Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко…

Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко…

 

Из истории евреев: как евреи «устроились» в вавилонском плену и кем они себя считали, евреи и античный период, «протокоммунистическая» секта ессеев, почему возникла Иудейская война и роль еврея апостола Павла в распространении идей Иисуса из Назарета …

«За всё, что делает христианин, он отвечает лично. За всё, что делает еврей, отвечают все евреи»

(Анна Франк)

Около 300 года до нашей эры философ Клеарх (середина IV- начало III в до н.э.) из города Сол на Кипре, который называл себя учеником Аристотеля, написал диалог (трактат) «О снах»…

Аристотель (384—322 годы до н.э.) — греческий философ и эрудит классического периода в Древней Греции, яркий пример «универсального человека». Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп.

В этом диалоге Клеарх рассказывает про своего учителя Аристотеля, который якобы встретился в Малой Азии с неким иудеем.

Этот иудей, как и все иудеи, по представлениям Аристотеля, происходил от индийских философов, то есть от брахманов. И будучи чрезвычайно мудрым и воздержанным в жизни он был по духу и по языку эллином…

Каменный блок с надписями Клеарха Солейского. Ай-Ханум, 2 век до н.э

Если то, что нам сообщает Клеарх из Сол, хоть немного правда, и если Аристотель действительно рассказал своему ученику о встрече с иудеем где-нибудь в 340 году до нашей эры, то это первое письменное свидетельство о встрече евреев с греками. Греки о евреях до того момента не знали практически ничего…

Когда полчища персов, точнее, тех народов, которыми управляли персы и из которых они набирали войска, обрушились на Грецию, в их составе, возможно, были также и евреи.

Но Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.), описывающий «пёстрое» персидское войско, этого имени «иудей» не знает и не употребляет, хотя он знал, что те, которые живут в районе Палестины, «обрезаются»…

Но это могли быть не только евреи, которые делали себе обрезание…

Геродо́т Галикарна́сский (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк и географ, по крылатому выражению Цицерона, «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих народов.

Итак, это было в районе 300-340 годов до нашей эры.

Что же это за такая потрясающая «карьера», которая вывела никому не известный народ, живущий в глухих закоулках между Азией и Африкой, на передний план всемирной истории, чего это стоило и какую цену этот народец заплатил?

Вот об этом давайте и поговорим …

Кир II Великий (Куруш) — персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 559—530 годах до н. э. Основатель Ахеменидской державы. Сын Камбиса I и, возможно, царевны Манданы, дочери царя Мидии Астиага. Иллюстрация из четырёх прославленных правителей Древности. Адриан Колларт, 1590-е годы.

В VI веке до нашей эры, в 538 году Кир II Великий, основатель империи Ахеменидов, первой персидской империи, разрешил евреям, которых некогда царь Навуходоносор отвёл в вавилонский плен, выйти из этого плена и вернуться назад на свою историческую родину.

Вне исторической родины на реке Ховар, соединяющей Тигр с Ефратом, в Вавилоне евреи, хотя и были в плену, хотя и плакали, говорили, что они «повесили свои арфы на ивы», они, тем не менее, устроились очень неплохо. Были довольно зажиточными. И мало того, делали приличную карьеру при дворе, принимали аккадские и вавилонские имена…

Триумф Мардохея (1755). Картина худ. Жана II Рестаута (26 марта 1692 – 1 января 1768).

Так, один из главных героев еврейского народа по имени Мордухай (Мардохей), а это не что иное как Мардух Хай – «живёт Мардук» – главный бог вавилонян. А царица Эсфирь (Есфирь), то есть Астарта – уже совсем вавилонская богиня…

«Есфирь и Мардохей» кисти Арента де Гельдера (26 октября 1645 г. Дордрехт — 27 августа 1727 г. Дордрехт) — голландского художника.

Итак, евреи неплохо устроились. Но самое потрясающее – они при этом сумели остаться евреями, не смешались с окружающими.

Впервые в своей истории проявили ту потрясающую черту, о которой в XIX веке написал знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903). Почему в Римской империи, а Моммзен писал о Римской империи II века нашей эры, так силён антисемитизм?

А потому что евреи единственные могут стать такими же как мы, немцы: выучить стихи Гёте, выучить философию Канта, одеваться как мы, жить как мы, но при этом оставаться евреями …

Кристиан Маттиас Те́одор Мо́ммзен (нем. Theodor Mommsen; 30 ноября 1817, Гардинг, Шлезвиг — 1 ноября 1903, Берлин) — немецкий историк, филолог-классик, юрист и политик фризского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима. В 1868 году награждён медалью «Pour le Mérite».

Этот «секрет» еврейской диаспоры, возникший тогда, в вавилонском плену, продолжал «развиваться» и впоследствии.

Самым звёздным часом для его развития оказалось завоевание Александра Македонского в IV столетии до нашей эры, когда рухнула Персидская империя, в которой евреи чувствовали себя, в общем-то, весьма неплохо, когда на её обломках возникла империя Александра Македонского. Затем появилось огромное царство его наследников-диадохов. Потом богатейшее царство Птолемеев со столицей в Александрии Египетской, затем гигантское, простиравшееся от Босфора до Инда, царство Селевкидов со столицей в Антиохии-на-Оронте в Северной Сирии (сегодня – город Антакья на территории Турции) …

Анта́кья (тур. Antakya) — город и район на юге Турции, административный центр ила Хатай. Расположен на реке Эль-Аси (Оронт), в 25 км от впадения в Средиземное море. Вид с центральной части города.

Евреи оказались в пределах всех этих царств.

И оказавшись в пределах этих царств евреи вслед за греками заселяли гигантские культурные города, которые греки основывали в восточных землях, все эти Александрии, Антиохии, Селевкии и прочее…

Географическое положение Антиохии, Александрии, Селевкии и других городов.

Заселяя эти города, евреи смешиваясь в разных кварталах с другими их жителями, сосредотачивались вокруг собственных центров. А их собственными центрами оказались синагоги.

Собственно, сама синагога была придумана именно тогда, и там в Александрии Египетской в III веке до нашей эры встречаем первое свидетельство о синагогах, хотя и существует легенда о том, что первая синагога была построена в Вавилоне из камней Иерусалимского разрушенного храма…

Иерусалимский храм (храм царя Соломона) – реконструкция.

Синагога – это не церковь. Синагога – это нечто совсем иное. Синагога – это «дом собрания», «бейт кнесет» на иврите. Синагога – это общинный центр. И в этот общинный центр евреи сходились и консолидировались.

В этом центре евреи находили женихов для своих дочерей, невест для своих сыновей. Рядом располагались мясные лавки, где продавалась кошерная пища. В синагоге читали Тору.

Чтение Торы тогда стало главным элементом еврейского культа, потому что по законам Торы, по Деутерономическому закону, записанному во Второзаконии, храм мог быть только один, только в Иерусалиме. В остальных местах можно было только молиться и читать Тору…

 

Чтение Торы в синагоге.

И вместо алтаря, вместо скрижалей Завета, которые некогда хранились в первом храме в Ковчеге Завета, теперь в ящичке, в «арон а-кодеш» хранилась Тора, свиток Торы – «се́фер Тора́», который разворачивали и читали.

Продолжение следует …

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments