Чат неактивен

Китайская экспансия в Европу захлебнулась еще в Польше

Не знаю, кто и когда придумал миф о запредельной конкурентоспособности китайского бизнеса, но эта выдумка оказалась чрезвычайно популярной, и сейчас кажется уже само собой разумеющимся, что китайские компании запросто завоюют западные рынки, стоит их только туда пустить. Кажется, уже совсем скоро загадочная и сверхэффективная махина китайских госкорпораций выбросит на обочину мировой экономики слабеющих американцев и совсем дряхлых европейцев.

Массовая вера в экономическое всемогущество Китая регулярно подпитывается новостями об очередной многомиллиардной сделке, которую Пекин заключил с правительством еще какой-нибудь неожиданной страны. К счастью для деловой репутации китайцев, мировые СМИ редко отслеживают реальные результаты этих громких сделок, потому что они порой бывают довольно печальными. Пекин хорошо научился поражать воображение заграничных заказчиков обещаниями всего, сразу и за полцены, но переход от слов к делу пока дается с трудом. Что вполне закономерно, потому что никакая конфуцианская этика не заменит опыта международной работы, которого в избытке у западных компаний, но почти нет у китайских.

Года полтора назад уже писали об одном забавном провале китайского бизнеса в Африке. Тогда некий конгломерат China Union заключил с Либерией инвестиционный контракт на $2,7 млрд. Китайцы пообещали вложить в африканскую страну три ее годовых ВВП, а потом не смогли найти даже несколько миллионов долларов на первый взнос. Сейчас что-то очень похожее происходит в Польше. Только масштабы на этот раз посерьезнее. Речь идет о крупнейшем китайском подряде в Евросоюзе, и выполнить его не может не малоизвестная частная компания, а подразделение одной из ведущих госкорпораций Китая China Railway Group (CREC).

Китайские инвесторы появились в Польше в 2009 г. и показались местному правительству настоящим избавлением. Поляки несколько десятилетий бились над тем, как же им, наконец, закончить строительство нормальной автострады от Германии до Белоруссии через Познань, Лодзь и Варшаву. А закончить надо было обязательно и не позднее июня 2012 г., то есть до начала Чемпионата Европы по футболу, который должен пройти в Польше и на Украине. Иначе западноевропейским болельщикам придется плестись в Варшаву по узким однополосным дорожкам среди грузовиков, тракторов и бесконечных деревень.

Поэтому поляки очень обрадовались, когда китайский концерн COVEC предложил построить 50 км автострады межу Лодзью и Варшавой точно в срок и в два раза дешевле, чем местные конкуренты. У китайцев 1 км автострады стоил всего $9 млн, а у польских строителей на соседних участках – $17 млн.

Зазомбированные рассказами о всесильных китайцах польские чиновники отдали подряд, не раздумывая. Тем более COVEC выглядела очень солидно: это «дочка» известной госкорпорации China Railway Group с филиалами в Африке, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Эти точно не могли провалить первый крупный подряд (почти $0,5 млрд), доставшийся китайцам в Евросоюзе, каким бы убыточным он ни был.

Пока мировые СМИ публиковали тревожные рассказы о том, что китайская экспансия добралась до ЕС, поляки мечтали, как дешевые китайские рабочие решат им все проблемы с инфраструктурой лучше любого Брюсселя. К апрелю 2011 г. Польша уже хвасталась совместными проектами на десятки миллиардов долларов. Китайцы должны были инвестировать в строительство польских автострад около $20 млрд и еще около $15 млрд – в развитие тепловых электростанций на угле.

Но теперь реализовать все это вряд ли удастся, потому что китайцы не справились даже с первыми 50 км автострады. Проблемы начались осенью 2010 г., когда выяснилось, что польские подрядчики не готовы работать за предложенные китайцами деньги. И стройматериалов по китайским ценам в Польше тоже не купить. Работы пришлось остановить, пока руководство COVEC договаривалось с польскими властями, чтобы им разрешили привезти под Варшаву своих рабочих из Китая. Запуганные неумолимо приближающимся «Евро-2012» поляки согласились.

В марте 2011 г. между Варшавой и Лодзью появился строительный городок на 400 китайцев, и работы возобновились. Но не надолго. Утром 19 мая польские подрядчики вместо того, чтобы пойти на стройку, перекрыли ближайшую дорогу на Варшаву, требуя, чтобы китайцы выплатили им все, что задолжали. В сумме задолженность COVEC перед польскими строителями превысила $10 млн.

Сначала китайцы попытались свалить все на польские власти, которые, якобы, не выполняют своих подрядных обязательств и тянут с выплатами. Но чиновники ответили, что все положенные суммы были выплачены вовремя, а следующий транш запланирован только на 30 мая при условии, что COVEC к тому времени выполнит положенный объем работ. Поэтому теперь китайцы уговаривают поляков вернуться на стройку, обещая, что задолженность они погасят сразу же, как только к ним поступят деньги из польского бюджета. Но поляки снова работать в кредит отказываются и требуют платить им вперед, чтобы не пострадать, если правительство все-таки расторгнет контракт с китайцами из-за постоянных опозданий в сроках строительства.

Последнее выглядит вполне вероятным, потому что, по оценкам экспертов, закончить автостраду до «Евро-2012» уже невозможно, даже если китайцы будут работать в три смены, включая ночную. Тогда китайское завоевание Европы придется отложить, по крайней мере, до тех пор, пока госбизнесмены из Пекина не усвоят, что в других странах стройматериалы могут быть гораздо дороже, а работники гораздо требовательнее, чем в родном Китае.

Максим Саморуков
Корреспондент Slon.ru (страноведение)

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments