Чат неактивен

24 Июня ушли из жизни

Карлос Гардель
аргентинский певец, композитор и актер
11 декабря 1890 — 24 июня 1935
126 лет назад 81 год назад


Карлос Гардель считается одной их значимых фигур в истории танго, и тем, кто привез танго в Европу. А красота его голоса и преждевременная смерть способствовали превращению его в человека-легенду.

Датой рождения Карлоса Гарделя (исп. Carlos Gardel, настоящее имя – Шарль Ромуальд Гардес) считается 11 декабря 1890 года (по другим данным – 1887 года), и сегодня этот день отмечается как Международный день танго. Он родился, по одной из версий, во французском городе Тулузе, а в 1893 году был привезен матерью в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где и прошло его детство.

Петь Карлос начал с детства, а потом это стало его заработком. Школу он не закончил, бросив ее в 1906 году. Его первое публичное выступление состоялось в 1910 году в кафе «O’Rondemann» в Буэнос-Айресе, затем он пел в различных ресторанчиках, пансионатах и других местах. Но это было еще не танго, а народные аргентинские песни. В 1911 году Гардель начал выступать с Хосе Раззано (José Razzano), и этот период стал очень важным этапом в его творческой карьере. Их дуэт получил известность как «El Morocho y el Oriental» («Темнокожий и азиат»). А еще через год он записал на студии свой первый альбом – 15 креольских песен, аккомпанируя себе на гитаре.

К 1914 году Гардель был уже довольно известным певцом в Буэнос-Айресе – он много выступал на различных концертных площадках города, выезжал на гастроли в крупнейшие аргентинские города, а вскоре состоялись и его первые зарубежные гастроли в Уругвае и Бразилии.

Но настоящая слава и популярность пришли к певцу, когда он начал петь танго. Впервые для публики Гардель исполнил танго в 1917 году в Театре Эмпайр Буэнос-Айреса – это была песня «Моя грустная ночь» («Mi noche triste») композитора Самуэля Кастриоты, которая была восторженно принята слушателями. Так он стал первым официальным исполнителем танго, открыв таким образом эру танго-песни, ведь до этого момента танго воспринималось как сугубо танцевальная музыка без текста.

Гардель же с этого времени регулярно стал включать в программы своих выступлений исполнение танго, чем еще более повысил как свою, так и популярность жанра танго-песни. Среди других, ставших впоследствии известнейшими танго – это знаменитые «Si supiero…» и «Mi Buenos Aires Querido». В этот же период он снялся в своем первом фильме «Flor de durazno», а также начал записывать студийные диски с танго вместе с Хосе Раззано. Продолжали они и гастролировать.

К 1923 году Гардель полностью посвящает себя танго, добившись к этому времени уже международной известности и признания. Тогда же состоялись его первые европейские гастроли – в Испании и Франции, которые прошли с большим успехом. В 1920-х годах он много выступает с концертами на ведущих сценах Парижа, Ниццы, Рима, Лондона, Вены, Берлина, Барселоны…, поет на радио, а также записывает новые альбомы. Наездами музыкант бывает в Аргентине, но в основном работает в Европе.

В 1933 году Гардель совершает поездку в США, куда его пригласили выступить на главном радиоканале – Нью-Йоркской NBC. В последующие годы он завоевал и американского слушателя своими песнями. В Штатах музыкант также записал несколько дисков и снялся в кино. Он был полон энергии и творческих планов, но трагическая авиакатастрофа прервала его жизнь в самом расцвете славы…

За свою недолгую, но яркую жизнь Гардель написал десятки знаменитых танго, записал более 800 песен, продал тысячи пластинок, снялся в более чем десятке фильмов (от немых до звуковых), в которых звучали его песни.

В апреле 1935 года Карлос Гардель отправился в большое турне по Латинской Америке, 24 июня 1935 года самолет, на котором он летел, разбился недалеко от города Медельин (Колумбия). Похоронен музыкант на кладбище Чакарита (La Chacarita) в Буэнос-Айресе. Его могила и сегодня посещается поклонниками со всего мира.

Анатолий Мариенгоф
русский поэт-имажинист, драматург
6 июля 1897 — 24 июня 1962
119 лет назад 54 года назад


Анатолий Борисович Мариенгоф родился (24 июня) 6 июля 1897 года в Нижнем Новгороде.

В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к театру и увлеченность литературой передались сыну. Стихи он начал писать еще с отрочества. Больше других поэтов любил тогда Блока. Ему было 16, когда умерла мать, и семья переехала в Пензу. Здесь в 1914 году Анатолий издает журнал «Мираж», заполняя его более чем наполовину собственными стихами, рассказами, статьями.

В 1916 году Мариенгоф поступает на юридический факультет Московского университета и сразу же идет на военную службу. В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается в Пензу и с головой уходит в литературу: создает поэтический кружок, в 1918 году печатает первую книжку стихов – «Витрина сердца».

Летом белые чехословаки входят в город, и случайная пуля убивает отца. Поэт уезжает в Москву. Поступает литературным секретарем в издательство ВЦИК. Вскоре происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом он знакомится с Шершеневичем и Ивневым. Так оформляется группа имажинистов.

В 1919-1922 годах в издательстве «Имажинисты» выходит семь стихотворных сборников Мариенгофа. Поэт приобретает известность. Критики спорят о его творчестве, оценки даются взаимоисключающие.

Тесная дружба, связывающая Мариенгофа с Есениным, переплетает их биографии – осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Расхождение между друзьями, наступившее в конце 1923 года, послужило после смерти Есенина поводом для несправедливых упреков в адрес Мариенгофа, который якобы оказывал на Есенина отрицательное влияние. Однако близкие друзья обоих свидетельствуют об обратном.

Мариенгоф написал более десяти больших пьес и множество скетчей, несколько прозаических произведений, около десяти сценариев.

24 июня 1962 года Анатолий Борисович Мариенгоф умер в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), похоронен на Богословском кладбище.

Мстислав Келдыш
советский ученый-математик и механик, академик
10 февраля 1911 — 24 июня 1978
105 лет назад 38 лет назад

Мстислав Всеволодович Келдыш родился 10 февраля 1911 года в Риге, в большой семье адъюнкт-профессора Рижского политехнического института Всеволода Михайловича Келдыша, крупного инженера-строителя, впоследствии академика и вице-президента Академии строительства и архитектуры. Отец и мать Мстислава происходили из дворянских семей, знали французский и немецкий языки, играли на фортепиано, любили музыку и искусство. Они развивали творческие способности детей, занимались их образованием.

В 1927 году Мстислав поступает в Московский университет на математическое отделение. После окончания МГУ Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где проработал до декабря 1946 года на различных инженерных должностях. Молодой специалист сразу стал известен в научном коллективе института, поражала его способность быстро решать новые проблемы. В ЦАГИ Келдыш вел успешные научные работы по предотвращению разрушения самолетов, совместно с С.П. Королевым и И.В. Курчатовым руководил созданием ракетно-ядерного оружия.

Именно здесь им была доказана известная теорема Жуковского о подъемной силе, возникающей при скорости близкой к скорости звука. Огромное значение для развития скоростной авиации имели работы ученого по изучению колебаний авиационных конструкций. Одновременно с работой в ЦАГИ с 1935 года Келдыш начал работать в Математическом институте АН СССР им. В.А. Стеклова. В 1938 году он защитил диссертацию на степень доктора физико-математических наук по теме: «О представлении функций комплексного переменного и гармонических функций рядами полиномов». В середине 20 века состоялись первые испытания водородных бомб, а вскоре прошли успешные запуски крылатых ракет. В 1957 году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли. В 1961 году, после полета Ю.А. Гагарина, Келдыш стал президентом Академии наук СССР.

Он разработал ряд основных теоретических положений современной аэродинамики и ракетно-космической техники; на основе сделанных им открытий в математике и механике удалось решить ряд крупных научных проблем. Ученый сыграл огромную роль в становлении в стране вычислительной техники и руководил работами по созданию ЭВМ. За свои работы он был удостоен множества наград. В 1956, 1961 и 1971 годах ему присваивалось звание Героя Социалистического труда, он становился лауреатом Государственной премии в 1942 и 1946 годах, а в 1957 стал лауреатом Ленинской премии. Он был избран почетным членом Академий наук многих иностранных государств. Умер Мстислав Всеволодович Келдыш 24 июня 1978 года в Москве.

Руфино Тамайо
мексиканский художник
26 августа 1899 — 24 июня 1991
117 лет назад 25 лет назад


Руфино Тамайо, один из лидеров латиноамериканского авангардизма, родился в Оахаке 26 августа 1899 года в семье индейцев-сапотеков. Переехав в 1910 году с родными в Мехико, учился там в Национальной школе изящных искусств, в дальнейшем оставшись на преподавательской должности в этой школе.

В 1928 году он стал профессором и возглавлял отдел этнографического рисунка Национального археологического музея в Мехико. Многократно выезжал в США и Западную Европу.

Руфино Томайо способствовал соединению европейского арт-авангарда (А.Матисса и П.Пикассо) с древними национальными мотивами, не уходя в политизацию и конъюнктуру. В раннем творчестве Томайо доминируют портреты, ню, пейзажи и натюморты.

С 1930-х годов тематика картин Тамайо усложняется, включая все больше мифологических «шифров», символов Искусства, Жизни и Смерти, решенных то в сумрачно-землистых, то в ярких, «космически» мерцающих тонах; таинственно мифологизируются даже достаточно простые, портретные и натюрмортные мотивы.


«Крик» (1947)
Среди образцов его самобытного неосимволизма – «Звери» (1941, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Спящие музыканты» (1950, Музей современного искусства, Мехико), «Поклонение индейской расе» (1952, частное собрание, Мехико).

Картины Тамайо, обычно небольшие, напоминают фрагменты настенной росписи. Поэтому естественным явилось обращение мастера к монументально-декоративному искусству. Он создал фрески и панно «Музыка и пение» (Национальная консерватория, 1933), «Революция» (Национальный музей антропологии в Мехико, 1939), «Природа, искусство и человек» (библиотека Смит-колледжа в Нордхэмптоне, США, 1943), «Рождение нашей нации» и «Мексика сегодня» (Дворец изящных искусств, Мехико; 1952–1953), «Прометей, несущий людям огонь» (здание ЮНЕСКО в Париже, 1957–1958).

Не раз обращался художник к гравюре, книжной иллюстрации и сценографии.

Умер Руфино Тамайо в Мехико 24 июня 1991 года.

Афанасий Кочетков
советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР
9 марта 1930 — 24 июня 2004
86 лет назад 12 лет назад

Афанасий Иванович Кочетков родился 9 марта 1930 года в деревне Балахоновка Самарской области, в большой крестьянской семье. Отец Афанасия, два старших брата и старшая сестра в годы войны ушли на фронт. В 1942 году отец погиб. Мальчика воспитывала мать. Афанасий сначала не помышлял об актерской карьере и получил образование в Кишиневском университете на факультете геологии. В свободное время посещал студенческий театр. По окончании университета Кочетков уехал в Москву и поступил в театральном училище имени Щепкина при Малом театре. Окончив в 1956 году училище, Кочетков был принят в труппу Театра-студии киноактера.

Первым режиссером, у которого Кочетков снялся в кино, был В.П.Басов («Первые радости» и «Необыкновенное лето»). Затем одна за другой последовали центральные роли: Смолярчук в киноленте «Над Тиссой» (1958), Герасим в фильме «Муму» (1959) и многие другие. Среди замечательных работ актера в кино также: Антонов («Одиночество»), Мостовенко («Сердце России»), Смуров («Первое свидание»), Роман («Длинный день»), Харитонов («Обыкновенная Арктика»), Антон («Поговорим, брат»), Дубодел («Люди на болоте»), Данила («Угрюм-река») и, конечно же, Максим Горький в фильмах «Маяковский начинается так», «Невероятный Иегудиил Хламида», «Я – актриса» и других – всего роль Горького он исполнил в шести картинах.

В творческом активе Кочеткова около 100 персонажей в фильмах русских, украинских и белорусских кинематографистов. Годы работы в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина (1964-1978) – плодотворный период творческой карьеры артиста. Он создал трагически-экспрессивные образы шолоховских героев Макара Нагульного («Поднятая целина») и Андрея Соколова («Судьба человека»), играл и в других амплуа – например, в спектакле «Легенда о Паганини» роль скрипача-виртуоза Никколо Паганини. В 1978 году Малый театр приступил к постановке «Короля Лира» Шекспира. На одну из центральных ролей – графа Кента – руководство театра пригласило своего бывшего выпускника.

С 1978 года и до последних дней он оставался одним из ведущих артистов труппы Академического Малого театра. Уход из жизни актера был трагическим, и до сих пор вокруг него ведутся споры. Он пропал 9 июня 2004 года и несколько дней пожилого актера нигде не могли найти. Впоследствии Афанасия Ивановича Кочеткова обнаружили в одной из московских клиник, где он скончался от инсульта 24 июня 2004 года.

Леонид Гурвич

американский экономист еврейского происхождения, старейший Нобелевский лауреат
21 августа 1917 — 24 июня 2008
99 лет назад 8 лет назад

Леонид Соломонович Гурвич (Гурвиц) родился 21 августа 1917 года в Москве, в семье польских евреев. Его семья покинула Москву в 1919 году и уехала в Польшу. Окончив Варшавский университет, в 1938 году Леонид Гурвич поехал учиться в Лондонскую Школу Экономики. 1 сентября 1939 началась 2-я мировая война. Его семья бежала от войны в Варшаву и погибла в Освенциме. Ему повезло больше, он прожил некоторое время в Швейцарии и Португалии, а затем уехал в США. Гурвич продолжал обучение в Гарвардском и Чикагском университетах. В 1940-х годах Леонид преподавал в Массачусетсском технологическом институте, Университете Чикаго и Иллинойском технологическом институте.

В 1944 году он женился на своей ассистентке Эвелин Дженсен. В этом браке у них родилось четверо детей. В 1950-х годах Леонид Гурвич начал заниматься тем, что в конце концов принесло ему Нобелевскую премию, — теорией оптимизации экономических механизмов. В то время как экономисты пытались создать идеальную модель построения рынка, Гурвич занимался теми элементами, которые формируют любой рынок — компаниями и отдельными потребителями, чьи взаимоотношения оказывают в конечном счете огромное влияние на экономику.

Именно Гурвич ввел в экономическую науку фактор стимулов отдельных людей, которые и определяют результаты их деятельности, будь то производители или потребители. Теперь в это трудно поверить, но полвека назад такие факторы в экономических моделях просто не учитывались. Леонид Гурвич стал основоположником целой области экономической науки — оптимизации экономических механизмов. Он создал теорию, помогающую выявлять эффективные торговые механизмы и схемы регулирования экономикой, а также определять, насколько в той или иной ситуации необходимо вмешательство государства. В 1951 году Гурвич стал профессором экономики и математики в Школе Бизнеса и Администрирования при Университете Миннесоты, в котором и проработал до самой смерти.

В 1961 году он был избран деканом факультета статистики, в 1969 году — именным профессором экономики. В последние годы жизни он был серьезно болен и не смог приехать в Стокгольм, когда ему была присуждена Нобелевская премия 2007 года. Премия в области экономики была вручена ему в Миннеаполисе, где он проживал. Гурвич не сразу поверил о присуждении ему такой высокой награды — он считал себя слишком старым для Нобелевской медали, ведь труды, за которые его наградили, были написаны пятьдесят лет назад. 24 июня 2008 года Леонид Гурвиц скончался в Миннеаполисе (штат Миннесота, США) в связи с почечной недостаточностью.

Алла Казанская

советская и российская актриса, театральный педагог, Народная артистка РСФСР
15 июня 1920 — 24 июня 2008
96 лет назад 8 лет назад

Алла Александровна Казанская родилась 15 июня 1920 года. В 15 лет, читая басню «Ворона и лисица», она до слез насмешила приемную комиссию и была принята в Театральное училище им. Щукина. Уже на втором курсе она впервые вышла на сцену театра. В 1938, за год до окончания училища, Казанскую приняли в вахтанговскую труппу. Всю свою жизнь Алла Александровна посвятила театру имени Вахтангова.

Среди ее наиболее известных театральных ролей — Нина («Маскарад»), Беатриче («Много шума из ничего»), Роксана («Сирано де Бержерак»), Жоржетта («Соломенная шляпка»), Берт Ардис («Шестой этаж»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), госпожа Оргонова («Дамы и гусары»), Карамзина («Шаги командора»), Галчиха («Без вины виноватые»), Американка («Мистерия-Буфф»), Лидия Ивановна («Анна Каренина») и другие. Казанская играла своих героинь глубоко, лирично, с обаянием и мягкой женственностью. Широкий творческий диапазон актрисы позволил ей сыграть множество характерных ролей, в которых актриса всегда находила смелую, острую, истинно вахтанговскую трактовку и яркий рисунок.

В кино Казанская снималась относительно немного. После дебюта в картинах «Юность командиров» (1940), «Парень из тайги» (1944) и «Щедрое лето» (1950) она появилась на экране лишь в возрастных ролях: «Армагеддон» (1962), «Егор Булычев и другие» (1971), «Дамы и гусары» (1976), «Железный занавес» (1994), «Затворник» (1999). Алла Казанская была еще и блистательным педагогом.

Более тридцати лет она вела курс в Театральном училище имени Щукина. Среди её учеников: Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Ирина Климова, Алексей Кравченко, Григорий Сиятвинда. Ее последние работы — фильмы «Утомленные солнцем», «Репетэ», «Адъютанты любви».

Работала она и на телевидении – была ведущей программы для детей «Чудо-сказка» на телеканале «Культура». Народная артистка РСФСР Казанская в 2007 году стала лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль», награждена орденом Почета. Алла Александровна была супругой кинорежиссера Бориса Барнета, в этом браке у них родилась дочь Ольга, впоследствии ставшая, как и мать, актрисой. Скончалась замечательная актриса и выдающийся педагог Алла Александровна Казанская 24 июня 2008 года в Москве, на 89-м году жизни.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments