14 Июля ушли из жизни

14 Июля ушли из жизни

Софья Романова
русская царица, правительница-регентша России (1682-1689), сестра Петра I
27 сентября 1657 — 14 июля 1704
360 лет назад 313 лет назад

Софья Алексеевна Романова родилась (17) 27 сентября 1657 года в Москве, в семье царя Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской. Она была умна и амбициозна, владела многими языками, хорошо разбиралась в политике и даже писала стихи. В 1682 году Софья была назначена регентшей при своих малолетних братьях – Петре и Иване. Пока будущий Петр I занимался потехами, его сестра изо всех сил пыталась как можно крепче закрепиться в роли правительницы.

Во-первых, пришлось устранить Нарышкиных, родственников матери Петра I. Для этого она использовала вечно бунтующих мятежных стрельцов. После этого поднялось восстание раскольников, добивавшихся «старого благочестия». «Прения о вере» она перенесла во дворец, это помогло изолировать религиозных деятелей от толпы и избежать крупных беспорядков. А после по распоряжению Софьи главные зачинщики бунта были схвачены и казнены. Остальных преследовали, а самых ярых сторонников раскола публично сжигали.

Вслед за раскольниками Софья усмирила и стрельцов. Их предводитель, князь Хованский, выказывавший неуважение Софье и её союзникам был казнен. Во главе стрелецкого приказа Софья поставила своего сообщника, думного дьяка Шлаковитого. К её заслугам относится и заключение крайне выгодного «вечного мира» с Польшей. По договору Россия навсегда получила Киев, Смоленск и контроль над левобережной частью Малороссии. Однако, когда Петру Алексеевичу исполнилось семнадцать, он решил править самостоятельно.

Софью отстранили от власти. Все её союзники были казнены, а сама она заточена в Новодевичий монастырь. Во время отсутствия Петра в России, стрельцы пытались поднять восстание и вернуть Софье престол, но восстание жестоко подавили. Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны и весь остаток жизни провела в монастырской келье. Умерла Софья Алексеевна Романова (3) 14 июля 1704 года и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Жермена де Сталь
французская писательница и публицистка
22 апреля 1766 — 14 июля 1817
251 год назад 200 лет назад

Мадам де Сталь была очень заметной фигурой европейской культуры, и даже политики, начала 19 века. Прославленный Наполеон Бонапарт считал её своим личным врагом. Что же должна была сделать женщина, чтобы обратить на себя столь пристальное внимание августейшей особы?

Анна-Луиза Жермена, баронесса де Сталь-Гольштейн (фр. Anne-Louise Germaine, baronne de Staël-Holstein), известная как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël), дочь видного государственного деятеля Жака Неккера, родилась 22 апреля 1766 года в Париже. В салоне её матери сходились литературные знаменитости Парижа. Жермена с 11 лет постоянно присутствовала на этих вечерах и жадно прислушивалась к разговорам гостей. Напрасно строгая мать старалась системой воспитания, основанной на началах долга, сдерживать и дисциплинировать свою живую и впечатлительную дочь.

Богато одаренная и экзальтированная девочка, ускользая от влияния матери, особенно горячо привязалась к отцу, целыми часами беседовавшему по самым разнообразным вопросам со своей нежно любимой дочерью.

Так сформировалась та, что стала родоначальницей новой романтической, литературы во Франции. Её отличие от прежней, классицистической литературы состояло, главным образом, в ценностях, которые авторы воспевали в своих произведениях. Прежде важны были государственные интересы, долг и общество, теперь же на первый план выходила ценность личности и её свободы.

Еще в 15-летнем возрасте Жермена написала замечания к знаменитому финансовому «Отчету» своего отца и сделала извлечения из «Духа законов» Монтескьё, присоединив к ним свои собственные размышления. В это время её любимыми писателями были Ричардсон и Руссо, влияние которых сказалось в первых её произведениях, отличающихся сентиментальным направлением (например, «Mirza», «Adelaide», «Méline»).

В 1786 году, уступая советам отца, Жермена вышла замуж за барона де Сталь, но в этом браке не нашла счастья, о котором мечтала. Супруг не смог возбудить в девушке никаких симпатий: это был малообразованный светский человек и вдвое старше жены, привлекавшей его, главным образом, своим богатым приданым.

Когда вспыхнула революция, и барон вынужден был бежать из Франции, мадам де Сталь сначала осталась в Париже. В это время её салон успел сделаться самым блестящим в Париже. Мемуары современников полны рассказов о том неизгладимом впечатлении, которое в этот период своей жизни производила молодая женщина. Её блестящий ум, красноречие и энтузиазм делали её царицей избранного парижского общества. Но вскоре и ей пришлось покинуть Париж, она нашла убежище в Англии, а в 1793 году переселилась в Швейцарию (в Коппэ), где продолжала писать.

В 1796 году французская республика была признана Швейцарией и Жермена смогла вернуться в Париж. Здесь её салон вновь стал влиятельным литературным и политическим центром. Добившись негласного развода с мужем, но, продолжая жить с ним в одном доме, де Сталь сделалась мишенью для пересудов со стороны её светских и политических противников. Ответом обществу стал ее роман «Delphine», упрочивший её литературную славу.

Одновременно де Сталь трудится над обширным сочинением: «De la littérature, considérée dans ses rapports avec les institutions sociales» (1796—99), в котором прослеживает влияние религии, нравов, законодательства на литературу и обратно и делает вывод, что литература в новом республиканском обществе должна служить выражением новых общественных идеалов и быть защитницей политической и нравственной свободы. Этот труд не мог не казаться опасным правительству первого консула.

Когда салон мадам де Сталь стал центром оппозиции, ей было велено покинуть Париж, и в 1802 году она отправляется в Германию. Здесь она знакомится с Гёте, Шиллером, Фихте, В.Гумбольдтом, А.Шлегелем. Впечатления от этой поездки легли в основу книги: «De l’Allemagne», написанной пятью годами позже. Затем она отправляется в Италию. Плодом путешествия де Сталь по Италии был её роман: «Corinne ou l’Italie».

Вообще, героини де Сталь, списанные с неё же самой – талантливые и сильные женщины («Каринна», «Дельфина»), жаждущие признания и настоящей любви. Мадам де Сталь не блистала талантом беллетриста, но ей трудно давалась выдумка. Персонажи, окружавшие главных героинь, были слабо продуманы и походили на декорации для моноспектакля. Зато она смогла первой дать определение новому литературному течению и указать ему пути развития.

Кроме того, внимания заслуживают и её работы о современной политической ситуации. Она много писала о зависимости литературы от общественной жизни. Но её политические воззрения всегда шли вразрез с официальными.

Книгу «О Германии» (1810), в которой она описывала культуру и философию немцев, она даже посылала Наполеону лично вместе с письмом, в котором просила об аудиенции. Ей верилось, что сила её убеждения, покорявшая многих, может повлиять и на императора. Но книгу правитель сжег, а просьбу проигнорировал, видимо боялся проиграть в остроте ума знаменитой мадам де Сталь. Он велел ей оставаться в Коппэ, где окружил её шпионами.

В 1812 году преследование швейцарских властей, действовавших в угоду Наполеону, заставили писательницу бежать из Коппэ, и она через Австрию отправилась в Россию, где ей было оказано самое широкое гостеприимство. Л.Боровиковский напишет её портрет, К.Батюшков охарактеризует де Сталь: «…Дурна как черт и умна как ангел». Свои впечатления в России она описала во второй части своей книги «Dix années d’Exil» (1821).

Из России де Сталь уехала в Англию и оставалась там до тех пор, пока Наполеон не был разбит и заключен на острове Эльбе; тогда она вернулась в Париж после 10-летнего изгнания. Последние годы жизни писательница посветила фундаментальному труду о Французской революции и её последствиях. В конце книги она предсказала политическое будущее мира. И ни в чем не ошиблась.

Умерла Анна-Луиза Жермена де Сталь от паралича 14 июля 1817 года в Париже.

Мариус Петипа
французский и российский балетмейстер, театральный деятель и педагог
11 марта 1818 — 14 июля 1910
199 лет назад 107 лет назад

Великолепного танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция никак не могут поделить. И те, и другие считают его своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете «эпохой Петипа». Благодаря ему русский балет считался самым лучшим в мире.

Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa) родился во французском городе Марселе 11 марта 1818 года. Его отец Жан-Антуан Петипа был артистом балета. Мариус начал учиться у него балетному искусству, а также брал уроки у Огюста Вестриса.

Уже в детстве Мариус вышел на сцену в балетах, поставленных отцом. Повзрослев, он продолжал работать с отцом, выступал с гастролями во Франции, в США, в Испании.

В 1847 году Мариуса пригласили в Россию, где в октябре 1847 года он станцевал партию Люсьена в балете Ж.Мазилье «Пахита». Впоследствии Мариус продолжал исполнять ведущие роли: в балете Ж.Мазилье «Сатанилла», балетах Ж.Перро «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар» на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге.

Вскоре Петипа пробует себя в качестве балетмейстера и одновременно играет роли в своих постановках. В 1862 году, поставив балет Пуни «Дочь Фараона», он прославился. Начиная с этого момента, он поставил более 60 оригинальных балетов, являясь в 1863-1903 годах главным балетмейстером петербургского балета. Опираясь на традиционную школу, Петипа в то же время разработал новую структуру балетного спектакля, в котором искусно сочетал пантомиму и танцевальные сцены.

Вершиной его творчества считаются балеты, поставленные им на музыку Петра Ильича Чайковского: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1895), а также Ильи Глазунова («Раймонда», 1898).

Умер Мариус Петипа (1) 14 июля 1910 года в Гурзуфе, был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Альфонс Муха
чешский живописец, театральный художник, иллюстратор
24 июля 1860 — 14 июля 1939
157 лет назад 78 лет назад

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице в Чехии, в семье судебного чиновника. Его мать рано умерла, и отец всё своё внимание уделял детям. Он решил дать им самое ценное – образование. Но юный Альфонс не проявлял склонности ни к каким наукам, ему нравилось только рисовать. А в Пражскую академию художеств его не взяли, слишком оригинален был его стиль.

Альфонс работал в городском суде вместе с отцом, но своей мечты не оставлял. Он брался за любую работу хоть косвенно связанную с художеством. В местном театре он создавал афиши, приглашения и декорации. Тогда его и заметили. Сначала его пригласили декоратором в Вену, а потом и в графский замок, украшать росписью стены. Граф Куэн-Беласси был так любезен, что согласился оплачивать Мухе его обучение в Париже.

Он учился в лучших академиях Парижа, но проходит всего два года, и у его мецената кончается щедрость, а у художника деньги. Приходится забыть о серьезной живописи и заняться декоративной. Но именно на этом поприще ему вновь улыбнулась удача. Ему заказали афишу для спектакля с участием Сары Бернар. Знаменитой актрисе так понравилась его работа, что она устроила его в театр главным декоратором.

Муха знакомится в Париже с художниками-символистами и входит в их «Салон ста», существующий на базе небольшой галереи. Там состоялась первая выставка Мухи.

Некоторое время он жил в США, но тяготился тем, что там искусство – всего лишь ещё один способ зарабатывать деньги. Вскоре он вернулся на родину в Чехию, чтобы там написать свою славянскую эпопею. Её он впоследствии дарит Праге.

Он был так знаменит своим патриотизмом, что нацисты считали его врагом рейха. После очередного ареста Альфонс Муха тяжело заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года в Праге.

Константин Паустовский
советский писатель
31 мая 1892 — 14 июля 1968
125 лет назад 49 лет назад

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве (19) 31 мая 1892 года. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, после окончания которой поступил в Киевский университет, а затем перевёлся в Московский университет.

Но Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Константин Георгиевич стал вагоновожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Белоруссии и Польше. Первый свой рассказ «На воде», который был написан в последний год учёбы в гимназии, опубликовал в альманахе «Огни».

Первый сборник рассказов «Встречные огни» вышел в свет в 1928 году, так же как и роман «Блистающие облака». Во время гражданской войны служил в караульном полку в Красной Армии. Известность ему принесла повесть «Кара-Бугаз», написанная в 1932 году. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом и писал рассказы. После войны Паустовский написал своё главное произведение «Повесть о жизни» (1945-1963). К середине 50-х годов он приобрёл мировую славу и много путешествовал по Европе.

Он был тонким ценителем прекрасного. Красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир». Но завораживающие описания природы в его рассказах вовсе не были самоцелью. Через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так по его мнению можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык.

Русский язык Паустовский ценил прежде всего — как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Наблюдение за языком, изучение его занимало Паустовского прежде всего. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и приумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю. Удивительно, но Паустовский, живя во времена Сталинского террора, сумел не написать ни строчки о вожде и не был членом партии. Он обрел спасение в красоте русского языка и природы. Умер Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года в Москве

Николай Реймерс
советский эколог, зоолог, доктор биологических наук, профессор
6 апреля 1931 — 14 июля 1993
86 лет назад 24 года назад

«В упоении борьбы с природой и инакомыслящими, мы проглядели две великие истины. Первая та, что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Вторая в том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле».
Николай Реймерс, «Экологический манифест»

Николай Федорович Реймерс, советский зоолог, эколог, один из главных участников становления заповедного дела в СССР, родился 6 апреля 1931 года в Москве. Его отец, Федор Эдуардович Реймерс, был известным физиологом растений.

Научная карьера Николая Реймерса была предопределена отчасти тем, что он воспитывался в семье крупного ученого, отчасти – «элитарным генотипом», как характеризуют род Реймерсов историки. Родословная семьи уходит корнями во времена Петра Первого. Предков Реймерсов в числе прочих «ученых мужей из Германии, Голландии и Швеции» царь-новатор выписал в Россию для ее «европеизации».

Однако путь самого Николая в науке оказался достаточно сложным. И дело не только во времени, в которое он жил (на этот период пришелся карьерный взлет Трофима Лысенко, основателя псевдонаучного направления в биологии – мичуринской агробиологии, застой и формирование в науке военизированной системы, опиравшейся на «единство советских научных школ»), но и в «вулканическом» характере самого ученого.

Сразу после окончания школы Реймерс поступил в МГУ, но окончить университет ему не удалось. Почти в то же время его отец, лишенный докторской степени как «морганист-менделист», был вынужден повторно защищать диссертацию. Это событие, усложненное «пролысенковским климатом» в столице начала 1950-х годов, привело к тому, что семья Реймерсов переехала в Иркутск. Со второго курса Николай учился уже в Иркутском университете.

Именно там начала строиться его научная карьера. До середины 1960-х годов научные изыскания Николая Реймерса, посвященные роли птиц, мелких млекопитающих и насекомых в организации экосистем, проходили на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока, включая Сахалин. Результатом стали монографии «Насекомоядные и грызуны верхней Лены» (1963) и «Птицы и млекопитающие южной тайги Средней Сибири» (1966), а также множество статей.

В 1960-х годах область интересов Реймерса сместилась в сторону организации заповедного дела. В 1966 году, переехав в Подмосковье, он стал заместителем директора по науке Приокско-Террасного заповедника. В 1968–1969 годах Реймерс уже в Москве работал в Главном управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР. Но работа чиновника оказалась не его стезей, и он снова вернулся в науку.

В 1988 году он стал первым председателем Экологического союза СССР, а с 1992 года возглавил созданный при его участии экологический факультет Международного независимого эколого-политического университета (МНЭПУ), став его первым деканом.

К этому времени исследования Реймерса переместились в сферу теоретической экологии, эколого-экономической науки (биоэкономики) и экологии человека. Ученый много выступал с лекциями на эти темы, популяризируя в СССР молодую на тот момент науку.

Итогом многолетней научной деятельности Реймерса стали три основные работы: словарь-справочник «Природопользование» (1990), «Популярный биологический словарь» (1991) и монография «Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология» (1992). В последней книге «Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы» впервые на русском языке были систематизированы более 200 экологических законов, правил и принципов, составивших «Экологический манифест» Реймерса.

Реймерс пытался один заполнить все пробелы в экологии и буквально мчался от проблем биологической экологии к социальной. Научная неудержимость ученого подорвала его здоровье.

Николай Федорович Реймерс скончался 14 июля 1993 года после продолжительной болезни.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments