы», в которой Роми досталась роль австрийской принцессы Елизаветы («Зисси»). Фильм имел огромный успех. Тогда ее называли не иначе как «Зисси» или «Императрица». Уолт Дисней провозгласил ее «самой красивой девочкой мира», а отчим подарил замок на берегу озера Лугано.

Роми снялась в трех фильмах про Зисси и взбунтовалась. В 1957 году она едет сниматься в Париж, о котором мечтала, в фильме «Кристина» с молодым и малоизвестным Аленом Делоном. Они ужасно не понравились друг другу, постоянно ссорились и влюбились… В 1959 году она уехала из дома, якобы на съемки в Кельн – но там ее не дождутся. Они поселились с Делоном в Париже. Там Роми упорно занималась французской дикцией и фонетикой, под влиянием Коко Шанель приступила к жесточайшей работе над своей внешностью – гимнастика, диета, бассейн. Признание в качестве серьезной драматической актрисы Шнайдер получила после спектакля Лукино Висконти «Как жаль, что ты потаскуха» и его же фильма «Боккаччо-70» (1962). Ей наперебой предлагали роли, она снималась в Голливуде, Риме, Нью-Йорке, Лондоне. Вскоре Делон и Роми расстались.

Актриса замкнулась в себе и три года не снималась. Позже она выйдет замуж за немецкого театрального режиссера Гарри Мейена, родит сына Давида и триумфально вернется в кино с фильмом «Бассейн» Жака Дерея, где ее партнером снова будет Делон, с которым они сумели сохранить дружеские отношения до конца ее жизни. Но семья с Мейеном не сложилась – они расстались в 1973 году, а через два года он покончит с собой в Гамбурге. Между тем здоровье Роми, подтачиваемое съемками, допингами, алкоголем, ухудшалось. В тяжелом состоянии ее доставили в клинику, где врачи требуют длительного отдыха и лечения, но на руках у актрисы интересный сценарий и огромные творческие планы…

В июле 1981 года сын Роми Давид нелепо погиб. После этой трагедии Шнайдер снялась еще в одном фильме «Прохожая из Сан-Суси» и 29 мая 1982 года скончалась от разрыва сердца у себя в квартире за письменным столом в возрасте 43 лет. По опросу, проведенному в 2000 году, французы назвали Роми Шнайдер самой выдающейся актрисой 20 века.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments