В России будут меньше работать и меньше получать?

В России будут меньше работать и меньше получать?


Работать меньше, зарплаты — урезать. Примерно так в общих чертах выглядят планы российских предприятий на случай возникновения новой волны кризиса.
Опрос, проведенный Институтом Гайдара, показал, что более половины руководителей реального сектора экономики намерены сократить рабочие недели и — пропорционально — выплаты своему персоналу. И лишь пятая часть готова снизить цены на свою продукцию. Насколько эти планы отражают общее настроение в бизнесе — выяснял обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.

Обманут ли предчувствия? Планы на черный день есть у многих руководителей предприятий, говорит ведущий эксперт управляющей компании «Финам» Дмитрий Баранов, но никто не знает наступления часа Х. Возможные трудности вряд ли будут похожи на предыдущие кризисы.

«Прошлый начался с падения недвижимости Lehman Brothers, предыдущие — с чего-то другого — ГКО и прочие истории. Подготовка может оказаться стрельбой из пушки по воробьям… Готовиться к кризису — не зная, какой он будет, откуда придет, как отразится на работе предприятий? Это все не имеет смысла», — сказал Баранов.

Пример — отрасль автомобильная. Финансовые показатели сегодня — позитивные, отмечает зам. главного редактора издания «За рулем» Вячеслав Субботин.
«Автозаводы в наступающем кризисе будут последними, кто пойдет на сокращения и снижение затрат — спрос на машины сейчас велик и будет держаться до самого конца. Как это было в 2008-м… тогда люди свои последние деньги вкладывали в автомобили — это было все, что они могли себе позволить», — сказал Субботин.

Это касается сборки легковых автомобилей. Но есть — КамАЗ, где рабочая неделя уже сокращена на один. Вероятно, вскоре, ее еще уменьшат. В этой истории, добавляет Вячеслав Субботин, — зависимость обратная.

«КамАЗ — единственное предприятие, которое готовится к кризису — потому что его специализация — большегрузные коммерческие автомобили, а там — реакция на кризис — мгновенная. Они будут сокращать рабочую неделю, отправлять людей в отпуск и “настраивать конвейер”. На АвтоВАЗе, я помню, в кризис настраивали его полгода. Это такое формальное направление — чтобы снизить свои затраты», — сказал Субботин.

В 2008-м на рынке была паника, считает руководитель компании Фабрикант.ру Сергей Габестро. Сейчас для нее оснований нет:
«Были излишне жесткие меры, которые предприятия принимали в отношении персонала… В этом году, несмотря на все разговоры — все идет в плановом режиме. Мы проводим мониторинги — как 10% предприятий проводили какие-то реформы и оптимизации — так и проводят. Как какое-то количество резюме на Суперджоб поступало — так и поступает, не увеличивается. Бюджеты кадровиков — а кадровый рынок первый реагирует на явные ухудшения — остаются без изменений…

По оценке Сергея Габестро, разовые мероприятия отдельных компаний не стоит воспринимать как сигнал тревоги.
“Кроме инвестбанков, которые начали сокращать персонал, никто не дергается. Автопроизводители могут регулировать рабочую неделю в зависимости от спроса или насыщения рынка”, — говорит Габестро.

Подготовка — вещь хорошая, резюмирует Дмитрий Баранов из УК “Финам”, но в нее заложен риск забежать впереди паровоза.
“Это может усугубить положение предприятия, потому как сократили тут и тут — а ничего не происходит… Вашу долю отъедают конкуренты, а народ вы выгнали, они пошли на другое предприятие — обиделись. Вы их зовете назад. Это, грубо говоря — раскачивание лодки… Вас никто не заставлял, кстати, вы сами ее раскачали, она не плывет, но тонет, хотя пробоин очевидных в ней нет”, — прокомментировал Баранов.

Эксперты оговариваются — оценки действительны для сегодняшнего состояния дел в экономике. Случись недоброе — плестись в хвосте состава тоже будет предельно накладно.
здесь

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments