Чат неактивен

15 октября

15 октября 1880 г.
136 лет назад

В Кельне прошло празднество в честь завершения строительства собора Святых Петра и Марии


15 октября 1880 года в Кельне прошло празднество в честь окончания строительства собора Святых Петра и Марии.

Кёльнский собор – шедевр готической архитектуры, один из самых больших в Европе. Кельн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор – и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Собор строился как место достойного хранения останков 3-х волхвов: Каспара, Мельхиора и Бальтазара – тех самых, которые первыми увидели новорожденного Иисуса и подарили ему свои дары.

В 1248 году, в день вознесения Святой Девы Марии, когда архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства – строительство Кельнского кафедрального собора продолжалось более 600 лет.

После постройки алтаря, южной башни и нефов с северной стороны (примерно в 1500), работы остановились и были возобновлены только в 1823 году. В 1880 году великая стройка была закончена, причём собор был возведён именно в том виде, в котором он первоначально задумывался, в отличие от многих других исторических «долгостроев», сочетающих черты нескольких эпох.

Величественная структура одного из величайших соборов мира – духовное и географическое сердце Кёльна. Это самый большой готический собор в Германии. Он поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм.

Высота здания до гребня крыши – около 60 метров, а остроконечные шпили двух башен на западном фасаде собора достигают 157 метров.

Собор привлекает внимание всех гостей Кельна и по праву является визитной карточкой города.

15 октября 1917 г.
99 лет назад

Во Франции по обвинению в шпионаже казнена Мата Хари


Мата Хари – женщина-легенда
Мата Хари (в переводе с малайзийского языка – «око новой зари») была хорошо известна в Европе в начале 20 века. Она профессионально исполняла индийские и японские танцы. Выдавая себя за дочь храмовой танцовщицы из Ост-Индии, она выступала в модных салонах Парижа, Монте-Карло, Берлина, Вены, Милана и Мадрида. Пользуясь огромным успехом, Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе.

Но всемирно известным ее имя стало из-за другого таланта: самая красивая женщина Парижа очаровывала мужчин и между делом выведывала у них государственные тайны. Именно это и привело ее к смерти: обвиненная в шпионаже в пользу кайзеровской Германии в военное время, Мата Хари 13 февраля 1917 года была арестована в Париже французской разведкой.

Суд над ней, приговоривший ее к смертной казни, прошел при закрытых дверях. Адвокат подал апелляцию, но все — безрезультатно. И 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсенне Мата Хари была расстреляна.

Большинство историков считает, что вина куртизанки (то есть эффективность ее как разведчицы) была сильно преувеличена: едва ли сведения, реально добытые ею, представляли серьезную ценность для той или иной стороны.

Как утверждают теперь адвокаты, французский военный суд вообще подтасовал факты. Мата Хари действительно «выкачивала» деньги из представителей элиты Германии и Франции, но она никогда не продавала информацию. По мнению адвокатов, суд над Матой Хари был показательным: Франции требовалось громкое дело, которое продемонстрировало бы, как хорошо работают французские спецслужбы. Была и другая причина: развлечения богатых парижан раздражали французов-обывателей, родственники которых в это время погибали на войне.

Роль великосветской шпионки, сыгранная ей с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ею «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам (и разведчицам) 20 века. Уже в 1932 году о ней был снят фильм с Гретой Гарбо в главной роли.

15 октября 1940 г.
76 лет назад

В Нью-Йорке прошла мировая премьера фильма Чаплина «Великий диктатор» – политической киносатиры на Гитлера


Чаплин в фильме «Великий диктатор»
В Нью-Йорке в кинотеатрах Capitol и Astor 15 октября 1940 года прошла мировая премьера фильма Чаплина «Великий диктатор», политической киносатиры на Гитлера.

Свою первую полнометражную (124 минуты) звуковую ленту Чаплин снял по собственному сценарию на своей студии и на свои же 2 миллиона долларов. Режиссер одновременно выступил в двух главных ролях – симпатичного еврея-цирюльника и Аденоида Хинкеля, изображающего германского фюрера.

Фильм содержит некоторые из наиболее известных сцен Чаплина. Речь Хинкеля в начале фильма — весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера. Интересна сцена, в которой цирюльник бреет клиента под звуки Венгерского танца № 5 Иоганна Брамса. Но самая известная сцена фильма — та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (вернее, с воздушным шаром в виде глобуса) под звуки увертюры Вагнера.

Этот фильм был очень нетипичен для США того времени, так как во время его создания США и Германия ещё находились в состоянии мира. Фильм имел большой коммерческий успех, и в то же время он был весьма спорным из-за политической подоплёки.

По воспоминаниям советского маршала Мерецкова, во время войны «Великий диктатор» был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра фильма диктатор советский его отверг.

15 октября 1967 г.
49 лет назад

Состоялось торжественное открытие памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане

Мамаев курган – это возвышенность на правом берегу Волги, расположенная практически в центре Волгограда (ранее – Сталинград), и, в то же время, – это главная высота России, священное место для русских людей. Именно здесь – на «Высоте 102» (как обозначался курган на военных картах) – в годы Великой Отечественной войны во время Сталинградской битвы шли ожесточенные бои, насмерть стояли советские воины.

Возвышаясь над центральной частью города, он являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, поскольку позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать практически весь город, Заволжье и переправы через Волгу. С тех пор Мамаев курган стал известен всему миру, как арена одних из самых ожесточенных боев Второй мировой войны, и где произошел ее коренной поворот. Именно здесь сегодня расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» – самый масштабный и величественный мемориальный комплекс, посвященный победе советских войск в Великой Отечественной войне.


Комплекс на Мамаевом кургане является уникальным инженерным сооружением

Бои за эту высоту продолжались 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы, склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. А после окончания боев здесь стали хоронить погибших со всего города – это около 34,5 тысяч человек. Тогда же возникла и идея сооружения в городе монумента, в память о великом сражении и защитниках Родины, погибших здесь. Всесоюзный конкурс на проект памятника объявили сразу же после войны, на него поступили всевозможные варианты. Но по решению Сталина автором будущего мемориала был назначен Е.Вучетич, который к тому времени уже создал мемориал в Берлине. Под его руководством над проектом работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров. Кстати, инженерной группой руководил – доктор технических наук Н.Никитин – автор расчета Останкинской телебашни. Именно он выполнил сложнейшие расчеты устойчивости конструкции монумента «Родина-мать зовет!». А главным военным консультантом проекта был Маршал Советского Союза В.Чуйков, командующий в годы войны 62-й армией, удерживающей «Высоту 102».


Вечный огонь в комплексе на Мамаевом Кургане

В январе 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника, а в мае 1959-го начались строительные работы, которые велись в интенсивном режиме. Несмотря на это, масштабность и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали несколько лет для его осуществления. Были проведены большие земляные работы, а также именно здесь впервые в практике сооружения монументов был применен железобетон. Торжественное открытие культурно-исторического памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане состоялось 15 октября 1967 года. Этот комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде и сегодня является уникальным инженерным сооружением и архитектурно-скульптурным ансамблем, объединенным общим замыслом, общей идеей. Его общая площадь – 26 га, а протяженность всего комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Композиционно он состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, и по мере подъема раскрываются все новые элементы композиции.

Основные элементы памятника-ансамбля – это вводная композиция-горельеф «Память поколений», Аллея пирамидальных тополей, площадь «Стоявших насмерть», стены-руины, площадь Героев, подпорная стена-рельеф, зал Воинской славы, площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать», монумент «Родина-мать зовет!», воинское мемориальное кладбище, мемориальный дендропарк у подножия кургана, храм Всех Святых.

Главной фигурой и композиционным центром всего ансамбля является монумент «Родина-мать зовет!», который расположен на огромном насыпном кургане высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. От подножия кургана к его вершине ведут 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. Сама скульптура «Родина-мать зовет!» поражает своими размерами и формой исполнения. Она представляет собой 52-х метровую фигуру женщины (она возвышается над городом и видна на десятки километров), в ее правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн).

Монумент сделан из железобетона (5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций), причем отливали его единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов и лестница. Статуя стоит на плите высотой 2 метра (которая лежит на главном фундаменте), но никак не скреплена с фундаментом, а держится силой тяжести. В 2008 году памятник-ансамбль, после объединения с музеем-панорамой «Сталинградская битва», был включен в перечень федеральных памятников и стал называться Государственным историко-мемориальным музеем-заповедником «Сталинградская битва». В том же году он стал одним из чудес нашей страны, победив в финале конкурса «7 чудес России». Сегодня историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является самым посещаемым памятником в России – ежегодно около трех миллионов человек из России и других стран бывают на Мамаевом кургане, чтобы увидеть уникальное творение советских мастеров и почтить светлую память героических защитников Сталинграда.

15 октября 1990 г.
26 лет назад

Президенту СССР Михаилу Горбачеву присуждена Нобелевская премия мира


Михаил Горбачев – “отец” перестройки

11 марта 1985 года на внеочередном Пленуме ЦК Михаил Сергеевич Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. С приходом Горбачева к власти в СССР начался процесс демократизации, получивший название «перестройки». Итогом перестройки стал конец тоталитарного режима в СССР – в 1990 году власть от КПСС перешла к Съезду народных депутатов СССР – первому в советской истории парламенту, избранному на альтернативной основе на свободных демократических выборах. 15 марта 1990 года съезд избрал Горбачева президентом СССР. Движущей силой перестройки стали «гласность» и «открытость». Разрабатывалась программа перевода экономики на социально ориентированную рыночную основу. В международных отношениях Горбачев начал проводить активную политику разрядки напряженности на основе сформулированных им принципов «нового мышления» и стал одной из ключевых фигур мировой политики.

За 1985-1991 годы произошел радикальный перелом отношений между Западом и СССР, переход от образа врага, «империи зла» к образу партнера. В знак признания огромных заслуг Михаила Горбачева как выдающегося реформатора, политика мирового масштаба, внесшего уникальный вклад в изменение к лучшему самого характера международного развития, он был удостоен Нобелевской премии мира. В заявлении Нобелевского комитета 15 октября 1990 года говорится: «Норвежский Нобелевский комитет решил присудить Нобелевскую премию мира за 1990 год Президенту Советского Союза Михаилу Сергеевичу Горбачеву за его ведущую роль в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества.

В последние годы в отношениях между Востоком и Западом произошли весомые перемены. Конфронтация сменилась переговорами…». Эти исторические перемены вызваны рядом факторов, но в 1990 году Нобелевский комитет решил воздать должное Михаилу Горбачеву за определяющий вклад, который он во многих случаях внес в эти процессы. Возросшая открытость, которую он привнес в советское общество, способствовала укреплению международного доверия. По мнению комитета, «мирный процесс, в который Горбачев внес такую весомую лепту, открывает новые возможности перед мировым сообществом для решения его актуальных проблем, невзирая на идеологические, религиозные, исторические и культурные различия».

15 октября 2000 г.
16 лет назад

В Париже на Монмартре появилась «Стена любви»


«Стена любви» – достопримечательность нового времени в Париже
Париж – город, сотканный из истории, искусства, моды, деловой жизни, уличных кафе, кабаре и, конечно же, романтики. Романтических уголков здесь не счесть, и каждый может найти свой единственный и неповторимый. Париж нередко называют городом любви – на протяжении столетий он впитывал в себя любовные истории, а его каменные стены до сих пор хранят чьи-то сердечные тайны и опутанные интригами любовные драмы.
В честь празднования начала 21 века здесь, на знаменитом Монмартре, 15 октября 2000 года появилась так называемая «Стена любви». На этом сооружении площадью 40 квадратных метров на синем фоне белыми буквами написаны признания в любви на 311 языках, то есть практически на всех официальных языках мира. Есть даже шрифт Брайля для слепых, а также на языке знаков. Каждый здесь может прочитать на своем родном языке – «Я тебя люблю»… Стена была разукрашена по инициативе местных торговцев тремя художниками, работающими в стиле граффити: Даниэлем Булонем, Фредериком Бароном и Клэр Кито. «Стена любви» стала Парижской достопримечательностью нового времени.
В День всех влюбленных у стены совершается символический акт – выпускание белых голубей. Но и в любой другой день можно насладиться тишиной и пением птиц в этом укромном местечке, находясь в двух шагах от Монмартра и одновременно вдали от суеты большого города

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments