Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко… (Продолжение)
Возник принципиально новый культ, новый иудаизм, который был мало того, что был религией книги. Он был религией учения…
«Арон а-кодеш» синагоги «Хабад-Любавич» в Казани.
Евреи в этих центрах претендовали на то, что они обладают философией, что они – философский народ.
Отсюда легенды о том, что они происходят от гимнософистов, то есть от «нагих софистов», индийских философов-аскетов, которые пренебрегали одеждой, относясь к покрытию тела как к излишней заботе, препятствующей духовному совершенствованию. И они поставляли на «идеологический рынок» Востока товар, которого там отродясь не было.
Этот товар – религия, которая одновременно была учением…
Индийские гимнософисты – нагие философы.
Религия, которая у народов Востока и греков была культом. Учением была греческая философия и это было великолепным учением. Учение удовлетворяло интеллект, а культ удовлетворял эмоции. Евреи владели и тем, и другим.
Поэтому обнаружился поток прозелитов, то есть тех, которые присоединялись к иудаизму, входили в него. Это называлось и называется по сей день «гиюр».
Гиюр, правда, был непростым и остаётся непростым занятием, особенно для представителей «мужеского» пола, поскольку для этого им приходилось обрезаться, делать обрезание.
Кроме того, иудаизм был связан с выполнением огромного количества заповедей, таких, как кошерное питание, соблюдение субботы, праздников и всего остального…
Собеседование – важный этап обряда “гиюр”.
Ещё более он был «связан» с ненавистью к евреям и соответственно с неприязнью евреев ко всем остальным. Потому что чем больше было прозелитов, чем явственнее евреи высказывали своё презрение ко всем другим окружающим религиям. Ведь это были религии многобожия, а их религия была религией единобожия. И возникала и пылала ненависть к евреям, которые были совсем иными, чем все остальные. У евреев была другая религия, привлекательная, соблазнительная…
Но чем больше она соблазняла, тем больше она вызывала ненависть. Тем более, что опять-таки, евреи процветали и жили вполне комфортно в этих городских центрах, в Антиохии, Александрии. Особенно в Александрии Египетской, где они консолидировались в очень политически влиятельную мощную общину. И в добавок, у них была вооруженная сила…
Порт древней Александрии Египетской.
В ходе войн между Птолемеями и Селевкидами один из последних представителей дома первосвященников Ония IV бежал в Египет и там ему была выделена земля и бывший храм египетской богини, который он перестроил, а рядом расселил своих воинов-колонистов. И во время династических «драк», например, драки между египетской царицей, дочерью Птолемея V и Клеопатры Сиры, Клеопатрой II и Птолемеем VIII Фи́сконом (Птолемеем VIII Эверге́том), еврейские войска Ония IV маршем прошлись во главе с его сыновьями от Леантополя к Александрии и выбили оттуда Птолемея Фи́скона …
Клеопатра II (др.-греч. Κλεοπάτρα) — египетская царица, дочь Птолемея V и Клеопатры Сиры. Бюст изображает Клеопатру II или (вероятно ?) ее дочь Клеопатру III из музея Лувра.
Всё это, конечно, не прибавляло любви египтян и греков к евреям, но эти события выводили евреев на передний план мировой истории…
Что касается тех евреев, которые жили у себя на родине, в метрополии, как они это называли на греческом языке, то их судьба складывалась по-разному.
После того, как евреи вернулись на свою землю из вавилонского плена, здесь сложилось то, что Иосиф Флавий называл «теократией», то есть правление, если не Бога, то его представителей на земле – священников, «кохенов» или «коэнов».
И во главе этой общины стоял коэн а-Гадоль, первосвященник, «архиерей» по-гречески. Вокруг него консолидировался совет из глав священнических и не священнических знатных родов-кланов, которые враждовали между собой «не на жизнь, а на смерть»…
Ио́сиф Фла́вий, при рождении — Йосе́ф бен Матитья́ху (ок. 37 — ок. 100) — древнееврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (восстание 66—71 годов) и «Иудейские древности» (изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Древнеримский бюст, предположительно изображающий Иосифа Флавия.
Когда Александр Македонский подчинил себе Переднюю Азию, Иудея оказалась сначала в пределах царства Птолемеев, затем в пределах царства Селевкидов, и в начале II века до нашей эры здесь запылал как бы сейчас назвали «коррупционный скандал» …
Представители клана Бильга обвинили первосвященника в том, что он неправильно размещает деньги в храмовой казне. Первосвященника Ония III вызвали для расследования в Антиохию, а его место захватил его честолюбивый брат Иасон (Ясон), заплативший огромную взятку царю Антиоху IV Эпифану…
Антио́х IV Эпифа́н (ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.) — сирийский царь из династии Селевкидов македонского происхождения, сын Антиоха III Великого. Царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э. Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Бюст Антиоха IV Эпифана. Старый музей, Берлин.
Усевшись в Иудее на место первосвященника, Иасон немедленно начал проводить эллинистическую реформу. Он получил от царя право переделать Иерусалим из «обычной деревни», как Иерусалим считался по тогдашнему греческому праву, в город-государство, в полис. И гражданами в этом государстве становились священники и вообще все представители аристократии.
Собственно, эллинистическое общество было устроено приблизительно так, как впоследствии было устроено общество Южной Африки: сверху «белые», снизу – «чёрные», то есть сверху эллины, снизу – варвары. Эллины были воинами, офицерами, составляли верхушку администрации. И что самое главное – они были гражданами полисов, вновь основываемых полисов и старых восточных городов – Тира, Сидона и др., которым даровалось право полиса…
Тир — город в Ливане. Тир — один из древнейших крупных торговых центров Финикии и Средиземноморья. Современное арабское название — Сур.
Но уже тогда существовал «социальный лифт».
Чуть ранее уже упоминался Аристотель, который встретил иудея, который по языку и по духу был эллином. Ибо только тот мог быть эллином, который обладал культурой и который был свободным. Азиаты, с точки зрения эллинов, все были рабами и культурой не обладали.
Но если находились азиаты, которые выучили греческий язык, у них было некоторое состояние, некоторое влияние и знатность, то их могли включить в состав граждан, и тогда они становились эллинами…
То есть, сама по себе конструкция «чёрный – белый» не нарушалась, но был вертикальный «лифт» из «чёрных» в «белые».
Евреи проходили этот «лифт», но при этом в отличие от всех остальных – от египтян, от сирийцев, от вавилонян, – они НЕ переставали быть евреями !..
Рынок в Древнем Риме.
Они не хотели отказываться от своего еврейства, что представляло огромные сложности, потому что граждане греческих полисов должны были исполнять все обряды полисов. А обряды этих полисов были языческими. И это, естественно, должно было накладывать некоторую «рамку» на поведение еврейской аристократии. И эту рамку ограничений еврейская аристократия хотела сломать. По крайней мере, та аристократия, которая была дома, в Иудее…
В начале своей реформы Иасон построил гимнасии в Иерусалиме…
Гимна́сий — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки. Обязательными были физические упражнения на открытом воздухе в обнаженном виде (в отличие от «варваров», стеснявшихся наготы и не исповедовавших культа физической подготовки).
И знатные еврейские юноши уже не считали для себя честью служить в храме, а честью для них было получение награды где-то на олимпийских состязаниях. А для этого молодые люди упражнялись и упражнялись они нагими…
Напомню, что гимнастика происходит от слова «гимнос» («gymnos») – «голый», «обнажённый». Так вот, греки на свежем воздухе в голом виде занимались спортом. Ну и, разумеется, становилось видно, что евреи – обрезанные…
Чтобы этого не было видно, евреи делали себе операцию «эписпазмос» по восстановлению крайней плоти. В греко-римском мире неповрежденные гениталии, включая крайнюю плоть, считались признаком красоты и мужественности. То есть, обрезание было некрасиво с точки зрения эллинов.
Естественно, это вызывало определённый протест со стороны «традиционалистов». Но евреи ни при Птолемеях, ни при персах, ни при Селевкидах, в общем-то, не восставали. Не были к этому склонны …
Первосвященник.
Хуже дело обернулось, когда место Иасона занял Менелай, представитель рода Бильга. Менелай не принадлежал к первосвященническому роду, но выдав очень большую взятку царю Селевку IV Филопатору, получил это место…
Монета Селевка IV Филопатора.
Когда Менелая всё-таки прогнал Иасон, царь оскорбился и обиделся на евреев. В результате на евреев были наложены многочисленные взыскания, так называемые «гзерот» – карательные законы.
Тем не менее, Иерусалимский храм был переделан в языческий храм. В него, по всей видимости, была внесена статуя или Ваала, или Зевса, что было одно и то же с точки зрения тогдашнего населения, и что называется в Книге пророка Даниила (гл. 9, ст. 27) «мерзость запустения»…
Даниил во рву со львами. Поль Рубенс. ~1615 ?, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
Вот тут-то евреи не выдержали, особенно когда их стали принуждать приносить жертвы по языческому образцу – резать свинью, а потом её есть.
Началось восстание, во главе которого вскоре встал знаменитый Иуда Маккавей, принадлежавший к роду Хасмонеев. При Иуде евреи сумели отбить храм, провести процедуру его очищения и «новоселье» – возобновление храмовой службы, которое до сих пор празднуется как Ханука…
Зажигание свечей в праздник Хануки.
Затем в течение долгого времени после смерти Иуды Маккавея его братья «маневрировали» между разными претендентами на селевкидский престол.
Закончилось это тем, что возникло в районе 140 года до нашей эры независимое Хасмонейское государство во главе с родом Хасмонеев, просуществовавшее до 63 года до нашей эры, когда в окрестностях Дамаска объявился Гней Помпей Великий – римский полководец, к тому времени ликвидировавший царство Селевкидов. Он же сделал из царства Хасмонеев вассальное княжество, отрезав от него прибрежную полосу и прочие куски земли…
Римская статуя, предположительно изображающая Помпея, на вилле Арконати в Кастеллаццо ди Боллате (Милан, Италия), привезенная из Рима в 1627 году Галеаццо Арконати.
В этом независимом Хасмонейском государстве происходил бурный расцвет иудаизма. Расцвет был бурный и … «катастрофический» …
Народ получил некоторую самостоятельность и независимость, и в условиях, когда его жизненный уровень рос, как и в остальном Средиземноморье, появился некоторый досуг. И народ стал активно изучать Тору, по крайней мере, некоторые средние слои еврейского населения…
Изучение Торы, а также мечты о возвращении, о приходе помазанника царя Иудейского, а потом царя Давида, охватили многие слои населения. Помазанник, «машиах» (помазанный елеем), Мессия, что по-гречески переводится как Христос…
Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесёт полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому.
Вот этот самый Христос и должен был прийти и воцариться над всей землёй. И слухи об этом распространялись от Испании до Индии…
Пророк Илия, получающий хлеб от вдовы Зарефата, 1621-1624. Худ. Джованни Ланфранко (1582 – 1647). Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Вот, собственно говоря, «катастрофическое» развитие иудаизма, различное толкование Торы и привело к появлению так называемых сект, школ, течений в иудаизме. Это течения фарисеев, ессеев, саддукеев.
Фарисеи были чем-то вроде «профессорской» секты или школы, ибо для них самым главным была учёность, развитие устной Торы, которую они считали своим обретением, хотя и выданной некогда Моисею на горе Синай. Во главе фарисейских школ стояли учителя, которые назывались «рабби» – «мой учитель».
Фарисеи.
Окончание следует