Чат неактивен

Флавий Клавдий Юлиан


римский император (4 век), ритор, философ
? — 26 июня 363
1651 год назад


Клавдий Юлиан (Юлиан Отступник)

Флавий Клавдий Юлиан родился в Константинополе в 331 году в семье брата Константина Великого. С семи лет он изучал греческую философию и литературу. В юности на него оказали большое влияние философы-неоплатоники, идеи которых впоследствии, возможно, и стали причиной его разрыва с христианством. В 355 году император Констанций (сын Константина Великого и двоюродный брат Юлиана) вызвал его в Рим и дал титул цезаря (младшего правителя).

После смерти Констанция в 361 году Юлиан стал правителем Римской империи. Став полновластным правителем, Юлиан основные силы направил на реализацию своей мечты – восстановление язычества. К тому времени в Риме официальной религией уже было христианство. Император снял запрет на отправление языческих культов и жертвоприношений. Но понимая, что воссоздать эллинское язычество в том виде, в каком оно существовало до появления христианства, невозможно, Юлиан решил адаптировать его к современным условиям. Для этого он заимствовал многие черты христианской организации, с которой был хорошо знаком.

Языческое духовенство император организовал по образцу иерархии христианской церкви, внутреннее убранство языческих храмов было устроено по образцу храмов христианских. От жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность. Кроме того, Юлиан вернул христианских священников и епископов, запрещенных к служению Священными Соборами за еретические учения, что возродило споры и разногласия внутри общин. Своими указами он также запретил христианам преподавать в школах, ввел в программу учебных заведений языческие предметы. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от своей веры. Примеров отречения было немало, однако массового возвращения к язычеству не произошло.

Император Юлиан смог лишь временно реставрировать эллинскую религию, что соответствовало его философским взглядам, однако после его смерти эти идеи оказались непопулярны. Поэтому Юлиана историки называют последним языческим императоров Римской империи, или Юлианом Отступником. Помимо государственной деятельности Юлиан занимался также литературой. Он разрабатывал свое философско-религиозное учение о культе Солнца; известны его стихотворные сочинения, труд о механизмах, записки о войнах с германцами и некоторые другие произведения. Император Юлиан погиб во время военных действий в Персии 26 июня 363 года.

Жозеф-Мишель Монгольфье

французский изобретатель, создатель воздушного шара
26 августа 1740 — 26 июня 1810
274 года назад 204 года назад

Жозеф-Мишель Монгольфье, старший из двух братьев Монгольфье, родился 26 августа 1740 года в небольшом французском городке Анноне. Именно ему вместе с младшим братом Жак-Этьеном предстояло проложить человечеству дорогу в небо. Отец семейства Монгольфье владел небольшой бумажной фабрикой и поэтому смог дать своим детям хорошее образование. Жозеф с детства отличался любознательностью и тягой к знаниям. Особенно его увлекали точные науки — математика, физика и химия. С особым интересом он ставил простейшие физические опыты, пытаясь постичь суть происходивших при этом процессов. Со временем к нему присоединился и младший брат.

Мысль наполнить шар горячим воздухом пришла Жозефу, а натолкнул его на эту идею дым, поднимающийся над костром. Идея удалась — первый же небольшой бумажный мешок, наполненный горячим дымом, устремился вверх. Вскоре жители Анноне стали свидетелями подъема над бумажной фабрикой полотняного шара диаметром около 12 метров. Сенсационный полет продолжался около 10 минут, в течение этого времени шар взмыл на высоту порядка 2 км и пролетел чуть более 2 тысяч метров. К следующему полету шар был усовершенствован, а под ним была закреплена легкая корзина из ивовых прутьев.

Братья предполагали рискнуть и взлететь, но парижские ученые их отговорили. Для начала решили отправить в полет животных. 19 сентября 1783 года на большой поляне перед Версальским дворцом на глазах огромной толпы народа шар, под которым в корзине сидели баран, утка и петух, взмыл в небо. Впервые живые существа поднялись к облакам. Полет прошел успешно, и пассажиры воздушного шара живыми и здоровыми вернулись на землю. Вскоре первый подъем на шаре совершили Этьен Монгольфье и Пилатр де Розье (правда, шар был привязан длинной веревкой к земле).

А уже 21 ноября 1783 года состоялся первый настоящий полет людей на воздушном шаре. Путь в небо был окончательно открыт. Жозеф-Мишель Монгольфье продолжал экспериментировать и на следующий год предложил проект первого парашюта. В годы французской революции он переехал в Париж, работал администратором Консерватории искусств и ремесел, был членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам. Скончался Жозеф-Мишель Монгольфье 26 июня 1810 года в Балларюк-ле-Бене (Франция). Имя создателя первого воздушного шара навсегда останется в истории воздухоплавания.

Антонина Нежданова

русская и советская оперная певица, Народная артистка СССР
16 июня 1873 — 26 июня 1950
141 год назад 64 года назад

Антонина Васильевна Нежданова Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства.
Антонина Васильевна Нежданова родилась (4) 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы. Родители Тони обладали хорошим голосом, музыкальной памятью и прекрасным слухом. С раннего детства Антонина пела в церковном хоре. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: «Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!». В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию, где она заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло. В 1891 году Нежданова окончила женскую гимназию со званием домашней учительницы и стала преподавать, часто выступая на музыкальных вечерах.

В 1899 году она поступила в Московскую консерваторию в класс профессора Мазетти и в 1902 году блестяще окончила консерваторский курс. Была принята в труппу Большого театра, в котором пела свыше 30 лет вместе с Л.В. Собиновым, Ф.И. Шаляпиным и другими известными исполнителями. В работе над сценическими образами Неждановой во многом помогла М.Н. Ермолова.

Партия Антониды в опере Глинки «Иван Сусанин» открывает галерею пленительных образов, созданных Неждановой в операх русских композиторов: Людмила, («Руслан и Людмила», 1902); Волхова («Садко», 1906); Татьяна («Евгений Онегин», 1906); Снегурочка (одноименная опера, 1907); Шемаханская царица («Золотой петушок», 1909); Марфа («Царская невеста», 1916); Иоланта (одноименная опера, 1917); Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане», 1920); Ольга («Русалка», 1924); Парася («Сорочинская ярмарка», 1925)… Обладая лирико-колоратурным сопрано удивительного тембра, своеобразием и редким обаянием, разнообразным репертуаром, ясностью дикции и виртуозным мастерством, Нежданова стала любимицей публики.

В 1912 году Антонина Васильевна с огромным успехом выступила на сцене Гранд-Опера в Париже. В 1925 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР, в 1936 году — Народной артистки СССР. Покинув сцену, Нежданова занималась музыкально-педагогической деятельностью, став профессором Московской консерватории, доктором искусствоведческих наук. Умерла Антонина Васильевна Нежданова 26 июня 1950 года в Москве.

Сергей Лемешев

советский оперный певец, лирический тенор, Народный артист СССР
10 июля 1902 — 26 июня 1977
112 лет назад 37 лет назад


Лемешев был горячо любим целой армией поклонников и поклонниц. Фактически он олицетворял собой эпоху. Один из уроков, который стоит вынести из творчества Сергея Лемешева, состоит в том, что эмоциональное, прочувствованное пение способно много больше воздействовать на слушателя, чем технически совершенное, но холодное и невыразительное.

Сергей Яковлевич Лемешев родился (27 июня) 10 июля 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии, в крестьянской семье. Лемешев пришел в большое искусство в первые послереволюционные годы, когда тяга простых людей к прежде недоступным в силу социального происхождения сферам была очень высока. Стремительные изменения, происходящие в стране, романтика революционных лет словно говорили: все возможно, самые дерзкие мечты могут быть реализованы. Этот призыв был обращен в первую очередь к молодому поколению, к выходцам из социальных низов, к которым принадлежал тверской паренек Сережа Лемешев. Удача сопутствовала не всем.

У Лемешева счастливо совпали три компонента – безусловный талант, целеустремленность и везение на встречи с людьми неравнодушными, понимающими. Среди тех, кто принял участие в судьбе Сергея Лемешева следует отметить семью Квашниных (именно они пробудили у юноши тягу к прекрасному и укрепили его уверенность в собственных силах и таланте); педагога Н.Райского и певиц Большого театра Л.Звягину и Э.Павловскую; и Станиславского, встреча с которым сильно повлияла на формирование будущего артиста. Он стал крупнейшим представителем советской вокальной школы.

После окончания Московской консерватории в 1925 году Лемешев дебютировал в Свердловском оперном театре, а в 1931-1965 годах являлся солистом Большого театра СССР. Всего Лемешевым было спето более 30 различных партий. Среди лучших можно отметить партию Ленского, исполненную им более 500 раз и очень любимую самим певцом. Он был тонким интерпретатором камерной вокальной лирики. Впервые в 1939 году Сергей Яковлевич исполнил все романсы П.Чайковского (цикл из пяти концертов). Исполнял также русские народные песни и старинные романсы. Выступал Лемешев и как оперный режиссер. Среди его постановок – «Вертер» (где он одновременно исполнял главную партию, 1957, Москва).

В 1959-1961 годах он также являлся художественным руководителем Оперной студии при Московской консерватории. Снимался в кино. Он автор книги «Путь к искусству». Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments