22 Марта ушли из жизни

22 Марта ушли из жизни

Жан Батист Люлли
французский композитор, скрипач, основатель французской национальной оперы
28 ноября 1632 — 22 марта 1687
385 лет назад 330 лет назад

Жан Батист Люлли, или Джованни Баттиста Лулли, родился 28 ноября 1632 года во Флоренции, в семье мельника. В раннем детстве мальчик освоил игру на скрипке, его учителем был монах-францисканец.

В 14 лет Люлли служит пажом у мадмуазель де Монпасье и в ее свите уезжает во Францию. Когда госпожа попадает в королевскую немилость и вынуждена отправиться в ссылку, Люлли просит освобождения от службы.

Вскоре парень танцует перед королем в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада, выступление Людовику XIV нравится, и Люлли остается при дворе.

Здесь музыкант сочиняет для короля и придворных балеты, которые быстро становятся популярными. Особенность музыки Люлли – это появление в балете «Альцидиане и Полександре» «французской увертюры», а также введение в оркестр звучания труб. Впервые их можно было услышать в 1663 году в «Балете Флоры». Композитор впервые в истории оперы снимает маски с певцов, а в балете выпускает на сцену женщин.

В 1655 году Люлли становится при дворе композитором камерной музыки, руководит королевским ансамблем Les Petits Violons и получает французское гражданство.

Весьма плодотворен был творческий союз Люлли и Мольера. В 1664 году Люлли ставит балет Мольера «Брак поневоле», затем следует еще много совместных работ – «Мещанин во дворянстве», «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница», «Блистательные любовники», «Психея».

В 1672 году их дружба закончилась. А после смерти Мольера король передал театр Пале-Рояль своему фавориту Люлли. В 1673 году в нем состоялась премьера совершенно новой оперы композитора «Кадм и Гермиона», положившей начало национальной французской опере. Произведения данного направления получили название «лирическая трагедия» (tragédie mise en musique).

Лучшими произведениями Люлли в этом жанре считаются «Армида» и «Беллерофон», а всего композитор сочинил 13 трагедий.

Умер Жан Батист Люлли 22 марта 1687 года в Париже.

Иоганн Вольфганг Гете
немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель
28 августа 1749 — 22 марта 1832
268 лет назад 185 лет назад

Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. Отец его был юристом, имел чин имперского советника, мать была знатной дворянкой. Иоганн рано начал читать, к семи годам уже знал латынь и греческий. В 16 лет Гете отправляется в Лейпцигский университет, на юридический факультет.

Учеба на юриста его не привлекла, ведущим интересом Гете была литература и искусство, и вскоре он уезжает домой. Затем он становится студентом Страсбургского университета. Там, в силу своей любознательности, Гете увлекается медициной, много читает, изучает естественные науки.

В 1769 году Гете издает первую книгу своих стихов. Вскоре он становится одним из идеологов литературного движения «Буря и натиск», ставшего популярным в Германии, которое считало главной задачей автора создание в образе героя волевой, сильной личности.

В 1771 году Гете закончил университет и получил диплом доктора права. С 1771 по 1775 годы Иоганн Гете занимается юридической практикой. В то же время он издает свои произведения: роман «Страдания молодого Вертера» (1772), историческую драму «Гец фон Берлихинген» (1773).

В ноябре 1775 года Гете приезжает в Веймар по приглашению герцога Карла Августа, где становится одним из его управляющих. В Веймаре Гете знакомится с Ф.Шиллером, что в итоге оказалось плодотворным для развития немецкой литературы.

Иоганн Гете не любил великосветских приемов, никогда не был ни в Париже, ни в Лондоне. Его женой стала не дворянская особа, а обыкновенная цветочница Христиана Вульпиус.

В 1795-1796 годах Гете пишет роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». В 1808 году выходит первая часть трагедии «Фауст» – вершины творчества Гете. Над ее продолжением Иоганн Гете работал до конца своей жизни.

Вместе с тем Гете был не только великим писателем и поэтом, но и естествоиспытателем. Им был выполнен ряд работ по сравнительной морфологии растений и животных, по физике, геологии и минералогии, медицине.

Умер Иоганн Вольфганг Гете 22 марта 1832 года в Веймаре. Он вошел в историю как крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы.

Ольга Книппер-Чехова
русская актриса, жена Антона Павловича Чехова
21 сентября 1868 — 22 марта 1959
149 лет назад 58 лет назад

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова родилась в семье инженера (9) 21 сентября 1868 года в Глазове. По окончании драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра.

При неповторимой индивидуальности своей артистической манеры Книппер-Чехова была художником чрезвычайно широкого диапазона. Ей были доступны и тончайший лиризм, и глубокая затаенная страстность, и зорко подмеченная характерность, способность к почти эксцентрической остроте рисунка.

Книппер-Чехова первая воплотила на сцене образы чеховских женщин. Она сыграла «обворожительную пошлячку» (определение Немировича-Данченко) Аркадину («Чайка», 1898), душевно-пассивную Елену Андреевну («Дядя Ваня», 1899), прекрасную в своей безоглядной любви Машу («Три сестры», 1901), создала лирико-комедийный образ Раневской («Вишнёвый сад») и трагический – Сарры («Иванов», 1901).

Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович». Ольга Леонардовна так вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».

С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшаяся с перерывами до весны 1904 года. (25 мая) 7 июня 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Они были вместе (но не всегда рядом) до самой смерти Чехова. Эта любовь стала легендой, документальным подтверждением которой являются более 800 писем. Переписка Чехова и Книппер не только неоднократно издавалась на многих языках, она легла в основу многих пьес и спектаклей, посвященных любви Писателя и Актрисы.

Книппер-Чехова создала множество самых разных образов в пьесах Горького, Гауптмана, Ибсена, Грибоедова, Гоголя, Мольера, Тургенева, Достоевского, Льва Толстого. В начале 20 века она была некоронованной королевой МХТ.

Трудно сказать, было бы сегодня имя Книппер-Чеховой знакомо кому-то, кроме специалистов, – история театра исполнена множества забытых имен – если бы не брак с Чеховым, тот самый, которым она жертвовала ради театра.

Скончалась актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова 22 марта 1959 года в Москве на 91 году жизни.

Михаил Ярошевский
советский психолог и историк отечественной науки, профессор
22 августа 1915 — 22 марта 2001
102 года назад 16 лет назад

Михаил Григорьевич Ярошевский родился 22 августа 1915 года в Херсоне. Учился в Ленинградском Государственном университете. В феврале 1938 года в Ленинграде была раскрыта большая террористическая организация. Согласно «данным» НКВД, основной костяк организации составляли студенты и аспиранты Ленинградского университета. В руководящую тройку входили: Лев Гумилев, Теодор Шумовский и Иерихович. Аспирант Ярошевский был арестован как руководитель одной из таких групп.

После пыток Ярошевский подписал все предъявленные ему обвинения. Более года он находился в «Крестах», ожидая своей участи. После того, как сняли Ежова, дело Ярошевского было пересмотрено, и он был амнистирован вместе с другими, проходившими по этому делу.

В 1945 году Ярошевский под руководством С.Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. После защиты кандидатской стал сотрудником сектора психологии в Институте философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии.

Во время борьбы с «космополитами» Ярошевский был вынужден оставить институт и уехать в Сталинобад (Таджикистан). С 1951 по 1964 годы он организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете.

В Институте психологии в Москве защитил докторскую диссертацию. В 1965 году создал и возглавил сектор психологии научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР. Был членом редколлегий журналов «Вопросы истории естествознания и техники» и «Психологического журнала».

Михаил Григорьевич Ярошевский скончался 22 марта 2001 года в Москве.

Кендзо Танге
японский архитектор
4 сентября 1913 — 22 марта 2005
104 года назад 12 лет назад

Кендзо Танге родился 4 сентября 1913 года в городе Имабари (префектура Эхимэ на острове Сикоку). Школьные годы его прошли в Хиросиме. На архитектурный факультет Токийского университета Танге поступил в 1935 году, а в 1938 году, по его окончании, стал работать в ателье архитектора Кунио Маэкава.

Деятельность Танге начиналась в тяжелый для японского народа период. Свертывание мирного строительства сказалось и на сторонниках «новой архитектуры». Из-за отсутствия работы Танге был вынужден в 1941 году перейти в аспирантуру Токийского университета.


Парк мира в Хиросиме

В первые послевоенные годы Танге создал несколько градостроительных проектов, самым крупным среди которых был генплан Хиросимы, разработанный вместе с Асада, Отани и Исикава в 1947 году. Он следовал принципам функционализма, но стремился воплотить и мысли, выходящие за его пределы.

Работа над генеральным планом Хиросимы стала для Танге подготовительным этапом к проектированию мемориального ансамбля мира в этом городе (1949-1956). Этот ансамбль – суровое напоминание об уязвимости человеческих ценностей и об их мужественном утверждении. Мемориал в Хиросиме был первым произведением японского архитектора, вносившим нечто существенно новое в развитие современной архитектуры. Танге становится одним из наиболее известных и влиятельных архитекторов современности.


Мемориал памяти жертв Хиросимы

В 1953 году было завершено строительство спроектированной Танге детской библиотеки в Хиросиме. Важным этапом в развитии пластического языка архитектуры Танге было создание зала собраний в городе Сидзуока (1956-1957), используемого теперь как крытый стадион. Здание ратуши в Курасики (1958-1960), которое кажется мощным монолитом, высящимся среди пыльной площади уютного старинного городка, стало завершающим аккордом творчества Танге в 1950-е годы.

Большим эссе в книге «Кацура. Традиции и творчество в японской архитектуре» (1960) он как бы подводит итог своим размышлениям о двойственности японской традиции, стремится предметно показать борьбу в ней двух культур – простонародной и аристократической. К подобному типу эссе относится и книга о святилище в Исе, опубликованная двумя годами позже.

Вершиной творческой карьеры Танге стал комплекс спортивных сооружений, построенный к Олимпийским играм 1964 года, проходившим в Токио. В 1963-1964 годах по проекту Танге, разработанному также с участием Цубои, был построен собор Св. Марии в Токио.

В 1960-е годы Танге много проектирует, строит, пишет, размышляет. Во всех поисках он неизменно остается большим художником. И результаты его творчества значительнее тех концепций, которые он формулирует.

Скончался Кендзо Танге 22 марта 2005 года в Токио.

Александр Аксенов
российский рок-музыкант
3 сентября 1964 — 22 марта 2007
53 года назад 10 лет назад

Александр Юрьевич Аксенов, известный в кругах рок-музыкантов как Рикошет, родился 3 сентября 1964 года в Ленинграде. Дебютировал на сцене осенью 1980 года в составе школьной гpуппы «Резиновый Рикошет», откуда и пошло его пpозвище, позднее ставшее сценическим именем.

По возвращении из армии он недолго играл в «Народном Ополчении», был бас-гитаристом в период записи панк-оперы «Новогодие» и пытался репетировать с «Автоматическими Удовлетворителями», но уже тогда начал сочинять собственные песни.

В ноябре 1985 года он создал «Объект Насмешек» — первую группу, прорвавшуюся на клубную сцену Петербурга и добившуюся успеха благодаря серии коротких и эффектных песен, «которые соединяли энергетический напор и запал панк-рока с мелодическим разнообразием бита».

Поначалу «Объект Насмешек» ориентировался на популярную в то время неоромантику, однако, с течением времени панковское прошлое всех участников взяло верх, и группа окончательно определилась с выбором стиля, поразив аудиторию 4-го фестиваля рок-клуба (1986). В том же году вышел дебютный альбом группы — «Смеется «ОН» — кто смеется последним».

С 1987 года группа начала гастролировать по стране, выступила на очередном ленинградском фестивале (июнь) и легендарном форуме независимого рока в Подольске (сентябрь). В том же году свет увидел их второй альбом «Гласность».

Третья программа группы, впервые показанная в июне 1988 года на сцене шестого Ленинградского рок-фестиваля, открыла новую страницу в ее творчестве и была посвящена ночной жизни города. Летом 1989 года она была зафиксирована на третьем альбоме группы «Жизнь настоящих ковбоев». Четвертым и последним альбомом стал «Сделано в джунглях» — единственный, изданный на пластинке.

После 1990 года группа уже не выступала, музыканты принимали участие в съёмках фильма Рашида Нугманова «Дикий Восток».

«Рикошет» вернулся в музыку в 1994 году, дав несколько концертов в сопровождении музыкантов групп «Military Jane» и «Джан Ку», а в 1995 году выпустил альбом «Блюз для негодяя». В последующие годы он пробовал себя в роли продюсера и музыкального издателя.

Александр Юрьевич Аксенов ушел из жизни 22 марта 2007 года в Санкт-Петербурге на 43-м году жизни от остановки сердца.

Творчество этого культового музыканта живет и после его смерти — вышел альбом группы Рикошета «Объект насмешек» под названием «Телетеррор», и по инициативе Константина Кинчева («Алиса») был создан трибьют Рикошета «Выход дракона», в записи которого приняли участие известнейшие русские рок-исполнители.

Валентина Толкунова
советская и российская певица, Народная артистка РСФСР
12 июля 1946 — 22 марта 2010
71 год назад 7 лет назад

Валентина Васильевна Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире Краснодарского края, в семье железнодорожников. Валентине исполнился год, когда родители переехали в Москву.

Интерес к музыке у девочки проявился с раннего детства. Еще школьницей Валентина Толкунова пела в Московском детском хоре, позже – в ансамбле Центрального Дома железнодорожников, которым руководил Исаак Дунаевский.

В 1964 году она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. В 1966 году Валентина Толкунова по конкурсу прошла в ВИО-66 (вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского), где работала 5 лет солисткой-вокалисткой и пела джазовую инструментальную музыку.

В 1971 году окончила музыкальное училище имени Гнесиных. В том же году Толкунова озвучила песни в телефильме «День за днем», которые быстро стали популярными.

Сольный дебют певицы состоялся в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа». С 1973 года Валентина Толкунова – солистка Москонцерта.

В 1987 году певица открыла на государственной основе свой театр – «Театр музыкальной драмы и песни творческого объединения АРТ», где стала художественным руководителем. Театром были созданы музыкальные спектакли и программы: опера «Русские женщины» по поэме Некрасова, программы на стихи Пушкина и Кольцова; спектакль «Ожидание» (музыка Успенского на стихи Рождественского); спектакль «Брызги шампанского»; музыкальные песенные спектакли «Я не могу иначе», «Не оставляй меня, любовь», посвященный 25-летию творческой деятельности Толкуновой, «Я росинка твоя, россиянка», «Новая весна В.Толкуновой» и другие. Все спектакли были поставлены на сцене Концертного зала «Россия».

Валентина Толкунова исполнила десятки песен, полюбившихся зрителям, среди которых: «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Где ты раньше был», «Старые слова», «Мой милый, если б не было войны», «Песенка без конца», «Я не могу иначе», «Я деревенская», «Мы на лодочке катались» и многие другие. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен.

Певица 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

Валентина Толкунова – Народная артистка России, Заслуженная артистка Калмыкии, лауреат премии Ленинского Комсомола, премии МВД России, почетный железнодорожник России, заслуженный энергетик России. Имеет множество государственных и общественных наград, в том числе орден Дружбы Народов и орден Почета.

Валентина Васильевна была замужем дважды. Первым ее мужем был композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра Юрий Саульский. Второй ее муж – Юрий Папоров, журналист-международник, писатель, автор книги «Хемингуэй на Кубе». У Толкуновой – сын Николай, который работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

Валентина Васильевна Толкунова скончалась 22 марта 2010 года в Москве от тяжелой болезни.

Аркадий Арканов
российский писатель-сатирик и драматург, Народный артист РСФСР
7 июня 1933 — 22 марта 2015
84 года назад 2 года назад

Известный российский сатирик, драматург, писатель, ведущий телевизионных передач – сам Аркадий Арканов говорил про свою биографию, что она проста и незатейлива и при желании может уложиться в несколько строк.

Аркадий Арканов (Аркадий Михайлович Штейнбок) родился 7 июня 1933 года в Киеве. Военное детство Аркадия прошло в эвакуации в Красноярске. В 1957 году он окончил Первый Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, после чего работал врачом.

Студенческая самодеятельность свела Арканова с Григорием Гориным, и они почти на 10 лет становятся соавторами. Кроме ряда эстрадных произведений ими написаны пьесы: “Свадьба на всю Европу” (1966), “Банкет” (1969), “Лестничная клетка” (1967), “А был ли Дюма-отец?” (1968) и другие.

С 1963 по 1967 годы Аркадий работал внештатным редактором сатиры и юмора в журнале “Юность”, там же был опубликован его первый рассказ. Помимо “Юности” он печатался в “Литературной газете”, был участником альманаха “Метрополь”.

В 1968 году Арканов был принят в члены Союза писателей СССР. Он – автор полутора десятков книг, в том числе сборников: “Соло для дуэта” (1975), “Подбородок набекрень” (1975), “В этом мире много миров” (1984), “Всё” (1990), а также вышедшего на русском языке в США – “От Ильича до лампочки: Учебник истории советской власти для недоразвитых детей” (1993); книги “Пойду по-маленькому…” (2004).

Произведения Арканова вошли в репертуар многих известных эстрадных исполнителей.

Но Аркадий Арканов – это не только писатель-сатирик, он также актёр, сценарист и драматург, автор текстов нескольких известных песен. В его актёрских работах фильмы – “Центровой из поднебесья” (1975), “Бродвей нашей юности” (1995), “Короли игры” (2007) и др. Он написал сценарии к картинам – “Дела смешные – дела семейные” (1996), “Юрий Никулин” (документальный, 1967), “Маленькие комедии большого дома” (1974).

Как телеведущий Арканов участвовал в телевизионных передачах “Вокруг смеха. Нон-стоп”, “Белый попугай” и других; постоянный участник юмористических телепередач: “Артлото”, “Вокруг смеха”, “Голубой огонек”; в составе жюри судил финальную игру Высшей лиги КВН в 1987 году. Он являлся председателем жюри проводящегося с 2004 года ежегодного открытого фестиваля юмора и эстрады “Москва—транзит—Москва”, а еще долгое время вёл авторские концерты и творческие вечера в московском Театре Эстрады.

Аркадий Арканов – Народный артист РСФСР, кавалер ордена Почета, дважды лауреат премии “Золотой теленок”, лауреат премии журнала “Крокодил”, премии “Алеко” (Болгарский союз писателей).

Аркадий Михайлович скончался в Москве 22 марта 2015 года после тяжелой продолжительной болезни.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments