Как правильно пользоваться платными дорогами

Как правильно пользоваться платными дорогами

 

Рассказываем, на что стоит обратить внимание при езде по платным трассам

Платные дороги в России появились относительно недавно. При сильной загруженности дорог у многих водителей появилась возможность выбрать альтернативный путь, свободный от заторов. Между тем, современные платные магистрали имеют ряд особенностей, которые требуют внимательного отношения. Как же правильно пользоваться платными дорогами и не переплачивать лишнего?

Где должны строиться платные дороги?

Первый закон о платных дорогах был принят в России еще в 1992 году. Тогда вышел президентский указ «о строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». В этом документы были изложены основные принципы, по которым в дальнейшем должны были работать государственные органы, заключающие концессионные договоры с коммерческими структурами перед началом возведения платных магистралей.

Позднее появились дополнения, в которых отдельно прописывались условия коммерческого использования дорог. Там указывалось, что эксплуатация платной магистрали возможна только в том случае, если рядом с ней есть бесплатный дублер. Тем самым, автомобилист может выбрать по какой трассе ему ехать до места назначения — по платной или по бесплатной.

В 2007 году вступил в действие новый закон, который объединил в себе многие наработки предыдущего периода и наиболее эффективные положения европейского законодательства в области дорожного строительства. В 2010 году правительство выпустило постановление № 18, закрепляющее правила пользования платными магистралями. Там в частности сказано, что, «въезжая на платную дорогу, водитель заключает договор с оператором на ее использо­вание. А тот, в свою очередь, при наличии возможности проезда, не имеет права отказать автовладельцу в такой услуге».

В соответствие с законом «О защите прав потребителей» навязывать платные услуги гражданам не допускается. Таким образом, при поездках по скоростным платным дорогам водитель имеет возможность в течение короткого времени покинуть магистраль и продолжить движение по бесплатной сети шоссе и междугородних трасс.

Но есть и исключения. В 2019 году в законодательство внесли очередную поправку, допускающую строить безальтернативные платные дороги в регионах Крайнего Севера, но и в этом случае присутствует ряд ограничений. Платная дорога должна проходить вне населенных пунктов, а плата за проезд по ней должна собираться только с грузовых автомобилей. Личный транспорт может ездить по таким дорогам бесплатно.

Такое же правило было распространено и на платные эстакады, мосты и путепроводы. К примеру, оно действует в отношении самого длинного и дорогого моста в России через Керченский пролив, а именно Крымского моста. 19-километровый мост начинается на Таманском полуострове, проходит по 5-километровой дамбе и острову Тузла, пересекает пролив и выходит на Керченский полуостров.

Зачем нужны платные дороги?

Главное назначение платных дорог это скорость передвижения. Если альтернативный путь зачастую состоит из нескольких участков старых шоссе, которые проходят по населенным пунктам и где действуют скоростные ограничения, то современная магистраль строится на свободных землях с учетом требований скоростного движения. В итоге, даже при большей протяженности дороги, время пути из одного пункта в другой значительно сокращается. К примеру, самая знаменитая платная магистраль в России — трасса М11 Москва — Санкт-Петербург позволяет сэкономить несколько часов в пути. Если по старой дороге, которая проходит через череду поселков и городов, путь может занять 11−12 часов, то новая магистраль позволяет доехать из одной столицы в другую за 6 часов.

На всех платных участках разрешенная максимальная скорость ограничивается 110 или 130 км/ч.

Не удивительно, что участки платных дорог появляются с впечатляющей быстротой. В московской области заработал ЦКАД, платные дороги строятся в Казань и далее в Казахстан и Китай. Идут платники на юг и на Запад. Причем каждая дорога имеет свои особенности, скоростные ограничения и системы оплаты. Как же ими правильно пользоваться?

Как начисляется плата за проезд по платной дороге?

Платные дороги позволяют улучшить транспортную ситуацию в целых регионах, таких, как Московская область, Санкт-Петербург, Тверь и прочие. По закону платные дороги могут быть региональными, федеральными, муниципальными или даже районными. Но так как на местах денег на возведение платных участков не хватает, многие платные магистрали имеют статус федеральных и находятся в подчинении ГК «Автодор».

На каждой дороге применяется своя сложная тарифная сетка, а размер оплаты зависит от участков магистрали и их загрузки.

Стоимость проезда километра на платной магистрали регулируется государством. Машины специаль­ных служб, почтовые автомобили и общественный городской транспорт ездит по магистралям бесплатно. Исключение составляют междугородние автобусы и такси. Для остальных категорий транспорта стоимость километра пути, рассчитывается в зависимости от категории автомобиля. Она прописана в Постанов­лении № 47 от 30.01.2016 и корректируется в зависимости от роста цен на потребительские услуги.

 

Какие категории транспорта используются для начисления оплаты?

Категории транспорта указаны на сайте ГК «Автодор».

  1. К первой категории относится транспорт высотой не более 2 метров и имеющий две и более колесных осей. К этой категории относятся легковые автомобили, в том числе и с легкими прицепами, а также многоцелевые ТС и мотоциклы.
  2. Вторая категория включает транспорт высотой от 2 до 2,6 метра с двумя и более осями. К ним относятся легкие коммерческие автомобили, крупные грузовые пикапы и легковые прицепы и трейлеры длиной более 2 метров.
  3. Третья категория включает автомобили высотой более 2,6 м с двумя и более осями. Это могут быть грузовики, фургоны и автобусы.
  4. К четвертой категории относят транспорт высотой более 2,6 м с тремя и более осями. Это магистральные тягачи с прицепами, автобусы, спецтехника, среднетоннажные грузовики и прочая крупная техника.

При этом багаж, перевозимый на крыше и на задней двери транспортных средств первой и второй категории, в расчет габаритной высоты не включается.

Определение категории и тарификация транспортного средства происходят непосредственно на пункте проезда. На тех дорогах, на которых действует автоматическая система оплаты, габариты определяются в автоматическом режиме с помощью программного обеспечения.

Когда действует льготный проезд по платным магистралям?

Тарифы действуют не постоянно, а в зависимости от участка трассы, времени суток и дня недели. Так, в выходные или праздничные дни проезд оказывается дешевле, чем в будни.

Основные тарифы действуют:

  • С понедельника по четверг включительно, за исключением выходных, нерабочих праздничных дней, предпраздничных, и им предшествующих.
  • С пятницы по воскресенье включительно действуют скидки на проезд.

Согласно статье 112 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни на 2023 год определены на 1—8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября. Прочие: 22 февраля, 7 марта, 8 мая, 6 ноября.

Какие есть крупные платные магистрали в России?

М-1 «Беларусь»

Дорога протяженностью 456 км берет начало на пересечении Можайского шоссе и МКАД и идет до государственной границы с Республикой Беларусь. На трассе есть несколько платных участков общей протяженностью — 52 км. Ограничение скорости — 110 км/ч.

М-3 «Украина»

Трасса длиной 510 км является одной из старейших дорог в России и формировалась изначально, как шоссе Москва-Севск. Сейчас трасса реконструирована и имеет несколько платных участков общей длиной 70 км. Ограничение скорости — 110 км/ч.

М-4 «Дон»

Дорога от Москвы до Новороссийска протяженностью 1542 км является одной из самых загруженных трасс. На ней организовано множество платных участков, общей протяженностью 915 км. Ограничение скорости — 110 км/ч.

 

М-11 «Нева»

Автомагистраль от Москвы до Санкт-Петербурга длиной 669 км является самой известной и удобной дорогой России. Протяженность платных участков достигает 607 км. Ограничение скорости — 130 км/ч.

М-12 Москва — Казань

Скоростная автомобильная дорога М-12 «Восток» еще не достроена. Она является частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Длина магистрали должна достичь 811 км, но сейчас функционирует лишь небольшой платный участок длиной 47 км. Введение дороги в строй планируется в конце 2023 года. Автодорога позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часов. Ограничение скорости составляет 110 км/ч.

А-113 ЦКАД

Центральная кольцевая автодорога (А-113 «ЦКАД») протяженностью 336 км это один из самых масштабных проектов в области дорожной инфраструктуры в Московском регионе. Она призвана перераспределить транзитный трафик из Санкт-Петербурга на Нижний Новгород, минуя Москву. Протяженность платных участков трассы достигает 226 км.

Продолжение следует

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments