Чат неактивен

12 Мая ушли из жизни

Сергей Аксаков
русский писатель, литературный и театральный критик
1 октября 1791 — 12 мая 1859
225 лет назад 157 лет назад


Сергей Тимофеевич Аксаков родился (20 сентября) 1 октября 1791 года в Уфе, в небогатой дворянской семье. После гимназии учился в университете Казани, где начал заниматься словесностью, но курса не окончил и в 1807 году переехал в Петербург. Здесь он познакомился с Державиным и Шишковым, которые оказали влияние на становление молодого Аксакова.

В 1811 году переехал в Москву. Общаясь в литературно-театральной среде, сблизился с Глинкой, переводил для театров Шиллера, Мольера и др.

В 1816 году Аксаков женился и уехал в усадьбу Ново-Аксаково. С 1826 года постоянно выступал с литературной и театральной критикой в различных московских изданиях.

С 1827 года Аксаков – цензор Московского цензурного комитета. Был уволен оттуда в 1832 году за пропуск в печать нескольких «крамольных» произведений. С 1833 года он служит инспектором московского землемерного училища, а после преобразования его в 1835 году в Межевой институт становится первым его директором.

С конца 1820-х годов дом Аксакова становится одним из центров литературной жизни Москвы. Благородство и терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых разных направлений, несмотря на склонность хозяина к славянофильству.

Аксаковские «субботы» посещали многие знаменитые актеры и литераторы того времени, бывал там и Гоголь, не раз читавший там свои произведения. Даже свое 40-летие Гоголь отметил 1 апреля 1849 года у Аксакова. Среди гостей Аксакова можно назвать Тургенева, Льва Толстого, Шевченко, декабриста С.Г. Волконского.

Яркие картины бытовой и литературно-театральной жизни Москвы запечатлены в мемуарах Аксакова «Воспоминания» (1856) и особенно в «Литературных и театральных воспоминаниях» (1858). Получили известность стихи Аксакова, его басни, социально-обличительные фельетоны.

Многие его произведения рассказывают о природе, охоте, рыбалке, в них проводится мысль о целительной силе природы и высоконравственности патриархального образа жизни. Этим путем следовал и сам Аксаков – мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец четырнадцати детей.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков в Москве (30 апреля) 12 мая 1859 года.

Екатерина Мекленбург-Стрелицкая
русская великая княгиня, внучка Павла I
28 августа 1827 — 12 мая 1894
189 лет назад 122 года назад


Екатерина Михайловна Романова родилась (16) 28 августа 1827 в Санкт-Петербурге. Дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I, она была третьим ребенком из пятерых в великокняжеской семье.

Ее мать воспитывала дочь в строгом духе и сама руководила ее образованием, лично подбирала преподавателей, которые должны были обучать великую княжну иностранным языкам, пению и рисованию. Потерявшая четырёх из пяти дочерей, Елена Павловна сконцентрировала свое внимание на Екатерине.

В 1849 году неожиданно скончался ее отец, а через год Екатерина стала невестой герцога Георга Августа Эрнеста Мекленбург-Стрелицкого, кузена императрицы Александры Федоровны. Бракосочетание состоялось 4 февраля 1851 года в Санкт-Петербурге. Молодые поселились в Михайловском дворце вместе с великой княгиней Еленой Павловной.

Екатерина Михайловна занималась благотворительной деятельностью и состояла покровительницей нескольких учреждений. Содействовала она и женскому образованию в России, являясь попечительницей разных учебных заведений.

В петербургском обществе Екатерина Михайловна занимала высокое положение, имела свой двор, была дамой строгой, хорошо знающей себе и своему рангу цену.

После смерти матери в 1873 году она унаследовала Михайловский замок, построенный в 1822 году специально для её отца. В июне 1876 года великая княгиня овдовела: её муж скончался, едва перешагнув своё пятидесятилетие. Вдове же герцога Мекленбург-Стрелицкого предстояло прожить ещё восемнадцать лет.

(30 апреля) 12 мая 1894 года великая княгиня и герцогиня Мекленбург-Стрелицкая Екатерина Михайловна скончалась в Санкт-Петербурге. Ее похороны были торжественными. За катафалком шел пешком сам император Александр III, за ним следовали его свита и высшие государственные сановники, представители иностранных династий.

Юзеф Пилсудский

польский государственный и политический деятель
5 декабря 1867 — 12 мая 1935
149 лет назад
81 лет назад

Юзеф Пилсудский родился 5 декабря 1867 года близ Вильно, в польско-литовской семье. Окончив гимназию в Вильно, поступил на медицинский факультет Харьковского университета, откуда в 1885 году был исключен за революционную деятельность. В 1887 году за причастность к заговору покушения на Александра III был сослан в Сибирь. В ссылке Юзеф находился с 1888 по 1892 год. После ссылки вступил в подпольную Польскую социалистическую партию и стал издавать газету «Рабочий». После провала газеты в 1901 попал в тюрьму, но симулировал душевную болезнь, был переведен в больницу, откуда в 1902 сумел организовать побег.

Во время Первой мировой войны создал отдельный Легион польской армии, сражавшийся на стороне Австро-Венгрии. Пилсудский считал, что в случае победы в войне Германии и Австро-Венгрии, Польша получит независимость. Когда Центральные державы овладели территорией Польши, Пилсудский и его сторонники перешли в оппозицию к германским и австрийским властям. Завершающий этап Первой мировой войны Пилсудский провел в немецкой тюрьме. Вернувшись осенью 1918 года в Варшаву, был назначен «временным начальником» государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами Польши. Он сумел освободить страну от остатков немецких войск и взял курс на образование независимого польского государства.

В феврале 1919 года со столкновений в Белоруссии началась советско-польская война, основной целью которой было восстановление Польши в границах 1772 года, «от моря до моря». В ходе войны основной целью руководства Польши во главе с Пилсудским было установление контроля над Белоруссией, Украиной, Литвой и геополитическое доминирование в Восточной Европе. Война шла с переменным успехом, а 12 октября 1920 в Риге был подписан мирный договор, который лёг в основу официальных польско-советских отношений до начала Второй мировой войны.

Раздел белорусских и украинских земель между Польшей и Советской Россией означал крах политической концепции Пилсудского. После принятия в марте 1921 года Конституции, ограничивавшей полномочия исполнительной власти, Пилсудский предпочел должность начальника генерального штаба армии. В 1926 году Пилсудский вернулся к управлению страной, чтобы восстановить порядок в разоренной и обнищавшей стране. Он занял пост премьер-министра, но оставался при этом военным министром и первым маршалом Польши. Умер Юзеф Пилсудский от рака печени в Варшаве 12 мая 1935 года

Нелли Закс
немецкая поэтесса, Нобелевский лауреат
10 декабря 1891 — 12 мая 1970
125 лет назад 46 лет назад


Нелли Закс родилась 10 декабря 1891 года в Берлине, была единственным ребенком в зажиточной еврейской семье. С детства увлекалась музыкой, литературой, танцами и одно время мечтала стать профессиональной балериной.

В 15 лет Нелли прочитала роман Сельмы Лагерлёф «Сага о Йёсте Берлинге», который произвел на нее такое сильное впечатление, что она написала письмо в Швецию. Переписка, завязавшаяся между Закс и Лагерлёф, продолжалась около 35 лет, вплоть до смерти шведской писательницы.

В 18 лет Нелли начала писать стихи, в основном о природе и на мифологические сюжеты, которые иногда печатались в литературных журналах. Хотя первые стихи Закс и привлекли внимание Стефана Цвейга, сама она впоследствии не придавала им значения и не включила в собрание сочинений.

После смерти отца в 1930 году она вместе с матерью живет замкнутой жизнью. Закс увлекается иудейской и христианской мистикой, пророчествами Ветхого завета, Каббалой и хасидизмом. С приходом Гитлера к власти в Германии начинают расти антисемитские настроения, и в 1940 Нелли с матерью с помощью Лагерлёф получают возможность укрыться в Швеции. Закс изучает шведский язык и зарабатывает на жизнь переводами на немецкий язык произведений шведских поэтов.

Став шведской подданной, Закс откликнулась своей поэзией на уничтожение евреев в концлагерях. Ее новые стихи коренным образом отличаются от прежних, романтических. Сжатая, нерифмованная, наполненная емкими образами, поэзия Закс этого периода являет собой пример современной мистики.

Первый послевоенный сборник стихотворений «В жилище смерти» был опубликован в 1946 году в Восточной Германии, за ним последовали другие: «Затмение звезд» (1949), «И никто не знает, как быть дальше» (1957). В 1959 выходит «Бегство и превращение», которое приносит ей широкую известность. В 1960 году, через 20 лет после бегства из Германии, власти Дортмунда устанавливают ежегодную литературную премию ее имени и назначают поэтессе пожизненную пенсию.

В 1964 году Закс удостоена Нобелевской премии по литературе за «выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».

Умерла Нелли Закс после продолжительной болезни в возрасте 78 лет 12 мая 1970 года в Стокгольме (Швеция).

12 мая 1978 года скончался

Василий Меркурьев

Родился 24 марта (6 апреля) 1904 года в городе Острове, Псковская губерния.

Заслуженный артист РСФСР (11.01.1947).
Народный артист РСФСР (13.07.1955).
Народный артист СССР (17.10.1960).

Он был пятым ребёнком в семье Василия Ильича Меркурьева и Анны Ивановны Меркурьевой (урождённой Гроссен).

Окончил Ленинградский институт сценических искусств (1926).
Театральную деятельность начал в 1920 году в театре города Острова Псковской губернии. С 1922 года – управляющий в театре города Новоржева.
С 1926 года — артист Ленинградских театров: актёрского мастерства под руководством Л.С. Вивьена – филиала Ленинградского академического театра драмы, окружного театра Красной Армии, Передвижного театра под руководством Л. С. Вивьена, театра им. ЛОСПС.
С 1937 года — актёр и режиссёр Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина.
С 1934 года — преподаватель (с 1950 года — профессор) Ленинградского театрального института (впоследствии ЛГИТМиК; ныне СПГАТИ), где вместе со своей женой Ириной Всеволодовной Мейерхольд (1905—1981) руководил актёрской мастерской. Член ВКП(б) с 1948 года.

Василий Меркурьев — актёр очень яркого дарования, острой характерности. Ему одинаково удаются как комедийные и характерные роли, так и драматические. В 1937 году сыграл свою первую заметную роль — студент-меньшевик в фильме “Возвращение Максима”. Сочно, ярко, на грани гротеска играет он в комедиях “Небесный тихоход” (старший лейтенант Туча), “Верные друзья” (академик Нистратов), “Двенадцатая ночь” (Мальволио), драмах “Член правительства” (агроном Сташков), “Звезда” (старшина Аниканов), киноповестях “Серёжа” (дядя Костя), “Обыкновенный человек” (Ладыгин), киносказке “Золушка” (Лесничий). В роли актера Синичкина (“На подмостках сцены” по водевилю Д.Т. Ленского) особенно проявились свойственные Меркурьеву мягкий юмор, обаяние, тёплый лиризм, психологическая тонкость. Мощно и размашисто сыграны Меркурьевым драматические роли в картинах “Повесть о настоящем человеке”, “Летят журавли”, “Люди на мосту”.

Ушёл из жизни в Ленинграде 12 мая 1978 года в 13 часов дня. Похоронен актёр 16 мая на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Сол Стейнберг
американский художник, мастер карикатуры
15 июня 1914 — 12 мая 1999
102 года назад 17 лет назад


Сол Стейнберг (настоящее имя – Саул Якобсон) родился в городе Рымнику-Сэрат (Румыния) 15 июня 1914 года.

С 1932 года изучал психологию и социологию в Бухарестском университете (что впоследствии пригодилось в творчестве), а в 1933 году отправился в Италию для изучения архитектуры в миланском Политехническом институте.

В Италии опубликовал первые свои карикатуры, подписывая их псевдонимом «Стейнберг».

В 1942 году переехал в США, обосновавшись в Нью-Йорке. В 1945-1946 годах присутствовал на Нюрнбергском процессе, посылая корреспонденции о нем в журнал «Нью-Йоркер». В 1945 году опубликовал первый свой альбом «Все в линию». Много путешествуя, в 1956 году посетил СССР, создав по впечатлениям цикл добродушно-иронических рисунков о разных республиках.


Сол Стейнберг, автопортрет
Не ограничиваясь журнальными публикациями, к началу 1950-х начал активно выставляться в престижных авангардных музеях и галереях. В своих произведениях Стейнберг достиг особой, прихотливо-капризной свободы линии. Из росчерков и виньеток почти сами по себе складываются фигуры и пейзажи, составившие со временем пародийно-юмористическую панораму американского общества. Монументальным вариантом этой панорамы стало настенное панно Стейнберга, украсившее павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе (1958).

Позднее он стал активно заниматься и станково-выставочным творчеством в виде акварелей, рисунков фломастером и картин маслом. Оказав воздействие на зарождение поп-арта, сам в свою очередь прибегал с 1970-х к подобным приемам, используя техники коллажа, а также трехмерных ассамбляжа и инсталляции.

Среди его наиболее значительных альбомов – «Искусство жить», «Лабиринт», «Каталог», «Новый Свет», «Маска».

Умер Сол Стейнберг 12 мая 1999 года.

Роберт Раушенберг
американский художник
22 октября 1925 — 12 мая 2008
91 год назад 8 лет назад


Роберт Раушенберг родился 22 октября 1925 года в Порт-Артуре (штат Техас, США). Он получил образование в Художественном институте в Канзас-Сити, а затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине.


“Очень быстро” (1963)
Продолжая традиции кубизма, работал в основном в технике коллажа и редимейда. Комбинации Раушенберга отражают энергию и темп развития массовой урбанистической и технократической культуры, в которой на смену работе художника на бумаге или холсте пришли потоки информации, передаваемой через масс-медиа посредством фотографии, компьютеров, газет и т.п.

В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке. В 1958 году была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен; слава Раушенберга достигла апогея в 1977 году, когда он совершил турне по Америке со своей ретроспективной выставкой, открывшейся в Музее изящных искусств в Вашингтоне.


“Кровать” (1955)
Ранние работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов «живописного метода» и возвышенных целей традиционного искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стертый де Кунинг».

В течение 1950-х годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов – газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных – до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность.

Две ключевые работы Раушенберга – коллажи «Кровать» (1955) и «Монограмма» (1955–1959). Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина; второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы.

В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества. В 1980-е были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

Он много сотрудничал с представителями других направлений в искусстве, в том числе с композитором Джоном Кейджем и хореографом Мерсом Каннингемом. В числе его наград были Гран-при Венецианской биеннале и премия “Грэмми”. Работы Раушенберга хранятся во всех крупных собраниях современного искусства мира.

Умер художник 12 мая 2008 на острове Каптива Айленд во Флориде (США).

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments