Почему стерта информация о семье “красного директора” Ивана Лихачева

Почему стерта информация о семье “красного директора” Ивана Лихачева

 Иван Алексеевич Лихачев (1896-1956)

ЗиЛ был известен каждому советскому человеку. Автомобиль-трудяга, безропотно работавший десятилетиями (во многих хозяйствах эти машины на ходу и сегодня). Появлением своим ЗиЛ обязан Ивану Алексеевичу Лихачеву.

Стоявший у истоков советского автопрома многократный орденоносец, лауреат Сталинской премии Иван Алексеевич Лихачев оставил о себе добрый след в истории СССР. Его судьба – пример того, как самородок из народа способен повлиять на жизнь миллионов людей.

И хотя завод, созданный Иваном Алексеевичем и носивший его имя, погиб вместе с великой Державой, память о человеке и управленце Лихачеве продолжает жить.

Официальные биографии Ивана Лихачева подробно рассказывают о его детстве и юности. О том, как мальчишка из простой крестьянской семьи стал сначала рабочим, потом – матросом, а после дорос до директора одного из крупнейших в стране заводов.

В 1926 году придя на Московский автомобильный завод, позднее переименованный в ЗИС, а затем в ЗИЛ, Лихачев за 13 лет работы в должности директора превратил маленькое и плохо оснащенное предприятие в настоящий гигант автомобильной промышленности.

Максим Горький на встрече с работниками ЗиСа. Иван Лихачев рядом, под руку с писателем.

В книге “Лихачев”, написанной Тамарой Леонтьевой и изданной в 1979 году в серии “Жизнь замечательных людей”, ярко описан момент назначения И. А. Лихачева на пост директора АМО:

Иван Алексеевич Лихачев появился на заводе АМО 28 декабря 1926 года. Он пришел на заседание бюро партийной ячейки, которое должно было обсудить его кандидатуру на пост директора.

Федор Иванович Холодилин, директор завода, член партии с 1907 года, давно уже подал заявление об уходе, мотивируя это тем, что не имеет специального образования. Говорили, что Лихачев тоже не инженер, зато бывший шофер, следовательно, машину знает. Поэтому все смотрели на него с симпатией и нескрываемым любопытством.

Новый директор был невысок, но ладно скроен и молод. У него был твердый, безукоризненно поставленный голос, спокойный, добрый, внимательный взгляд, не быстрая, слегка вразвалочку походка.

Вначале все запомнили только его простенький дубленый полушубок с коричневым барашковым воротником, в котором он явился на бюро ячейки, и такую же светло-коричневую папаху с зеленым верхом, заломленную назад.

Сидя за шатким маленьким столиком партбюро, на котором стоял громоздкий, в деревянном, полированном, как кобура маузера, футляре телефонный аппарат, он рассказал о себе.

Ни стенограммы, ни протокола не вели. Но карандашная запись сохранилась в заводском архиве.

Вот краткое ее содержание:

«Я рождения 1896 года. Отец мой, Алексей Васильевич, был печатник. Мать, Евдокия Николаевна, занималась крестьянством. Детей полон дом. Жили мы в селе Озеренцы возле города Венёва Тульской области, а потом перебрались в Москву. Отец умер в 1916 году, когда я был на фронте. Мать до сегодняшнего дня жива и находится на иждивении нас, детей.

Из них — я старший; второй брат Василий работает директором Кусковского химического завода. Третий — Александр работает токарем на авиационном заводе. — Младшие Анатолий и Владимир на военной службе, в воздушном флоте, Николай — токарем на заводе «Спартак». Старшая сестра Мария — домохозяйка, младшая Лидия — школьница. С 14 дет я уехал в Питер и попал учеником на Путиловский завод, где работал мой родной дядя.

Во время империалистической войны в 1915 году я был призван на военную службу на флот. Служил на Балтике рядовым. В июне 1917-го вступил в партию. Работал в ВЧК. Выл командиром отряда особого назначения».

— А как у вас с образованием? — спросили его.

— Образование — сельская школа. Специального образования не имею. Но автомобиль люблю. Я старый автомобилист. Будучи на военной службе, научился водить машину, узнал ее. И во время командования отрядом особого назначения у меня также были автомобили, которыми мне приходилось заниматься. А в МГСПС я даже организовал ремонтную мастерскую. Я очень люблю автомобиль.

Должно быть, рассказ Лихачева всем понравился, так как партийное бюро приняло единогласное решение рекомендовать Лихачева на пост директора завода АМО.

В 30 лет Иван Лихачев был назначен директором автомобильного завода.

Деятельность Лихачева на этом посту, особенности стиля руководства в деталях описаны в воспоминаниях современников.

Ежедневно несколько часов Лихачев проводил в цехах, причем шел в первую очередь к мастерам, старым рабочим. И всегда после его посещений что-то переделывалось, обновлялось, строилось. Успокоиться он не позволял никому.

***

Когда он спал, отдыхал – неизвестно. Всегда бодрый, подтянутый, с ясной головой, Лихачев успевал везде. И в каждом человеке его пример вызывал желание превозмочь трудности, открывал невиданные ранее резервы воли и работоспособности.

***

Выходец из рабочей семьи, писавший в анкетной графе об образовании “трехклассное училище и курсы шоферов в 1914 году”, Лихачев со временем стал высококлассным специалистом по большому кругу вопросов. В начале своего директорского пути, в 1930-х годах, он усиленно занимался самообразованием, приглашая преподавателей по тем или иным дисциплинам. Заставлял учиться и начальников цехов – выдвиженцев из рабочего класса, также прикрепляя к ним преподавателей: в то время они не могли получить образования иным путем.

Его стол постоянно был завален свежими номерами научно-технических изданий, включая и зарубежные. Одни он просто просматривал, другие изучал обстоятельно.
Техническая интуиция Ивана Алексеевича поражала. Вот, например, создается новый цех. Проектировщики спорят, двигают на листе ватмана вырезанные из бумаги прямоугольники, изображающие станки. Наконец приходят к какому-то решению. Оно, правда, не всех устраивает, но вызывает наименьшее количество пререканий.

 Чертят начисто, несут к Лихачеву. Он внимательно смотрит, задает вопросы, а затем говорит: “Нет, это совсем не годится. А не подумали ли вы о таком расположении?” – и своим толстым карандашом решительно правит чертеж. Проектировщики уносят ватман, анализируют и с изумлением видят, что найден действительно оптимальный вариант.

***

В 1926 году он пришел на завод, производивший менее 350 машин в год, и сказал: «Наша цель — 4000 машин в год». Когда это число стало казаться реальным, Лихачев объявил новую цель — 25 000 машин в год.

А в 1934 году, то есть спустя восемь лет после назначения балтийского матроса директором завода, его предприятие стало выпускать 65 автомобилей в ДЕНЬ.

Трижды за время своей работы Лихачев полностью реконструировал завод. Добивался финансирования, менял оборудование на более современное, передовое. В 1931 году по его инициативе на предприятии был запущен первый в Советском Союзе конвейер.

В 1941-42 годах, организуя эвакуацию производства и возобновляя работу на новых местах, Иван Алексеевич, по сути, стал основателем таких стратегически важных для страны предприятий как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы.

После кончины Ивана Алексеевича заводу – любимому детищу Лихачева – было присвоено его имя. По просьбе трудового коллектива.

В 1950-м Лихачев попал в опалу и его фактически “сослали” директором на авиационный завод в Лихоборах. (Достоверные причины снятия по сей день остаются невыясненными. Есть отсылки на антиеврейскую кампанию, развернувшуюся в те годы: мол, Лихачев “слишком много евреев развел в руководстве”. Но документально это мнение не подтверждается.) Но и там в короткий срок Лихачев вывел производство на эффективный ритм, сумел организовать четкую и слаженную работу.

В 1953 Иван Алексеевич становится министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. В первых числах июня 1956-го его назначают министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

На последнем месте Лихачев проработал менее месяца: 24 июня 1956 года, спустя несколько дней после 60-летия, жизнь “красного директора” оборвалась. После кремации прах захоронен в Кремлевской стене.

Окончание следует

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments