Чат неактивен

2 Мая ушли из жизни

Леонардо да Винчи

итальянский художник, ученый, изобретатель, универсальный гений эпохи Возрождения
15 апреля 1452 — 2 мая 1519
564 года назад 497 лет назад

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, но сам мастер считал себя ученым и инженером. А еще он был мыслителем и признавал единственным критерием истины опыт, приведенный к наглядному виду. Он отрицал пустые схоластические рассуждения. Леонардо был амбидекстром, владея левой и правой рукой одинаково талантливо.

Известны его занятия и музыкой, и кулинарией… Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. А он был во всем гениален… Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции (Италия). Отец Леонардо был нотариусом, а мать – простой крестьянкой. На брак с любимым мать не могла рассчитывать – отец мальчика вскоре женился на богатой и знатной девушке. Леонардо было 3 года, когда отец забрал его к себе, что было вполне в законах того времени.
Попытки приобщить сына к семейному делу были безуспешны: Леонардо не интересовали законы общества. Зато были замечены его способности художника – и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо. “Джоконда”

В мастерской художника Леонардо пробыл недолго: одна из совместных работ с учителем показала настолько явное преимущество ученика, что Верроккьо по преданию навсегда забросил кисть. Сегодня Леонардо известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)… Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Он изучал природу, стремился охватить принципы реализма, законы восприятия – и вывел живопись на качественно другую ступень. Он не участвовал в теоретических дискуссиях и спорах – он просто творил шедевры…

Благодаря Леонардо линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали ближе, но и таинственнее. И сегодня идет нескончаемый поток посетителей в Лувр, где хранится портрет Джоконды, чтобы взглянуть на бессмертное творение мастера. Впрочем, сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Его «Витрувианский человек» до сих пор служит идеалом пропорций не только человеческого тела, но и Вселенной в целом.

Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты… Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера. “Витрувианский человек” “Витрувианский человек” В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, в официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора. За что получал годовую ренту в тысячу экю. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.

За два года до смерти у Леонардо серьезно ухудшилось состояние здоровья, и он передвигался с трудом. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе (герцогство Турень, Франция). Он был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником мастера был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци, который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства великого творца, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть.

Василий Голицын

русский государственный и военный деятель, фаворит царевны Софьи
? — 2 мая 1714
302 года назад

Василий Васильевич Голицын был несомненно выдающимся и передовым человеком своего времени. Он ясно понял основную задачу века – более тесное сближение с Западом. Он покровительствовал иностранцам, сочувствовал образованию русского юношества, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости, отправить дворян за границу в военные школы, завести постоянные посольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу.

Отличие Голицына от Петра – в сочувствии западно-католической культуре, тогда как Петр был сторонником протестантской Европы. Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I, родился в 1643 году (точная дата неизвестна). Он происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки. Молодые годы провел в придворном кругу царя Алексея Михайловича в званиях стольника, чашника, государева возницы и главного стольника, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами.
В 1676 году, уже в звании боярина, Голицын отправлен был в Малороссию, принять меры для охранения Украины от набегов крымчан и турок, и участвовал в знаменитых Чигирянских походах. Непосредственное знакомство с военным делом поставило Голицына лицом к лицу с недостатками тогдашней организации русского войска. Он убедился, что корень зла лежит в местничестве, и, вернувшись в Москву, сумел провести его уничтожение.

Ролью первого государственного человека в течении семилетнего правления царевны Софьи (1682-1689) Голицын, помимо личных дарований, обязан был еще близостью своею к правительнице, которая страстно его любила. Внешняя политика его ознаменована заключением в 1686 году выгодного для России «вечного мира» с Польшей. По этому миру Киев, которым Россия владела доселе лишь фактически, переходил к ней и de jure. Обязательство польского правительства не притеснять своих православных подданных создало основание для последующего вмешательства России во внутренние дела Польши. Также он очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661 года.

Падение Софьи повлекло за собою и опалу Голицына. Он лишался боярства, всего имущества и вместе с семьей был отправлен в ссылку сначала в Каргополь, а затем в село Кологоры Архангельской губернии. Голицын был дважды женат. Его первая супруга – княжна Федосья Васильевна Долгорукая – умерла бездетной около 1685 года. Вторая жена – Евдокия Ивановна Стрешнева – родила ему четырех сыновей и двух дочерей. Умер Василий Васильевич Голицын (21 апреля) 2 мая 1714 года в Кологорах, был похоронен в Красногорском Богородицком монастыре, возле Пинеги.

Джакомо Мейербер
немецкий композитор, создатель жанра французской большой оперы
5 сентября 1791 — 2 мая 1864
225 лет назад 152 года назад


Джакомо Мейербер родился 5 сентября 1791 года в Берлине, в семье купца-еврея. Настоящее имя – Якоб Либман Бер. С детства он проявил огромный талант к музыке, выступал с игрой на пианино как юный вундеркинд, поражал окружающих тем, что начал рано сочинять оперы.

Своё обучение он продолжил в Венеции, изучая оперный итальянский стиль и язык. В Италии Джакомо Мейербер провёл десять лет, страну эту любил, написал четыре оперы в итальянском стиле, и даже имя для псевдонима взял с итальянским звучанием. Итог этого периода – «итальянские» оперы «Ромильда и Констанца» (1817), «Семирамида» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Крестоносец в Египте» (1824).

С 1827 года в творчестве Мейербера наступает новый этап «французских» опер: это «Роберт-дьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849), «Динора», «Африканка» (1864).

Как можно заметить даже по названиям, Мейербер тяготел к романтизму; и действительно его музыка оказала серьёзное влияние на европейский музыкальный театр периода романтизма. Мейербер был известен в Германии, занимал пост художественного руководителя королевского оперного театра, дирижировал.

В 1850-е годы разразился его конфликт с Рихардом Вагнером. Неприязнь была личной, нападки же сводились к якобы присущему Мейерберу «еврейству в музыке». Вагнер в итоге вытеснил Мейербера из репертуаров; интерес к операм этого композитора возродился лишь через некоторое время.

Умер Джакомо Мейербер в Париже 2 мая 1864 года.

Иван Айвазовский

русский живописец-маринист
29 июля 1817 — 2 мая 1900
199 лет назад 116 лет назад

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Константинович Гайвазовский) появился на свет в Феодосии (17) 29 июля 1817 года. Его отец был армянским коммерсантом из Крыма. Семья была небогатой.
Иван Айвазовский учился в симферопольской гимназии, а затем и в Академии художеств в Санкт-Петербурге. После окончания Академии молодой художник посетил Англию, Испанию, Германию, позднее побывал на Ближнем Востоке, в Африке, Америке.


Вид моря ночью
В 1839 году по просьбе генерала Н.Н. Раевского Айвазовский написал картину «Десант отряда в долине Субаши», которая была приобретена Николаем I. В 1844 году он получил место живописца Главного морского штаба.

Художник писал в основном морские пейзажи. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году. Он также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наварринский бой» (1848) и др.


Конец бури на море
В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ и завоевал мировую славу в качестве художника-мариниста. При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах.
В 1847 году Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях.
С 1845 года художник жил в Феодосии, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал Феодосии. Именно в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского полнее всего представлено творчество великого художника.


Чесменский бой
Айвазовский оставил след в истории и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели.
На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии (19 апреля) 2 мая 1900 года.

Джон Эдгар Гувер

американский политический деятель, первый директор ФБР (1924-1972)
1 января 1895 — 2 мая 1972
121 год назад 44 года назад

Джон Эдгар Гувер возглавлял Федеральное бюро расследований – главную правоохранительную организацию США – почти полвека, с 1924 до самой своей смерти в 1972 году. Он служил восьми президентам и шестнадцати министрам, став самой влиятельной политической фигурой США. Джон Гувер родился 1 января 1895 года в Вашингтоне.

После окончания юридического факультета Университета им. Джорджа Вашингтона в 1917 году стал сотрудником Министерства юстиции. В 1921–1924 годах он стал помощником, затем заместитель директора, а с 1924 года – бессменным директором ФБР.
Именно Гувер сделал ФБР мощным орудием политического сыска, контрразведки и борьбы с организованной преступностью в стране. Он разработал систему слежки за членами Компартии США и другими просоветскими организациями и частными лицами, а также часто вмешивался в дела внешней разведки. В 1930-е годы главным направлением деятельности ФБР стала борьба с гангстерами и грабителями банков.

После окончания Второй мировой войны Гувер сосредоточил свое внимание на борьбе с диверсантами и шпионами. В это же время он продолжает борьбу против Компартии США и ставит целью ее полную ликвидацию. На основе Закона Смита в 1949 году лидеры этой партии были осуждены.
В последние годы деятельности Гувера он часто подвергался осуждению за злоупотребление служебными полномочиями и их использование в личных целях. Гувер никогда не был женат, и вообще не замечен в связях с женщинами. Это послужило причиной распространявшихся в США слухах о его нетрадиционной сексуальной ориентации, но прямых доказательств этому найдено не было. Скончался Джон Эдгар Гувер 2 мая 1972 года в Вашингтоне.

Павел Кадочников

советский актер театра и кино
29 июля 1915 — 2 мая 1988
101 год назад 28 лет назад

Павел Петрович Кадочников родился 29 июля 1915 года в Петрограде, в рабочей семье. В гражданскую войну семья Павла переехала на родину отца, в небольшое уральское село Бикбарда. Там и прошло детство Павла. В деревне он учился в школе, там же и проявилось его увлечение рисованием, а мать поддерживала его в этом увлечении.

После возвращения в 1927 года в Ленинград он поступил в детскую художественную студию, мечтая стать профессиональным художником. Однако, доучиться не удалось – тяжело заболел отец, и Павел пошел учеником слесаря на завод – надо было поддерживать семью, где он был старшим. Но в художественной студии Павел продолжал заниматься.

С 1929 года началось его увлечение театром, он начал учиться сначала в техникуме при ТЮЗе, а потом и в театральном институте. Так получилось, что Кадочников стал студентом института в 15 лет. В 1935 году он его закончил, стал актёром ТЮЗа, и получил приглашение на съемки в кино.
Сначала он на экране очень себе не понравился и даже собирался никогда больше в кино не сниматься. Но в 1937 году все же снялся в небольшом эпизоде в фильме «Человек с ружьем» режиссера Юткевича, потом сразу в двух ролях у Юткевича в фильме «Яков Свердлов». А настоящий успех пришел к актеру в 1941 году, в комедии «Антон Иванович сердится».

Во время войны он снимается в фильмах «Оборона Царицына» и «Иван Грозный». Творческая работа с великим режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела Кадочникова к решению оставить театр и посвятить себя кино.

До 1960-х годов он активно снимается, а затем попадает в немилость к кинематографическому начальству. Его практически перестают приглашать на роли.
Кадочников стал пробовать свои силы в режиссуре, а в 1956-1958 годах он – художественный руководитель студии киноактера при киностудии «Ленфильм».

В 1976 году Никита Михалков пригласил его на роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». После выхода картины Кадочникова наперебой приглашают сниматься – но далеко не каждое предложение принималось артистом. Весной 1981 года происходит семейная трагедия, погиб младший сын артиста, и единственным спасением для Кадочникова стала работа – в 1982 году он снялся сразу в 5 фильмах.
Павел Петрович Кадочников скончался 2 мая 1988 года из-за острой сердечной недостаточности.

Иван Лапиков

советский актер театра и кино
7 июля 1922 — 2 мая 1993
94 года назад 23 года назад

Иван Герасимович Лапиков родился 7 июля 1922 года в поволжском селе Горный Балыклей. Рос в Сталинграде. С 1939 года Иван учился в Харьковском театральном училище, но закончить его не успел – началась война.
В 1941-1963 годах он работал в Сталинградском драматическом театре им. М. Горького, а в 1963 году перебрался в Москву, где вошёл в труппу Театра-студии киноактёра.
В кино Лапиковым был создан ряд подлинно народных образов. Популярность пришла к нему в 1964 после фильма «Председатель». Среди работ мастера – потрясающие роли в фильмах «Андрей Рублёв», «Минута молчания», «Они сражались за Родину», «Вечный зов» и других.
За четыре десятилетия работы в кино Лапиков снялся более чем в семидесяти фильмах. Иван Лапиков был актером высочайшего уровня правды, а потому как партнер был непрост – необходимо было дотягиваться до его уровня.
Внешность предопределила роли артиста в кино: он специализировался на ролях простых людей из народа, рабочих и крестьян. При этом был точен, емок в трактовке образов и невероятно правдив и искренен.
Умер Иван Герасимович Лапиков 2 мая 1993 года. Его сердце не выдержало прямо во время встречи с солдатами одной из войсковых частей. Его жизнь была порядочной, трудной, ответственной и счастливой.

Вениамин Каверин

советский писатель 1
9 апреля 1902 — 2 мая 1989
114 годя назад 27 лет назад

Вениамин Александрович Каверин родился (6) 19 апреля 1902 года в Пскове, в семье капельмейстера пехотного полка Абеля Зильбера и хозяйки музыкальных магазинов Ханы Дессон. Фамилия Каверин была взята им в честь товарища Пушкина, гусара, описанного в «Евгении Онегине». В 16 лет он приехал в Москву и в 1919 году окончил здесь среднюю школу. В 1920 году перевелся из Московского университета в Петроградский, одновременно поступив в Институт восточных языков.

В 1923 году Каверин закончил арабское отделение института восточных языков, а в 1924 году и государственный университет в Ленинграде. Был оставлен при университете в аспирантуре, где в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году состоялась защита его кандидатской диссертации «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского». Еще в 1921 году Вениамин вместе с М.Зощенко, Н.Тихоновым, Вс.Ивановым выступил организатором литературной группы «Серапионовы братья», именно в альманахе этой группы он начал печататься.

В течение нескольких лет Каверин писал рассказы и повести и к концу 1920-х годов окончательно решил посвятить себя литературному творчеству. В 1934 – 1936 годах был создан первый роман, «Исполнение желаний», в котором проявился литературный стиль писателя. Роман имел успех.

Но самым популярным произведением Каверина стал роман «Два капитана», первый том которого был завершен в 1938 году. Отечественная война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». В 1944 году второй том романа был опубликован.

В 1949 – 1956 годах Каверин работает над трилогией «Открытая книга», о становлении и развитии микробиологии в стране, о целях науки, о характере ученого. Эту тему он взял не зря – его родной брат был ученым-микробиологом. В 1962 году были опубликованы повести «Семь пар нечистых» о первых днях войны и «Косой дождь». В 1970-е годы Каверин создал книгу воспоминаний «В старом доме», а также трилогию «Освещенные окна», в 1980-е – «Рисунок», «Верлиока», «Вечерний день». Умер Вениамин Александрович Каверин 2 мая 1989 года в Москве.

Александр Лазарев

советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР
3 января 1938 — 2 мая 2011
78 лет назад 5 лет назад

Александр Сергеевич Лазарев родился 3 января 1938 года в Ленинграде, в семье художника. Его родители прививали детям интерес к культуре, художественный вкус, у них была огромная библиотека, они посещали театры. Детство и юность Саши прошло в северной столице, ему также пришлось пережить страшное время войны и блокады.

Решение стать артистом появилось у Лазарева в 10-м классе. Узнав о наборе в театральный институт, он прошел первый тур. Но весной 1955 года в Ленинград приехала комиссия Школы-студии МХАТ, которая производила отбор желающих поступить в студию. В результате из общего немалого числа претендентов были отобраны всего два абитуриента, среди которых был и Александр Лазарев.

Осенью 1955 года он переехал в Москву. В Школе-студии МХАТ, на курсе В.Я. Станицына, вместе с Лазаревым учились В.Невинный, А.Филозов, А.Ромашин, Т.Лаврова, А.Покровская… После окончания школы-студии в 1959 году Александр был принят в труппу Московского академического театра имени В.Маяковского, которому посвятил всю свою жизнь. В театре молодого актера сразу же ввели на несколько ролей в «Гамлете».

За первые полгода Лазарев сыграл в спектаклях «Аристократы», «Садовник и тень», «Маленькая студентка», а после исполнения роли в «Иркутской истории» он «проснулся знаменитым». На сцене этого театра за более чем полувековую службу Лазаревым сыграно огромное количество самых разноплановых и разнохарактерных ролей в более чем в 50 постановках. Среди ранних работ – роли в спектаклях «Современные ребята», «Голубая рапсодия», «Опасная тишина», «Перебежчик» и других.

С приходом в Театр Маяковского в 1967 году А.Гончарова начался новый этап и в актерской карьере Александра. Ярким событием стал спектакль «Дети Ванюшина», а громким триумфом театра стал «Человек из Ламанчи», роль же Дон Кихота стала этапной в творчестве Лазарева. Критики отмечали, что «мастерство, с которым актер исполнял эту роль, вывела его в первый ряд среди артистов не только Театра имени Маяковского, но всего отечественного театра».

Затем были роли в спектаклях – «Медея», «Гамлет», «Шутка мецената», «Клоп», «Время любить», «Океан», «Леди Макбет Мценского уезда», «Ревизор», «Венсеремос!», «Женитьба», «Мертвые души», «Карамазовы», «Бег», «Жизнь Клима Самгина», «Маяковский начинается», «Завтра была война», «Плоды просвещения», «Круг», «Жертва века», «Кин IV», «Чума на оба ваши дома!»… Свои самые важные и большие роли Лазарев сыграл на сцене родного театра, он был великим и острохарактерным актером.

Будучи предан одному театру, Александр Сергеевич отдавал ему всю душу и свой дар, продолжая очень важную традицию российского театра – говорить со зрителем о серьезных философских и нравственных вопросах, которые важны для каждого. Лазарев в фильме «Вызываем огонь на себя» (1964)


Лазарев в фильме «Вызываем огонь на себя» (1964)

Яркая игра в театре Лазарева привлекли внимание и кинематографистов. Дебютом Александра в кино стала роль в фильме «Вольный ветер» в 1961 году. Первой же крупной его работой стала роль в фильме «Вызываем огонь на себя» (1964). Но всенародное признание и известность Лазареву принесла картина «Еще раз про любовь» (1968).

Позже были роли в более чем в 70 фильмах, многие из которых заслужили искреннюю любовь зрителей, признание критиков и призы многих МКФ. Это картины – «Цветы запоздалые» (1970), «Такая короткая длинная жизнь» (1975), «Хождение по мукам» (1977), «Бархатный сезон» (1978), «Через тернии к звездам» (1980), «Сказка, рассказанная ночью» (1981), «Берегите мужчин!» (1982), «Демидовы» (1983), «Челюскинцы» (1984), «Дети солнца» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мелочи жизни» (1992), «Мужской зигзаг» (1992), «Бременские музыканты» (2000), «Хозяин «Империи»» (2001), «Место под солнцем» (2004), «Сестры» (2004), «Ландыш серебристый» (2004), «Парк советского периода» (2005), «Голубка» (2011) и многих других.

Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот», Александр Сергеевич награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Петра Великого I степени, орденом Святого Князя Александра Невского и медалями. Его именем названа звезда в созвездии Козерога. С 1962 года Лазарев был членом Союза театральных деятелей СССР, с 1973 года – Союза кинематографистов, и с 2002 года – Академии кинематографических искусств, являлся академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».


Александр Лазарев с супругой

Александр Лазарев с супругой Лазарев был женат на актрисе Светлане Немоляевой. Это была удивительная пара, они постоянно были вместе – и в жизни и в творчестве. Их свадьба состоялась 27 марта 1960 года, а в 1967 году у пары родился сын Александр, который продолжил семейную традицию и тоже стал актером, его еще называют Александр Лазарев-младший. Признанный мастер актерского искусства, один из корифеев и самых любимых публикой актеров театра и кино Александр Сергеевич до конца дней сохранял отличный творческий тонус, играл в родном театре и активно снимался в кино, всегда создавая интересные и удивительные образы.
Его работы навсегда останутся образцом актерского мастерства и безупречного вкуса. Лазарев был не просто талантливым человеком, но и благородным романтиком и очень порядочным человеком. Мастер театра и кино Александр Сергеевич Лазарев скончался 2 мая 2011 года, у себя на даче под Москвой, был похоронен 5 мая на Троекуровском кладбище столицы. И 5-го же мая в театре актер должен был сыграть в спектакле «Как поссорились…»…

Майя Плисецкая
советская и российская балерина, хореограф, педагог, Народная артистка СССР
20 ноября 1925 — 2 мая 2015
91 год назад 1 год назад


Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье консула. В детстве родители Майи были репрессированы, и девочку воспитывали дядя и тетя Мессереры, которые танцевали в балетной труппе Большого театра. Суламифь Мессерер стала по сути второй матерью Майи.

В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А прославивший ее на весь мир танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, станцевала еще студенткой.

После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра. Свою первую партию она исполнила в 1945 году – это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева. Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского.

Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова.

В 1959 году Плисецкой было присвоено звание Народной артистки СССР. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой – одна из наиболее известных в истории мирового балета.

В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы (1983-1984). В последующие годы она поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах.

С конца 1980-х годов балерина работала в основном в Испании. В 1990 году ушла из Большого театра и спустя пять лет организовала и возглавила труппу «Имперский Русский Балет». Также она много снималась в кино и на телевидении.

Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет, затем длительное время участвовала в концертах, потом вела мастер-классы. С 1994 года являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя».

Выдающаяся балерина, хореограф, Народная артистка СССР, обладательница множества наград и премий различных государств – Майя Михайловна была доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета.

Майя Михайловна Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене (Германия), от тяжелого сердечного приступа.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments