9 декабря …

Антонис Ван Дейк
фламандский художник, мастер парадного портрета
22 марта 1599 — 9 декабря 1641
415 лет назад 373 года назад


Ван Дейк (Фрагмент автопортрета)

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье купца. У него рано проявились художественные способности, и в возрасте 10 лет он был отдан для обучения живописи, а в 1618 году его приняли в гильдию живописцев Святого Луки.


“Самсон и Далила” (1618-1620)

Ранний период его творчества отмечен отходами от шаблонов и поисками самостоятельных решений. К этому периоду относятся картины «Пьяный Силен», «Самсон и Далила», «Св. Мартин и нищие», «Семейный портрет».

В 1621-1627 годах Ван Дейк побывал в Италии, посетил крупные итальянские города, изучая итальянскую живопись. Он пишет портреты крупнейших аристократов Генуи: «Маркиза Улена Гримальди», «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», «Паола Адорно с сыном», «Маркиза Бальбиани» и другие. Также ему близки церковные и мифологические мотивы.


“Портрет Карла I, короля Англии”

В 1632 году Антонис Ван Дейк становится главным королевским живописцем Англии, получает рыцарский титул. Он пишет портреты королевского семейства, придворных (Филиппа Уортона, Томаса Уортона, Артура Гудвина, Карла I и других).

Искусство парадного портрета достигает в этот период своего расцвета, Ван Дейк использует в этом жанре также символику и аллегорию. В это время у Ван Дейка работает несколько помощников, которым он доверяет написание одежды, фона и аксессуаров.

В последние годы жизни Ван Дейк вынашивал идеи создания масштабных работ – шпалер для Уайтхолла в Лондоне, росписи галерей Лувра. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

В возрасте 42 лет в Лондоне 9 декабря 1641 года Ван Дейк умер и был похоронен в соборе Святого Павла согласно завещанию.

Джозеф Брама
английский изобретатель
13 апреля 1749 — 9 декабря 1814
265 лет назад 200 лет назад

Джозеф Брама родился 13 апреля 1749 года в Стенборо, в Йоркшире. В очень раннем возрасте он проявил выдающиеся способности к механике.
Попав в обучение к столяру, и успешно овладев этим мастерством, Джозеф несколько лет был мастером в одной мебельной мастерской в Лондоне и затем открыл собственную мастерскую. В 1783 году он взял патент на свое первое изобретение – некоторые усовершенствования в устройстве ватерклозетов.

Затем Брама увлекся задачей создания замка, который невозможно вскрыть отмычками. В 1784 году он выставил в витрине своего магазина замок собственной конструкции с обещанием выплатить награду в 200 гиней тому, кто сумеет его открыть. Механизм замка состоял из набора скользящих пластинок, которые при повороте ключа вставали в определенное положение и сдвигали язычок. В течение 67 лет никому не удавалось взломать этот замок…

В 1784 году Джозеф Брама получил патент на изобретенный им сейф. Современные сейфы – модификация «сейфа Брама». Он первый наладил конвейерную сборку сейфов.

В 1796 году им был изобретен гидравлический пресс, получивший вскоре широкое применение. В 1806 году Брама изобрел очень остроумную скоропечатную машину, приспособленную специально для печатания процентных бумаг.

Умер изобретатель Джозеф Брама 9 декабря 1814 года в Лондоне.

Нильс Густав Дален
шведский изобретатель, Нобелевский лауреат
30 ноября 1869 — 9 декабря 1937
145 лет назад 77 лет назад


Нильс Густав Дален родился 30 ноября 1869 года в Стенсторне, на юге Швеции, в семье фермера. Завершив начальное образование, Нильс изучал сельское хозяйство, садоводство и молочное скотоводство в сельскохозяйственном училище. Уже в это время у него наблюдались недюжинные способности к механике.

Обучаясь в училище, Дален сконструировал и построил несколько усовершенствованных образцов сельскохозяйственной техники. В числе прочих, он изобрел устройство для определения жирности молока. Это изобретение привлекло внимание Густава де Лаваля, главы «Компании паровых турбин Лаваля» в Стокгольме. Де Валь посоветовал Далену получить инженерное образование.

В 1892 году Дален поступает в Институт Чалмерса, который находился в Гетеборге. Через четыре года он окончил его с дипломом инженера-механика. Еще один год Дален проводит в Цюрихе в Федеральном технологическом институте.

В 1897 году Дален вернулся в Швецию. Здесь он практически сразу приобрел известность как инженер-консультант. Спустя три года, в 1900-м, вместе со своим коллегой он основал небольшую инженерную фирму «Далеy и Целсинг», а еще через год был приглашен на должность технического руководителя «Шведской карбидно-ацетиленовой компании».

В 1901 году компания приобрела патент на французское изобретение – «растворенный ацетилен» (газовый аккумулятор), надеясь усовершенствовать его, чтобы использовать в качестве безопасного и высокоэффективного источника горючего для осветительных устройств маяков и буев. Данные работы были поручены Далену, что ему успешно удалось.

В знак признания его заслуг «Компания газовых аккумуляторов», поглотившая в 1906 году «Шведскую карбидно-ацетиленовую компанию», назначила изобретателя своим главным инженером. В 1907 году Дален еще более усовершенствовал газовый аккумулятор, что позволило включать огни маяков и буев только в условиях плохой видимости, а через два года он был назначен управляющим директором компании.

В 1912 году Дален, проводя очередной эксперимент, был серьезно ранен при взрыве и полностью ослеп. Но продолжал активно работать и в последующие годы. Тогда же ему была присуждена Нобелевская премия по физике «за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях».

Также Дален являлся членом Шведской королевской академии, Шведской академии наук и техники, а в 1918 году получил почетную степень от Лундского университета.

Нильс Густав Дален скончался 9 декабря 1937 года в Лидинге (Швеция) на 69-м году жизни.

Дмитрий Мережковский
русский писатель, поэт, критик
14 августа 1866 — 9 декабря 1941
148 лет назад 73 года назад

Мережковский – яркий представитель Серебряного века, один из основателей русского символизма. Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но так ее и не получил.

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился (2) 14 августа 1866 года в Санкт-Петербурге. Он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В юношестве начал писать стихи. И уже в 15 лет публиковал свои творения в разных изданиях.

Летом 1888 года Мережковский познакомился с Зинаидой Гиппиус, а в январе 1889 года они поженились и прожили вместе «52 года, не разлучаясь ни на один день».

Первый сборник стихотворений Мережковского появился в 1888 году, второй «Символы» – в 1892 году. В том же 1892 году Дмитрий Сергеевич опубликовал доклад «О причинах упадка и новых течениях русской литературы», который вместе со сборником «Символы» считается манифестом символизма и модернистского обновления искусства.

Мережковский был достаточно заметной фигурой и в общественной жизни, принимал участие в формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами.

В 1896 году, когда ему было едва за тридцать, Мережковский уже фигурировал в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, где был назван «известным поэтом». В 1900 году Мережковский, Минский, Гиппиус, Розанов и другие основали в Петербурге Религиозно-философские собрания, позже преобразованные в Религиозно-Философское общество.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года: они полагали, что только «честная революция» может покончить с войной, а «установление демократии даст возможность расцвета идей свободы перед лицом закона». Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского.

В 1919 году Мережковские уехали из России в эмиграцию – через Минск и Варшаву в Париж.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года в Париже от кровоизлияния в мозг.

Артем Микоян
советский авиаконструктор, академик
5 августа 1905 — 9 декабря 1970
109 лет назад 44 года назад


Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.

Артем Иванович Микоян родился (23 июля) 5 августа 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Туманянский район Армении), в бедной крестьянской семье. Он – брат Анастаса Микояна. В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, там Артем учился в школе. В 1923 году он переехал к брату сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву и работал токарем на заводе «Динамо».

В 1928 году Микоян был призван в Красную Армию и в 1931 направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь, совместно с однокурсниками, он создал свой первый самолет – «Октябренок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. По окончании академии (1936) и получении звания «инженер-механик ВВС» Артем Иванович был направлен на работу на 1-й авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где он сначала был военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в КБ Н.Н. Поликарпова, которое было переведено на этот завод.


«МиГ-3» – истребитель Великой Отечественной войны

Работая в постоянном контакте с Поликарповым, Микоян уже через год стал заместителем главного конструктора всего завода и возглавил группу конструкторов КБ-1 (приказ НКАП №401 от 8 декабря 1939 года – именно эта дата и считается днем образования ОКБ им. А.И. Микояна).

В 1940 году под руководством Микояна (совместно с М.И. Гуревичем) был создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени – «МиГ-1», предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация – «МиГ-3». Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы Великой Отечественной войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе ПВО страны.

Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в 1941-1945 годах в его КБ. Среди них такие истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками, как – «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолет «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой и другие.

После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС – это самолеты «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17» (достигавший скорости звука), «МиГ-19» (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого были управляемые ракеты класса «воздух – воздух»), «МиГ-21» (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука).

В 1956 году Микоян был назначен генеральным конструктором КБ «МиГ», а последними самолетами, созданными под его руководством, стали – истребитель «МиГ-23», первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.


«МиГ-25» – последний самолет, созданный под непосредственным руководством Микояна

Также стоит отметить, что на самолетах, созданных под руководством Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. К тому же Артем Иванович создал не только замечательную технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.

Заслуги великого конструктора были высоко оценены в СССР и за его пределами. Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий – Микоян был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и другими наградами. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР в 1950-70-х годах.

Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Ю.Гагарина и В.Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала А.Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.

Скончался Артем Иванович Микоян 9 декабря 1970 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора и мемориальный комплекс находятся в селе Санаин в Армении. В Москве на доме, в котором жил Микоян, установлена мемориальная доска. Его именем назван Московский машиностроительный завод.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments