15 сентября в Истории

15 сентября в Истории

15 сентября 911 г.
1109 лет назад

Князь Олег заключил первый международный договор с Византией

15 сентября 911 года князь Олег после успешного похода на Константинополь заключил договор с Византией. Летопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников – «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» – и «на конях и на кораблях приде к Царюграду».

Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить ладьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора известно, что в походе участвовало 2000 ладей, «а в корабле по 40 мужь».

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И еще допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Договоры Руси с Византией – первые известные международные договоры Древней Руси, основные из них были заключены в 911, 944, 971 годах. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский, и дошедшие в составе «Повести временных лет», куда были включены в начале 12 века.

15 сентября 1830 г.
190 лет назад

Состоялась церемония открытия первой междугородней железнодорожной линии на паровой тяге


Подлинник паровоза «Ракета» в лондонском Музее науки

15 сентября 1830 года состоялось торжественное открытие первой междугородней железнодорожной линии на паровой тяге: из Ливерпуля в Манчестер. В 11 часов 20 минут из Ливерпуля по 50-километровой магистрали отправились восемь железнодорожных вагонов. Акционерное общество «Liverpool & Manchester Railroad Company» назначило техническим руководителем проекта Джорджа Стефенсона, изобретателя паровоза, который не только сконструировал машины, которые выиграли в открытом конкурсе право обслуживать новую дорогу, но и проложил саму магистраль, по «грузоподъемности и выносливости» признанную знатоками – шедевром дорожного строительства.

При проектировании линии Ливерпуль – Манчестер Стефенсоном были решены сложные задачи железнодорожной техники: заложены несколько сложных выемок, насыпей, мостов и виадуков, призванных сгладить продольный профиль пути, применены железные рельсы на каменных опорах, способствующие увеличению скорости движения паровоза. Ширина колеи, выбранная Стефенсоном, во всех странах, кроме нашей, до сих пор считается стандартной. Поезда развивали скорость до 30 км/ч, а пассажиры были в восторге. Церемония открытия железной дороги стала очень важным событием государственного масштаба. На ней присутствовали многие члены правительства, включая премьер-министра герцога Веллингтона. С этого дня в Великобритании, а затем и во всем мире началась бурная эпоха развития сети железных дорог.

15 сентября 1916 г.
104 года назад

Первая в истории мировых войн танковая атака произошла в битве на реке Сомме


Танк Первой мировой войны

В ходе крупномасштабной наступательной операции англо-французских войск против германских соединений на французском театре Первой мировой войны в битве у деревни Флер близ реки Соммы 15 сентября 1916 года впервые в мире была проведена танковая атака, в которой было задействовано 49 боевых машин модели Mk.1. Но из-за низкой технической надёжности этих танков в атаке участвовало только 18 боевых машин, остальные вышли из строя из-за неполадок или застряли в болоте. Тем не менее, участвовавшие в сражении танки смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км за 5 часов. Причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных. Первый опытный образец танка был построен в Британии годом раньше (в 1915) и назывался «Little Willie». А окончательно первая боевая модель танка была готова в 1916 году, когда прошла испытания, и первый заказ британской армии на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1, выпускавшийся в двух модификациях – «Female» (только с пулемётным вооружением) и «Male» (с пулемётом и двумя 57-мм пушками).

Танк двигался со скоростью 6 км/ч, преодолевал проволочные заграждения и траншеи. Броня толщиной 6-10 мм держала попадания пуль и осколков, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда. Танк весом почти 30 тонн и длиной около 10 метров не имел машинного отделения. Экипаж, состоящий из 8 человек, и двигатель находились в одном корпусе, где температура поднималась до 50 градусов. Люди теряли сознание от выхлопных газов и порохового дыма. Противогаз, или респиратор входили в стандартное снаряжение экипажа. И хотя в сражении на реке Сомме из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, но боевая машина показала свои возможности, да и психологическое воздействие на германскую пехоту было огромным. Также стало ясно, что за танками, как видом боевой техники, большое будущее.

15 сентября 1956 г.
64 года назад

На трассы Аэрофлота вышел первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Ту-104»

Первым самолетом, который по директивам XX съезда КПСС внедрялся в эксплуатацию на магистральных воздушных линиях СССР, был реактивный самолет «Ту-104». Его выход на трассы потребовал коренной перестройки работы практически всех служб, качественных изменений в эксплуатации самолетов, двигателей и наземного оборудования, разработки и применения новых форм и методов труда на авиапредприятиях. Еще в период эксплуатационных испытаний самолета «Ту-104» были обучены летные экипажи, инженерный состав и технические бригады по обслуживанию этого самолета. 15 сентября 1956 года самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва-Иркутск. Через 7 часов 10 минут летного времени, преодолев (с посадкой в Омске) 4570 км, самолет приземлился в Иркутске. Лайнер пилотировал экипаж под руководством Е.П.Барабаша. По сравнению с предыдущим (поршневым) поколением самолетов, реактивная машина преодолевала расстояния почти в 3 раза быстрее. «Ту-104», перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800-900 км в час, стал вторым основным (после Ил-18) самолетом на магистральных линиях Аэрофлота.

В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва – Тбилиси, Москва – Ташкент, Москва – Хабаровск. В сентябре 1957 года из аэропорта «Внуково» на «Ту-104» был выполнен полет в Нью-Йорк, который, как отмечала тогда западная пресса, «подтвердил приоритет СССР в развитии реактивной техники». Некоторые переоборудованные модели «Ту-104» использовались для тренировки космонавтов в условиях кратковременной созданной невесомости. Последний полет этого самолета в СССР состоялся в 1986 году. Памятник самолету «Ту-104» с бортовым номером Л-5412 на привокзальной площади аэропорта «Внуково» появился в сентябре 1976 года в честь 20-летия начала полетов, а в 2005 году он был демонтирован и отправлен на реставрацию. 11 апреля 2006 года памятник знаменитому «Ту-104» – первому в мировой практике реактивному пассажирскому самолету – был установлен у развязки на съезде с Киевского шоссе к аэропорту «Внуково».

15 сентября 1971 г.
49 лет назад

День рождения экологической организации «Гринпис» (Greenpeace)

15 сентября 1971 года – день первой организованной акции экологов против ядерных испытаний – считается днем создания (днем начала деятельности) международной экологической организации «Гринпис» (англ. Greenpeace, «Зеленый мир»). Основатели «Гринпис» – Бен Мэткаф и Дэвид Фрейзер Мак Таггарт. Их называли «первыми воинами зеленого воинства». До того, как основать «Гринпис», Бен возглавлял PR-агенство, а Таггарт занимался бизнесом в Канаде. В 1971 году небольшая группа экологов «объявила войну» американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Амчитка (Аляска) – это была первая организованная природоохранная акция протеста. Именно у членов этой группы во главе с Беном Мэткафом и Дэвидом Таггартом вскоре возникла идея создания экологической организации «Гринпис». Дэвид Фрейзер Мак Таггарт с 1979 по 1991 годы был бессменным президентом «Гринпис», а в последние годы являлся почетным президентом организации (он погиб в автокатастрофе в марте 2001 года).

За время своего существования «Гринпис» вырос из группы энтузиастов в мощную международную экологическую организацию, которая активно действует по всему миру. Работа экологов включает в себя следующие направления – Кампания по биоразнообразию; Кампания по защите атмосферы; Антиядерная кампания; Кампания по токсическим веществам. В своей деятельности «Гринпис» руководствуется принципами: протест действием – организация и проведение акций, привлекающих внимание общественности к проблемам экологии и к тем, кто виновен в их возникновении; ненасильственность – все действия «Гринпис» – это осуществление мирного протеста; независимость – «Гринпис» не примыкает ни к одной политической партии, не принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий. Финансируется организация и ее отделения исключительно за счет личных добровольных пожертвований сторонников движения в мире. Главным руководящим органом является Совет «Гринпис», состоящий из представителей всех офисов организации, которые существуют более чем в 40 странах мира. В их число входит «Гринпис» России, созданный в 1992 году.

15 сентября 2000 г.
20 лет назад

Открылись XXVII летние Олимпийские игры в Сиднее (Австралия)

XXVII летние Олимпийские игры проходили с 15 сентября по 1 октября 2000 года в Сиднее (Австралия). Среди других городов-претендентов на право проведения этих Игр были: Пекин (КНР), Манчестер (Великобритания), Берлин (Германия) и Стамбул (Турция).

Талисманом Олимпиады 2000 года стали несколько животных – кукабарра Олли, утконос Сид, ехидна Милли, обитающие только в Австралии. Эта символическая триада, по замыслу создателей, символизирует олимпийскую дружбу и стремление к победе. Кроме того, каждый из них по месту своего обитания олицетворяют три стихии: землю, воду и небо, а тройка в данном случае – число символическое, поскольку XXVII летние Игры проходили накануне вступления в третье тысячелетие. Имена животным тоже дали со смыслом. Так утконоса назвали Сидом (Syd – сокращенно от названия города, принимавшего Олимпиаду, Сиднея), кукабарру – Олли (Olly – сокращенно от «олимпиада»), а ехидна получила имя Милли (Millie – сокращение от слова millenium) в честь начала третьего тысячелетия.

Церемония открытия Игр состоялась 15 сентября 2000 года на стадионе Australia Stadium и собрала 110 тысяч зрителей. Чести зажечь Олимпийский огонь удостоилась австралийская легкоатлетка Кэтти Фримен (забегая вперед, скажем, что впервые за всю олимпийскую историю спортсмен, зажигавший огонь, стал еще и олимпийским чемпионом на тех же Играх; Кэтти выиграла забег на 400 метров).


Талисманы XXVII летней Олимпиады – кукабарра Олли, утконос Сид, ехидна Милли

На традиционном параде наций команды Северной и Южной Кореи прошли единой делегацией под флагом с изображением контуров Корейского полуострова. Флаг России впервые доверили нести гандболисту, а именно вратарю российской сборной Андрею Лаврову. Кстати, итогом финальной встречи наших гандболистов со шведами стало «золото» – во многом как раз благодаря феноменальной игре Лаврова.

Участие в Играх принял 10651 спортсмен (из них 4069 женщин) из 199 стран. Афганистан, несмотря на членство в МОК, от участия в Играх отказался – из-за запрета правящего движения Талибан. В олимпийскую программу вошли 28 видов спорта, впервые – триатлон, тхэквондо и прыжки на батуте. Было разыграно 300 комплектов медалей.

Первое место в неофициальном командном зачете завоевала команда США (92 награды, из них 37 золотых), второе место – команда России (88 наград, из них 32 золотые), третье – команда Китая (59 наград, из них 28 золотые).

Самым титулованным российским спортсменом вновь стал гимнаст Алексей Немов (две золотые, одна серебряная и три бронзовые медали). Два «золота» в выступлениях по спортивной гимнастике принесла российской сборной Елена Замолодчикова. Легендой Игр стал украинец Николай Мильчев: в соревнованиях по стендовой стрельбе на круглом стенде он выбил 150 мишеней из 150, установив вечный мировой рекорд: повторить его можно , превзойти – нельзя.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments