Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко… (Продолжение)

Как евреи дали христианство цивилизованному миру. Коротко… (Продолжение)

Возник принципиально новый культ, новый иудаизм, который был мало того, что был религией книги. Он был религией учения…

«Арон а-кодеш» синагоги «Хабад-Любавич» в Казани.

Евреи в этих центрах претендовали на то, что они обладают философией, что они – философский народ.

Отсюда легенды о том, что они происходят от гимнософистов, то есть от «нагих софистов», индийских философов-аскетов, которые пренебрегали одеждой, относясь к покрытию тела как к излишней заботе, препятствующей духовному совершенствованию. И они поставляли на «идеологический рынок» Востока товар, которого там отродясь не было.

Этот товар – религия, которая одновременно была учением…

Индийские гимнософисты – нагие философы.

Религия, которая у народов Востока и греков была культом. Учением была греческая философия и это было великолепным учением. Учение удовлетворяло интеллект, а культ удовлетворял эмоции. Евреи владели и тем, и другим.

Поэтому обнаружился поток прозелитов, то есть тех, которые присоединялись к иудаизму, входили в него. Это называлось и называется по сей день «гиюр».

Гиюр, правда, был непростым и остаётся непростым занятием, особенно для представителей «мужеского» пола, поскольку для этого им приходилось обрезаться, делать обрезание.

Кроме того, иудаизм был связан с выполнением огромного количества заповедей, таких, как кошерное питание, соблюдение субботы, праздников и всего остального…

Собеседование – важный этап обряда “гиюр”.

Ещё более он был «связан» с ненавистью к евреям и соответственно с неприязнью евреев ко всем остальным. Потому что чем больше было прозелитов, чем явственнее евреи высказывали своё презрение ко всем другим окружающим религиям. Ведь это были религии многобожия, а их религия была религией единобожия. И возникала и пылала ненависть к евреям, которые были совсем иными, чем все остальные. У евреев была другая религия, привлекательная, соблазнительная…

Но чем больше она соблазняла, тем больше она вызывала ненависть. Тем более, что опять-таки, евреи процветали и жили вполне комфортно в этих городских центрах, в Антиохии, Александрии. Особенно в Александрии Египетской, где они консолидировались в очень политически влиятельную мощную общину. И в добавок, у них была вооруженная сила…

Порт древней Александрии Египетской.

В ходе войн между Птолемеями и Селевкидами один из последних представителей дома первосвященников Ония IV бежал в Египет и там ему была выделена земля и бывший храм египетской богини, который он перестроил, а рядом расселил своих воинов-колонистов. И во время династических «драк», например, драки между египетской царицей, дочерью Птолемея V и Клеопатры Сиры, Клеопатрой II и Птолемеем VIII Фи́сконом (Птолемеем VIII Эверге́том), еврейские войска Ония IV маршем прошлись во главе с его сыновьями от Леантополя к Александрии и выбили оттуда Птолемея Фи́скона …

Клеопатра II (др.-греч. Κλεοπάτρα) — египетская царица, дочь Птолемея V и Клеопатры Сиры. Бюст изображает Клеопатру II или (вероятно ?) ее дочь Клеопатру III из музея Лувра.

Всё это, конечно, не прибавляло любви египтян и греков к евреям, но эти события выводили евреев на передний план мировой истории…

Что касается тех евреев, которые жили у себя на родине, в метрополии, как они это называли на греческом языке, то их судьба складывалась по-разному.

После того, как евреи вернулись на свою землю из вавилонского плена, здесь сложилось то, что Иосиф Флавий называл «теократией», то есть правление, если не Бога, то его представителей на земле – священников, «кохенов» или «коэнов».

И во главе этой общины стоял коэн а-Гадоль, первосвященник, «архиерей» по-гречески. Вокруг него консолидировался совет из глав священнических и не священнических знатных родов-кланов, которые враждовали между собой «не на жизнь, а на смерть»…

Ио́сиф Фла́вий, при рождении — Йосе́ф бен Матитья́ху (ок. 37 — ок. 100) — древнееврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (восстание 66—71 годов) и «Иудейские древности» (изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Древнеримский бюст, предположительно изображающий Иосифа Флавия.

Когда Александр Македонский подчинил себе Переднюю Азию, Иудея оказалась сначала в пределах царства Птолемеев, затем в пределах царства Селевкидов, и в начале II века до нашей эры здесь запылал как бы сейчас назвали «коррупционный скандал» …

Представители клана Бильга обвинили первосвященника в том, что он неправильно размещает деньги в храмовой казне. Первосвященника Ония III вызвали для расследования в Антиохию, а его место захватил его честолюбивый брат Иасон (Ясон), заплативший огромную взятку царю Антиоху IV Эпифану…

Антио́х IV Эпифа́н (ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.) — сирийский царь из династии Селевкидов македонского происхождения, сын Антиоха III Великого. Царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э. Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Бюст Антиоха IV Эпифана. Старый музей, Берлин.

Усевшись в Иудее на место первосвященника, Иасон немедленно начал проводить эллинистическую реформу. Он получил от царя право переделать Иерусалим из «обычной деревни», как Иерусалим считался по тогдашнему греческому праву, в город-государство, в полис. И гражданами в этом государстве становились священники и вообще все представители аристократии.

Собственно, эллинистическое общество было устроено приблизительно так, как впоследствии было устроено общество Южной Африки: сверху «белые», снизу – «чёрные», то есть сверху эллины, снизу – варвары. Эллины были воинами, офицерами, составляли верхушку администрации. И что самое главное – они были гражданами полисов, вновь основываемых полисов и старых восточных городов – Тира, Сидона и др., которым даровалось право полиса…

Тир — город в Ливане. Тир — один из древнейших крупных торговых центров Финикии и Средиземноморья. Современное арабское название — Сур.

Но уже тогда существовал «социальный лифт».

Чуть ранее уже упоминался Аристотель, который встретил иудея, который по языку и по духу был эллином. Ибо только тот мог быть эллином, который обладал культурой и который был свободным. Азиаты, с точки зрения эллинов, все были рабами и культурой не обладали.

Но если находились азиаты, которые выучили греческий язык, у них было некоторое состояние, некоторое влияние и знатность, то их могли включить в состав граждан, и тогда они становились эллинами…

То есть, сама по себе конструкция «чёрный – белый» не нарушалась, но был вертикальный «лифт» из «чёрных» в «белые».

Евреи проходили этот «лифт», но при этом в отличие от всех остальных – от египтян, от сирийцев, от вавилонян, – они НЕ переставали быть евреями !..

Рынок в Древнем Риме.

Они не хотели отказываться от своего еврейства, что представляло огромные сложности, потому что граждане греческих полисов должны были исполнять все обряды полисов. А обряды этих полисов были языческими. И это, естественно, должно было накладывать некоторую «рамку» на поведение еврейской аристократии. И эту рамку ограничений еврейская аристократия хотела сломать. По крайней мере, та аристократия, которая была дома, в Иудее…

В начале своей реформы Иасон построил гимнасии в Иерусалиме…

Гимна́сий — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки. Обязательными были физические упражнения на открытом воздухе в обнаженном виде (в отличие от «варваров», стеснявшихся наготы и не исповедовавших культа физической подготовки).

И знатные еврейские юноши уже не считали для себя честью служить в храме, а честью для них было получение награды где-то на олимпийских состязаниях. А для этого молодые люди упражнялись и упражнялись они нагими…

Напомню, что гимнастика происходит от слова «гимнос» («gymnos») – «голый», «обнажённый». Так вот, греки на свежем воздухе в голом виде занимались спортом. Ну и, разумеется, становилось видно, что евреи – обрезанные…

Чтобы этого не было видно, евреи делали себе операцию «эписпазмос» по восстановлению крайней плоти. В греко-римском мире неповрежденные гениталии, включая крайнюю плоть, считались признаком красоты и мужественности. То есть, обрезание было некрасиво с точки зрения эллинов.

Естественно, это вызывало определённый протест со стороны «традиционалистов». Но евреи ни при Птолемеях, ни при персах, ни при Селевкидах, в общем-то, не восставали. Не были к этому склонны …

Первосвященник.

Хуже дело обернулось, когда место Иасона занял Менелай, представитель рода Бильга. Менелай не принадлежал к первосвященническому роду, но выдав очень большую взятку царю Селевку IV Филопатору, получил это место…

Монета Селевка IV Филопатора.

Когда Менелая всё-таки прогнал Иасон, царь оскорбился и обиделся на евреев. В результате на евреев были наложены многочисленные взыскания, так называемые «гзерот» – карательные законы.

Тем не менее, Иерусалимский храм был переделан в языческий храм. В него, по всей видимости, была внесена статуя или Ваала, или Зевса, что было одно и то же с точки зрения тогдашнего населения, и что называется в Книге пророка Даниила (гл. 9, ст. 27) «мерзость запустения»…

Даниил во рву со львами. Поль Рубенс. ~1615 ?, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

Вот тут-то евреи не выдержали, особенно когда их стали принуждать приносить жертвы по языческому образцу – резать свинью, а потом её есть.

Началось восстание, во главе которого вскоре встал знаменитый Иуда Маккавей, принадлежавший к роду Хасмонеев. При Иуде евреи сумели отбить храм, провести процедуру его очищения и «новоселье» – возобновление храмовой службы, которое до сих пор празднуется как Ханука…

Зажигание свечей в праздник Хануки.

Затем в течение долгого времени после смерти Иуды Маккавея его братья «маневрировали» между разными претендентами на селевкидский престол.

Закончилось это тем, что возникло в районе 140 года до нашей эры независимое Хасмонейское государство во главе с родом Хасмонеев, просуществовавшее до 63 года до нашей эры, когда в окрестностях Дамаска объявился Гней Помпей Великий – римский полководец, к тому времени ликвидировавший царство Селевкидов. Он же сделал из царства Хасмонеев вассальное княжество, отрезав от него прибрежную полосу и прочие куски земли…

Римская статуя, предположительно изображающая Помпея, на вилле Арконати в Кастеллаццо ди Боллате (Милан, Италия), привезенная из Рима в 1627 году Галеаццо Арконати.

В этом независимом Хасмонейском государстве происходил бурный расцвет иудаизма. Расцвет был бурный и … «катастрофический» …

Народ получил некоторую самостоятельность и независимость, и в условиях, когда его жизненный уровень рос, как и в остальном Средиземноморье, появился некоторый досуг. И народ стал активно изучать Тору, по крайней мере, некоторые средние слои еврейского населения…

Изучение Торы, а также мечты о возвращении, о приходе помазанника царя Иудейского, а потом царя Давида, охватили многие слои населения. Помазанник, «машиах» (помазанный елеем), Мессия, что по-гречески переводится как Христос…

Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесёт полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому.

Вот этот самый Христос и должен был прийти и воцариться над всей землёй. И слухи об этом распространялись от Испании до Индии…

Пророк Илия, получающий хлеб от вдовы Зарефата, 1621-1624. Худ. Джованни Ланфранко (1582 – 1647). Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.

Вот, собственно говоря, «катастрофическое» развитие иудаизма, различное толкование Торы и привело к появлению так называемых сект, школ, течений в иудаизме. Это течения фарисеев, ессеев, саддукеев.

Фарисеи были чем-то вроде «профессорской» секты или школы, ибо для них самым главным была учёность, развитие устной Торы, которую они считали своим обретением, хотя и выданной некогда Моисею на горе Синай. Во главе фарисейских школ стояли учителя, которые назывались «рабби» – «мой учитель».

Фарисеи.

Окончание следует

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments