Реджинальд Фессенден

Реджинальд Фессенден


канадский и американский изобретатель
6 октября 1866 — 22 июля 1932
148 лет назад 82 года назад

Реджинальд Обри Фессенден родился 6 октября 1866 года в Ист-Болтоне (провинция Квебек, Канада). Он был старшим из четырех детей в семье священника. Реджинальд хорошо учился и уже с 14 лет получил должность учителя по математике. Заинтересованный в повышении своей квалификации в области электротехники, в 1886 году он переехал в Нью-Йорк, и некоторое время работал у известного изобретателя Томаса Эдисона. В 1892 году Фессенден получил назначение в качестве профессора в недавно созданный отдел электротехники в одном из университетов Индианы. Вскоре он заинтересовался вопросами радио.

Фессенден стал первым изобретателем, в голову которого пришла мысль о том, что радио может передавать звуки, а не просто служить беспроводным телеграфом. Первым делом он направился в Питтсбургский университет в бюро погоды и убедил использовать сеть прибрежных радиостанций для передачи прогнозов. Совместно с оригинальным применением он усовершенствовал и сам приемник. Он стал более чувствительным. Из-за разногласий со спонсором Фессенден был вынужден покинуть бюро погоды. Но вскоре нашел себе новую работу во вновь созданной Национальной Электрической Сигнальной Компании.

Там он занимался разработкой новых передатчиков двух типов: мощных искровых для радиотелеграфной службы и маломощных непрерывной волны для аудиовещания. Роторно-искровой передатчик Фессендена Роторно-искровой передатчик Фессендена В 1906 году была впервые осуществлена двусторонняя Трансатлантическая связь между станцией в Брант Роке и аналогичной станцией в Шотландии. Эту удачу смог обеспечить изобретенный Фессенденом роторно-искровой передатчик. Среди изобретений Фессендена был и другой передатчик, альтернатор.

В 1906 году также состоялась первая демонстрация передатчика в качестве беспроводного способа телефонной связи. Через несколько дней состоялась первая трансляция музыки для широкой аудитории. А в ночь Рождества Фессенден передавал собственную игру на скрипке и чтение отрывка из библии. Правда больше Фессенден таких передач не делал, передатчик-альтернатор он считал пригодным только для телефонной связи. Фессенден был успешен во многих областях.

Он помогал в сооружении электростанции на Ниагарском водопаде. Сделал большой вклад в разработку гидролокационных систем, создав так называемый генератор Фессендена для подводных лодок, с помощью которого подводные лодки могут посылать сигналы друг другу. Он предложил метод для обнаружения айсбергов, позволяющий избежать новых катастроф, типа трагедии «Титаника».

После начала Первой мировой войны Фессенден предложил свои услуги канадскому правительству и был отправлен в Лондон, где он разработал устройство для обнаружения артиллерии противника. Другой прибор он разработал для поиска вражеских подводных лодок. Фессенден в конечном итоге стал владельцем более 500 патентов. Умер Реджинальд Обри Фессенден на Бермудских островах 22 июля 1932 года, был погребён на кладбище местной церкви Святого Марка.

Джон Диллинджер
американский преступник, самый знаменитый грабитель банков
22 июня 1903 — 22 июля 1934
111 лет назад 80 лет назад

Жизнь Диллинджера больше всего походила на сценарий боевика, вернее, наоборот — с его жизни списывали знаменитых кино-грабителей. Он шутя сбегал из самых хорошо охраняемых тюрем, скрывался от погонь на угнанных авто и развлекался с любовницами в дорогих ресторанах. Он первым придумал во время ограбления брать заложников, сделал пластическую операцию, чтобы скрыться от ФБР и химическим путем удалил линии со своих пальцев. Джон Диллинджер родился 22 июня 1903 года в Индианаполисе (штат Индиана, США). Он рано стал проявлять склонность к криминальному образу жизни.

Уже в 9 лет, он сколотил свою первую банду, под названием «12 негодяев». И в отличие от сверстников, он не шутил. Вскоре банда попалась на краже угля. Но суд посчитал возможным оставить Джона в семье на попечении родителей. Джон впервые отправился за решетку, когда уже, будучи взрослым женатым человеком, ограбил с друзьями гастроном. Впрочем, тюремный опыт только помог Джону обрести новые знания и новых друзей. Гарри Пирпойнт предложил ему вместе грабить банки. Этим они и занялись после досрочного освобождения за примерное поведение. В Америке времен жесточайшего экономического кризиса банки грабили почти каждый день, и большее количество преступлений оставалось не раскрытым. Банда начала работать и за четыре месяца успела ограбить два банка, два супермаркета и завод. А потом Джон снова попался. Правда просидел он недолго – его друзья захватили тюрьму и выпустили главаря на свободу.

Погубила его любовь к кинематографу. После фильма «Манхэттенская трагедия» при выходе из кинотеатра в Чикаго 22 июля 1934 года Диллинджер был окружен и убит выстрелом почти в упор без предупреждения. Впоследствии он был романтизирован простым народом, так как грабил в основном богатых, что народ воспринимал как месть богачам за обиды. Так Диллинджер стал одним из символов 1930-х годов, современным Робином Гудом, и его биография стала базой для множества гангстерских фильмов.

Михаил Зощенко
русский и советский писатель
10 августа 1895 — 22 июля 1958
119 лет назад 56 лет назад

Проза Михаила Зощенко не была по достоинству оценена современниками, хотя от сатиры, в большом количестве публикуемой советскими журналами, его рассказы отличались внутренним драматизмом, смехом сквозь слезы.

Михаил Михайлович Зощенко родился (29 июля) 10 августа 1895 года в Петербурге, в творческой семье. Его отец был художником-передвижником, мать до замужества была актрисой, писала рассказы. В 1913 году Михаил окончил гимназию в Петербурге. Всю молодость Зощенко провел на войне – сначала Первой мировой, потом гражданской. Революцию и приход к власти большевиков Зощенко встретил восторженно. Всё от начала 20 века мнилось ему временем упадка. Не делал он исключения и для литературы той эпохи. Из всех поэтов признавал только Маяковского и Блока, а из писателей только Горького. Сам Зощенко начал печататься в 1922 году – его первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» и ряд рассказов принесли автору известность и одобрение властей, поскольку все они были проникнуты революционным восторгом и верой в светлое будущее.

По совету Горького в «Голубой Книге» (1934), он попытался показать социалистическую эпоху, как время торжества светлых идеалов, конец предрассудков и победу добра над злом. В эту книгу он поместил только светлые и оптимистические рассказы, без трагического подтекста. В подобном «тоне» писателем было создано еще несколько крупных произведений – повести «Мишель Синягин» (1930), «Возвращенная молодость» (1933), «Керенский» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), а также ряд пьес сатирического характера. В 1920-30-х годах Зощенко был очень популярным писателем в СССР, он много ездил по стране с выступлениями, его книги многократно переиздавались. С началом Великой Отечественной войны писатель хотел пойти на фронт, но не был допущен по состоянию здоровья. Из блокадного Ленинграда его эвакуировали в Алма-Ату, где он работал в сценарном отделе «Мосфильма», написав сценарии к фильмам «Солдатское счастье» и «Опавшие листья». Также в годы войны им было создано немало военных рассказов и несколько антифашистских фельетонов.

После возвращения в Москву в 1943 году Зощенко работал в редколлегии журнала «Крокодил» и много писал для театров. Например, две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых — «Парусиновый портфель» — выдержала более 200 представлений за год. В этот же период он работал над повестью «Перед восходом солнца», которую написал под впечатлением от работ Ницше, которыми зачитывался ещё в юности. Эта повесть была опубликована во время Великой Отечественной Войны, когда, как казалось писателю, Ницшеанский культ воли и разума смог бы поднять боевой дух народа. Но вместо этого партийная печать обвинила его в мелочности и самокопании, назвав его врагом советской литературы.

Этот случай послужил поводом для травли писателя. Его исключили из союза писателей, по достижении пенсионного возраста ему было отказано в пенсии. Чтобы выжить он занимался переводческой деятельностью, а еще подрабатывал в обувной мастерской. Михаил Михайлович Зощенко скончался 22 июля 1958 года в Ленинграде. Хоронить писателя на Волковском кладбище среди литераторов запретили – он похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом. Тем не менее, многие любили и читали его рассказы. По его произведениям снято несколько фильмов, в том числе комедия Гайдая «Не может быть!».

Богдан Ступка
российский и украинский актер театра и кино, Народный артист СССР и Украины
27 августа 1941 — 22 июля 2012
73 года назад 2 года назад

Богдан Ступка Богдан Сильвестрович Ступка Актер от Бога, живая легенда украинского театра и кино, хранитель великих актерских традиций, человек старой закалки, невероятный партнер, тонко чувствующий человек – Богдан Сильвестрович всегда был в центре съемочной группы или на сцене. Один из величайших актеров нашего времени, которому были подвластны любые образы и персонажи, он сыграл множество незабываемых ролей в театре и кино, покорив сердца миллионов зрителей мастерством и темпераментной игрой. До конца дней он был очень востребован и на Украине, и в России, был полон планов и идей…

Богдан Сильвестрович Ступка родился 27 августа 1941 года в поселке Куликов Львовской области (Украина). В 1948 году семья переехала во Львов. Богдан рос в артистической среде, его отец пел в хоре Львовского театра оперы и балета, поэтому мальчик с детства крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов. А в 14 лет дебютировал на сцене в пьесе «Дни Турбиных» – участвовал в массовке, куда Богдана пристроил отец. В 1961 году Ступка окончил драматическую студию при Львовском театре им. М.К. Заньковецкой, затем учился на филологическом факультете Львовского государственного университета им. Ивана Франко (1963-1965) и окончил театроведческий факультет Киевского театрального института им. И.К. Карпенко-Карого по специальности «театроведение» (1984). В 1961-1978 годах Ступка являлся актером Львовского украинского театра драмы им. М.К. Заньковецкой, а в 1978 году был зачислен в труппу Киевского академического украинского драматического театра им. Ивана Франко.

На сценах этих театров им сыграно множество ярких ролей в спектаклях: «Украденное счастье» И.Франко, «Дядя Ваня» А.Чехова, «Король Лир» и «Ричард III» Шекспира, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Тевье-Тевель» Г.Горина, «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» Б.Брехта, «Сны по Кобзарю» Т.Шевченко, «Царь Эдип» Софокла, «Истерия» Т.Джонсона, «Над голубым Дунаем» И.Ричарда, «Знаменосцы» О.Гончара и многих других. Всего на театральной сцене Ступка сыграл более 50 ролей. С 1970 года, параллельно с работой в театре, актер также снимался в кино. Его дебютом в кинематографе и действительно звездной ролью стала работа в знаменитой картине «Белая птица с черной отметиной». В последующие годы он активно снимался, среди его ролей наиболее известные – в фильмах: «Каменный хозяин» (1971), «Волны Чёрного моря» (1975), «Солдаты свободы» (1977), «Мужество» (1981), «Украденное счастье» (1984), «Дети солнца» (1985), «К расследованию приступить» (1987), «Николай Вавилов» (1990), «Из жития Остапа Вишни» (1991), «Серые волки» (1993), «Огнем и мечом» (1999) и других. Еще больший успех пришел к Богдану Ступке в новом тысячелетии, после выхода таких знаменитых фильмов, как: «Молитва о гетмане Мазепе» (2001), «Тайна Чингисхана» (2002), «Водитель для Веры» (2004), «Свои» (2004), «Заяц над бездной» (2006), «Тарас Бульба» (2009), «Вчера закончилась война» (2010) и других.


Богдан Ступка в картине «Тарас Бульба»

За свою многолетнюю телекарьеру Ступка снялся более чем в ста фильмах, включая документальные и телевизионные. Он работал со многими маститыми режиссерами – О.Иоселиани, К.Занусси, Е.Гофманом, Ю.Ильенко, К.Муратовой, С.Бондарчуком, В.Бортко, Д.Месхиевым, Г.Чухраем и другими. Последними его работами в кино стали фильмы «Дом» и «Огни притона», а также сериалы «Однажды в Ростове» и «Бездна». Пробовал свои силы Богдан Сильвестрович и на государственной службе. В 1999-2001 годах он возглавлял Министерство культуры и искусств Украины. С 2001 года и до последних дней он являлся художественным руководителем Национального академического драматического театра имени Ивана Франко в Киеве. Также был художественным руководителем актерского курса в КНУТКиТ им. И.К. Карпенко-Карого (2006-2010), с 2009 года являлся президентом Киевского международного кинофестиваля. Однако какие бы должности и посты ни занимал Богдан Сильвестрович, для миллионов украинских, русских и европейских зрителей он в первую очередь остается великолепным актером.

Знаменитый польский режиссер Ежи Гоффман назвал его самым талантливым драматическим актером Европы. Он играл жадно, красиво и профессионально. Профессионализм Ступки-актера заключался не только в глубочайшем проникновении в характеры своих персонажей, но и в той моральной и физической самоотдаче, с которой он работал на площадке. Академик Академии искусств Украины и Российской академии кинематографических искусств «Ника», член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов Украины, Член Европейской киноакадемии, Народный артист СССР, Народный и Заслуженный артист Украины, лауреат Государственных премий СССР и Украины, премий имени К.С. Станиславского, им. Сиди Таль, имени А.М. Бучмы, имени И.П. Котляревского, премий «Золотой орел», «Триумф», «Ника», «Золотой Овен», «Хрустальная Турандот», «Святой Георгий» ММКФ и других международных кинофестивалей – Ступка награжден орденами Почета, Дружбы, Заслуг перед Республикой Польша, князя Ярослава Мудрого IV и V степени, Золотой медалью Академии искусств Украины. Он полный кавалер орденов Украины «За заслуги», Герой Украины с вручением ордена Державы, Почетный гражданин Киева. Богдан Сильвестрович был женат. Его супруга – Лариса Семеновна Корниенко, на которой он женился еще в 1967 году. Их сын – Остап (1967 г.р.) – уже сам сложившийся актер театра им. Ивана Франко и популярный телеведущий.

22 июля 2012 года после тяжелой продолжительной болезни Богдан Сильвестрович Ступка скончался в киевской больнице, был похоронен на Байковом кладбище Киева. На церемонию прощания с великим мастером и любимым актером, которая проходила в родном для него театре им. Ивана Франко, тысячи поклонников несли цветы и свечи.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments