Чат неактивен
Главная Вопросы и Ответы Всё о Симе Деловой Сим Форум Блоги Объявления Фотогалерея Игры Свяжитесь с нами

Гость |  Войти

Непростая история

Тут можно потрындеть обо всём

Модератор: Chur

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вс фев 10, 2019 8:28 pm

Кто был автором фразы «русские не сдаются!»

Изображение

Многим известно, что знаменитую фразу «Русские не сдаются!» крикнул, подрывая себя гранатой, герой Великой Отечественной войны адыгский поэт Хусейн Андрухаев.

Он прикрывал отход товарищей в боях на Украине и ответил так немцам, которые кричали ему: «Рус, сдавайся!». Советская пропаганда подхватила фразу и растиражировала. Но если вдуматься, становится ясно: чтобы в миг наивысшей доблести адыг сказал эти слова, они уже должны были проникнуть к нему в душу. А значит, их говорили задолго до подвига Андрухаева.

Первая мировая
Если углубиться в историю, окажется, что в Европе эта фраза прогремела во время Первой Мировой при защите крепости Осовец в 1914 году. Крепость стояла шесть месяцев. Немцы выпустили по ней не менее четырехсот тысяч снарядов, а под конец устроили газовую атаку. Но даже это не дало результатов.

Погибая, русские поднялись в последнюю штыковую атаку и обратили немцев в бегство. Еще в начале осады немцы предлагали русским деньги – полмиллиона имперских марок, но ответ был классическим: «Русские не сдаются!». Одни пишут, что так ответил комендант Осовца генерал-майор Николай Бржозовский, другие — что это сказал старший адъютант штаба крепости Михаил Свечников.

Русско-турецкая война
Копнем глубже. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 года произошла осада крепости Баязет, в которой русский гарнизон в полторы тысячи солдат и офицеров противостоял превосходящим силам турок. Крепость держалась 23 дня. Она простреливалась со всех сторон, солдат мучили жажда и голод. Раненым выдавали по ложке воды в день. Турки восемь раз предлагали сдаться. Ответ майора Штоквича был таким: «Русские живыми не сдаются! По переговорщикам прикажу стрелять!». Наконец, осада была снята русскими войсками.
Но и майор Штоквич не был автором этих слов.

Русско-шведская война
В конце 17-го века жил потомственный военный, генерал от инфантерии граф Василий Иванович Левашов, который во время Русско-шведской войны был комендантом города Фридрихсгама. В 1788 году город был осажден шведским флотом. Густав III предложил коменданту сдаться, и граф Левашов ответил знаменитым «Русские не сдаются!». Вскоре осада была снята

Если обратиться к более древним литературным источникам, то обнаружим, что в «Слове о полку Игореве» князь Игорь перед битвою обращается к воинам со словами: «Братие и дружина! Лучше изрубленным быть, чем полоненными быть» (Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти). Дело происходит в мае 1185 года. То есть уже тогда эти слова были в обиходе.

«Повесть временных лет», написанная монахом Нестором, знакомит читателя с событиями X века. Сын Великой княгини Ольги князь Святослав Игоревич (945–972 гг.) всю жизнь провел в походах. Его мать была христианкой, а князь оставался язычником.

Принимать новую веру отказывался, опасаясь насмешек. В юности Святославу пришлось мстить за отца, и это отразилось на характере князя. Летопись описывает его как неприхотливого, сильного и выносливого воина. Он покорял болгар, разбил хазар, воевал с византийцами. Историк Карамзин называл его «русским Македонским». За годы правления князя государство выросло и раскинулось от Волги до Балкан, от Черноморья до Кавказа. Это он честно предупреждал врагов «Иду на вы», и с тех пор эта фраза навсегда осталась в русском языке. Именно он первый сказал фразу «Русские не сдаются!», правда, звучала она несколько по другому.

Греческие и древнерусские источники пишут о событии по разному, но общую картину сложить можно. По договоренности с византийским императором Иоанном Цимисхием князь Святослав с греками воевал против болгар. Разбив противника, завладев городами и богатствами, он воодушевился и, стоя у города Аркадиополя, потребовал у греков двойную мзду. Это не понравилось грекам, и они выставили против князя 100 000 воинов.

Понимая, что ему не выстоять, князь, обращаясь к дружине, промолвил те самые слова, которые прошли через века, воодушевляя потомков на сечу: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет». После чего разбил греков и пошел на Константинополь, который находился в 120 километрах. «Ромеи» предпочли не связываться с варваром и откупились. Князь решил вернуться в Киев, собрать побольше воинов. По дороге домой он погиб в засаде печенегов.

Что заставляло русских князей так говорить и так поступать? Некоторые считают, что язычество. Якобы, как и варяги, они верили, что смерть на поле боя означает загробную жизнь в Валгалле.

Однако сын Святослава, князь Владимир, стал православным и крестил Русь, и трусом тоже не был. Через двести лет после слов Святослава, в «Повести о разорении Рязани Батыем» князь Юрий Ингваревич тоже говорит дружине: «Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». А монголы вспоминают воинов Евпатия Коловрата словами: «Ни один из них не съедет живым с побоища».

По-видимому, дело тут не в язычестве, а в том удивительном стержне, который присутствует в русских людях. Для русских лишиться чести или стать предателем страшнее самой лютой смерти. Поэтому рождаются такие фразы и сопутствуют русскому народу на протяжении всей истории.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 16281
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вт фев 12, 2019 8:58 pm

Русские фамилии, которые на самом деле шведские

Изображение

Варяги издревле жили по-соседству с русичами. Эти два народа часто воевали друг с другом, но больше сотрудничали: торговали, делились опытом, перенимали различные ремесла. Многие шведы, норвежцы и финны перебирались из своих стран в новгородские, псковские, вологодские и архангельские земли. Они быстро ассимилировались на новой территории. Изначально скандинавские фамилии становились русскими по звучанию и написанию.

В основном, от скандинавов пошли фамилии людей, чьи предки являлись жителями севера европейской части нашей страны: архангельских, вологодских, псковских и новгородских земель.

Так исторически сложилось, что среди русских фамилий, имеющих варяжское происхождение, превалируют шведские. Просто наши страны не раз вступали в вооруженные конфликты друг с другом. Например, за время Северной войны (1700-1721 гг.) в плен были захвачены около 20 тысяч солдат и офицеров. Некоторые шведы и норвежцы сдавались русским без боя. Из них около 5 тысяч человек не вернулись на родину после окончания войны: одни остались жить в северо-западных регионах России, а другие были сосланы в Сибирь.

Не желая выделяться среди населения нашей страны, скандинавы сознательно русифицировались. Их фамилии обретали окончания на -ов (-ев) и -ин (-ын), и через три-четыре поколения никто уже не мог с точностью определить происхождение. Так, распространенная среди шведов, норвежцев и финнов фамилия Даль в нашей стране могла превратиться в Далев или Далин, а ее носители сами думали, что она образована от русского слова «даль». Точно так же произошла и фамилия Мальмасов (изначально Мальмас плюс нужное окончание).

Некоторые шведы и норвежцы шли еще дальше. Они не просто прибавляли к своим фамилиям местные окончания, но и буквально переводили их на русский язык. Если скандинавское имя Ян можно соотнести со здешним именем Иван, то некий пленный Янсен буквально становился Ивановым, Петерсен – Петровым, Эмильсен – Емельяновым, Андерсон – Андреевым и т.п.

А вот фамилию Кнутсен никто не переводил, просто записывали как Кнутов, заменив традиционное шведское окончание -сен. В то же время некий Карлов может оказаться потомком Карлсена, но не того, который живет на крыше.

Интересна и история происхождения фамилии Ослин, которая не имеет никакого отношения к известному животному. Просто некоторые пленные солдаты из Норвегии назывались так в память о родном городе – Осло. А вот их потомкам пришлось доказывать, что предок не обладал ослиным упрямством, получив обидное прозвище, он просто был норвежцем.

Больше повезло тем, чей пращур носил фамилию Оркан, которая переводится со всех скандинавских языков как «ураган». Его дети и внуки стали Оркиными.
Точно также и фамилия известного русского полководца Александра Суворова (1730-1800 гг.) произошла от шведского предка, которого звали Сувор (Свор), что в переводе означает «сильный». Согласно имеющимся данным, пращур полководца перебрался в нашу страну в 1622 году и поступил на русскую службу. Несмотря на непростые отношения со Шведским королевством, в Москве охотно принимали выходцев из этой страны, их ценили как специалистов в военных и административных вопросах.

А вот предок человека, который носит фамилию Пунгин, определенно, был состоятельным купцом. Ведь шведское слово «пунг» означает «кошелек». Такое прозвище, преобразованное затем в фамилию, мог получить только обеспеченный мужчина. А его потомки, вероятно, и не догадываться о своем происхождении.
Не исключено, что русские окончания к скандинавским фамилиям добавлялись местными писцами без согласования с их носителями. Финнам же, например, говорили, что здесь правильнее не Мякинен, а Мякинин. Не Костышен, а Костышин. Не Виртанен, а Вертынин. Так же датчанин Персен стал Перовым, а Колсен – Колчиным.

Кстати, фамилии Шведов (Шведкин), Норманский (Норманских), Данов (Данин), Варягов (Варяжский) и подобные им не обязательно означают, что их носители являются потомками скандинавов. Соответствующие прозвища жители Пскова и Новгорода могли дать и соотечественникам, долгое время прожившим за границей или имеющим торговые связи с иностранцами.

От заимствованных слов
Русских слов, которые были заимствованы у скандинавов, по мнению большинства лингвистов, не так уж и много. Однозначно, к ним относятся: ларь, сельдь, пуд, якорь, крюк, ябеда, пурга, кнут, мачта, а также название реки – Волга. Интересно происхождение слова «ябеда», в Древней Руси советник (доверенное лицо) князя, которому тот делегировал часть своих властных полномочий, назвался «ябедник». Изначально это слово не имело такой негативной эмоциональной окраски, как в наши дни.

Фамилии, произошедшие от заимствованных слов, не указывают на скандинавское происхождение их носителей. Хотя Ларин, Пудов, Крюков, Пургин могли быть образованы от переиначенных на русский манер норвежских, шведских и финских слов, имеющих аналогичное значение.

Кроме того, вместе с дружиной князя Рюрика на Русь пришли имена собственные: Аскольд, Глеб, Игорь, Олег и Ольга. Редкое имя Нора считается произошедшим от Норны (скандинавской богини судьбы). Так что и Норкины вполне могут оказаться потомками древних викингов.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 16281
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Чт фев 14, 2019 7:52 pm

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.

Изображение

В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему "Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР". С ним мы и предлагаем вам ознакомиться.

СОВЕТ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЯЗЫК ОРИГИНАЛА: АНГЛИЙСКИЙ
13 мая 1959 г.

ДОКУМЕНТ НАТО БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»
AC/ 137-D/ 40

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ НАУКИ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР

Записка Секретаря

Напоминаем членам Комитета, что на заседании 22 и 23 апреля 1959 г.

(Подписано) Х.УЭСТ-БЕРХЭМ
Дворец Шайо,
Париж, 16-ый округ.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР


I. Вступление.
II. Некоторые факторы, способствовавшие быстрому улучшению образования при советском режиме.
III. Ступени образования и изменения.
IV. Профессионально подготовленные кадровые резервы СССР и темпы производства.
V. Сложности и недостатки.
VI. Дисциплины, представляющие интерес для обороны.
VII. Выводы.
VIII. Приложения.

I. ВСТУПЛЕНИЕ


1. Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории.

II. НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ БЫСТРОМУ УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТСКОМ РЕЖИМЕ

2. Естественным образом, целый ряд факторов способствовал советскому прогрессу последних сорока лет, и те, что упоминаются здесь, представляют лишь малую часть того, что имело значение. Несмотря на то, что настоящий документ был написан в отношении научно-технического образования, большая часть сказанного может быть отнесена к любой другой сфере человеческой мысли. Советская практика во многом отличается от практики западных стран, и данная работа уделяет необходимое внимание этим различиям.

(i) Руководители, получившие научно-техническое образование

С самого начала советские руководители отчетливо понимали, что наука и техника – важнейшие средства достижения военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, хорошо представлены в основном образовании действующих советских руководителей. Президент Академии Наук СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сравнить с кабинетом Премьер-министра Великобритании или кабинетом Председателя Правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, первый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, нежели в западных странах.

(ii) Централизованный контроль и планирование

Эти факторы предоставляют очевидные преимущества для достижения максимальной эффективности программ профессиональной подготовки. Можно установить единый образовательный стандарт для всей страны, упростить систему обучения и устранить большинство причин, вносящих путаницу в западных странах, где система стала раздробленной. Если планирование и производство согласованы, то отсутствует безработица, а на всех рабочих местах, необходимых государству, оказываются люди с подходящей квалификацией. В централизованной системе, разумеется, существует возможность быть либо блестяще правым, либо катастрофически заблуждаться. Суть советского метода такова: министерства прогнозируют свои потребности в материалах и людских ресурсах на 5 (теперь 7) -летний план в соответствии с общей директивой от партийного руководства. Изложенные министерствами требования, которые каждый год немного изменяются на основании опыта, сопоставляются, и Государственный плановый комитет разрабатывает планы. Части плана, касающиеся научно-технических вопросов, утверждаются Академией Наук.

(iii) Вновь обученные кадры в распоряжении государства

Почти все, кто обучается сверх образовательного минимума, установленного законодательством Советского Союза, получают государственное финансирование. Государство требует, чтобы выпускники высших или средне-специальных учебных заведений отработали три года по распределению после завершения обучения. Из числа молодых людей, не обремененных другими обязательствами, около 750 тысяч получили высшее образование и 1,2 миллиона – средне-специальное образование. Эти кадровые резервы в любой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач государства, таких как грандиозные планы развития, преподавание и других. Эти 2 миллиона специалистов не являются низкооплачиваемыми сотрудниками, они получают достойную зарплату и, более того, не обязаны служить в армии.

(iv) «Малые» дисциплины

СССР – большое государство, поэтому оно способно организовать полноценные группы по изучению таких предметов, как создание и устройство гироскопов и паровых котлов. В то же время западные страны могут предложить лишь эпизодические курсы не самого высокого качества по причине малого количества студентов и преподавателей.

(v) Тщательное изучение западных ресурсов

Западные публикации обычно доступны в переводе в основных советских учреждениях не позднее 2 месяцев после оригинальной публикации. Академический Институт научной информации располагает лучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют обстоятельства, Советы готовы получать информацию путем шпионажа.

(vi) Возвращение в систему образования

На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить еще больше специалистов. Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США 3,5%, в Великобритании 2,5 – 3 %).

(vi) Усиленное изучение основных дисциплин

В последние годы, по крайней мере, во всех учебных программах, предлагаемых в Советском Союзе, делается упор на усиленное изучение основных дисциплин. В каждом из 200 учебных планов технической направленности, действующих в высших учебных заведениях, 10% времени отведено высшей математике и столько же физике. Большое количество обученных кадров и быстрый технологический прогресс достигнуты отнюдь не поверхностными усилиями.

(viii) Подготовка преподавателей – первоочередная задача

С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования (Приложение 1).

(ix) Эффективная пропаганда

На Западе советскую пропаганду и ложь часто считают синонимами. Пропаганда успешно держит национальные цели в поле зрения советских людей, испытывающих радостное волнение по мере достижения этих целей. В СССР есть должности, которые занимают неохотно, рабочие места, на которых трудятся без особого желания. Пропаганда в учебных заведениях изображает работу на таких должностях и позициях как увлекательное испытание и заставляет молодых людей (iii) c готовностью трудиться на благо своей страны в не самых благоприятных условиях.

III. Ступени советского образования

3. Диаграмма в Приложении 1 представляет положение дел во время последнего 5-летнего плана (от которого отказались), и хотя в начальном и среднем образовании грядут изменения, диаграмма показывает систему, которая будет применяться большую часть времени текущей семилетки.

4. Обучение в учебных заведениях в Советском Союзе начинается с 7 лет. Начальное образование длится 7 лет. К 1960 году последний 5-летний план ставил целью сделать 10-летнюю школу общедоступной. Там, где 10-летнее образование школьное образование доступно, местное законодательство делает его обязательным, в результате чего число выпускников 10-летней школы выросло в течение последнего 5-летнего плана с 440 тысяч до 1,5 миллионов в год. Юноши и девушки обучаются по одинаковой программе в 7- и 10-летней школах. На второй стадии классического образования, то есть в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за изучением математики, физики и химии. Выпускники 10-летней школы не так хорошо обучены, как выпускники шестого класса английской гимназии с научным уклоном или юноши и девушки, окончившие вторую научную ступень французского лицея. Значительно более высокий средний уровень в научных дисциплинах достигается, однако, всеми, кто завершил курс 10-летней школы в СССР. Речь идет о гораздо большем числе учеников, чем на Западе (Приложение 3).

5. Другие возможности по окончании 7-летнего обучения проиллюстрированы на диаграмме в Приложении 1. Для выпускников существует возможность трудоустроиться, но число тех, кто это делает, резко сократилось во время последней пятилетки. Школы трудового резерва работают совместно с промышленностью и сельским хозяйством. Специальные средние школы, преимущественно техникумы при соответствующих министерствах, предоставляют специальное образование по двум с лишним тысячам специальностей; курсы имеют ярко выраженную практическую направленность.

6. В последние годы около 40% выпускников 10-летней школы наряду с меньшим процентом выпускников средне-профессиональных учебных заведений продолжают обучаться в высших учебных заведениях (Приложение 2). Ходят слухи об увеличении этого показателя до 70%. Университеты готовят лишь 10% обученных кадров в Советском Союзе, а преподавание в них ведется только по основным дисциплинам. Курс педагогического института длится 4 года, обучение основным дисциплинам в университетах (не включая физику) длится 5 лет. Большинство технических учебных программ (также по физике) рассчитано на 5,5 лет, а программа по медицине – на 6 лет. Студенты всех специальностей, кроме педагогики, на протяжении 6 месяцев работают над дипломным проектом; результаты исследования воплощаются в письменной дипломной работе, которая защищается публично. Примерно 1 из 6 или 7 выпускников высших учебных заведений продолжает образование. Студенты, аспиранты и докторанты должны обладать знанием одного, двух и трех иностранных языков соответственно.

ВНОСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

7. В Меморандуме Хрущева в сентябре 1958 года был намечен переход от 7-летнего начального образования к 8-летнему. За ним будет следовать среднее образование продолжительностью от 3 до 4 лет в одном из пяти типов школ, а именно:
(а) средней школе академической направленности, отличающейся от восьмого, девятого и десятого классов 10-летней школы наличием четырех классов и принимающей примерно 20% окончивших 8-летнюю ступень обучения;
(б) средней школе технической направленности;
(в) специализированной средней школе для нужд театра, балета, изобразительных искусств, военной службы и т.д.;
(г) средней школе с неполной нагрузкой, позволяющей совмещать обучение с работой на фабриках и в сельском хозяйстве;
(д) вечерних школах трудового резерва.
Совершенно очевидно, что изменения в системе не означают снижения стандартов. Более того, учебная база существующих средних школ без труда может быть адаптирована для выполнения новых целей.

IV. КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ И ТЕМПЫ ПРОИЗВОДСТВА

8. Приложение 4 представляет обобщенную картину по этому пункту. Первая таблица демонстрирует сильный уклон в научно-технологическую сферу в СССР. Также можно увидеть, что те, кто получил научно-техническое образование, склонны оставаться в этих областях. Престиж и награды в этих сферах деятельности высоки, особенно для преподавателей.
9. На уровне пост-дипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании все указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено.
10. Приложения 5 и 6 приводят процентные соотношения, последнее также кратко описывает послевоенные достижения. В этой таблице также видна заметная доля женщин в числе обученных кадров СССР.

V. СЛОЖНОСТИ И НЕДОСТАТКИ

11. Советская система образования, на различных уровнях которой обучается около 35 миллионов человек, является гигантской. Одно из ее выдающихся достоинств, вытекающих из централизованного контроля и планирования, – ее относительная простота. Будет интересно выяснить, как Советский Союз успешно справился с проблемами, которые преследуют западные страны.

(i) Учебные помещения

В советских учебных заведениях любого уровня нормой остается обучение в 2 смены, а обучение в 3 смены не является чем-то неслыханным. Обеспеченность учебными классами, лекционными залами и лабораториями, без сомнения, самая сложная проблема, с которой приходится справляться советскому образованию. Недовыполнение программы строительства послужило одним из факторов, способствовавших отказу от плана последней пятилетки. С высокой долей уверенности можно утверждать, что этот фактор ускорил изменения в системе образования на уровне средней школы. Ходят слухи, что все кандидаты на получение высшего образования должны будут отработать два года в производственно-технической сфере перед поступлением. Два года передышки позволят программе строительства наверстать упущенное. Приложение 1 показывает, что нехватка помещений – не новая проблема для СССР.

(ii) Оборудование

Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях.

(iii) Коэффициент учащихся на одного преподавателя

Как упоминалось ранее, в Советском Союзе нет проблемы с преподавателями, в то время как в большинстве западных стран ситуация оставляет желать лучшего.

[прим. statehistory - в этой таблице, видимо, речь идёт о том, сколько учащихся приходится на одного преподавателя]
СССР США Великобритания
Высшие учебные заведения 1 – 12,6 1 – 14,1 1 – 9
Школы 1 – 17,6 1 – 21 (средняя)
1 – 30 (начальн.) 1 – 18,1 (сред. гимназия)
1 – 22,3 (сред. школа)
1 – 30,5 (начальная)


(iv) Военная служба
В силу называвшихся ранее причин в СССР не представляет никакой проблемы.
(v) Соотношение выпускников высших и средне-специальных учебных заведений
Западный опыт указывает на то, что на рабочих местах на одного выпускника высшего учебного заведения приходится три выпускника средне-специальных учебных заведений. В большинстве советских учреждений, которые посетили западные эксперты, эта пропорция, похоже, повсеместно применяется. Коэффициент 3 к 1 не характерен для системы образования, поэтому можно предположить, что где-то в СССР существует нехватка выпускников средне-специальных учебных заведений, которая влечет определенные трудности. То, что эти трудности не очевидны, означает, что в СССР выпускники высших учебных заведений могут быть задействованы в сферах деятельности, которые на западе считаются некоммерческими.

VI. ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС ДЛЯ ОБОРОНЫ

(i) Математика
12. Этот предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует первоклассная математическая традиция, а современный уровень математики в Советском Союзе уступает только уровню в Соединенных Штатах. При изучении множества советских научных работ, в особенности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится заметным, с каким удовольствием советские ученые делают отступления в область математики. Научные работы в Великобритании часто состоят из двух частей: первая часть излагает теорию, а вторая – подтверждение этой теории, полученное опытным путем. Советские научные работы часто состоят исключительно из теории.

Первоклассные советские математики играют гораздо большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются достаточно неформальным характером. Подобный научный подход к решению инженерных проблем, возможно, частично объясняет быстрый прогресс в этой области. Советские математики готовы применять математическую теорию в довольно мелкомасштабных опытных исследованиях. Они с удивительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где советский метод оказывается успешным, становится возможным обойтись без промежуточных стадий исследовательской разработки. Без сомнения, недавний советский прогресс в аэродинамике и химическом машиностроении многим обязан советам математиков.

Занятие математикой настоятельно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и национальном уровнях. Особо одаренных учеников выделяют на очень ранней стадии и в последующем способствуют их обучению.

В большинстве стран существует явная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия среди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными идеями. В СССР математика является активнодействующим компонентом во взаимном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии Наук СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; сотрудники этой московской лаборатории, которые работают здесь один или два месяца в году, также трудятся в учреждениях по всему Союзу. Они занимают лидирующие позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их объединяет, - это интерес к волновым движениям. Возможности для обмена научными идеями в Лаборатории вибраций огромны.

В Приложении 8 приводится подробный университетский учебный план по прикладной математике, а в Приложении 7 – по чистой математике. Обозначено количество часов отраслевой практики, а также перспективы автоматизации в пунктах 19 и 20 Приложения 7.

(ii) Физика

Практически по всем вопросам этой дисциплины советские ученые находятся наравне с мировой наукой. Теоретическая физика достигла огромных высот, а в последние пять лет выдающиеся успехи демонстрируют советские исследования в области полупроводников. В Приложении 9 представлен учебный план по физике, включая значительное количество часов, отводимых на высшую математику и отраслевую практику.

(iii) Химия

Состояние этой дисциплины в СССР описывают как довоенное, но не нужно считать это утверждение истинным. Советский Союз отстает в химическом машиностроении, но присутствует ясное понимание данной ситуации и движение в сторону улучшения в этой области. Учебный план по химии в Приложении 10 опять же выделяет большое количество часов занятиям высшей математикой и отраслевой практике.

(iv) Машиностроение

Приложение 11 типичным образом демонстрирует, что большое количество времени выделено для занятий высшей математикой и физикой. Также отведены часы для отраслевой практики. В условиях растущей экономики, потребности который удовлетворяются за счет развития индустриализации, машиностроение входит в число приоритетов Советского Союза. В 1958-59 годах планируется выпустить в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Вполне возможно, что признаки насыщенности специалистами инженерного профиля скоро станут очевидны.

VII. ВЫВОДЫ

13. На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов. Это может включать, помимо прочего:

(i) отказ от почитаемых, традиционных взглядов в отношении роли женщин;

(ii) выполнение необходимой государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет бюджетных средств;

(iii) упразднение «свободного рынка» квалифицированных трудовых ресурсов; принятие и, возможно, усиление мер по его государственному регулированию.

14. Что бы ни случилось, любое государство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту проблему в срочном, внеочередном порядке.

(Подписано) Ц.Р.С.МЭНДЕРС
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 16281
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вс фев 17, 2019 7:12 pm

Фамилии русских правителей: что они означают на самом деле

Эти люди вошли в историю России. Мы хорошо знакомы с их биографией, а их имена произносим десятки тысяч раз. Но при это часто мы не знаем, что на самом деле означают их фамилии.

Джугашвили
Согласно одной из теорий фамилия Сталина состоит из двух частей – «Джуга» и «Швили». Окончание «Швили» — в переводе с грузинского, означает «дочь» или «сын». А вот о значении «джуга» существует несколько версий. В переводе с осетинского «джогис» – отара, стадо, и фамилия может переводиться как «сын стада».

Другие ученые, считают что «Джуга» – это имя. Георгий Лебанидзе писал, что с древнегрузинского «джуга» значит сталь, именно отсюда и псевдоним – Сталин. Кита Буачидзе говорит, что «джуга» – означает не сталь, это просто древнее языческое слово. До революции осетинские фамилии в редких случаях писались с грузинскими окончаниями.

Фамилия Джугашвили была распространена в Южной Осетии. Так как фамилии оканчивающиеся на –швили считаются фамилиями которые имели только крестьяне, можно утверждать что фамилию Джугашвили имели только крестьяне, так как даже родители Сталина были крестьянского происхождения.

Хрущев
Фамилию относят к распространенному типу родовых наименований, прозвищ, созданных от мирских имен. Прозвище Хрущ в своей основе имеет такие значения: майский жук, мясной или рыбий хрущ, солдат (в вятских народностях), груздь, гриб (по роду занятий). Как вариант она может брать начало от украинских: хрущ, хрущик (майский жук). Такие прозвища обычно относились к ребенку или человеку низкого роста. Хрущиками в Малороссии называли сжаренное в масле или смальце сладкое печенье, имеющее форму продолговатых полосок.

По другой версии, такое родовое имя относят к числу фамилий, которые произошли от топонимов (названий рек, деревень, городов, сел). Такие семейные именования представлялись прозвищами, которые происходили от местности, откуда происходил человек, крае, где служил.

Точное время и место возникновения фамилии не установлено, однако Хрущевы считаются дворянским родом (происходят от Ивана Ивановича Хруща, который приехал из Польши в Москву в 1493 году).

Брежнев
Общепринятой этимологии для данной фамилии нет. Считается, что фамилия Брежнев — это русифицированный вариант украинской фамилии Бережный, которая происходит от прилагательного. И. Ганжа связывала фамилию Брежнев с такими прозвищами, как Бережной, Бережень, и с прилагательными: брежный, бережный, бережный, хозяйственный, бережливый. Такие прилагательные встречаются в говорах русского языка. Ю.Федосюк связал эту фамилию с прилагательным брежный – живущий на берегу.

Ученые считают, что фамилию Брежнев носили крестьяне (в 1610 или 1627 году упоминается крестьянин Белева Кирей Брежнев).
Сейчас данную фамилию можно встретить не только в России, но и Беларуси, Украине.

Ельцин
Фамилия Ельцин относится к числу старинных русских фамилий XVIII – XIX века. Эта фамилия относится к исконно русским фамилиям, которые образовались от имени родоначальника. Исследователи русского языка, отмечают что слово «ельц» означает ель (вологодский говор), словенский говор связывает это слово с бороной, в западных районах России «ельцем» называли украшение из теста на свадебном столе в виде елочки. Кроме того «елец» – вид рыбы, которая водилась в реках Казахстана и Сибири.

Фамилия Ельцин считается крестьянской, так как упоминания об этом есть в 1495 году (в документах встреается Елизар Ельц, крестьянин).
Даже сейчас в Тверской, Московской, Архангельской, Владимирской областях встречаются селения Ельцино, Ельциново и похожие (как известно ранее так называли в честь владельцев или основателей села).

Путин
Фамилия Путин относится к древнейшему типу славянских семейных имен, образованных от мирских прозвищ, имен. Много производных имен было образовано от популярных в Древней Руси имен: Путимир («путь» и «мир»), Путислав («путь» и «слава»).

Путило, Путята, Путяй – не церковные имена, которые были распространены в прошлом веке, их происхождение неизвестно.

Есть упоминания о боярине Путьше (1015 год), новгородском крестьянине Федоре Путица (1495). К данному ряду можно отнести и ласковое именование Путя, которым был назван крестьянин в одном из старинных документов. В XVII веке, когда у фамилий стали появляться суффиксы –ов/-ев, -ин, от мирского имени Путя возникла фамилия Путин.

Период возникновение фамилии неизвестен, но упоминания о торговце Кузьме Путине встречается в 1623 году.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 16281
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Пред.

Вернуться в Пельменная "У Михалыча"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

 

Реклама