17 апреля 1970 года не стало

17 апреля 1970 года не стало

Павла Луспекаева

Павел Багдасарович Луспекян
Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.

Заслуженный артист РСФСР (23.04.1965).

Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).

Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.
Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.

Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова).

С 1950 года — актёр Тбилисского театра русской драмы, с 1957 года — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, с 1959 года — артист Ленинградского БДТ имени Горького.

Ещё в 1953 году один из видных театральных мастеров, режиссёр Л.В. Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны.
Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда — театр поглощал целиком. Он мог позвонить партнёру, даже режиссёру глубокой ночью, чтобы поделиться “потрясающей” идеей.

По приглашению Варпаховского Павел Борисович переехал в Киев, а Театр русской драмы имени Леси Украинки, а три года спустя Луспекаев уже в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького. …Болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?

Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.
Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю…

Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: “Прошу не беспокоить меня визитами”. Вставать, открывать двери было для него пыткой.

…В съёмочной группе фильма “Белое солнце пустыни” царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.

“Своим” домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.

Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.

Работа Луспекаева в фильме “Белое солнце пустыни” была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.

Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице “Минск” города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.

17 апреля 2000 года скончался

Петр Глебов

Родился 14 апреля 1915 года в Москве, в семье потомственной дворянки Марии Александровны Михалковой, родной тёти поэта Сергея Михалкова и коннозаводчика Петра Владимировича Глебова.

Заслуженный артист РСФСР (10.02.1959).
Народный артист РСФСР (1974).
Народный артист СССР (07.12.1981).

После Февральской революции семья перебралась в имение Назарьево. Окончив семилетку, поступил в мелиоративно-дорожный техникум.

В 1940 году окончил Оперно-драматическую студию имени К.С. Станиславского.
По окончании студии в 1941 году был принят в Московский драматический театр имени К. С. Станиславского.

Участник Великой Отечественной войны, в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от гитлеровских самолётов западный сектор Подмосковья.

После войны Глебов вновь вступил в труппу театра и прослужил в нём более двадцати лет (до 1969 года). Являясь одним из ведущих актёров, участвовал в спектаклях «Три сестры», «Дни Турбиных», «Салемские ведьмы» и других.

Дебют в кино — Прахов в короткометражном фильме-плакате “Я ничего не помню” (1955). Огромную популярность актёру принесла роль Григория Мелехова в “Тихом Доне”.

С 1971 года — актёр Театра-студии киноактёра. О работе в этом театре он позднее рассказывал: “…Правда, ни в одном спектакле на сцену я так и не вышел, но от Бюро пропаганды киноискусства выступал очень много. Выезжал на коне, с шашкой, в гриме Григория Мелехова. Отрывки из романа читал, романсы под гитару пел…”.

Ушёл из жизни 17 апреля 2000 года в Москве. Похоронен актёр 20 апреля на Ваганьковском кладбище Москвы.

17 апреля 2008года
ушел из жизни

Михаил Танич

Михаил Исаевич Танич родился 15 сентября 1923 года в Таганроге. Аттестат зрелости получил 22 июня 1941 года. Далее – война, фронт, госпитали, ордена, Берлин, встреча на Эльбе.

А потом за студентом архитектурного факультета однажды ночью приехали… и увезли в тайгу на лесоповал сроком на шесть лет. По статье 58 пункт 10 (антисоветская агитация) пришлось просидеть до самой смерти И.В.Сталина и возвратиться со справкой, запрещавшей жить в 39 городах страны.

В 1940 году, в Волжском, на Гидрострое повстречалась Михаилу Таничу его судьба – девочка Лида, ставшая женой и музой поэта. Появились первые стихотворения, первые публикации в московских изданиях, книга «Возвращение», а уже в Москве – песни. Первый сборник стихов вышел в 1959 году.

В 1960-х годах песня «Текстильный городок» принесла Таничу успех и известность. Дальше было много песен, книг, стихов… Всего несколько названий: «Любовь-кольцо», «Что тебе сказать про Сахалин», «Черный кот», «Черное и белое», «Возьми меня с собой», «Не забывай», «На дальней станции сойду», «Проводы любви», «Комарово», «Узелки», «Погода в доме», «Лимита», «Лесоповал»…

В 1992 году Танич основал группу «Лесоповал», и за время существования коллектива написал слова более, чем к 100 композициям. Он работал почти со всеми известными советскими композиторами и ведущими артистами эстрады, театра и кино.

Композиторы-соавторы – Я.Френкель, В.Шаинский, А.Островский, О.Фельцман, Ю.Саульский, В.Соловьев-Седой, Н.Богословский, И.Николаев, Р.Горобец. Солисты – К.Шульженко, А.Пугачева, И.Кобзон, М.Магомаев, Э.Пьеха, Э.Хиль, В.Леонтьев, Л.Долина и другие.

Михаил Танич – автор 15 книг, включая песенные, и лауреат различных конкурсов, фестивалей и музыкальных премий. К военным наградам Танича – ордену Красной Звезды, ордену Славы III степени, ордену Отечественной войны I степени и 15 медалям, добавился орден «Почета», которым поэт и писатель был награжден в 1998 году.

17 апреля 2008 года Михаил Исаевич Танич скончался в Москве, где и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

В ЭТОТ ДЕНЬ В 1993 ГОДУ СКОНЧАЛСЯ

Николай Крюков

советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР

Заслуженный артист РСФСР Николай Николаевич Крюков был истинно народным актером. Хотя у него было немного главных ролей, но, благодаря умению вжиться в роль, мастерству перевоплощения и убедительности, а также характерной внешности, создаваемые им образы в кино и на сцене были яркими, легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах.

Николай Николаевич Крюков родился в Тверской губернии (25 июня) 8 июля 1915 года. Трудовую жизнь начинал на одном из заводов, но в 1930-е годы всерьез увлекся театром и поступил в студию при Ленинградском Большом драматическом театре.

С 1936 года он играл в театре-студии под руководством С.Э.Радлова (впоследствии – Театр имени Ленинградского Совета). Играл ведущие роли и пользовался большим успехом в Ленинграде. Тогда же его впервые позвали в кино: в 1940 году он снимался в фильме «Политрук Колыванов» – картина была не завершена, но в творческих карточках Крюков, тем не менее, всегда отмечал эту работу.

После того, как он вместе с театром оказался в окупации в Пятигорске, а затем был вывезен в Германию, его (как и всех остальных актёров радловского театра) не брали ни в один московский или ленинградский театр. C этого началась его провинциальная жизнь.

Крюков сменил множество театров, прежде чем окончательно стал актером кино – в 1958 году он вернулся в Ленинград и был принят актером на киностудию «Ленфильм». Всего в его фильмографии около 100 киноролей.

Крюков снимался в таких известных фильмах, как: «Последний дюйм» (1958), «Поднятая целина» (1961), «Дочь Стратиона» (1964), «По тонкому льду» (1966), «Туманность Андромеды» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968), «Земля Санникова» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом» (1976), «В зоне особого внимания» (1977), «Петровка, 38» (1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980), «Россия молодая» и «Остров сокровищ» (оба в 1982), «Хлеб — имя существительное» (1988), «Палач» (1990), «Белые одежды» (1992), «22 июня, ровно в 4 часа» (1992) и многих других.

Бенджамин Франклин

американский государственный деятель, ученый, один из отцов-основателей США

17 января 1706 — 17 апреля 1790
308 лет назад 224 года назад

История Бенджамина Франклина – это история человека, который всего в своей жизни добился сам, прошел путь от недоучки до знаменитого ученого. Его портрет помещен на стодолларовой купюре. Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года в Бостоне, штат Массачусетс.

В семье кроме него было еще 16 детей. Франклин учился в школе, но отец не мог оплатить ему полный курс обучения, поэтому, когда Бенджамину исполнилось 10 лет, он стал работать в типографии и мастерской по изготовлению свечей. В 1727 году организовал собственную типографию, которая издавала «Пенсильванскую газету» и «Альманах Бедного Ричарда».

Он самостоятельно выучил несколько европейских языков, а также латынь. Заинтересовавшись явлением электричества, он занялся его изучением и сделал несколько изобретений, многие из которых используются до сих пор. Это громоотвод, бифокальные очки, электрический запал. Франклин открыл первую в США публичную библиотеку, основал Американское Философское Общество и Пенсильванский Университет.

Он был автором идеи о летнем времени. Научные заслуги Франклина были признаны учеными, он был избран почетным членом нескольких иностранных академий, в том числе Петербургской Академии Наук.

Известен Франклин и своей дипломатической работой в Лондоне (1757–1775) и Париже (1776-1785), где способствовал укреплению международного положения США – при его содействии и участии были заключены Американо-французский договор о союзе (1778) и Версальский мирный договор (1783), по которому Великобритания признала независимость США.

В 1785 году он занял пост президента Законодательного собрания штата Пенсильвания. Франклин является одним из авторов Конституции США 1787 года. Бенджамину Франклину принадлежит ряд популярных афоризмов, самыми известными из которых являются «Время – деньги», «Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть». Бенджамин Франклин прожил долгую плодотворную жизнь и умер 17 апреля 1790 года в Филадельфии.

Дмитрий Ушаков
русский филолог, советский языковед, член-корреспондент АН СССР

24 января 1873 — 17 апреля 1942 141 год назад 72 года назад

Дмитрий Николаевич Ушаков родился (12) 24 января 1873 года в Москве. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в московской прогимназии, затем гимназии. Ведущим интересом Ушакова был русский язык.

Он вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии.

В 1917-1918 годах он стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Произошедшие в России революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка. Уже в 1920-е годы по предложению В.И. Ленина была начата работа над толковым словарем русского языка. Её как составитель и главный редактор выполнял Дмитрий Николаевич Ушаков.

Работа по созданию 4-томного «Толкового словаря русского языка» велась Ушаковым с 1934 по 1940 год. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в 20 веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий 19-20 веков.

Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей. В 1930-е годы Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Наркомата просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей народов СССР.

Ушаков был крупным педагогом и организатором науки; он подготовил большое количество учеников, среди которых Р.О. Якобсон, Н.Ф. Яковлев, Г.О. Винокур, П.С. Кузнецов, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров и другие. Умер Дмитрий Николаевич Ушаков 17 апреля 1942 года, находясь в эвакуации в Ташкенте в годы Второй мировой войны.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments