Чат неактивен

26 МАРТА В этот день скончались

Людвиг Ван Бетховен

великий немецкий композитор, пианист, дирижер
17 декабря 1770 —26 марта 1827

Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи, играя в оркестре.

Слушая университетские лекции, он познакомился в Бонне с Гайдном. Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру (Гайдн считал, что музыка Бетховена была мрачной и странной).

Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В Вене были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая. В последующие годы он активно сочиняет новые произведения: первую и вторую симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Однако дальнейшее творчество Бетховена было осложнено развитием болезни уха – тинита. Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над третьей – «Героической» симфонией.

Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант.

В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора в эти годы были очень велики. Даже власть, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смела трогать музыканта.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца 18 века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.

Скончался великий композитор и музыкант Людвиг Ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене.

Борис Шапошников

маршал Советского Союза, советский государственный деятель, военный теоретик, кадровый офицер старой армии
2 октября 1882 —26 марта 1945

Борис Михайлович отмечается в военной истории как выдающийся военный теоретик, талантливый практик, хорошо знающий оперативно-стратегические вопросы. Он – автор военно-исторических и военно-теоретических трудов, которые оказали большое влияние на развитие советской военной науки.

Борис Михайлович Шапошников родился (20 сентября) 2 октября 1882 года в южно-уральском городе Златоуст, в семье служащего. Окончив Московское военное училище и Николаевскую академию Генерального штаба, он с 1901 года служил в царской армии на командных и штабных должностях. Во время Первой мировой войны показал хорошее знание тактики, проявил личную отвагу, отличился во многих сражениях и успешно продвигался по служебной лестнице.

В 1918 году Шапошникова демобилизовали, и он одним из первых офицеров старой армии добровольно вступил в ряды Красной Армии. Во время гражданской войны Борис Михайлович разработал все основные директивы и приказы фронтам и армиям, принимал участие в разработке планов операций по разгрому Юденича, Деникина, панской Польши, Врангеля.

После войны Борис Михайлович служил в Штабе РККА, командовал военными округами и в 1930 году был принят в партию без кандидатского стажа, став одним из главных советников Сталина по военным вопросам. Борис Михайлович, наряду с Рокоссовским, пользовался уважением Вождя народов и одним из немногих, к кому тот обращался по имени и отчеству.

В 1932-1935 годах Шапошников был руководителем и профессором Военной академии им. М.В.Фрунзе, где он много сделал для подготовки командных кадров. Трижды он возглавлял Генеральный штаб (его еще называют «Патриархом» Генштаба), а в 1940 году Шапошникову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

Он внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых сил СССР, в их укрепление и совершенствование, много и успешно работал над развитием военной науки, над обобщением боевого опыта прошедших войн.

В наиболее известном своем труде «Мозг армии» (1929) Шапошников раскрыл особенности руководства армией, дал чёткое представление о роли, функциях и структуре Генштаба. Правильность его выводов подтвердила Великая Отечественная война. При непосредственном участии Маршала были разработаны важнейшие операции советских войск в 1941-1942 годах.

Шапошников был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «ХХ лет РККА» и «За оборону Москвы», а также орденами и медалями за службу в царской армии.

Умер Борис Михайлович Шапошников 26 марта 1945 года в Москве и был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

26 марта 2005 года ушла из жизни поистине всенародно любимая советская актриса

Клара Лучко

Лучко Клара Степановна

Родилась 1 июля 1925 года в селе Чутово (Полтавская область, Украинская ССР).

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка РСФСР (28.03.1974).
Народная артистка СССР (25.10.1985).

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1948, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).

С 1948 года — актриса Театра-студии киноактёра.

Родилась в крестьянской семье. Отец — Степан Григорьевич был родом из села Лучки (отсюда и фамилия — Лучко) и работал директором совхоза. Мать — Анна Ивановна — тоже была на руководящей работе — возглавляла колхоз. Она имела очень хороший голос и пела в молодости в церкви вместе с Иваном Козловским, участвовала в самодеятельности.
Воспитанием Клары занималась её тётя — строгая и неграмотная женщина.
Вскоре Степан Григорьевич поступил в пединститут, и семья Лучко переехала в Полтаву. Клара росла робкой и замкнутой девочкой. К тому же из-за высокого роста и нескладной фигуры в школе её дразнили «жирафой». А ей, как и любой девчонке, так хотелось нравиться мальчишкам!
В 6-м классе Клара влюбилась в красавца-девятиклассника. Для того чтобы привлечь его внимание, она даже прыгнула с парашютом с вышки, но на парня это впечатления не произвело. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полёта», — признавалась Клара Степановна.

Клара с детства была безумно влюблена в кино. В школе она занималась в театральном кружке и мечтала в будущем стать актрисой, такой, как её кумир Тамара Макарова. Из газеты Клара узнала, что Сергей Апполинариевич Герасимов набирает в Алма-Ате актёрский класс. Родители Клары были категорически против выбора такой профессии. Им хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но тихая и послушная Клара, вдруг с твёрдостью заявила, что обязательно будет актрисой, и родителям пришлось смириться…

Несмотря на большой конкурс, Клара с успехом сдала экзамены и была принята во ВГИК, в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Вскоре ВГИКу разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила там обучение на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Клару Лучко, как актрису, уже в годы учёбы стали привлекать сложные, психологические характеры, для которых требовались яркие, насыщенные краски. И впоследствии ей немало довелось играть именно такие роли. Однако диплом она получила с такой рекомендацией: «Лучко — тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли…»

Вслед за своей первой картиной Клара Лучко снялась в фильмах «Три встречи» и «Родина капитанов». Фильмы были откровенно неудачными, что очень разочаровало молодую актрису. Она даже задумалась об уходе из кино, но тут ей подвернулся счастливый случай…

После окончания ВГИКа Клару Лучко пригласили работать в Театр киноактёра. В то время Театр киноактёра был очень популярен в Москве, и это не случайно. Спектакли на его сцене ставили известные режиссёры, а играли в них многие звёзды отечественного кино, когда были свободны от съёмок.
Однажды в театре появилось объявление о том, что Иван Пырьев будет читать новый сценарий — музыкальной комедии «Веселая ярмарка». Клара Лучко вместе с другими актёрами пришла на читку, где её и заметил режиссёр. Вскоре её пригласили на фотопробы.
В студию Клара пришла с большой неохотой. Она была уверена, что главных ролей ей не предложат, а сниматься в массовке она категорически не хотела. О том, что было дальше, рассказывает сама актриса:

Спустя некоторое время Пырьев пригласил её на кинопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Снималась она в паре с Владленом Давыдовым. Пробы были удачными, и Лучко утвердили на роль. Эту весть сообщил молодой актрисе знаменитый режиссёр Александр Довженко, добавив: «Поздравляю и желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино». Он оказался прав.

Для картины «Веселая ярмарка» Пырьев собрал великолепный актёрский ансамбль. В фильме снимались: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владлен Давыдов, Владимир Володин, Борис Андреев и другие звёзды отечественного кино. Не удивительно, что Клара Лучко была просто счастлива оказаться в такой компании. К тому же, Пырьев, о котором все говорили, как о диктаторе, оказался очень чутким человеком и хорошим психологом. Клара Степановна вспоминала: «Если я что-то не так делала, он как будто кому-то выговаривал, но я сразу всё понимала».

Готовую картину привезли на просмотр Сталину. Руководителю страны она очень понравилась, но он посоветовал её переименовать в «Кубанские казаки». Под таким названием картина и вышла в прокат, мгновенно завоевав любовь миллионов зрителей.

Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. В одно мгновение никому неизвестная молоденькая актриса превратилась в лауреата Государственной премии и стала звездой всесоюзного масштаба. На нее просто обрушился целый шквал восторженных писем. Зная, что она не замужем, многочисленные её почитатели предлагали ей руку и сердце.

Особенно боготворили Клару Степановну на Кубани, где актрисе присвоили звание почётной казачки. А в городе Курганинске ей даже поставили памятник. Памятник представляет собой сноп пшеницы, обвитый кинолентой, на которой написано: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко»…

Фильм «Кубанские казаки» изменил жизнь Клары Лучко не только в профессиональном плане. На съёмках она встретила свою любовь в лице актёра Сергея Лукьянова. В картине Лукьянов играл главную роль — Гордея Ворона. Рассказывают, что когда он впервые увидел в гримёрке Клару Лучко, он воскликнул: «Я пропал!» Через год после выхода «Кубанских казаков» на экраны, они поженились, а в 1951 году у супругов родилась дочь Оксана.

После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино. В 1952 году она вместе со своим мужем Сергеем Лукьяновым снялась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». Именно с этим фильмом актриса поехала на Каннский кинофестиваль, где произвела настоящий фурор. По поводу её румянца журналисты даже заключили пари — естественный он или результат макияжа. А великие Пабло Пикассо и Фернан Леже были в восторге от удивительной красавицы, «похожей на свежую розу».

В 1955 году режиссёр Ян Фрид неожиданно для всех пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) — Виолу, её брата-близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссёра вызвал всеобщее недоумение — как Лучко с её украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен.
Перед Лучко стояла непростая задача. У всего мира в памяти ещё была «Двенадцатая ночь» с великой Вивьен Ли. Но Лучко не побоялась и взялась за роли с огромным энтузиазмом. Отказавшись от дублёров, она упорно училась фехтованию и верховой езде. Роли в «Двенадцатой ночи» были буквально выстраданы актрисой. На съёмках ей порой казалось, что у неё не получается очередная сцена, и она украдкой за декорациями плакала. Но после этого она вновь возвращалась на площадку и с упорством продолжала работу.

После окончания съёмок Клара Лучко вместе с картиной отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира её ждал огромный успех. Картина получила великолепные рецензии, и в первую очередь отмечалась игра Клары Лучко. Спустя 45 лет, в 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. И выбор пал на нашу актрису! Кларе Лучко прислали сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьёзно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет».

Если до «Двенадцатой ночи» все считали, что Клара Лучко может играть лишь роли колхозниц, то после этой картины к ней приклеилось клише классической актрисы. При утверждении ей доводилось слышать: «Она в классике снимается, какая из неё колхозница!» Клара Лучко и на этот раз быстро сломала все стереотипы, доказав, что ей под силу самые разнообразные персонажи.

Уже в 1957 году она сыграла сложную драматическую роль в киноповести Адольфа Бергункера «Рядом с нами». Вместе с Лучко в главных ролях снялись выдающиеся актёры Леонид Быков и Иннокентий Смоктуновский. Затем актриса появилась в характерной роли певицы кабаре в историко-приключенческом фильме Владимира Саблина «Красные листья». Причём первоначально планировалось, что эту роль сыграет профессиональная оперная певица, а Лучко предлагали одну из главных ролей — Стасю. Но актрисе неинтересно было повторяться…

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Клара Лучко снялась в картине Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая «Снежная сказка», фильмах Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» и «Государственный преступник», военном киноромане Станислава Ростоцкого «На семи ветрах»… И в каждом фильме её героини выглядели очень органично.

Работу в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактёра. Жизнь актрисы и в профессиональном и в личном плане складывалась просто замечательно…

1 марта 1965 года в семье Клары Лучко произошла трагедия — скончался муж. Блестящий актёр Сергей Лукьянов умер от инфаркта прямо на сцене. Наступило одиночество.
К этому прибавилась неопределенность в актёрских делах. Кларе Лучко пришлось пережить период перехода на возрастные роли — период для многих актрис становившийся роковым. Некогда популярную актрису стали реже приглашать на съёмки. Но Лучко не отчаивалась. Она по-прежнему настойчиво продолжала работу в Театре киноактёра, откликалась на любые предложения в кино…

Постепенно Клара Лучко вернула утраченные позиции в кинематографе. В 1970-е годы она с успехом снялась в комедиях «Опекун», исторической драме «Гнев» и других картинах. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, которая представала мудрым мастером, которому есть что сказать публике.

Все образовалось и в личной жизни. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа — известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.

«Цыган»

Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноимённому роману Анатолия Калинина. Когда решался вопрос о главной героине, автор твердо заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко». До этого Калинин видел актрису в Театре киноактёра в спектакле по его книге «Суровое поле», и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о её возрасте.

На главную мужскую роль — цыгана Будулая — пробовались многие актёры. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили. И тогда Клара Лучко вспомнила про молдавского актёра Михая Волонтира, с которым она снималась в 1977 году в драме «Корень жизни»…
Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Клару Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем.
Спустя шесть лет на экраны вышло продолжение сериала — «Возвращение Будулая», имевшее не меньший успех, чем его первая часть.

Клара Лучко активно снималась в кино до середины 1990-х годов. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет.

Каждый день Лучко был расписан по минутам. Незадолго до смерти она закончила съёмки в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода», своеобразном ремейке «Кубанских казаков». Правда, роль озвучить не успела. «Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко, — категорически заявил режиссёр. — Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы».

Ушла из жизни Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года в своей московской квартире. Похоронена 30 марта на Новодевичьем кладбище столицы

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments