Гибель К-8

12 апреля 1970 года советская подводная лодка К-8 затонула в Бискайском заливе. Командир К-8 капинат второго ранга Всеволод Борисович Бессонов Подводная лодка К-8, находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1970 года. К-8 относилась к числу атомных подводных лодок проекта 627А «Кит». Постановление об их создании подписал ещё Сталин 12 сентября 1952 года. Первая подводная лодка этой серии К-3 под названием «Ленинский Комсомол» вступила в строй уже в 17 декабря 1958 года, но она имела статус опытового корабля. В отличие от американского «Наутилуса», имевшего традиционную штевневую форму носа, проект подводные лодки типа «Кит» получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости. С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ-А, показавших себя весьма ненадёжными, особенно в части трубопроводов первого контура, имевших значительную протяжённость. Возросшая скорость подводного хода обусловила применение систем автоматизации: для стабилизации курса по направлению использовалась система «Курс», а для стабилизации по глубине — система «Стрела». Первоначально главным калибром проекта 627 должна была быть термоядерная «Царь-торпеда» Т-15, которая должна была нести 100-мегатонный заряд. При взрыве этого заряда под водой образовалась бы волна цунами высотой 300 метров, которая смыла бы все прибрежные города. аппаратами калибра 533 мм. Однако в 1954 году проект «Царь-торпеды» закрыли по настоянию Хрущёва, и основным вооружением «Китов» стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед. Лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами. В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров, управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Торий». Головной корабль кроме носовых ТА имел два кормовых торпедных аппарата калибра 406 мм. На серийных кораблях кормовые аппараты не устанавливались. Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и в соседстве с работающими атомными реакторами стало важной проблемой. Для её решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции, однако используемый в ней пожароопасный способ рециркуляции кислорода и поглощения углекислого газа стал источником частых проблем. К-8 была третьей лодкой из этой серии. Она вступила в стой 31 декабря 1959 года. Вечером 8 апреля 1970 года, когда К-8 находилась севернее Азорских островов, при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А. В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторs. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва. Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из 16, находившихся в восьмом отсеке, спасти не удалось никого. После аварийного всплытия бо́льшая часть экипажа была спасена экипажем болгарского теплохода “Авиор”, через который сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что в 7-й отсек поступает вода, запасы ВВД закончились. Дифферент продолжал нарастать. В условиях сильного шторма болгарское судно сняло с К-8 46 человек. Ночью к месту аварии подошли советские суда “Касымов”, “Комсомолец Литвы” и “Харитон Лаптев”, но их попытки взять подводную лодку на буксир не увенчались успехом. К концу третьих суток аварии положение ещё более осложнилось – носовые отсеки постепенно загазовывались, а в кормовые поступала вода, затапливались безгингстонные цистерны главного балласта. Оценив ситуацию, командир БЧ-5 начал настаивать на покидании корабля. Командир всё ещё надеялся продолжить борьбу за живучесть, и на борту К-8 осталась одна боевая смена из 22 человек во главе с командиром лодки. 12 апреля 1970 года в 06 час 13 мин, не имея крена, К-8 неожиданно утратила продольную остойчивость, резко опрокинулась на корму и затонула. В условиях восьмибального шторма спасти оставшихся на плаву моряков не удалось. Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых — медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат, больному матросу была названа улица в посёлке Гремиха, где базировался атомоход. Там же погибшим морякам поставили памятник. К-8 стала первой затонувшей атомной подводной лодкой. к этому времени на дне Атлантического океана уже лежали две американские АПЛ — «Трешер» и «Скорпион». Всего же с 1955 года затонуло восемь атомных субмарин: шесть наших и две американских.
https://www.youtube.com/watch?v=znQnMlnSuNY
Вечная память погибшим морякам!
0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments