Как проверить работоспособность кондиционера

Как проверить работоспособность кондиционера

 

Проверять состояние системы кондиционирования автомобиля рекомендуется регулярно. Лучше всего озаботиться этим в ходе планового техобслуживания или перед летним сезоном. Ведь, согласитесь, если «кондей» вышел из строя в поездке на летний курорт, это вряд ли доставт удовольствие вам и вашим спутникам. То же касается покупки подержанного автомобиля. Вы должны быть уверены, что приобретаете аппарат с беспроблемной климатической установкой. Если неисправность просмотреть на стадии покупки, ремонт может вылиться в копеечку.

Как убедиться, что с кондиционером все в порядке

В большинстве случаев поставить диагноз «кондею» можно, даже не обладая серьезными техническими навыками. Для этого нужно включить двигатель и систему кондиционирования, выставить минимальную температуру и максимальный режим обдува, направить поток воздуха на себя и убедиться, что из дефлекторов идет холодный воздух. Для чистоты эксперимента воспользуйтесь электронным градусником. Вставьте его в дефлектор. Если температура не будет опускаться ниже + 15 градусов, значит — кондиционер работает плохо, и его нужно проверять.

Однако такие простейшие манипуляции дадут лишь предварительный ответ о работоспособности системы. Теперь проверяем кондиционер «на ощупь» — открываем капот и прикасаемся к алюминиевой трубке низкого давления, идущей из салона к компрессору. Эта магистраль значительно толще трубки высокого давления, тут вы не ошибетесь. И она должна быть не просто холодной, а очень холодной. В этом случае все в порядке — кондиционер или «климат-контроль» в рабочем состоянии. Другое дело, если трубки как высокого, так и низкого давления теплые. Это значит, что система неисправна, или в контуре не хватает фреона.

Как проверить уровень хладагента в системе

Следующий этап — оценка уровня хладагента. Такой вердикт можно вынести самостоятельно, если в авто предусмотрено смотровое окошко на верхней части ресивера-осушителя. Запускаем двигатель, включаем «кондей» на полную мощность и вглядываемся в смотровое стекло. Если обнаруживаем там пену или пузырьки, это знак недостаточного количества хладагента. Если же жидкость с пузырьками сначала появляется, а затем исчезает, уровень заливки нормальный.

Под капотом при недостаточной эффективности охладителя вы можете обнаружить одну из следующих картин: обледенел вентиль внешнего бока, выступило масло на трубах, появился иней на внутреннем блоке. Для более точной диагностики необходимо будет отправиться на сервис, где замерят давление газа в системе с помощью специального манометра.

Почему нет смысла проверять «кондей» на улице в мороз

Все соответствующие проверки нужно производить при температуре не ниже +5 градусов. Дело в том, что на современных автомобилях электроника не позволит включить кондиционер при более низкой температуре. Поэтому для тестов в морозы логично загнать машину в теплый бокс или на подземную отапливаемую парковку.

Сколько хладагента должно быть в системе

Для каждой модели существуют свои нормы заправки фреона. На большинстве авто эти данные содержатся на табличке под капотом, где указан также и тип хладагента. Если же такая шпаргалка отсутствует, норму хладагента можно выяснить у автодилера или посмотреть в мануале.

Как понять, что фреона слишком много

Уровень хладагента можно проверить, нажав на клапан в специальном штуцере. Если уровень газа в норме, при нажатии на клапан газ будет выходить из системы — вы услышите характерное шипение. Если же фреон не выходит, это сигнал об утечке. Кроме того, повышается температура на связке компрессора и конденсора. Это можно обнаружить по обмерзанию испарителя и магистрали. В большинстве случаев кондиционер, проработав 10−15 минут, будет отключаться из-за срабатывания датчика давления.

Чем чреват перелив фреона

При переизбытке хладагента в контуре увеличится давление в системе. В большинстве случаев компрессор начнет отключаться сам из-за срабатывания датчика избыточного давления. Также не исключены гидроудар, поломка муфты компрессора, срыв прижимной пластины, разрушение уплотнительных колец и разгерметизация контура. Чтобы исключить такие сценарии, необходимо как можно скорее слить излишки газа из системы. Лучше всего для этого обратиться на сервисную станцию, где при стравливании газа из сервисных клапанов будет контролироваться уровень давления в системе.

Почему недолив фреона — это тоже плохо

Недолив хладагента способствует преждевременному выходу из строя компрессора, элементы которого будут, в таком случае, недостаточно смазываться и плохо охлаждаться. При этом нужно понимать, что компрессор — это дорогая деталь, стоящая в случае с массовыми «легковушками» несколько десятков тысяч рублей.

Причины неэффективной работы системы кондиционирования

Утечка хладагента

Главная причина проблем с охлаждением салона — нехватка хладагента в системе. Как правило, уже после пары лет эксплуатации его остается в лучшем случае две трети от изначального объема. Если же уровень фреона падает до критических отметок, кондиционер перестать холодить на полную мощность или вообще отказывается работать.

В этом случае запас фреона нужно восполнить. Однако делать это в непроверенном сервисе или самостоятельно (без соответствующих навыков) не рекомендуется. На серьезных станциях, прежде чем залить хладагент, обязательно проверят систему на герметичность, подберут нужный тип рабочей жидкости и проконтролируют давление в системе при заливке.

Почему повреждаются радиатор или трубки автокондиционера

«Сахару» в салоне провоцируют, прежде всего, повреждение радиатора или трубок кондиционера от вибраций, ударов камней и реагентов. Причем даже из-за микроскопических трещин из системы уходит не только хладагент, но и смазывающее масло, в результате происходит быстрый износ трущихся деталей с перспективой их заклинивания. Как правило, оперативно поменять или запаять трубки мешают особенности конструкций автомобилей. При таком ремонте приходится демонтировать ряд узлов и деталей.

Как определить место утечки

В ряде случаев места утечки фреона можно выявить по масляным пятнам в магистральных трубках. А иногда может помочь такой простейший метод, как смазывание трубок, и в особенности их резьбовых соединений, мыльным раствором. Если из намыленного сектора идут пузыри, система негерметична. Однако на хорошем сервисе подтеки ищут по-другому.

Чаще всего — добавляют во фреон специальный краситель, а затем просвечивают систему ультрафиолетовой лампой и обнаруживают маркеры мест утечки. Еще один распространенный метод диагностики — использование электронного течеискателя. Этот прибор работает наподобие металлоискателя, реагируя звуковыми сигналами на наличие частиц хладагента в воздухе.

Почему фреон это не «расходник»

Хотя дозаправка фреоном — дорогое удовольствие, некоторые владельцы восполняют запас хладагента по несколько раз в год, то есть относятся к хладагенту как к «расходнику». Многие еще и действуют по принципу «дешево и сердито» — покупают в автомагазине дешевые баллончики без манометров для разовой заправки. Это чревато превышением рабочего давления с неприятными последствиями — от ухудшения производительности до разгерметизации системы и даже разрушения компрессора. Словом, разумнее обратиться в сервис, где проверят систему на утечки, заправят контур с контролем давления на манометре, а также используют фреон нужного типа, в составе которого присутствует регламентированное количество масла.

Другие причины выхода из строя кондиционера

Загрязненный фильтр салона

Причиной ухудшения работы системы кондиционирования может быть, в том числе, давно не менявшийся, а потому загрязнившийся салонный фильтр. В этом случае в салон будет плохо поступать как холодный, так и горячий воздух на любой скорости работы вентилятора климатической системы. Дополнительные признаки загрязнения фильтра — постоянное запотевание стекол и появление неприятного запаха в салоне.

Поломка компрессора и испарителя кондиционера

В особенности при езде с дефицитом фреона в системе нередки случаи поломки компрессора кондиционера. На такой сценарий укажут посторонние шумы из-под капота и масляные подтеки на поверхности компрессора. Если же вы обнаружили воду в салоне в сочетании с неприятным запахом, скорее всего, проблема в испарителе кондиционера. Причина, как правило, кроется в коррозии и закупорке трубки слива влаги.

Неисправности электроники

Неполадки в системе управления — еще одна частая причина огрехов в работе системы кондиционирования. Как правило, виновниками являются система подачи питания на муфту кондиционера, некорректная работа электровентиляторов радиаторов и выход из строя датчиков-предохранителей.

Техническое обслуживание кондиционера

Каждые два года эксперты рекомендуют промывать радиатор кондиционера от пыли и грязи. В противном случае грязный теплообменник кондиционера перестанет пропускать воздух к радиатору двигателя, и силовой агрегат может перегреться.

Что касается заправки системы фреоном, специалисты рекомендуют делать это раз в два-три года, если машина свежая. Для транспорта же старше пяти лет такую заправку следует производить ежегодно.

Еще один момент, влияющий на работу кондиционера, — это техническое масло для смазки компрессора кондиционера. Как правило, такой лубрикант меняют раз в пять-семь лет. При этом такого масла должно быть именно столько, сколько указано на бачке или инструкции автомобиля. И здесь, опять-таки, стоит воспользоваться профессиональной помощью специалистов

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments