Чат неактивен

9 августа

День воинской славы России — День победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год)


Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа

День воинской славы России — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год) отмечается в нашей стране ежегодно 9 августа, в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Само сражение произошло севернее полуострова Гангут (Финляндия) на Балтийском море (27 июля) 7 августа 1714 года и стало одним из главных сражений в ходе Северной войны (1700-1721). Битва началась около двух часов пополудни и продолжалась более двух часов. Наступление велось с флангов. Русские одну за другой захватывали шведские галеры, затем «Элефант» спустил флаг.

Сражение было чрезвычайно упорным. На этапе сближения с обеих сторон велась интенсивная артиллерийская перестрелка. После перестрелки из судовых пушек в дело пошло ручное огнестрельное оружие, а потом начался абордаж.

В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись: «Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».


Почтовая марка СССР, 1989 год — 275 лет Гангутскому сражению

После жестокого боя все вражеские корабли были захвачены. В Гангутском сражении шведы потеряли 10 кораблей с 116 орудиями, 361 человек убитыми, 350 ранеными и 237 пленными. Потери России составили 127 убитых и 342 раненых.

В этом сражении Петр сумел создать превосходство в силах на главном направлении, сосредоточив против флагманского судна противника сразу одиннадцать галер, а ударами по флангам исключил из действия часть артиллерии противника. Эреншельд решил, что со стороны русских последует фронтальный удар, но просчитался. Петр переиграл шведского флагмана.

Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений. К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.

9 августа

Международный день коренных народов мира


Одна из целей Десятилетия коренных народов мира — сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения

Международный день коренных народов мира (International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы — от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека».

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.


Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005—2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств — членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 13 сентября 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов — право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.


В нашей стране 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них — в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

А в своей резолюции 71/178, посвященной правам коренных народов, Генеральная Ассамблея провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов с тем, чтобы привлечь внимание к острейшей проблеме утраты таких языков и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять эти языки и предпринимать дальнейшие экстренные шаги на национальном и международном уровнях. Ведь языки, комплексным образом влияющие на идентичность, культурное разнообразие, духовность, коммуникацию, социальную интеграцию, образование и развитие, имеют огромное значение для людей и планеты. Лингвистическое разнообразие вносит вклад в поддержание культурной самобытности и разнообразия и в межкультурный диалог.

Кстати, каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня, посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей», «Миграция и перемещение коренных народов» и другие.

9 августа (дата для 2018 года)

Грушинский фестиваль

Грушинский фестиваль – всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Он проходит летом под Самарой. Здесь собираются тысячи любителей бардовской песни не только из России, но и других стран мира.

Фестиваль проводится не только, чтобы собрать вместе любителей авторской песни в красивом месте, но и в целях приобщения молодежи к музыке, поэзии, туризму и спорту, сохранения и развития авторской песни, выявления талантливых авторов и исполнителей, пропаганды здорового образа жизни.

Фестиваль ведет свою историю с 1968 года. В конце 1960-х годов, когда интерес к авторской песне (которая тогда называлась туристской) в нашей стране резко возрос, идея создания такого фестиваля буквально витала в воздухе. А летом 1967 года произошла трагедия – по время похода на реке Уде (Сибирь), спасая тонущих детей, погиб Валерий Грушин – студент Куйбышевского авиационного института, который был фанатиком туризма и одним из активных пропагандистов туристской песни. Инициативная группа предложила в память о своем друге организовать фестиваль, эту идею поддержали многие туристы города.

Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек. Второй фестиваль проводился в начале июля, и с того времени дата проведения не менялась. Он собрал уже около 2,5 тысяч человек. Впервые появился и был выпущен фестивальный значок. Начиная с этого фестиваля, сценой стал плот на воде.


Главная сцена фестиваля

Первые годы своего существования фестиваль собирал, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Но вскоре скромные песенные встречи в память о Грушине переросли в масштабное мероприятие, ставшее даже культовым для нескольких поколений поющих поэтов. Особенно популярен он был в конце 1970-х годов, тогда его посетило около 100 тысяч человек, и в конце 1990-х – 210 тысяч участников.

Проведение фестиваля прерывалось в 1980-х годах, когда официальные власти закрыли его, и в течении нескольких лет фестиваль не проводился, но вновь возродился в 1986 году. С 2007 года по ряду причин он проводился на двух площадках в Самарской области – на территории Мастрюковских озёр и на Фёдоровских лугах.

Сегодня Грушинский фестиваль проходит на территории Мастрюковских озёр, являясь самым престижным мероприятием подобного рода в России, и также собирает десятки тысяч любителей авторской песни не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Фестиваль проводится в условиях туристского палаточного лагеря. В нем принимают участие клубы авторской песни, отдельные исполнители, авторы и творческие коллективы, туристские клубы. Организаторы мероприятия – Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина, Правительство Самарской области и Фонд им. В.Грушина г.Тольятти.

Традиционно в течении фестивальных дней работает несколько творческих площадок-сцен, на которых проходит конкурсная программа. Здесь днем и ночью идут концерты, а у фестивальных костров днем и ночью собираются друзья. Истинные «грушинцы» никогда не прогонят от огня случайного путника в ночи, а потому «ночные посиделки» у костров могут принести массу приятных знакомств.


Фестиваль проводится в условия туристского палаточного лагеря

Но самое главное на фестивале – это все же бардовская песня, открытие новых авторов и исполнителей. Среди лауреатов Грушинского фестиваля разных лет такие известные барды как: А.Дольский, В.Ланцберг, А.Суханов, А.Лемыш, Е.Щибрикова, Л.Сергеев, В.Егоров, Г.Хомчик, Н.Высоцкий, А.Майсюк, В.Трофимов, ансамбли «Белая гвардия», «Зелёная лампа», «Альманах», «Редкая птица» и многие другие. Фестиваль «свой» для таких знаменитых исполнителей, как Александр Городницкий, Виктор Берковский, Борис Вахнюк, Сергей Никитин, Юрий Визбор, Олег Митяев, братья Мищуки.

В программе фестиваля помимо музыки много и спортивных мероприятий. Все желающие могут поучаствовать в соревнованиях по волейболу, кроссу, технике парусного туризма, альпинизму, в детских соревнованиях «Мама, папа, я – туристская семья»… Одним из наиболее зрелищных спортивных мероприятий является традиционный футбольный матч между «Сборной Самары» и «Сборной мира». Организаторы и «заслуженные барды» Грушинского фестиваля демонстрируют свою отличную физическую форму. Футбол на Груше – не столько спорт, сколько незабываемое шоу.

И все же Грушинский фестиваль – мероприятие для настоящих романтиков, туристов, любителей хорошей авторской песни, для которых главное – красота окружающего нас мира и простое человеческое общение. Ведь Грушинский фестиваль – это всегда новые встречи, новые песни и новые открытия.

9 августа

День памяти великомученика и целителя Пантелеимона


Великомученик и целитель Пантелеимон

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении, — Пантелеимон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей.

Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284—305), который захотел видеть его при своем дворе.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с 12 века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона — 27 июля по старому стилю — русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангуте, в 1720 году при Гренгаме).

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments