Чат неактивен
Главная Вопросы и Ответы Всё о Симе Деловой Сим Форум Блоги Объявления Фотогалерея Игры Свяжитесь с нами
 

Статьи

 

Реклама

 

Симский завод ОАО "Агрегат"

Далеко не всем, даже жителям г. Сима известно, что начало основанию Симского железоделательного завода и рабочего поселка положил указ Берг-Коллегии ее Величества императрицы Елизаветы от 29 марта 1759 г.: "...Допустить заводчику Матвею Мясникову с сызранским купцом Яковом Петровым на приисканной ими... в Уфимской провинции в дачах Шайтан-Кудейской волости… на речке Сим построить железовододействуемый завод с двумя домнами и при них завод з девятью действительными и тремя запасными молотами, если оная река Сим действием водяной силою столько молотов поднять может".


"Местоположение Симского завода в долине между лесистых гор весьма приятно. Пруд при заводе длиною с версту глубок и окружает своею излучиной к западу лежащую каменистую гору, так что сия только узеньким перешейком с прочею землею соединена. В сем пруде ловят лососей в полсажени в длину, в некотором роде форелей, кутема называемых, величиною более полуаршина… Дворы, принадлежащие заводским людям, лежат на левой стороне реки Сима, ниже плотины, выстроены и разделены на правильные улицы, числом до 160" (П.-С. Паллас).


18 февраля 1763 г. Оренбургское горное начальство рапортовало в Берг-Коллегию о начале работы Юрюзанского и Симского заводов, которые начали перековывать чугун, выплавляемый в Катав-Ивановске: "...При вновь построенном коллежских ассесоров Твердышева и Мясникова Симском железовододействующем заводе плотина и ларь совсем зделаны и одна молотовая фабрика для трех молотов действуемых и одного запасного построена… и началось делатца кричное полосовое железо. А понеже при том Симском заводе нынешний год за строением плотины ларя, молотовой фабрики, домны для плавки чугуна делать не начинали и до того времени пока Юрезенская домна в девство не пуститца, при вышеупомянутом Симском заводе чугун переделывать в железо будут из отпущенного и выплавленного в Катав-Ивановском заводе".


Весной 1763 г. заводчики столкнулись со своенравной и коварной речкой Сим при попытке отправить баржи с кричным железом с Симского завода: "…По реке Сим в разсуждении ее быстроты и кривизны, с нагруженными судами плыть нельзя, как о том различные злосчастные опыты уверили, то и перевозят полосное железо зимою саньми к пристани, лежащей над Юрезенем при башкирской деревне Каратаул".


В мае 1771 г. приказчик Симского завода Павел Смирнов доношением объявил, что плотинный мастер Исаев Антон отыскал под строительство пильной мельницы удобное место на реке Сим, а нарочный унтершихтмейстер Дмитрий Бортников его освидетельствовал: "Место под пильную мельницу стоит ниже Симского завода в 18 верстах на реке Симу, выше устья впадавшей в оную реку Сим речки Минияра".


В 1763 г. в 20 верстах на впадающей в речку Сим реке Яраль (Ерал) образована большая российская деревня, Твердышевским железным заводам принадлежащая. В деревне выстроено 130 домов. "Жители той деревни употребляются для рубки дров и сожжения угля, но сверх того употреблялись для хлебопашества, а особенно много разводили пеньки и льна, которые в здешнем неисчерпаемо тучном черноземе растут очень высоко. Одна только пшеница по причине высоких и холодных гор не всегда поспевает".


В период пугачевского восстания 1773-1775 гг. завод дважды был захвачен, разграблен и сожжен отрядом Салавата Юлаева. После сожжения в 1774 г. он бездействовал 3 года и 7 месяцев. К лету 1775 г. началось жилищное строительство, а затем и медленная реставрация плотин и заводских корпусов. Позднее были построены две домны, пять кричных горнов. В 1893 г. вступила в строй первая, а в 1895 г. - вторая мартеновские фабрики. Поставка руды осуществлялась с Бакальских рудников, где для обеспечения Симского завода работало три разработки (разреза). Количество рабочих, занятых на выжиге угля, добыче руды, ее подвозе в зимнее время на санях, выплавке, отжиге и перековке чугуна в полосы кричного железа достигло 2478 душ. В 1894 г. на заводе выплавлено и выделано металла 607108 пудов на сумму 395608 руб. Управляющим завода до 1881 г. был В. Ф. Поляков.


Церковь Симского завода, построенная взамен сожженной 30 мая 1774 г., была единственным очагом культуры в рабочем поселке. В "чертежной" завода в 1800 г. была открыта первая школа - для мальчиков. В 1815 г. - вторая школа - для девочек. В 1895 г. начала работать первая публичная библиотека. В 1898 г. открыта "Симская низшая ремесленная школа" на 40 учащихся. В 1897 г. построено и открыто первое культурно-просветительное учреждение - "Народный дом общества трезвости" с библиотекой, буфетом, драматическими кружками. В 1900 г. в Симе зажегся электрический свет.


Проведение в 1898 г. в 9 км от Сима железной дороги Самара-Златоуст резко отразилось на экономике завода. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога. До 1915 г. завод оставался металлургическим, а после изменил профиль на машиностроительный. На заводе выпускаются сельскохозяйственные машины - сеялки, веялки, развивается литейное производство, производство сантехнической арматуры. В 1919 г., в период колчаковщины, белогвардейцы вывезли вглубь Сибири почти все имущество завода. После освобождения Сима началось восстановление предприятия и уже в июле 1919 г. налажен выпуск повозок для Красной Армии. В 1935 г. завод из ведения Уралсельмаша перешел в ведение Министерства обозостроения и переименован в "Симский обозный завод". Основной продукцией завода вплоть до 1941 г. оставались пароконные хода, санитарные и пулеметные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.


Новая история завода началась в годы Великой Отечественной войны. С июля по октябрь 1941 г. в Сим прибыли эшелонами два Московских агрегатных завода под номерами 132 и 444, объединившихся в один механический завод. Новому заводу присвоен № 132 НКАП (Симский механический завод). В 1941-1945 гг. выпускались агрегаты для механического и воздушного запуска поршневых авиационных двигателей, агрегаты для пневматических систем самолетов, регуляторы воздушного винта почти для всех видов боевых самолетов.


Сразу же после объявления мобилизации более 1200 жителей города и работников завода ушли на фронт. 447 из них погибли. Многие вернулись с боевыми наградами и продолжали работать на родном предприятии: мастер литейного производства И. И. Гординский, инженер-конструктор Н. П. Вершков, механики по приборам М. Н. Лукиных, К. П. Араловец, заместитель начальника производства А. И. Сибирев, Е. П. Шишкина, сестры Л. В. и В. В. Соколовы и многие другие.


В послевоенный период завод работал в тесной связи с московскими агрегатными конструкторскими бюро, такими как авиационная корпорация "Рубин" из г. Балашихи, Ступинское ОКБ "Аэросила". Освоено серийное производство большой гаммы регуляторов винта со специальными флюгерными свойствами, большое количество электроагрегатов для дистанционного управления створками сопла и форсажной камеры для реактивных самолетов, агрегатов системы автоматического торможения авиаколес, более 40 наименований гидроагрегатов для различных типов гражданских и боевых самолетов и вертолетов.


В 1960-х гг. запущена в производство гамма регуляторов постоянных оборотов винта для самолетов генерального авиаконструктора О. К. Антонова, в т. ч. на такие уникальные лайнеры, как "Антей" и "Мрия". В 1970-х гг. освоено производство плунжерных насосов для боевых вертолетов Ми-8, -12, -14, -24, -26 и др. Гидроприводом ГП16 комплектовался советский "Конкорд" - Ту-144.


С 1960-х гг. на заводе началась глубокая модернизация производства, строительство ноых производственных корпусов, освоение нового высокопроизводительного оборудования отечественного и импортного производства. Завод - практически единственное в городе градообразующее предприятие, поэтому одновременно развивалась и социальная инфраструктура Сима: появились канализация, горячее водоснабжение, централизованная система отопления, ежегодно строились и сдавались по два 60-100- квартирных дома , построены 10 детских садов, Дворец культуры, Дворец спорта с плавательным бассейном. В эти годы генеральным директором предприятия был Григорий Михайлович Пузиков (1966-1981), главным инженером - Иван Алексеевич Юрков. В связи с 70-летием со дня рождения и за большие заслуги в развитии завода и города Г. М. Пузикову присвоено высокое звание - почетный гражданин г. Сима.


В 1970-е гг. завод приступил к освоению и производству сложнейшей топливо-регулирующей аппаратуры для систем автоматического управления турбореактивными двигателями разработки московского ОКБ "Темп" (ныне ОАО НПП "Темп" им. Ф. А. Короткова). Это регулятор сопла и форсажа РСФ-55Б для МиГ-23, РСФ-59 для МиГ-29, регулятор расхода РР-3048М для МиГ-31, РСФ-31 для Су-27. За заслуги в конструкторско-технологической отработке и организации серийного производства агрегатов для систем автоматического управления авиационными двигателями приказом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1976 г. коллектив завода награжден орденом Трудового Красного Знамени. В период с 1987 по 1994 гг. генеральным директором завода работал Виктор Федорович Давыдов, впоследствии возглавивший Законодательное собрание Челябинской области.


Для 1990-х гг. характерен резкий спад объема выпуска продукции авиационно-технического назначения. В 1994 г. генеральным директором тогда уже открытого акционерного общества "Агрегат" был избран Василий Дмитриевич Изюмов.


В это тяжелейшее для завода время он проявил исключительные способности организатора, в кратчайшие сроки мобилизовал коллектив на освоение новых видов гражданской продукции (гаммы масляных шестеренных насосов серии НШ, малогабаритной швейной машины "Белка", запчастей для легковых автомобилей и др.). Это позволило в кратчайшие сроки нарастить объемы выпуска продукции, сохранить завод, его высококвалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры.


Сегодня предприятие динамично развивается, имеет тесные производственные связи с ведущими производителями авиационных двигателей, такими как Московское ФГУП ММПП "Салют", выпускающим двигатели АЛ-31Ф для многих модификаций самолетов Су-27, ОАО "МПП им. В. В. Чернышева", выпускающим авиадвигатели РД-33 для многих модификаций самолетов военной авиации МиГ-29.


Совместно с ФГУП ММПП "Салют" ОАО "Агрегат" принимает участие в поэтапной модификации авиадвигателей АЛ-31Ф, доводке их до уровня двигателей пятого поколения. Поддерживаются постоянные связи с московскими агрегатными КБ, освоено производство агрегатов на последние разработки новейших российских самолетов, таких как ЯК-130, Бе-200, Ту-204, Ил-96-400 и др.


Предприятие выпускает и постоянно модернизирует комплект аварийно-спасательного инструмента для отрядов МЧС, который не уступает лучшим мировым образцам, награжден многими медалями и грамотами за его уникальность и высокое качество. Освоено производство роторно-вихревых насосов серии РВНМ 50-5 для нефтегазового комплекса России.


Выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции сопровождается модернизацией производства, повышением его технологической культуры. Реконструируются заводские корпуса, меняется их дизайн, создаются благоприятные условия для работающих. Производство пополняется высокопроизводительным оборудованием самых современных известных станкостроительных зарубежных фирм, таких как "MAZAK" (Япония), уникальным контрольно-измерительным оборудованием производства "GALICA" (Швейцария). С целью повышения эффективности производства внедряется автоматизированная система управления производством EPR Site Line 7.


Как единственное градообразующее предприятие завод постоянно оказывает спонсорскую помощь учебным заведениям, медицинским учреждениям, культурно-просветительным учреждениям, а также ветеранам труда и войны.



В. В. Маричев



Материал с сайта "Челябинская областная универсальная научная библиотека"