Начальники славных дел: как Москва превращалась в современный город

Начальники славных дел: как Москва превращалась в современный город

Мы включаем свет, наливаем воду, звоним по телефону, пользуемся лифтом и ругаемся, если во дворе вдруг не горят фонари. Городской транспорт и супермаркеты – всё к нашим услугам. Представить столицу без этого уже невозможно. Но мало кто знает, кому из предыдущих градоначальников Москвы мы обязаны этими благами.

Набережные

Проблему наводнений в Первопрестольной искоренил Александр Александрович Прозоровский (1790-1795*). При нём набережные Москвы-реки были укреплены камнем.

 

 

 Прообраз МЧС

Первым занялся плановой профилактикой пожаров в Москве Алексей Петрович Салтыков (1713-1716). Именно он запретил возводить у стен Кремля деревянные строения. Но первое пожарное общество было создано в столице только в 1887 г.

Освещение улиц

Григорий Чернышёв (1731-1735) положил начало постоянному уличному освещению в Москве. По специальному указу на столбах больших улиц установили стеклянные фонари. Деньги на их устройство отпускала казна, но зажигание ламп и содержание их вменялось в обязанность жителям близлежащих домов.

 

 Водопровод

Активное строительство первого Мытищинского водопровода приходится на правление Якова Брюса (1784-1786). Он занимался и проектированием, и планированием «водяных работ». Но заработала система лишь к концу 1804 г. А канализация в столице появилась почти столетие спустя – в 1898 г.

 

 Газопровод

При Михаиле Офросимове (1864-1865) в январе 1865 г. Московская дума заключила с англо-голландскими предпринимателями контракт на освещение города газом сроком на 30 лет. А уже в конце ноября началось заполнение «топливом» подземных газопроводов.

 

 Метро

В 1931-1937 гг. Москвой руководил Николай Булганин. При нём 15 мая 1935 г. открылся первый участок столичной подземки длиной в 11 км – часть Сокольнической линии.

 

 

 Зазвонил телефон

Первая телефонная станция открылась в Москве 13 июля 1882 г. при Владимире Долгоруком (1865-1891). Было всего 26 номеров, которые достались театрам, крупнейшим ресторанам и банкам, а также самым известным и богатым москвичам. Простым смертным связь стала доступна только в 1903 г. с появлением первых переговорных пунктов.

 

 Трамвай и лифт

При Сергее Романове (1891-1905), сыне императора Александра Второго, в 1899 г. появились первые трамваи, в 1901 г. – первый лифт в жилом доме, а ещё первый «супермаркет» – гастроном «Елисеевский» с небывалым для тех времён выбором продуктов.

 * Здесь в скобках – годы правления

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments