1 Октября нас покинули
Владимир Гиляровский
русский и советский писатель, журналист
Владимир Алексеевич Гиляровский родился (26 ноября) 8 декабря 1855 года (по другим сведениям – 1853 года) в Вологодской губернии. Его беспокойный характер и пытливый ум доставляли массу неприятностей учителям. В гимназии он пишет стихи и эпиграммы – «пакости на наставников». Учась в гимназии, начинает общение с политическими ссыльными.
Будучи гимназистом, он два года изучал цирковое искусство. После неудачного экзамена в 1871 году он без документов и денег сбегает из дома. Работает бурлаком, крючником в порту, истопником, пожарным и табунщиком…
В 1875 году начал работать актером в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова. Летом 1877 года Гиляровский добровольно вступил в солдаты и воевал на Кавказе, служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом.
На протяжении всего времени службы Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. В 1881 году Владимир Алексеевич поселился в Москве и работал в театре А.Д. Бренко.
Осенью 1881 года Владимир Алексеевич бросил театр и занялся литературой. Сначала он печатался в «Русской газете», а потом начал работать репортером в «Московском листке». Владимир Алексеевич также писал для «Русской мысли», юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение». В 1885 году был напечатан очерк Гиляровского «Обреченные», написанный еще в 1874 году.
После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934).
«Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году. В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать.
Владимир Алексеевич Гиляровский умер 1 октября 1935 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем названы улицы в Москве и Вологде.
Роберт Фальк
русский и советский живописец
- 27 октября 1886 135 лет назад
- 1 октября 1958 63 года назад
Роберт Фальк (Автопортрет)
Роберт Рафаилович Фальк родился (15) 27 октября 1886 года в Москве, в семье юриста.
Учился изобразительному искусству в школах-студиях Юона и Дудина, в частной студии Машкова, затем обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период особое влияние на его дальнейшее творчество оказали В.А. Серов и К.А. Коровин.
В 1910-х годах Фальк стал одним из основателей художественного объединения “Бубновый валет”, в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 годы.
После революции 1917 года, в 1918-1928 годах, Фальк преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине (ныне МГХПУ им. Строганова). Был деканом факультета живописи. В 1918-1921 годах он также работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, а в 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства и традиционной культуры на идише.
В 1939 году состоялась персональная выставка Фалька в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщенной, приглушенной манере.
Во время Великой Отечественной войны он находился в эвакуации в Средней Азии, где продолжал заниматься живописью, а для заработка преподавал в средней школе историю, географию и немецкий язык, затем — в художественном училище в Самарканде. После войны вернулся в Москву.
В последующие годы творчество Фальк считалось «упадническим», его обвиняли в «уходе от проблем советского народа», поэтому он оказался практически вычеркнутым из официальной художественной жизни страны. В его работах этих лет прослеживается трагизма и безысходности («Пейзаж с кустами», «Натюрморт с голубем» и другие). Но в то же время, в 1950-х годах Фальк становится для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала 20 века и послесталинской оттепелью.
Роберт Фальк скончался 1 октября 1958 года в Москве. А его картины, которые были представлены уже после смерти художника на выставке «30 лет Московского союза художников» в 1962 году, подверглись официальному разгрому. Лишь со второй половины 1960-х годов началась реабилитация Фалька как художника, его персональные выставки прошли сначала в Ереване (1964), а затем и в Москве (1966).
Борис Ефимов
советский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР
- 28 сентября 1900 121 год назад
- 1 октября 2008 13 лет назад
Борис Ефимович Ефимов
Борис Ефимович Ефимов (имя при рождении — Борис Хаимович Фридлянд) родился 28 сентября 1900 года в Киеве. Уже с 5-ти лет он начал рисовать. Позднее поступил в реальное училище, где учился его брат Михаил. Вместе они издавали рукописный школьный журнал.
В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. Год спустя он становится одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.
С 1922 года художник переезжает в Москву, где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил», а с 1929 года с журналом «Чудак».
В 1966-1990 годах Ефимов работал главным редактором творческо-производственного объединения «Агитплакат». Активно участвовал во всех политических кампаниях советского режима.
Он – автор политически злободневных карикатур на международные темы, несмотря на то, что его творчество выпало на очень тяжелый период развития страны. Именно его усилиями была создана «положительная сатира» – уникальный по меркам мировой культуры феномен.
Народный художник СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий СССР, действительный член Российской академии художеств – Ефимов был награжден орденами и медалями.
В 2006 году Борис Ефимович принял участие в подготовке издания книги «Автограф века». 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».
Борис Ефимович Ефимов скончался 1 октября 2008 года в Москве.
Шарль Азнавур
французский певец, шансонье, актер и писатель армянского происхождения
Шарль Азнавур
Шарль Азнавур (фр. Charles Aznavour, настоящее имя Шанур Вагинак Азнавурян) родился 22 мая 1924 года в Париже. Его родители – армянские эмигранты, которые бежали от Советской власти из Грузии во Францию. Шарль учился в детской артистической школе, а позже — в центральной школе TSF (Париж). В девять лет Шарль выступал на сцене, пел и играл, в двенадцать лет впервые снялся в кино.
Первоначально Азнавур выступал в дуэте с композитором Пьером Рошом. После того, как их заметила Эдит Пиаф, Азнавур и Рош приняли участие в её турне по Франции и США в 1946 году. С этого времени Шарль начал профессиональную карьеру шансонье. Он долгое время был безответно влюблен в Пиаф, она была его другом, его музой и любовью.
В начале 1960-х годов Азнавур уже был довольно популярен, он давал концерты в нью-йоркских залах «Carnegie Hall» и «Ambassador Hotel», а позже на фирме Фрэнка Синатры «Reprise Records» выпустил свой первый американский альбом.
За свою творческую карьеру Азнавур создал более тысячи песен, многие из которых с удовольствием пели такие всемирно известные исполнители как Рей Чарльз, Лайза Минелли, Боб Дилан, Хулио Иглесиас. Азнавур выступал в дуэте с Ф.Синатрой, С.Дион, Л.Паваротти, П.Доминго, П.Каас, Э.Сегара и другими известными исполнителями.
В числе всемирно известных песен Азнавура – «Богема», «Надо уметь», «Вечная любовь», «Немодные радости», «Мама», «Молодость», «Изабелла», «Вчера ещё», «Она», «Аве Мария», «Как говорят», «Нет, я ничего не забыл», «Потому что», «Я уже представлял», «Две гитары», «Унеси меня», «Умереть за любовь» и другие.
Согласно опросу, проведенному журналом Time и CNN, Шарль Азнавур является лучшим исполнителем эстрадных песен 20 века. Он также является автором музыки к опереттам «Monsieur Carnaval» (1965), «Douchka» (1973) и «Lotrek» (2004). А еще написал несколько книг.
Великий шансонье обладал также прекрасными актёрскими данными. Он снялся в более чем 60 фильмах. Наиболее известные картины с его участием — «Завещание Орфея» Жана Кокто (1960), «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо (1960), «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа (1979), «Переход через Рейн» (1960), «Такси в Тобрук», «Гораций 62», «Дьявол и десять заповедей», «Париж в августе» (1966), «Кандай и последние искатели приключений» (1969), «Время волков» (1970), «Арарат» (2002), «Отец Горио» (2004) и другие.
Будучи одним из популярнейших исполнителей во Франции, Азнавур также хорошо известен далеко за её пределами. Знаменитый армянин внес большой вклад в восстановление армянских городов, пострадавших от землетрясения 1988 года. Периодически он посещает историческую Родину с благотворительными концертами. Благодарные земляки назвали улицы и площади вновь отстроенных городов именем Азнавура, а в армянском городе Гюмри ему установлен памятник.
С 2009 года Азнавур также являлся послом Армении в Швейцарии и постоянным представителем страны в штаб-квартире ООН. Кроме того, в 2008 году он стал гражданином Армении, хотя постоянно проживал в Швейцарии.
Офицер и командор ордена Почётного легиона, офицер ордена Канады, лауреат академии Шарля Кро, лауреат различных МКФ, «Национальный Герой Армении» – Азнавур награжден Золотой медалью города Парижа, орденом Отечества (Армения), призом Эдисона, премией Бернара Лакаша и другими наградами.
Шарль Азнавур скончался 1 октября 2018 года в Мурьесе (Франция) на 95-м году жизни.
Василий Грязев
советский и российский конструктор артиллерийского и стрелкового вооружения
Василий Петрович Грязев
Выдающийся конструктор Василий Петрович Грязев является создателем многих типов артиллерийского вооружения для всех видов вооруженных сил России, а также разработчиком системы легкого стрелково-гранатометного оружия специального назначения. По глубине понимания вопросов проектирования такого оружия, по размаху деятельности и разнообразию разработанных им схем ему не было равных среди современных конструкторов стрелково-пушечного вооружения. А созданные им модели повсеместно и широко использовались российскими армией и спецслужбами в ходе многочисленных вооруженных конфликтов последних десятилетий и получили самую высокую оценку среди военных специалистов. Ведь обладая глубочайшими знаниями и тонким инженерным чутьем, он во всех своих изделиях воплощал три основных принципа: максимальная скорострельность, легкость и высокая военно-экономическая эффективность…
Василий Петрович Грязев родился 4 марта 1928 года в Туле. В 1945 году Грязев поступает в Тульский механический институт на оружейно-пулеметный факультет.
Преддипломную практику Грязев проходил в Подольском научно-исследовательском институте стрелково-пушечного вооружения авиации. Институт закончил с отличием. Переехал работать в Подольский институт. Занимал должности техника, старшего инженера, ведущего инженера, заместителя начальника отдела, главного конструктора.
Совместно с Аркадием Шипуновым работал над созданием нового поколения малокалиберных авиационных пушек. В 1965 году на вооружение была принята первая авиационная пушка конструкции Грязева-Шипунова – ГШ-23 с калибром 23-мм и темпом стрельбы до 3200 выстрелов в минуту. Вскоре пушкой ГШ-23 и ее модификациями была оснащена практически вся боевая авиация СССР. А сам Грязев продолжал работать в Подольске над образцами авиационного вооружения.
В 1966 году по приглашению Шипунова, который к тому времени занимал пост руководителя конструкторского бюро, Василий Петрович возвратился в Тулу и занял должность главного конструктора Тульского КБП по стрелково-пушечному вооружению.
На новом месте научно-технический талант Василия Петровича Грязева раскрылся в полной мере – пулеметы, пушки, зенитные автоматы, гранатометы, ружья, винтовки – все это и многое другое разной конструкции и комплектации, для ВВС, ВМФ, Сухопутных войск, МВД и других силовых ведомств РФ. Всего списка вооружения, созданного под руководством этого талантливого конструктора, просто не перечислить. При этом жесткие требования, предъявляемые создателями боевых самолётов, зенитных и корабельных комплексов к авиационному вооружению всегда находили удовлетворение, благодаря новым и оригинальным техническим решениям Василия Петровича.
Кстати, работал он и в области гражданского оружия, где им были сконструированы ставшие в последствии очень популярными легкие самозарядные карабины серии «Беркут», помповые охотничьи ружья типа «Рысь» и др.
Всего в должности главного конструктора Грязев разработал, сдал на вооружение и поставил на серийное производство 38 образцов оружия и боеприпасов. Он является автором 248 изобретений и 76 научных публикаций.
Помимо своей научно-конструкторской работы, Василий Петрович активно занимался и педагогической деятельностью. Долгие годы он работал руководителем кафедры «Расчет и проектирование автоматических машин» Тульского государственного университета, будучи профессором этой кафедры и Почетным доктором Тульского государственного университета. К тому же он является автором многочисленных трудов в области проектирования и исследования автоматического артиллерийского и стрелкового вооружения, повышении эффективности вооружения, динамики, прочности, живучести и надежности автоматического оружия.
Выдающийся конструктор, Герой Социалистического Труда, действительный член Российской инженерной академии и Российской академии ракетно-артиллерийских наук, почетный гражданин Тулы и Тульской области – Грязев был награжден многими государственными наградами.
Умер Василий Петрович Грязев в Туле 1 октября 2008 года на 81-м году жизни.