1967-68 гг. – время, когда рок стал “утяжеляться”. Появление хард-рока на фоне сложной социальной обстановки в мире (2 часть).

1967-68 гг. – время, когда рок стал “утяжеляться”. Появление хард-рока на фоне сложной социальной обстановки в мире (2 часть).

 Как я писал в предыдущей статье, конец 60- хгг. – это время больших катаклизмов, идеологий, столкновений молодежи с полицией и пр. Если 1967 год прошел под эгидой «любви», которую рьяно проповедовали хиппи, «дети цветов», то в следующем 1968 году краски начали сгущаться. Тут уже назревал серьезный конфликт между людьми, а точнее конфликты: майские события во Франции 1968 года, убийство Мартина Лютера Кинга – проповедника-баптиста, боровшегося за права человека. Это также и продолжавшаяся война США во Вьетнаме, которая повлияла в том числе и на события во Франции.

Огромное количество молодых людей из хиппи выступали против войны, провозглашая свой лозунг «Занимайся любовью, а не войной». Например, Джон Леннон из The Beatles со своей новоиспеченной женой Йоко Оно проводил постельную акцию за мир (по-другому она называется бед-ин) с 25 марта по 31 марта в Амстердаме, в ходе которой они репортерам говорили о своем протесте против этой войны и убийств людей Также эту постельную акцию устраивала и другая семейная пара.

Постельная акция Леннона-Оно. 1969 г.

Итак, во Франции вспыхнули студенческие волнения в 1968 году. Они протестовали против режима президента и генерала Шарля де Голля. Политика де Голля не отвечала требованиям многих людей, особенно молодежи. Сначала протесты вспыхнули в университете Париж Х – Нантер, потом в Сорбонне. Эти протесты имели «левый» окрас, так как тогда были сформированы различные кружки левого толка. Протестующие в качестве оружия использовали идеи Марксизма, Троцкизма, Анархизма.

Сторонники де Голля начали свои ответные действия: свое контрнаступление начали многие организации, в том числе Национальная ассоциация поддержки действий генерала де Голля. В конечном счете, хоть антикоммунистическое движение во Франции и одержало вверх, отставка де Голля не заставила себя долго ждать – он покинул свой пост в 1970 году. Конечно, тут были и протесты против империализма США во Вьетнаме. События во Франции затем отразят в своих фильмах французские режиссеры новой волны Годар и Трюффо.

В таких условиях формировался и новый «язык» в рок-музыке. Теперь уже петь невинные рок-н-ролльчики из серии «Она любит тебя» никак нельзя. Было очень много певцов протеста в те годы – и Боб Дилан, и Джоан Баэз, и Пит Сигер, и Донован. Рок-музыка не была от всего этого в стороне. Ну а в конце 60-х рок-музыка стала еще более жесткой и резкой на фоне ужесточающейся ситуации в мире. Как я писал в предыдущей статье, первые ростки тяжелого рока были еще в 1967 году, а в 1968 году начала сформировываться целая обойма новых групп, которые пройдут под флагом хард-рока.

волнения во Франции. 1968 г.

Led Zeppelin сформировались в 1968 году. Джимми Пейдж до этого был сессионным гитаристом различных групп, в том числе The Yardbirds. Он начал подыскивать музыкантов для нового проекта, пока не нашел бас-гитариста Джона Пол Джонса, барабанщика Джона Бонэма и вокалиста Роберта Планта. Сначала они назывались The New Yardbirds, затем сменили название на Led Zeppelin (по легенде, по совету барабанщика The Who Кита Муна). Они начали свою деятельность и уже в 1969 году выпускают свои первые два альбома – Led Zeppelin и Led Zeppelin II.

Надо сказать, их ранняя музыка это переосмысление блюзовой классики, а также кантри-блюза. Плант как вокалист умел красиво завывать, а Пейдж уже с самого начала стал проявлять себя как музыкальный продюсер, предлагающий экспериментировать в студии с микрофонами. Такие ранние песни группы, как Communication Breakdown или Whole Lotta Love содержат цепкие и резкие гитарные риффы. И, конечно, влияние блюза просачивается отовсюду, особенно в песнях You Shook Me или же I Can’t Quit You Baby.

Led Zeppelin

Для их песен вообще характерен этот раскачивающийся ритм, этот психоделический шаманизм и гипнотизм. Дальше группа будет завоевывать все больше слушателей, а музыкальные критики, поначалу скептически относившиеся к группе, наконец признают их.

Другая группа, образовавшаяся в 1968 году, Black Sabbath – является прародителем такого жанра, как хеви-метал. Начав с приджазованного блюза, группа во главе с гитаристом Томми Айомми и вокалистом Оззи Осборном, затем будет сгущать краски, играя уже более тяжелую версию блюза с густым и низким звучанием бас-гитары и мрачной тематикой песен.

Black Sabbath

Группа всегда была под влиянием оккультной тематики и их песни, их музыка отражала увлечение этим ребят. Уже в 1970 году выходят их два культовых альбома – одноименный Black Sabbath и Paranoid, содержащие такие всем известные вещи, как Paranoid или же политизированную War Pigs, которая была очень в тему, учитывая какая была обстановка в мире. Об этом я написал в начале статьи. Группу называют мрачной, «демонической». Они сами выстроили вокруг себя такую мифологию.

 Но, как я уже сказал, группа была не чужда и социальным песням. Кстати, название группы и их дебютного альбома было навеяно фильмом одноименным 1963 года с Борисом Карлоффом. До этого коллектив назывался Earth. Кстати, о зарождении утяжеленного звучания гитары в группе.. Гитарист Айомми работал сварщиком на сталелитейном заводе. В последний день работы на заводе, когда Томи планировал бросить работу и посвятить себя полностью музыке, он случайно опустил пресс себе на правую руку, в результате чего потерял кончики среднего и безымянного пальцев.

 На какое-то время Айомми ушел в себя из-за невозможности играть на гитаре. Но из депрессии его вывел джазовый гитарист, мастер цыганского джаза Джанго Рейнхард, точнее его записи. Как известно, Джанго умел играть виртуозные пассажи на гитаре двумя лишь пальцами, так как остальные были повреждены из-за пожара. И Томми вдохновился и стал придумывать различные способы вновь играть, накладывая напальчники на кончики пальцев, сделанные из грубой кожи или расплавленной бутылки моющего средства. В итоге, он стал затем обматывать пальцы киперной лентой на супер-клее.

 Именно травма пальцев спровоцировала Томми на создание нового звукоизвлечения, а также на игру мизинцем. Возможно, если не травма пальцев, то и не было бы фирменного густого звука гитары в песнях Black Sabbath? Вообщем, коллектив был одним из пионеров хард-рока, переросшего затем в жанры более тяжелые. Именно Black Sabbath расчистили дорогу всем металлистам в дальнейшем.

Еще одна команда, внесшая огромный вклад в развитие хард-рока, это Deep Purple. Они также образовались в 1968 году. Участники группы классического состава – Ричи Блекмор, гитарист и Джон Лорд, клавишник – до этого играли в различных группах.

Deep Purple

Их первые пластинки, такие как Shades of Deep Purple того же 68 года, по сути, продолжали дело группы Cream или Jimi Hendrix. Но в их музыке также присутствовало влияние классической музыки. Конечно, Deep Purple будут цитировать классиков периодически – это и Римский-Корсаков, и Штраусс..

Людвиг Ван Бетховен повлиял на рокеров во второй половине 20 века

К Бетховену гитарист Ричи Блекмор будет также обращаться. Например, будучи участником другой группы The Rainbow, он процитирует бетховеновскую «оду к радости» на альбоме Difficult to Cure 1981 года. Это к слову, что Бетховен – тот самый композитор, в творчестве которого был напор и объем, который будет неотъемлемой частью хард-рокеров, а также металл-команд. Например, немецкая хеви-метал группа Accept также процитировала Бетховена, на этот раз произведение «К Элизе» на своем альбоме Metal Heart 1985 года (одноименная песня на альбоме, где также цитируется Чайковский со “Славянским маршем“). Вообщем, Бетховен –это первый хард-рокер среди классиков!

Также в 1968 году в Шотландии образовалась группа Nazareth, также игравшая блюз-рок, переходящий в хард-рок. Они на своем дебютном альбоме Nazareth 1971 года использовали наработки Джими Хендрикса, а также Led Zeppelin конца 60-х гг. Густой каркас из барабанов и баса, утяжеленный блюз, взвинченный вокал, типичные «хендриксовские» джазово-блюзовые ходы с септ-аккордами и прочее..

Nazareth

Коллектив хоть и находится в тени тех же “цеппелинов” или Deep Purple, но все же также внес свой вклад в хард-рок.

Затем появятся новые команды, утяжеляющие свой саунд – такие как Judas Priest, но уже в 1969 году.. Их на самом деле было много. И в начале 70-х гг. будут группы под влиянием и хард-рока и психоделического рока.

Что касается героев моей первой части, то группа Cream прекратила своей существование, выпустив в 1969 году свой прощальный и говорящий сам за себя своим названием альбом Goodbye. Джими Хендрикс к тому моменту будет искать новые музыкальные формы, будет собирать новые составы своих групп.. а в 1970 году 18 сентября его обнаружат мертвым в отеле Лондона. Его смерть окутана некими тайнами. Есть версия, что перед сном музыкант принял большое количество таблеток снотворного.

Старая эпоха потихоньку уходила, приходила новая.. на смену 60-м гг. с пацифистскими настроениями приходила новая эра, с новым социальным дискурсом и новыми проблемами. И 70-е гг. пройдут под эгидой хард-рока, хард-энд-хеви, а также прогрессивного рока. Пока не нагрянет новый зверь – панк с его новой радикальной философией. Но это уже другая тема. Про панк я уже писал в одной из первых своих статей, где я говорил о панке в контексте манчестерской темы.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments