Чат неактивен

3 Декабря ушли из жизни

Василий III
русский царь, Великий князь Владимирский и Московский и всея Руси (1505-1533)
25 марта 1479 — 3 декабря 1533
538 лет назад 484 года назад

Василий III Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был вторым сыном Ивана III, который стремился передать всю полноту власти по линии старшего сына. Поэтому он еще в 1470 году объявил своим соправителем и наследником своего сына от первого брака Ивана Молодого, который, однако, в 1490 году скончался.

Последовавшая за этим борьба за определение будущего престолонаследника закончилась победой Василия III. Сперва он был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а в 1502 году Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем отца.

После смерти Ивана III в октябре 1505 года Василий III беспрепятственно вступил на престол, получив по завещанию отца великое княжение Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «Царя всея Руси».

Став во главе государства, Василий продолжил политику отца — «собирания земель», укрепления великокняжеской власти и отстаивания интересов православия в Западной Руси. Он с самого начала энергично боролся за централизацию государства, при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли — Псков (1510), Волоцк (1513), Смоленск (1514), Рязанское (1521), Стародубское и Новгород-Северское (1522) княжества.

Во внешней политике Василий III, помимо борьбы за русские земли, также вел периодические войны с татарами Крымского и Казанского ханств, совершавших набеги на Москву. Дипломатическим приемом Василия по ограждению от нападений было приглашение татарских царевичей на московскую службу, получавших при этом обширные земли.

В отношении более далеких стран он проводил по возможности дружественную политику. Василий вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии; принимал послов Дании, Швеции, Турции, индусского султана Бабура; обсуждал с Папой римским возможность унии и войны против Турции. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Францией и Австрией.

В своей внутренней политике Василий III, для укрепления единодержавия, вел борьбу с родовитым боярством и феодальной оппозицией. За выступление против политики Великого князя в разные годы подверглись опале многие бояре и князья, и даже митрополит Варлаам. Василий принял меры к выводу остатков удельных властвований в новые места. Результат такой политики — быстрый рост поместного дворянского землевладения, ограничение иммунитета и привилегий княжеско-боярской аристократии.

Также Василий III отодвигал бояр от участия в решении государственных вопросов. «Советы» с Боярской Думой во время его правления имели в основном формальный характер: все дела решались царем лично или в контакте с немногими доверенными людьми. Однако сила традиции была такова, что на значимые места в войске и управлении царю приходилось назначать представителей боярства.

Время правления Василия III также ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик московского Кремля, превратившегося в хорошо укрепленную крепость.

Василий был дважды женат. Первый его брак был устроен еще Иваном III в 1505 году. Жена — боярская дочь Соломония Сабурова. Поскольку этот брак был бесплоден, Василий (несмотря на протесты церкви) добился развода в 1525 году. Вторая его жена — княжна Елена Глинская, на которой он женился в 1526 году. В этом браке родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный Юрий.

Скончался Великий князь Василий III Иванович 3 декабря 1533 года от заражения крови, вызванного нарывом на левом бедре, успев постричься под именем Варлаама. Он был погребен в Архангельском соборе московского Кремля. Своим наследником умирающий князь объявил трехлетнего сына Ивана, а регентами назначил бояр Д.Бельского и М.Глинского.

Орас Верне
французский художник
30 июня 1789 — 3 декабря 1863
228 лет назад 154 года назад


Орас Верне (фрагмент автопортрета)

Орас Верне был одним из самых известных среди мастеров батального жанра 19 века. Благодаря государственной важности батальной живописи в таких странах, как Франция и Россия, он чувствовал свою незаменимость и независимость даже от коронованных особ…

Орас Верне (фр. Horace Vernet) родился в Париже 30 июня 1789 года, в год смерти своего деда — Клода Жозефа Верне, основателя династии, пейзажиста, романтика бурь, закатов и лунных ночей.

Орас получил прекрасное гуманитарное образование в колледже Четырех Наций, а также учился у отца, Карла Верне. Юный Верне прославился прежде всего произведениями на батальные темы, – он пишет яростные схватки, сражающихся воинов на вздыбленных конях, пейзажи с клубящимися тучами, ураганами, кораблекрушениями. Его стихия – человек в экстремальных ситуациях и природа.

Несмотря на ведущий свой жанр — батальную живопись — Орас Верне работал почти во всех изобразительных жанрах: писал портреты, картины на исторические, бытовые и библейские сюжеты, делал много литографий и рисунков. Среди известных работ художника: «Мазепа, преследуемый волками» (1826-1827), «Юдифь и Олоферн» (1830), «Баллада о Леноре» (1839-1840), «Иуда и Фамарь» (1840) и другие.


«Иуда и Фамарь» (1840)

Сюжеты картин Верне нередко исполнены таинственной фантастики и экзотики, где герои окружены экзотическим антуражем: роскошными тканями, эффектными драпировками, сверкающими драгоценностями. Бурная динамика и светотеневые контрасты уживались в картинах Верне и с традиционными приемами: гладкой живописной манерой, тщательно выписанными деталями, скульптурной трактовкой форм. Этот вариант романтизма пользовался большим признанием публики и власти.

Признание и успех сопутствовали Верне не только в искусстве, но и в дипломатии и в свете. Он сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Уже в Салоне 1812 года он получил золотую медаль, в 25-летнем возрасте был награждается орденом Почетного легиона, а с 1825 по 1835 год занимал пост директора Французской академии в Риме.

Художнику поручались важные государственные заказы: плафон в зале египетских древностей в Лувре (1827), плафон в зале Государственного совета, цикл монументальных работ в Версале на сюжеты баталий при Иене и Фридланде (1836), Ваграме (1837) и др.

Орас Верне по крайней мере трижды приезжал в Россию с дипломатическими поручениями, где выполнил ряд заказов императора Николая I.

Картину «Инвалид, подающий прошение Наполеону» Верне написал в июле 1838 года по заказу Николая I. Монарх оценил монументальное полотно в 25 тысяч ливров.


«Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже» (1838, Эрмитаж)

Николай I не только сам предложил художнику сюжет «Парад в Тюильри», но и попросил включить в сюжет парада эпизод с инвалидом, подающим прошение Наполеону. Существует предание о том, что Николай I сказал: «Эта картина останется в моем кабинете. Я хочу всегда иметь перед глазами императорскую гвардию, потому что она могла нас разбить».

Умер Орас Верне 3 декабря 1863 года в Париже.

Интересный факт: Артур Конан Дойл в своих произведениях породнил Верне и Холмса: Шерлок Холмс приходился Орасу Верне внучатым племянником.

Сергей Нечаев
русский революционер, организатор общества «Народная расправа»
2 октября 1847 — 3 декабря 1882
170 лет назад 135 лет назад

Сергей Геннадьевич Нечаев родился (20 сентября) 2 октября 1847 года в селе Иваново (ныне – город Иваново), в семье маляра, помогал с четырнадцати лет отцу на работе. В 18 лет перебрался в Москву и в 1868 году сдал экзамены на Народного учителя.

Затем Нечаев устроился учителем в Сергиеевское приходское училище и вольнослужащим в Петербуржский Университет. И почти сразу пытался организовать студенческое мятежное общество, но не получилось, и он вынужден был бежать за границу.

Весной 1869 года он в Женеве знакомится с М.А. Бакуниным и А.И. Герценым, которые неоднозначно отнеслись к амбициозному Нечаеву. Совместно с Бакуниным он издает серию революционных манифестов и «Катехизис революционера».

В конце лета того же года он возвращается в Россию и организовывает тайное общество «Народная расправа». Здесь царила жесткая диктатура. Нечаев умел подчинить своей воле. Когда студент Иван Иванов посмел не подчиниться, Нечаев организовал его убийство.

После этого он опять бежал из страны. Находясь за пределами родины, Нечаев продолжил издавать журнал «Народная Расправа». В журнале он обрисовывал общество, управляемое неким комитетом, состав которого никому не известен, а остальное население страны работает как можно больше, потребляя как можно меньше. Труд на благо общества является обязательным.

Амбиции и принципы Нечаева со временем отталкивают его от Герцена и Бакунина, и он остается один. В 1872 году был пойман Швейцарскими властями и передан России. В 1873 году был осужден на 20 лет каторжных работ, но по личному указанию императора его поместили пожизненно в одиночную камеру Петропавловской крепости.

Умер Сергей Нечаев (21 ноября) 3 декабря 1882 года в Петербурге.

Карл Фридрих Цейс
немецкий оптик-механик, конструктор микроскопов
11 сентября 1816 — 3 декабря 1888
201 год назад 129 лет назад

Карл Фридрих Цейс родился 11 сентября 1816 года в Веймаре. Его отец был производителем игрушек. Карл обучался в грамматической школе, а позже посещал лекции по математике, физике, антропологии, оптике и минералогии в Йенском университете.

Через семь лет после окончания учебы он открыл небольшое дело по производству оптики, но его товары до 1847 года не пользовались особым спросом. Его успех пришел, когда он наладил производство микроскопов. Первые модели использовали только одну линзу и были предназначены для экспериментальных работ.

В первый год было продано около 23 микроскопов. Вскоре Цейс перешел на производство сложных микроскопов. Так в 1857 году на рынке появился «Стэнд-1». В 1861 году Цейс был удостоен золотой медали на промышленной выставке в Тюрингии.

На фабрике в Йене Цейс разработал линзы, которые легли в основу популярной оптики Zeiss. Первоначально продукция завода использовалась в производстве микроскопов, а после изобретения фотокамеры компания «Цейс» начала производить и знаменитые высококачественные объективы. Созданные компанией объективы имели очень большую апертуру, что позволяло получать более качественные изображения.

Карл Фридрих Цейс умер 3 декабря 1888 года на 73-м году жизни в Йене (Германия). Он внес существенный вклад в изготовление линз. Его достижения в этой области используются по сей день.

Афанасий Фет
русский поэт, переводчик, мемуарист
5 декабря 1820 — 3 декабря 1892
197 лет назад 125 лет назад

Афанасий Афанасьевич Фет родился (23 ноября) 5 декабря 1820 года в усадьбе Новоселки Орловской губернии. Мать будущего поэта – дочь обер-кригскомиссара Карла Беккера – Шарлотта-Елизавета была замужем за мелким чиновником Иоганном Фетом и мирно жила в немецком Дармштадте, пока туда не приехал состоятельный русский помещик, отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин.

По некоторым данным, Шарлотта-Елизавета Беккер влюбилась в Шеншина и, бросив семью, бежала с ним в Россию, уже будучи беременной. Здесь она приняла православие, взяв имя Елизаветы Петровны Шеншиной, и обвенчалась с Шеншиным. Сын был записан под фамилией отца – Афанасий Шеншин, и носил это имя вплоть до четырнадцати лет.

В 1834 году орловские губернские власти, получив анонимный донос, начали наводить справки о рождении мальчика. Возникла опасность, что брак его родителей могут признать недействительным, а ребенка – незаконнорожденным. В результате Шеншин-старший спешно вывез сына в Лифляндию. Там он выхлопотал у немецкой родни признание мальчика «сыном умершего ассесора Фета».

После окончания немецкого частного пансиона Крюммера Фет поступил в Московский университет. Сначала он обучался на юридическом факультете, но все больше увлекаясь стихотворчеством, перевелся на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета.

Первый поэтический сборник Афанасия Фета, получивший название «Лирический пантеон», увидел свет еще в университетские годы. Позже его сочинения начали печататься в различных литературных журналах.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» (1843)

Завершив учебу, в 1845 году Фет поступает на военную службу, становясь кавалеристом. На следующий год он получил первое офицерское звание. В 1853 году его перевели расквартированный под Петербургом гвардейский полк, где поэт, опубликовавший к тому времени уже два сборника стихов, знакомится с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и другими литераторами. В тот же период он сближается с редакцией журнала «Современник».

В 1856 году увидел свет третий поэтический сборник Фета, в качестве редактора которого выступил Тургенев. Спустя два года поэт выходит в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра, переезжая в Москву. В 1863 году издан двухтомник его стихов.

Последние девятнадцать лет жизни поэт вновь носил фамилию Шеншин – это право было возвращено ему в 1873 году, как дворянство. Но свои литературные произведения и переводы он по-прежнему подписывал как Афанасий Фет.

В вечер такой золотистый и ясный,
В этом дыханье весны всепобедной
Не поминай мне, о друг мой прекрасный,
Ты о любви нашей робкой и бедной.
Дышит земля всем своим ароматом,
Небу разверстая, только вздыхает;
Самое небо с нетленным закатом
В тихом заливе себя повторяет.

Что же тут мы или счастие наше?
Как и помыслить о нем не стыдиться?
В блеске, какого нет шире и краше,
Нужно безумствовать — или смириться!
Стихотворение «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886)

В 1880-е годы публиковались и переводы Фета: обе части «Фауста» Гете, все сочинения Горация, элегии Тибулла и Проперция, «Энеида» Вергилия, а также «Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания» Шопенгауэра и ряд других произведений.

Афанасий Афанасьевич Фет умер (21 ноября) 3 декабря 1892 года в Москве, не дожив двух дней до своего 72-летия. Существует версия о том, что литератор пытался покончить с собой – он долгое время болел и устал терпеть недуг. Похоронили поэта в родовом имении Шеншиных, которое находилось в селе Клейменово.

Роберт Стивенсон
шотландский писатель и поэт, автор «Острова сокровищ»
13 ноября 1850 — 3 декабря 1894
167 лет назад 123 года назад

Роберт Стивенсон (Роберт Льюис Бэлфур) родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье инженера. Его отец проектировал маяки. Стивенсон получил юридическое образование, окончил Эдинбургский университет в 1875 году.

Но писать начал еще в студенческую пору. Первая книга «Пентландское восстание» была написана в 1866 году. В это же время меняет свое имя с Бэлфур на Стивенсон.

После окончания университета поселяется во Франции, путешествует по Европе и Америке, бывает в Германии, Швейцарии, Англии. В 1880 году женится на разведенной американке Франсес Осборн.

Стивенсон писал в жанре историко-приключенческого романа. Самое знаменитое его произведение «Остров сокровищ» было создано в 1883 году и уже спустя три года переведено на русский язык.

Среди остальных творений писателя стоит отметить «Принц Отто», «Чёрная стрела», «Владелец Баллантре». Два романа «Уир Гермистон» и «Сент-Ив» Стивенсон не успел окончить при жизни. Последний был дописан А. Квиллером Кучем в 1897 году.

Несколько книг писатель выпустил совместно со своим пасынком Ллойдом Осборном («Потерпевшие кораблекрушение») и со своей женой Франсес Стивенсон («Ещё раз Новые Арабские ночи»). Роман «Потерпевшие кораблекрушение» стал любимым произведением Хорхе Борхеса.

Особенно популярны книги Стивенсона о приключениях принца Флоризеля, а также психологическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

В 40 лет Стивенсон поселился на островах Самоа, где и умер спустя четыре года 3 декабря 1894 года. Поместье Стивенсонов на острове называлось Вайлима (Пятиречье), здесь в тропическом климате были созданы многие из его лучших произведений.

Галина Бениславская
советская журналистка, друг и литературный секретарь Сергея Есенина
? — 3 декабря 1926
91 год назад

Галина Артуровна Бениславская родилась в Петербурге в 1897 году (точные данные не сохранились). Галина училась в гимназии в Петербурге, которую окончила в 1917 году с золотой медалью. В том же году, стремясь к самостоятельности, Галина уехала в Харьков и поступила там на естественный факультет университета. После занятия города белыми, она перебралась в Москву.

В 1920 году Галина работает в газете «Беднота» журналистом. В ту пору Бениславская часто посещала литературные вечера и выступления поэтов. На одном из таких вечеров 19 сентября 1920 года она впервые увидела Сергея Есенина и услышала его выступление. В конце 1920 года в кафе «Стойло Пегаса» состоялось их личное знакомство. Вскоре Галина вошла в круг близких Есенину людей.

Некоторое время Сергей Есенин жил у Бениславской. 3 октября 1921 года после знакомства с Айседорой Дункан Есенин ушел из квартиры Бениславской, в результате чего она попала в клинику нервных болезней.

После возвращения из зарубежной поездки и разрыва с Дункан Есенин вновь поселился у Бениславской. Кстати, весь период своего пятилетнего плотного общения с Есениным она активно занималась его литературными делами – по его поручениям вела переговоры с редакциями, заключала с ними договоры на издания, а также организацией материальной стороны жизни поэта.

Летом 1925 года перед женитьбой на Толстой Есенин порвал отношения с Галиной. Она тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства, на время уезжала из Москвы. Во время похорон Есенина ее в Москве не было.

В декабре 1926 года Галина Бениславская покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище в Москве, оставив записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…».

Александр Родченко
советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, родоначальник фотомонтажа
5 декабря 1891 — 3 декабря 1956
126 лет назад 61 год назад

Александр Михайлович Родченко – дизайнер, график, мастер фотоискусства, родоначальник фотомонтажа – родился в Санкт-Петербурге (23 ноября) 5 декабря 1891 года, в семье театрального бутафора. Позднее семья переезжает в Казань. Александр обучается в Казанском приходском начальном училище, затем в Казанской художественной школе.

После Октябрьской революции работает в Москве, активно участвует в жизни профсоюза художников-живописцев, оформляет кафе «Питтореск» и другие, работает в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро.

Родченко создает много работ в жанре абстрактно-геометрической миниатюры. Кроме живописи и графики увлекается объёмным конструированием: «Складывающиеся и разбирающиеся» – цикл из плоских картонных элементов, «Плоскости, отражающие свет» – цикл мобилей, отражающих свет, «По принципу одинаковых форм» – цикл, представляющий всевозможные комбинации деревянных брусков.

Родченко является одним из идеологов производственного искусства. В 20-х годах 20 века преподает на деревообделочном и металлообрабатывающем факультете. Специализировался на разработке многофункциональных предметов, творческим кредо считал «украшение предметов и зданий не за счет пустого украшательства, а путем выявления функциональных особенностей».


«Пионер-трубач» (1930)

Сотрудничал с Институтом художественной культуры. Один из организаторов фотогруппы «Октябрь», автор ряда знаменитых фотоснимков:
«Пионерка» и «Пионер-трубач», работы сняты с максимально нижней точки, для того времени это был необычный и смелый ракурс, раскрывающий динамизм композиции.

Родченко был художником журналов «Леф» и «Новый Леф». Он принял участие в Парижской выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в качестве оформителя советского раздела. Получил серебряные медали выставки за свои рекламные плакаты. Родченко является автором панно на Доме Моссельпрома в Москве.

В 1932 году выходит из группы «Октябрь», работает фотокорреспондентом издательства Изогиз, художником-оформителем журнала «СССР на стройке», оформляет фотоальбомы: «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация». Много выставляется в фотосалонах зарубежных стран. Впервые применил фотомонтаж для оформления книг. В поздние годы вернулся к живописи.

Александр Михайлович Родченко умер 3 декабря 1956 года в Москве.

Александр Новиков
советский военачальник, Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
19 ноября 1900 — 3 декабря 1976
117 лет назад 41 год назад

Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Александр Новиков в годы Великой Отечественной войны проявил себя вдумчивым и инициативным военачальником. Под его руководством ВВС фронтов были преобразованы в воздушные армии, реорганизован центральный аппарат ВВС, созданы авиакорпуса и авиадивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Новиков управлял организацией воздушной блокады по окружению войск противника под Сталинградом, весной 1943 года уничтожал авиационные силы немцев в воздушном сражении на Кубани, участвовал в освобождении Северного Кавказа, Белоруссии, Украины, Прибалтики и Польши, штурмовал Калининград.

Александр Александрович Новиков родился 19 ноября 1900 года в деревне Крюково Костромской губернии. После окончания в 1918 году Хреновской учительской семинарии трудился в качестве сельского педагога. Будущий военачальник учительствовал в селе Пешево, которое находилось рядом с его родной деревней.

В 1919 году Александр Новиков был призван в армию, принимал участие в Гражданской войне. В 1922 году он окончил курсы «Выстрел», а восемь лет спустя – Военную академию им. Фрунзе. В 1933 году начал служить в Военно-воздушных силах. Начиная с 1940 года, Новиков занимал пост командующего ВВС Ленинградского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны Новиков осуществлял командование ВВС Северного и Ленинградского фронтов. Летом 1941 года он стал инициатором и основным руководителем воздушной операции ВВС РККА против Финляндии. В период 1942–1943 годов занимал должность заместителя Народного комиссара обороны СССР по авиации, затем назначен командующим ВВС. В качестве представителя Ставки ВГК он руководил боевыми действиями авиации сразу нескольких фронтов в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге, при взятии Калининграда и в ходе Берлинской операции.

В 1943 году Александр Новиков стал первым в Советском Союзе «Маршалом авиации», а год спустя – первым в стране – «Главным маршалом авиации». В апреле 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Новиков должен был командовать воздушной частью Парада Победы, запланированного на 24 июня 1945 года, но торжество отменили из-за дождливой погоды. В сентябре 1945 года ему была вручена вторая Звезда Героя Советского Союза за успешные действия во время Маньчжурской операции.

В 1946 году военачальника приговорили в пяти годам заключения. Официально, Новиков проходил по так называемому «авиационному делу». Однако, по мнению ряда исследователей, арест Новикова, как и главы советского министерства авиапромышленности Шахурина, связан с их конфликтом Новикова с Василием Сталиным.

В 1953 году, после смерти И.В. Сталина, Новиков был реабилитирован и восстановлен в звании. После освобождения он занимал посты командующего авиацией дальнего действия и заместителя Главнокомандующего ВВС. В начале 1956 года Новиков был уволен в запас, после чего возглавил Высшее авиационное училище Гражданского Флота.

Скончался Александр Александрович Новиков 3 декабря 1976 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Александр Кайдановский
советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог
23 июля 1946 — 3 декабря 1995
71 год назад 22 года назад

Александр Леонидович Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Окончив 8 классов средней школы, он поступил в Ростовское училище искусств, после окончания которого, в 1965 году уехал в Москву, где сначала поступил в Школу-студию МХАТ. Но, проучившись там несколько месяцев, перешел в Театральное училище им. Б.Щукина на курс Б.Захавы.

Будучи студентом второго курса, Кайдановский дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме И.Поволоцкой «Таинственная стена» (1967). Тогда же состоялся его дебют и как театрального актера, – он сыграл Гамлета в «Экспериментальном театре» Аксеновой-Арди. Хотя критики весьма настороженно отнеслись к трактовке роли, но отметили и несомненный талант молодого актера.

Окончив в 1969 году Щукинское училище, Кайдановский был принят в труппу Московского Театра имени Е.Вахтангова. Он всегда был очень независимым актером. Поэтому вскоре из-за отсутствия главных и интересных ролей он ушел из этого театра и некоторое время работал в МХАТе и Театре на Бронной. Но с игрой на сцене у актера так и не складывалось, а роли в кино были небольшими. Среди его работ начала 1970-х годов – роли в картинах «Драма на охоте», «Следствие ведут знатоки», «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина»…

В 1973 году Кайдановский ушел в армию, попав на службу в кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую «звездную» роль в фильме Н.Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». После выхода этой картины к актеру пришли всенародная слава и любовь. Потом были и другие яркие работы – роли в фильмах «Пропавшая экспедиция» (1975), «Под крышами Монмартра» (1975), «Жизнь Бетховена» (1978), «Дознание пилота Пиркса» (1979) и многие другие. К концу 1970-х годов Кайдановский стал уже известным и востребованным актером советского кино.

Огромную роль в его судьбе сыграла встреча с режиссером А.Тарковским, который пригласил актера на главную роль в свой фильм «Сталкер» (1979). Эта картина стала классикой мирового кинематографа, а Кайдановский – мировой знаменитостью. Критики назвали его самым загадочным актером столетия. Именно работа с Тарковским пробудила в Александре интерес к режиссуре.

В 1984 году он окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где обучался у А.Тарковского. Первые работы Кайдановского как режиссера – его студенческие фильмы – ленты «Сад» по Борхесу и «Иона» по Камю. Первой полнометражной работой Александра стал его дипломный фильм «Простая смерть» (1985), который на фестивале в Испании (1988) был удостоен одного из призов.

В 1980-х годах Кайдановский снял еще психологическую драму «Гость», сюрреалистическую драму «Жена керосинщика» и документальную ленту «Маэстpо» о С.Паpаджанове. Также он написал сценарии к ряду своих фильмов. Все режиссерские работы Александра проникнуты философскими поисками смысла.

В этот же период он продолжал активно сниматься в кино. Среди его работ этого периода – роли в фильмах – «Рафферти» (1980), «Извините, пожалуйста» (1982), «Десять негритят» (1987), «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988) и другие. Также актер работал с режиссерами других стран, снявшись в картинах «Ноябрь» (Польша-Франция), «Дыхание дьявола» (Испания), «Волшебный охотник» (Венгрия), «Исповедь незнакомцу» (Франция).

В последние годы жизни Кайдановский, помимо актерской деятельности и режиссуры, также снимал видеоклипы, принимал участие в озвучивании фильмов, был художественным руководителем нескольких картин, в 1994 входил в состав жюри Каннского кинофестиваля. Еще он преподавал в Щукинском училище, а в 1995 году получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа. Но здоровье актера было подорвано, он перенес два инфаркта.

Заслуженный деятель искусств России, человек широчайшей эрудиции, Кайдановский любил литературу, классическую музыку и живопись, хорошо рисовал сам, сочинял стихи и песни.

Александр был женат четыре раза. В разные годы его супругами были – Ирина Бычкова, на которой он женился еще в Ростове, актрисы Евгения Симонова, Наталия Судакова и Инна Пиварс. От всех браков у актера четверо детей – дочери Дарья, Зоя, Анна и сын Андрей.

Скончался Александр Леонидович Кайдановский 3 декабря 1995 года в Москве от третьего инфаркта, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Скэтмен Джон
американский джазовый музыкант и поэт
13 марта 1942 — 3 декабря 1999
75 лет назад 18 лет назад

Он создал уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и хаус. А широкую известность приобрел благодаря хиту 1994 года «Scatman». Поскольку с детства страдал заиканием, свой успех Скэтмен назвал «превращением своей самой большой проблемы в свое самое полезное качество».

Джон Пол Ларкин (англ. John Paul Larkin) родился 13 марта 1942 года в Эль-Монте, Калифорния. Заиканием Джон страдал с детства, с тех самых пор, как получил психологическую травму. В 12 лет он начал изучать игру на фортепиано. Пианино давало ему гораздо больше средств для самовыражения, чем разговорная речь. А в 14 лет познакомился со стилем скэт, слушая записи в исполнении Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга и прочих музыкантов.

В 1970-х годах Ларкин стал профессиональным джазовым пианистом, на протяжении двух десятилетий он участвовал во многих концертах в джазовых клубах Лос-Анджелеса. В 1986 году он выпустил под лейблом Transition альбом John Larkin, который в настоящее время является раритетом. В ту пору альбом не пользовался популярностью.

В 1990 году Ларкин переезжает в Берлин. Здесь он продолжает участвовать в концертах в качестве джазового пианиста. Примерно в это время Джон впервые решает добавить пение к своей игре. Приблизительно тогда же его агент, Манфред Зарингер, предложил Джону смешать пение в стиле скэт с современными стилями дэнс и хип-хоп.

Работая с танцевальными продюсерами Инго Кэйсем и Тони Катанья, он записал свой первый сингл «Scatman (Ski-Ba-Bop-Ba-Dop-Bop)», намереваясь при помощи этой песни помочь детям, страдающим заиканием, перебороть эту болезнь. С этого времени Ларкин начинает выступать под сценическим псевдонимом Скэтмен Джон.

Он выпустил один за другим три альбома, был невероятно популярен, и не снижал рабочих нагрузок, несмотря на тяжелую болезнь. Скэтмэн говорил: «Все, что угодно Богу, хорошо для меня… Я прожил очень хорошую жизнь. Я познал красоту».

Умер Скэтмен Джон от рака легких дома в Лос-Анджелесе 3 декабря 1999 года.

Федор Хитрук
советский и российский мультипликатор, режиссер, педагог, Народный артист СССР
1 мая 1917 — 3 декабря 2012
100 лет назад 5 лет назад

Талантливый режиссер-мультипликатор, легенда отечественного анимационного кино – Федор Хитрук за свою почти полувековую работу на «Союзмультфильме» создал множество всеми любимых персонажей мультиков – и прежде всего это, конечно же, Винни-Пух. Все его фильмы – шедевры, уже ставшие неотъемлемой частью национальной культуры, – навсегда останутся не только как явление анимационного искусства, но и как фантастическая школа для всех.

Федор Савельевич Хитрук родился 1 мая 1917 года в Твери. Впервые за рисование он взялся в Германии, куда его отец с семьей был командирован в 1931 году. Там Федор учился в художественно-ремесленном училище в Штутгарте, а по возвращении в Москву он продолжил обучение и в 1936 году окончил Художественный техникум, а затем – Институт повышения квалификации художников-графиков (1938).

Мультипликацией Хитрук увлекся случайно – на I Международном кинофестивале в Москве в 1935 году он впервые посмотрел мультфильмы Диснея и был потрясен увиденным. После этого Федор несколько раз пытался поступить в студию «Союзмультфильм», но всякий раз неудачно. Только в ноябре 1937 года он был принят туда на должность аниматора-стажера, а в 1938 году стал художником-мультипликатором на «Союзмультфильме».

Любимую работу прервала Великая Отечественная война, во время которой Хитрук после прохождения обучения в Институте иностранных языков был направлен на фронт, где служил переводчиком, а после войны еще два года – в Берлине. После окончания военной службы он вновь вернулся на студию.

Как художник-мультипликатор Федор Савельевич участвовал в создании более сотни мультфильмов, среди которых такие широко известные, как – «Дядя Степа», «Оле-Лукойе», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Серая шейка», «Приключения Буратино», «Царевна-Лягушка», «Каштанка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев»…

А затем он решил заняться режиссурой. Его режиссерским дебютом в мультипликации стал в 1962 году анимационный фильм «История одного преступления», который произвел фурор и получил широкое признание – был удостоен премий кинофестивалей в Москве, Сан-Франциско и Оберхаузене. В нем все было новым: и сатирическое решение темы, и форма повествования, и изобразительное решение. Сегодня этот мультфильм считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канонов 1950-60-х годов.


Многие его работы стали шедеврами советской мультипликации и классикой анимационного кино…

Хитрук создавал мультфильмы для детей и взрослых в самых разных жанрах. Многие его работы были удостоены призов на различных международных кинофестивалях и стали шедеврами советской мультипликации и классикой анимационного кино, во многом определив его дальнейшее развитие.

На его мультфильмах выросло не одно поколение наших соотечественников. Среди его лучших и наиболее известных режиссерских работ – мультфильмы: «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм…», «Остров», «Топтыжка», «Человек в рамке», «Дарю тебе звезду», «Олимпионики», «Сказка о царе Салтане», «Лев и бык»… и, конечно же, серия мультфильмов о Винни-Пухе. Во многих своих работах он выступал и как сценарист.

Помимо работы в мультипликации, Федор Савельевич также снялся в нескольких документальных картинах. Известен он и как автор многих статей об анимационном кино, мемуаров, переводов иноязычной литературы об анимации, и как составитель международного словаря анимационных терминов.

Творчество Хитрука оказало значительное влияние на развитие отечественного анимационного кино. В течение многих лет он был членом Худсовета «Союзмультфильма», в 1980-х годах руководил студией «Мульттелефильм», а также получил известность как талантливый педагог. Федор Савельевич преподавал на курсах художников-мультипликаторов «Союзмультфильма» и на Высших курсах сценаристов и режиссеров (1980-2003), был одним из инициаторов создания отделения по подготовке режиссеров мультипликации на этих курсах. В 1993 году вместе с режиссерами-аниматорами Э.Назаровым, Ю.Норштейном и А.Хржановским основал школу-студию «ШАР».

Также Хитрук был вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино (1980-1988), почетным президентом Ассоциации анимационного кино России (1996-2000), почетным президентом Международного фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка» (с 1995 года), почетным профессором ВГИКа и членом Российской Академии киноискусства «Ника».

Народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии ГДР по искусству, премии президента РФ в области литературы и искусства – Федор Хитрук был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, специальным призом президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино», призами многих международных и отечественных кинофестивалей.

3 декабря 2012 года великий аниматор, мэтр отечественной мультипликации Федор Савельевич Хитрук скончался в Москве на 96-м году жизни.

Владимир Железников
советский детский писатель, кинодраматург, Заслуженный деятель искусств России
26 октября 1925 — 3 декабря 2015
92 года назад 2 года назад

Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства. Поэтому детство Железникова было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми.

С детства он мечтал стать военным. Осуществляя свою мечту, поступил в артиллерийское училище, успешно его закончил. Затем учился в юридическом институте.

Однако тяга к литературе взяла верх. И Железников окончил Литературный институт имени М.Горького в 1957 году. В 35 лет вышла первая книга Железникова – «Разноцветная история».

Став писателем, Железников посвятил свои произведения отношениям между людьми. Раскрывая проблемы взросления, книги писателя помогают взрослым и детям понять друг друга, найти общий язык. Они стали классикой отечественной литературы и переведены на многие языки мира.

В качестве кинодраматурга Железников дебютировал, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». Также в качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов – «Путешественник с багажом» (1965), «Нежданный гость» (1972), «Чудак из пятого “Б”» (1972), «Старомодная комедия» (1978), «Чучело» (1983), «Мой друг Сократик» (1984), «Воспоминание без даты» (1990), «Безумная Лори» (1991), «Маленькая принцесса» (1997), «Русский бунт» (1999), «Игры мотыльков» (2003), «Чучело 2» (2009)…

Любовь к детям, литературе и кино объединил Железников, став с 1988 года художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Владимир Карпович был дважды удостоен Государственной премии СССР – за сценарии к полюбившемуся фильму «Чудак из 5-Б» и фильму «Чучело».

Умер Владимир Карпович Железников 3 декабря 2015 года в Москве, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

Поделитесь публикацией

Оставьте комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Subscribe  
Уведомлять