В Уфе неподалеку от перекрестка Центральной и Успенской улиц две дамы в ротондах столкнулись лицом к лицу с двумя молодыми людьми. Один из мужчин вежливо уступил дорогу. Но случилось неожиданное: дамы оказались очень невежливыми. Они набросились на уступившего им дорогу и сбили с ног. Рослые «дамы» оказались переодетыми жандармами. А схватили они симского революционерабольшевика Михаила Васильевича Гузакова.
Опытным революционером был Михаил Гузаков, но в этот раз он даже не смог оказать сопротивления, хотя обороняться было чем.
«4 декабря 1907 года задержан Михаил Гузаков,— говорилось в жандармском документе. — При обыске у него оказалось: револьвер системы браунинг, заряженный, кожаная сумка, в которой найдена печать Уфимской боевой организации РСДРП, 48 патронов, список оружия, записная книжка, 12 рукописных листов с печатью РСДРП, три паспорта — один чистый, а остальные на имя Степана Мурзина за № 205 и Антона Сенкевича за № 235».
Михаил Гузаков родился в 1885 году в поселке Сим Челябинского уезда. Его отец служил в лесничестве горного округа. Михаил был одним из трех его сыновей — выше среднего роста, крепкий, сильный. Весь его облик выражал огромную волю, решительность и одновременно великодушие.
Он работал в заводской конторе, держал постоянную связь с Уфимской боевой дружиной, будучи сотником дружины Симского завода. В революцию 1905 года Михаил Гузаков стал организатором симских боевиков. Он возглавил экспроприацию оружия и взрывчатки, был руководителем Симского вооруженного восстания.
В декабре 1905 года, когда телеграф принес известие о Московском вооруженном восстании, симская большевистская организация направила вооруженную группу во главе с Михаилом Гузаковым на поддержку москвичей. К сожалению, когда симцы добрались до Москвы, героическая Пресня была уже разгромлена царскими карателями, и им не пришлось участвовать в боях. Но .баррикады они увидели, узнали и о беспримерном мужестве защитников Красной Пресни.
Избежав ареста после подавления Симского вооруженного восстания, Михаил Гузаков вынужден был скрываться в лесах. Его голова была оценена властями в десять тысяч рублей.
Много попыток предпринимали жандармы, чтобы схватить революционера. Они довели до смерти его отца, заставив раздетым ходить под дождем. В день его похорон они планировали схватить и Михаила. Но рабочие отстояли своего вожака.