Чат неактивен

16 Марта

16 марта 1831 г.
185 лет назад

Увидел свет роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»


16 марта 1831 года в Париже вышел в свет первый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

В этом произведении автор воскресил бурную жизнь французской столицы 15 века. События романа развиваются в Париже на фоне собора Нотр-Дам де Пари, который является как бы действующим лицом романа. И это не случайно: Нотр-Дам де Пари — не только географическое, но и духовное «сердце» Парижа.

Над своей книгой Гюго работал с 25 июля 1830 по 14 января 1831 года, с перерывом в несколько месяцев, совпавшим с разразившейся в Париже революцией.

По мнению критиков «Собор Парижской Богоматери» и архаичен, и современен. Чтение этого романа в отрочестве, в молодости, в зрелом возрасте – всегда откровение. Это произведение по праву считается настоящим шедевром романтического романа. В нём Гюго перелистал книгу веков и влил в неё жизнь, полную той правды и остроты, которая зажигает читателя. Он дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда), поднял чудовищное до прекрасного и так пришёл к торжеству добра.

В 1978 году Робер Оссеин по этому роману поставил одноименный мюзикл, четверть века спустя перенесенный на сцену Московского театра оперетты.

16 марта 1870 г.
146 лет назад

В России пущена первая мартеновская печь


Дмитрией Егорович Бенардаки

(4) 16 марта 1870 года на нижегородском Сормовском заводе была пущена первая в России мартеновская печь — печь для переработки передельного чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Эта печь прославила металл этой марки как лучший в стране. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году.

Мартеновская печь была поставлена на заводе, выросшем из «Фабрики буксирного и завозного судоходства», его единоличным владельцем, сыном греческого купца, принявшего российское подданство, Дмитрием Егоровичем Бенардаки.

Бенардаки на свой страх и риск оказался не только спонсором, но и прекрасным топ-менеджером собственного проекта. Свою небольшую фабрику он превратил в легенду русской металлургической промышленности.

Кстати, Бенардаки был не только промышленником: он единственный среди своих современников в Санкт-Петербурге разглядел талант Николая Гоголя и считал за честь быть знакомым с ним.

Дмитрий Бенардаки стал прототипом «нового русского», помещика Костанжогло во втором томе «Мёртвых душ». Более того, Гоголю не достаточно оказалось одного героя, написанного с такой яркой модели, и он выводит там же ещё одного: миллионера-благотворителя Афанасия Муразова.

16 марта 1915 г.
101 год назад

Полиция Петрограда закрыла знаменитый арт-клуб «Бродячая собака»


Жизнь в клубе начиналась ближе к ночи…

«Бродячая собака» («Художественное общество Интимного театра») – самое известное литературно-артистическое кабаре Петербурга Серебряного века – была открыта (31 декабря 1911) 13 января 1912 года на углу Итальянской улицы и Михайловской площади в подвале старинного дома Дашкова.

Это был клуб, место сбора и общения петербургской богемы. Нигде во всем Петербурге нельзя было встретить так много талантливых людей искусства, как в этом, не отличающимся богатством убранства, месте.

Жизнь в клубе начиналась ближе к ночи. Открывалась «Собака» вечером, но считалось шиком появиться там к полуночи.

Здесь можно было свободно общаться на профессиональные темы, обсуждать творческие планы, праздновать юбилеи, демонстрировать свое искусство для профессионалов-коллег.

Однако вскоре вход в подвал был открыт и для посторонней публики – «Бродячая собака» стала модной среди самых аристократических слоев общества, слава ее гремела на весь Петербург.

«Бродячая собака» стала истинным символом Серебряного века с его пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем. Единственным из поэтов-современников, кто отчетливо недолюбливал знаменитое кабаре, был Александр Блок.

Но для большинства представителей творческих профессий «Бродячая собака» была поистине вторым (а иным и первым) домом. «Собаке» посвящено множество стихотворений самых разных авторов. Так, например, мотивы «Бродячей собаки» постоянно возникали в творчестве Анны Ахматовой – от стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» до первой части «Поэмы без героя».

По распространенной легенде, (3) 16 марта 1915 года полиция Петрограда закрыла арт-клуб «Бродячая собака» из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским. На самом деле все было гораздо более прозаично.

В 1914 году началась Первая мировая война. Праздник, длившийся в «Бродячей собаке», все больше противоречил суровым будням. Многие из постоянных посетителей кабачка ушли на фронт. Посетителей с каждым днем становилось все меньше.

Весной 1915 года кабачок «Бродячая собака» по распоряжению петроградского градоначальника, генерал-майора князя Оболенского, был закрыт по простой причине — за незаконную торговлю спиртными напитками во время «сухого закона», введенного с началом войны.

В 2001 году помещение легендарного артистического кафе было восстановлено; сейчас в Санкт-Петербурге на площади Искусств, 5 находится клуб «Подвал Бродячей собаки».

16 марта 1926 г.
90 лет назад

Роберт Годдард первым в мире запустил ракету на жидком топливе


16 марта 1926 года неподалеку от городка Оберн уроженец штата Массачусетс американский инженер-физик и пионер ракетостроения Роберт Годдард первым в мире запустил ракету на жидком топливе.

Вдохновленный произведением Герберта Уэллса «Война миров», Годдард посвятил большую часть своей профессиональной жизни разработке математических теорий ракетного топлива и теоретическому обоснованию того, что ракетный двигатель может развивать тягу, которой будет достаточно для совершения полета в космос.

В своем дневнике Годдард по этому случаю записал: «Когда она взлетела без какого-либо значительного шума и пламени, это показалось волшебством, как будто она сказала: “Я простояла здесь достаточно долго и, если вы не возражаете, я отправлюсь куда-нибудь в другое место”».

Ракета, весившая чуть меньше 5 килограмм вместе с топливом, которое представляло собой жидкий кислород смешанный с бензином, поднялась на высоту двенадцати с половиной метров и за две с половиной секунды, прошедшие до сгорания нижней половины сопла, пролетела по горизонтали 56 метров. Но этот непродолжительный полет стал первым гигантским шагом в ракетостроении и важной демонстрацией возможностей жидкостных ракетных двигателей.

Годдард занимался и другими задачами. Например, он предложил идею реактивного гранатомёта, и первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы именно на основе работ Годдарда.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments