Чат неактивен

6 Марта нас покинули…

Иоганн Динглингер

немецкий ювелир

  • 26 декабря 1664                357 лет назад
  • 6 марта 1731                       290 лет назад

Иоганн Мельхиор Динглингер (нем. Johann Melchior Dinglinger) родился 26 декабря 1664 года в Биберах-ан-дер-Рис (Германия), в семье ювелиров и с детства интересовался фамильным делом. Подросший Иоганн принял эстафету от родителей и открыл собственную мастерскую в Дрездене. Вместе с ним там трудились его братья и сыновья.

В 1698 году Динглингер, уже будучи прославленным мастером, был приглашен ювелиром ко двору Августа Сильного. С этого времени Иоганн Мельхиор творил свои шедевры для саксонского курфюрста в стиле барокко.

Кофейный сервиз Динглингера (Фото: de.wikipedia.org)

Кофейный сервиз Динглингера

Динглингер отличался особым утонченным стилем изготовления, проработкой мельчайших деталей и сочетанием разных металлов, камней, эмали, кости. Ювелир прославился далеко за пределами Германии. У него останавливался в 1712 году даже Петр I, который, путешествуя по Европе, ради знакомства с Динглингером пренебрег дворцовым этикетом.

В наши дни ювелирные сокровища мастера можно увидеть в музее декоративного искусства Дрездена. Из наиболее знаменитых работ Динглингера: кофейный сервиз, выполненный в древнеегипетском стиле «Храм Аписа», картуш с портретом Августа Сильного на медальоне.

«Дворцовый приём...» (Фото: de.wikipedia.org)

«Дворцовый приём…»

И самая известная работа – «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба», высотой около полуметра и длиной чуть меньше полутора метров, над которой мастер работал в течение семи лет для Августа Саксонского.

Умер Иоганн Динглингер 6 марта 1731 года в Дрездене.

Юрий Лисянский

русский мореплаватель и путешественник

  • 13 августа 1773               248 лет назад
  • 6 марта 1837                   184 года назад

Юрий Федорович ЛисянскийЮрий Федорович Лисянский

Юрий Федорович Лисянский родился (2) 13 августа 1773 года в Нежине, в Киевской губернии. Отец его был священником Нежинской церкви святого Иоанна Богослова. Учился Лисянский в Морском кадетском корпусе.

Он принимал участие в нескольких сражениях на фрегате «Подражислав» под командованием адмирала Грейга в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. После окончания войны продолжил службу в британском флоте, до 1800 года проходил стажировку в Англии, совершил несколько путешествий, в том числе в Индию.

На родину он вернулся в качестве командира шлюпа «Нева», под командованием И.Крузенштерна совершил первое в русской истории кругосветное путешествие. Сам Крузенштерн командовал кораблем «Надежда». В ходе этой экспедиции был открыт и назван по имени Лисянского один из Гавайских островов.

В 1803 году Лисянский и Крузенштерн стали первыми русскими мореплавателями, пересекшими экватор, в феврале 1804 года корабли «Нева» и «Надежда» оказались в Тихом океане. Здесь Лисянский взял курс на остров Пасхи с намерением подробно исследовать берега, природу и жителей.

В 1804-1805 годах Лисянский со своим штурманом Д.Калининым исследовал остров Кадьяк в Русской Америке и архипелаг Александр. В результате этой экспедиции были открыты острова Крузова и Чичагова.

Осенью 1805 года Лисянский со своей командой по пути в порт Макао в Китае открыли риф Нева и риф Крузенштерна. Из Макао шлюпы «Нева» и «Надежда» отправились в Кантон, откуда проследовали в Кронштадт, где и завершилось первое русское кругосветное плавание.

Лисянский удостоился звания капитана первого ранга. Вскоре после этого он подал в отставку из-за отказа в финансовой помощи для издания его собственной книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле “Нева”».

Юрий Федорович Лисянский умер в Петербурге (22 февраля6 марта 1837 года, был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Один из его сыновей – Платон, пошёл по стопам отца, став морским офицером, и дослужился до чина адмирала.

В честь Лисянского названы – остров, открытый им в северо-западной части Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря и гора на Сахалине. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 года надгробие могилы Юрия Лисянского определено как объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Александр Алябьев

русский композитор, пианист и дирижер

  • 15 августа 1787                 234 года назад
  • 6 марта 1851                      170 лет назад

Александр Александрович АлябьевАлександр Александрович Алябьев

Талантливый композитор, дирижер и пианист Александр Алябьев не только считается родоначальником русского романса. Он основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, став предвестником множества достижений отечественной композиторской школы. В числе наиболее знаменитых произведений Алябьева, которые пользуются большой популярностью по сей день, «Соловей», «Вечерний звон» и «Зимняя дорога».

Александр Александрович Алябьев родился (4) 15 августа 1787 года в Тобольске, в семье губернатора, поэтому смог получить превосходное образование. С раннего детства будущий композитор брал уроки музыки. По данным ряда источников, игре на фортепиано его обучал знаменитый ирландский композитор и пианист-виртуоз Джон Филд. Александр посвятил ему свое первое музыкальное сочинение – фортепианный «Большой полонез».

В 1801 году в Петербурге Алябьев начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии, спустя два года он становится шихтмейстером 14 класса в Москве. В 1810 году Алябьев опубликовал свои первые музыкальные сочинения.

Будущий композитор принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, включая взятие Дрездена, которое было организовано партизаном и известным поэтом того времени Денисом Давыдовым. Окончил войну Алябьев в чине ротмистра, имея два ордена св. Анны 3-й степени, орден св. Владимира 4-й степени и медаль в память войны 1812 года.

Продолжив военную службу в Петербурге, в 1815 году композитор создал гусарскую песню «Один еще денек». Спустя семь лет Алябьев вышел в отставку в чине подполковника, после чего проживал в Петербурге и Москве, где сдружился с литератором Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Александра Алябьева арестовали по подозрению в убийстве его партнера по игре в карты. Хоть и обвинение не было полностью доказано, композитора лишили всех прав и дворянского звания, приговорив к ссылке в Сибирь. Среди историков существует мнение о том, что в действительности столь суровый приговор был вынесен Алябьеву из-за близости к декабристским кругам. В частности, известно, что Николай I не раз отклонял ходатайства о смягчении участи композитора.

В 1828, отбыв трехлетнее заключение в крепости, Александр Алябьев отправляется в родной Тобольск, где создает симфонический оркестр казачьей музыки. Кроме того, композитор выступал в качестве пианиста и дирижера, руководил симфоническими и хоровыми концертами. В те годы Алябьевым были созданы романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и произведения для оркестра.

В период 1832–1833 годов Алябьев жил на Кавказе, затем в Оренбурге, после чего уехал в Московскую губернию. Испытывая большой интерес к фольклору, композитор записывал башкирские, киргизские, татарские и туркменские песни, а также творчество кавказских народов. Совместно с историком Михаилом Максимовичем он составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

Только в 1843 году композитору, наконец, разрешили поселиться в Москве, где он, однако, находился под полицейским надзором.

Александр Александрович Алябьев скончался в Москве (22 февраля6 марта 1851 года. Похоронили композитора в Симоновом монастыре. В 1920–1930-е годы некрополь, где находилась усыпальница Алябьевых, был разрушен. В феврале 2009 года на символической могиле музыканта у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове прошла торжественная церемония открытия памятного креста.

Дмитрий Бибиков

российский военный и государственный деятель

  • 29 марта 1792                  229 лет назад
  • 6 марта 1870                     151 год назад

Дмитрий Гаврилович БибиковДмитрий Гаврилович Бибиков

Дмитрий Гаврилович Бибиков родился (18) 29 марта 1792 года в селе Баловнёво Рязанского наместничества.

Герой Отечественной войны 1812 года, он участвовал в боях под Витебском, Смоленском и Бородино. В Бородинском сражении он потерял левую руку. В декабре 1812 года был удостоен ордена св. Георгия IV степени.

После войны находился на государственной службе, был вице-губернатором Владимира, Саратова и Москвы. В 1824 году Бибиков был назначен директором департамента внешней торговли. На этом посту он находился 11 лет и особенно прославился тем, что искоренял злоупотребления в таможенном ведомстве.

В 1837 году Дмитрий Бибиков стал военным губернатором Киевской губернии и одновременно генерал-губернатором Подольской и Волынской губерний. Был активным сторонником русификации Украины, боролся против засилья польских панов, отстаивал интересы крестьян. Он прославился как разработчик инвентарных правил, регламентировавших отношения крестьян с помещиками.

В 1848 году Бибиков был принят в Государственный совет, а в 1852-1855 годах занимал пост министра внутренних дел России. В 1855 году, в связи с ухудшением здоровья, он вышел в отставку с государственной службы и оставшиеся годы провел в покое, отойдя от активной общественной деятельности.

Скончался Дмитрий Гаврилович Бибиков (22 февраля6 марта 1870 года в Петербурге, оставив после себя огромную библиотеку в 14 тысяч томов. Эта библиотека была подарена впоследствии его дочерью Киевскому университету.

Готлиб Даймлер

немецкий инженер, конструктор и промышленник

  • 17 марта 1834                      187 лет назад
  • 6 марта 1900                        121 год назад

Готлиб ДаймлерГотлиб Даймлер

Готлиб Вильгельм Даймлер (нем. Gottlieb Wilhelm Daimler) родился 17 марта 1834 года в немецком городе Шорндорфе, в семье потомственного пекаря. Через десять лет после окончания начальной школы, уже будучи мастером на производстве локомотивов, он начал учебу в Штутгартском политехническом институте. Получив диплом, Готлиб отправился во Францию, а затем в Англию и Бельгию, где работал на различных производствах, чтобы познакомиться с машиностроительной индустрией этих стран. Постепенно у Даймлера появилась мечта о создании собственного двигателя внутреннего сгорания.

После возвращения в Германию он работал в сфере тяжелого машиностроения – руководил производством локомотивов, а затем производством газовых двигателей. В 1879 году Даймлер стал одним из технических директоров завода в Кельне, где выпускались двигатели внутреннего сгорания. Однако вскоре он покинул предприятие и два года спустя вместе со своим деловым партнером, инженером Вильгельмом Майбахом, переехал в Штутгарт. В пригороде Канштадт товарищи купили дом и пристроили к нему лабораторию. Совместно с Майбахом Даймлер начал разработку собственного двигателя внутреннего сгорания, который можно было бы использовать на транспорте.

В конце 1885 года Даймлер и Майбах сконструировали свой первый двигатель. Именно они впервые решили использовать в качестве топлива легко воспламеняемый бензин, который до этого применялся, в основном, для чистки одежды. В этом же году они придумали карбюратор и запатентовали первый мотоцикл. Вначале моторы имели невысокую мощность, поэтому партнеры устанавливали их на небольших транспортных средствах. В частности, они сконструировали лодочный мотор, мотосани и воздушный шар с двигателем внутреннего сгорания.

Первый мотоцикл Даймлера

Первый мотоцикл Даймлера

Наконец, в 1889 году Даймлер и Майбах построили свой первый автомобиль, который внешне был похож на карету без лошади. Партнеры представили его на парижской выставке, и через два года первые модели были проданы. Затем в течение десяти лет коллеги совершенствовали свои изобретения. Разработкой четырехцилиндрового двигателя Даймлер определил основные направления в моторостроении на нескольких последующих десятилетий.

Даймлер организовал компанию «Daimler Motoren Gesellschaft» (DMG) по производству небольших, мощных двигателей для использования на земле, в небе и на море. Этот принцип стал основой для знаменитой трехконечной звезды – логотипа компании «Mercedes-Benz», выросшей из DMG.

В последние годы жизни Готлиб Даймлер вышел из состава акционеров DMG, а также продал лицензии на некоторые свои изобретения компании «Даймлер», которая занималась выпуском его автомобилей в Англии. Руководство производством автомобилей продолжили его сыновья Пауль и Адольф. Сам же Даймлер занимался разработкой новых моторов.

Готлиб Даймлер был дважды женат. От первого брака с Эммой Кунц, которая умерла в 1889 году, родилось шестеро детей. Второй раз он женился в 1893 году на молодой вдове Лине Хартманн.

Умер Готлиб Даймлер 6 марта 1900 года в Канштадте.

Вячеслав Шишков

русский и советский писатель, инженер

  • 3 октября 1873                       148 лет назад
  • 6 марта 1945                             76 лет назад

Вячеслав Яковлевич ШишковВячеслав Яковлевич Шишков

Вячеслав Яковлевич Шишков родился (21 сентября3 октября 1873 года в городе Бежецке Тверской губернии, в семье торговца. Его отец Яков Дмитриевич Шишков, образованный человек, любил оперу и театр, привив мальчику любовь к прекрасному.

Первой профессией Вячеслава стала специальность строителя водных путей, грунтовых и шоссейных дорог, которую он получил по окончании Вышневолоцкого технического училища. После непродолжительной практики в Новгородской и Вологодской губерниях в 1894 году он прибыл на работу в Томск и служил в Управлении Томского округа путей сообщения до 1916 года.

Будущий писатель исколесил всю Сибирь – по суше и по воде. Он участвовал и руководил геодезическими экспедициями, обследовал Обь, Лену, Енисей и другие сибирские реки. Согласно разработанному им проекту был создан знаменитый Чуйский тракт, где теперь поставлен памятник этому талантливому инженеру.

Во время длительных и опасных путешествий наблюдательный молодой человек изучал жизнь простых людей: крестьян, золотоискателей, бродяг, политических ссыльных, знакомился с бытом и культурой коренных народов Сибири. Свои впечатления он записывал, и в 1908 году в газете «Сибирская жизнь» и в журнале «Молодая Сибирь» появились его первые публикации.

В 1911 году тридцативосьмилетний инженер решается отправить Максиму Горькому два своих рассказа – «Ванька Хлюст» и «Краля». Он с надеждой пишет известному писателю: «Ежели признаете за ними некоторые положительные качества, – помогите мне всплыть на Божий свет. Семь лет я пишу, но держу написанное у себя – все думаю, что еще не выросли крылья… Много шатался по тайге, сталкивался с народом. Нонче в экспедиции на реке Нижнюю Тунгуску едва не погиб». Горький не остался равнодушен к литературным опытам писателя, благодаря его помощи, рассказы Шишкова были напечатаны в новом журнале «Заветы».

В 1916 году инженер Шишков переведен в Петроград – в управление шоссейных дорог Министерства путей сообщения. В этом же году при содействии Горького выходит первый сборник рассказов Вячеслава Шишкова «Сибирский сказ».

После Октябрьской революции 1917 года, которую он встретил с настороженностью, отправляется в «скитания» по России: Лужский уезд, Смоленск, Кострома, Крым, Осташков. В 1918 году начал работу над романом «Угрюм-река». Писатель считал этот роман основным в своей творческой биографии и говорил: «Угрюм-река» – та вещь, ради которой я родился». В романе описываются драматические события на рубеже 19 и 20 веков, колоритные картины купеческого быта и жизни тунгусов. Но вершиной сибирской прозы Шишкова критиками признана не только «Угрюм-река», но и роман «Ватага», повествующий о Гражданской войне.

С 1927 года Шишков жил в Детском (Царском) Селе. В 1928-1930 годах писатель работал над повестью «Странники» о жизни беспризорников в детском доме. Участвовал в поездке группы писателей и журналистов на строительство Беломорканала, но отказался что-либо писать для пропагандистского сборника о путешествии. Последние 7 лет жизни работал над задуманной им 3-томной исторической эпопеей «Емельян Пугачев».

С 1941 года Шишков находился в блокадном Ленинграде, писал статьи для фронтовых газет, выступал с патриотическими статьями и рассказами в газете «На страже Родины» и даже издал первый том «Емельяна Пугачева». В апреле 1942 года уже немолодой и тяжело больной писатель вынужден был уехать в Москву.

Вячеслав Яковлевич Шишков умер 6 марта 1945 года, немного не дожив до Дня Победы, которого так ждал. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сталинская премия первой степени была присуждена ему посмертно в 1946 году – за роман «Емельян Пугачев».

Перл Бак

американская писательница, Нобелевский лауреат

  • 26 июня 1892              129 лет назад
  • 6 марта 1973                 48 лет назад

Перл БакПерл Бак

Перл Бак, урождённая Сайденстрикер (англ. Pearl Sydenstricker Buck), родилась 26 июня 1892 года в Хилсборо (штат Виргиния, США). Несколько месяцев спустя ее родители, пресвитерианские миссионеры, уехали в Китай, где Бак жила вплоть до 1933 года. После обучения в шанхайском пансионе отправилась в Виргинию, в 1914 году окончила Рэндолф-Мейконский колледж. Позже получила степень магистра искусств в Корнельском (1926) и Йельском (1933) университетах.

В 1917 году Перл вышла замуж за американского миссионера. Желая помочь родителям умственно отсталых детей, она написала книгу «Ребенок, который не стал взрослым» (1950).

Первый опубликованный роман Перл Бак «Восточный ветер, западный ветер» (1930) посвящен конфликту восточной и западной цивилизаций. За ним последовал роман «Земля» (1931; Пулитцеровская премия 1932), повествующий о борьбе задавленного нищетой крестьянина за свой клочок земли. В 1935 году роман «Земля» с продолжением – «Сыновья» и «Распадающийся дом», вышли одной книгой как трилогия – «Обитель-земля». За трилогией последовали биографии родителей Перл Бак «Изгнание» (1936) и «Ангел-воитель» (1936), опубликованные в 1944 году под общим названием «Дух и плоть». В 1938 году писательница стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Перл Бак стала приемной матерью девятерых детей разных национальностей, а также организовала фонд помощи американским детям – выходцам из Азии. Она автор детских книг «Буйволята» (1943), «В один прекрасный день» (1950) и «Рождественское привидение» (1966).

Среди многочисленных сочинений Перл Бак – перевод китайского классического романа «Все люди братья» (1933), «Обещание» (1943), «Китай в черном и белом» (1946), «Большая волна» (1948), «Женщина-император» (1956).

К поздним ее произведениям относятся «Письмo из Пекина» (1957), «Прикажи утру» (1959), «Время – полдень» (1967), «Три дочери мадам Лянь» (1969). «Американский триптих» (1958) – одна из пяти книг, посвященных американской жизни и опубликованных под псевдонимом Джон Седжес.

В 1951 году Перл Бак была избрана членом Американской академии искусств и словесности.

Умерла Перл Бак в Данби (штат Вермонт, США) 6 марта 1973 года.

Александр Птушко

советский кинорежиссер и режиссер мультфильмов, мастер сказочного жанра

  • 19 апреля 1900                    121 год назад
  • 6 марта 1973                          48 лет назад

Александр Лукич ПтушкоАлександр Лукич Птушко

Александр Лукич Птушко родился в Луганске (6) 19 апреля 1900 года. В 1923 году поступил в Московский институт народного хозяйства. Работал корреспондентом в газете, актером, художником-декоратором, и, наконец, пришел в кинематограф. В 1927 году Птушко попробовал себя как художник-мультипликатор, затем был режиссером мультфильмов, разработчиком кукол для мультфильмов.

Первый мультфильм он поставил в 1928 году, в нем участвовала кукла по имени Братишкин. В 1932 году Птушко был снят первый звуковой мультфильм «Властелин быта».

В 1935 году по роману Д.Свифта Птушко снял полнометражный комбинированный анимационно-игровой фильм «Новый Гулливер». В нем снимались полторы тысячи кукол и живые актеры. После того, как Птушко стал руководителем художественно-производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма», он снял фильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты», «Золотой ключик» и другие.

После окончания войны Птушко приступил к съемкам игровых фильмов по мотивам былин, народных сказок, литературных произведений: «Каменный цветок» (удостоенный в 1947 году Сталинской премии и премии Международного кинофестиваля в Каннах в 1946 году), «Садко» (получивший «Серебряного Льва» кинофестиваля в Венеции в 1953 году), «Илья Муромец» (первый широкоэкранный фильм со стереозвуком в СССР, награжден дипломом кинофестиваля в Эдинбурге в 1958 году), «Алые паруса», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане» (получила приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде в 1968 году), «Руслан и Людмила» (приз кинофестиваля в Солерно в 1976 году)…

Александр Птушко был еще и автором сценариев к нескольким своим фильмам, учил студентов во ВГИКе, выпустил ряд научно-популярных книг, посвященных мультипликации, съемкам трюков и комбинированным съемкам. В 1969 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Александр Лукич Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве.

Ханс Альбрехт Бете

американский физик, Нобелевский лауреат

  • 2 июля 1906               115 лет назад
  • 6 марта 2005               16 лет назад

Ханс Альбрехт БетеХанс Альбрехт Бете

Ханс Альбрехт Бете (нем. Hans Albrecht Bethe) родился 2 июля 1906 года в Страсбурге (Германия). Бете рано обнаружил способности и интерес к физике.

В 1924–1928 годах он обучался в Франкфуртском и Мюнхенском университетах. В 1928 году молодой учёный получает докторскую степень по теоретической физике. Уже будучи аспирантом, Бете проявляет интерес к квантовой механике и её математической теории, которая описывает взаимодействие между материей и излучением.

В 1933 году Бете эмигрирует в Великобританию, а еще через два года переезжает в США. В 1937 году он становится профессором Корнельского университета в Итаке (штат Нью-Йорк). Впоследствии он получает американское гражданство.

Под руководством Роберта Оппенгеймера Бете принимал участие в работах, проводившихся в рамках Манхэттенского проекта, целью которого было создание первой в мире атомной бомбы. После войны Бете занимался также созданием водородной бомбы.

В основном его работы были посвящены ядерной физике и астрофизике. Он написал более 250 научных работ. Помимо этого он является соавтором (совместно с Эдвином Солпитером) до сих пор широко использующейся физиками книги «Квантовая механика атомов с одним и двумя электронами».

Бете сделал ряд серьёзных открытий в области физики. В частности ему принадлежит формула для определения потерь энергии заряженной частицей, движущейся в веществе (1934). В теории элементарных частиц широко применяется уравнение Бете – Солпитера, описывающее систему двух взаимодействующих частиц (1951).

В 1954 году выдающийся учёный стал Президентом Американского физического общества. Бете неоднократно становился лауреатом международных премий. В 1967 году он стал лауреатом Нобелевской Премии по физике.

Ханс Альбрехт Бете умер 6 марта 2005 года в Итаке (США).

Ефим Копелян

советский актер театра и кино, Народный артист СССР

  • 12 апреля 1912                  109 лет назад
  • 6 марта 1975                       46 лет назад

Ефим Захарович КопелянЕфим Захарович Копелян

Ефим Захарович Копелян родился (30 марта12 апреля 1912 года в городе Речица Минской губернии.

После школы Ефим работал слесарем на заводе «Красный путиловец» (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, поступил в студию при театре. В студии зарекомендовал себя как характерный актер.

По окончании студии Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами. Война застала БДТ в Баку на гастролях. Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в «Театре Народного ополчения», который вскоре превратился в «Ленинградский фронтовой агитвзвод».

11 февраля 1943 года БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актер БДТ.

К середине 1940-х годов Копелян – «первый отрицательный герой БДТ», но не миновал его и романтический репертуар. Сыграно было много ролей: Мачек («Под каштанами Праги» Симонова, 1946), Боб Мерфи («Русский вопрос» Симонова, 1947), Рюмин («Дачники» Горького, 1949), Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» Гюго, 1952) и многие другие.

С 1956 года у него практически не было проходных ролей. Актерской удачей можно назвать Марио («Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, 1958) и Ильина («Пять вечеров» А. Володина, 1959) в спектаклях Товстоногова. Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя. В короткие сценические мгновенья актер успевал сыграть человеческую судьбу.

Копелян много снимался в кино и на телевидении. Среди его лучших ролей в кино – Савва Морозов («Николай Бауман», 1968), Свидригайлов («Преступление и наказание», 1970). Снимался он в телевизионных фильмах «Старая крепость», «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Вечный зов» и многих других.

Неповторимым было его чтение текста от автора в фильмах «Семь нот в тишине» (1967), «Встречи с Горьким» (1969), «Память» (1971) и телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны».

Умер Ефим Захарович Копелян в Ленинграде 6 марта 1975 года.

Тенгиз Абуладзе

грузинский и советский кинорежиссер, Народный артист Грузии

  • 31 января 1924               97 лет назад
  • 6 марта 1994                   27 лет назад

Тенгиз АбуладзеТенгиз Абуладзе

Тенгиз Евгеньевич Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси Грузинской ССР. В 1943-1946 годах он учился в Тбилисском театральном институте имени Ш.Руставели. Его педагогами были Г.А. Товстоногов и Д.Алексидзе.

В 1953 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С.Юткевича). Во ВГИКЕ Абуладзе занимался также у Л.В. Кулешова, А.С. Хохловой, А.П. Довженко.

С 1953 года Абуладзе — режиссер киностудии «Грузия-фильм». Уже первая его картина «Лурджа Магданы» (совместная с Р.Чхеидзе) принесла режиссерам престижную награду – Гран-при Каннского кинофестиваля 1956 года по конкурсу короткометражных лент.

Знаком объединения поэзии с обыденным, новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе «Чужие дети» (1958). В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963) по Н.Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению.

Фильм «Мольба» (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо-1973) – сложная экранизация произведений великого грузинского поэта Важа Пшавела. Предназначение поэта, борьба со злом ради защиты добра, преодоление вековой вражды двух соседних народов, любовь и верность, – эти темы и образы Пшавела достойно были отражены в этом фильме.

В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1973) по повести А.Абу-Бакара режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме «Древо желания» по Г.Леонидзе (1977), втором после «Мольбы» фильме триптиха, который завершился «Покаянием» (1984).

«Покаяние» стало главным фильмом последнего периода существования СССР. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале 1987 года фильм получил четыре премии.

Заслуженный деятель искусств и Народный артист Грузии – Абуладзе оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты.

Умер великий режиссер Тенгиз Евгеньевич Абуладзе 6 марта 1994 года в Тбилиси (Грузия).

Жан Бодрийяр

французский социолог, культуролог и философ-постмодернист

  • 27 июля 1929                92 года назад
  • 6 марта 2007                 14 лет назад

Жан БодрийярЖан Бодрийяр

Жан Бодрийяр (фр. Jean Baudrillard), один из самых известных представителей философии постмодернизма, родился 27 июля 1929 года во французском городе Реймс. Получив степень доктора философии, он в течении нескольких десятков лет преподавал в Нантеррском университете в Париже. В 1968 году Бодрийяр публикует работу «Система вещей», представляющую собой развернутую критику «общества потребления», ставшую основой проблематики его дальнейшего творчества.

Основными темами исследований философа были вопросы соотношения реальности и ее символического отображения, он первым ввел в широкий оборот понятия «симулякр» и «гиперреальность».

Известность среди широкой публики Бодрийяр приобрел после публикации эссе о антииракской кампании 1991 года, озаглавленного «Войны в Заливе не было». Основываясь на своей теории «гиперреальности симулякров», Бодрийяр делал вывод, что эта кампания стала первой в мировой истории «виртуальной войной», события которой были сконструированы СМИ. Эту тему Бодрийяр развил, говоря о терактах в США 11 сентября 2001 года, которые он считал началом «четвертой мировой войны, в которой глобализм противостоит самому себе» (эссе «Дух терроризма»).

Всего Бодрийяр написал около 50 книг, как правило, находившихся на грани философии и литературы. Бодрийяр не был философом в привычном смысле слова: он был, скорее, критиком философии и ее аналитиком.

Бодрийяра занимали вопросы функционирования современного, постиндустриального общества, в котором все отношения приобрели сугубо символический смысл. Он представлял себе эволюцию западного мира как последовательную смену трех стадий: в первой «существовали повседневные, бытовые ценности», во второй ценности «выступали как средство обмена», в третьей ценности превратились в символ. В конце 20 века появилась диффузная фаза, фаза дробления – результат утраты системы координат. Следствием этой потери стала невозможность определить, что есть добро или зло, истинное или ложное. Поэтому современному человеку ничего не остается, как разбираться самому, строить свои оси координат и, главное, думать, ничего не принимая на веру.

Умер Жан Бодрийяр 6 марта 2007 года в Париже.

Надежда Рушева

советский художник-график

  • 31 января 1952                 69 лет назад
  • 6 марта 1969                     52 года назад

Надя РушеваНадя Рушева

Надежда Николаевна Рушева родилась 31 января 1952 года в городе Улан-Батор, в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.

Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Надя начала рисовать с пяти лет. Как-то в первом классе за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Первая выставка её рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. После этого были публикации в журнале «Юность», иллюстрации к романам «Война и мир» Л.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – говорила Надя.

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 году на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь…», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в московской больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17 лет. Врачи ничем не смогли помочь.

Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова и других. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.

Андрей Панин

советский и российский актер театра и кино, Заслуженный артист России

  • 28 мая 1962                  59 лет назад
  • 6 марта 2013                  8 лет назад

Андрей ПанинАндрей Панин

Андрей Владимирович Панин родился 28 мая 1962 года в Новосибирске, через два года семья переехала в Челябинск, а еще четыре года спустя – в Кемерово, где Андрей после школы учился в институте культуры, закончив режиссерский факультет. Некоторое время проработал в Минусинском театре, а затем отправился в Москву.

В 1991 году он окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Александра Калягина) и стал актёром МХАТ имени А.П. Чехова. Среди его работ в театре – «Три сестры», «Скупой рыцарь», «Женитьба». Затем были: спектакль театра-студии Табакова «Смертельный номер», антрепризная постановка «Зима» Евгения Гришковца, «Академия смеха» и «Трое на качелях» в театре имени А.С. Пушкина.

Первая роль в кино у Панина была в фильме «По прямой». Известность же он приобрел благодаря картинам «Мама, не горюй», «Мама», телесериалам «Каменская» и «Граница. Таежный роман».

В 2000 году Андрей Панин сыграл в фильмах «Свадьба» Павла Лунгина и «Женщин обижать не рекомендуется» Валерия Ахадова, а также в боевике Александра Атанесяна «24 часа». Росту популярности актера способствовали сериалы «Бригада», «Журов» и фильмы «Шик», «Всадник по имени смерть», «Даже не думай-2: Тень независимости», «Водитель для Веры», «Сволочи», «Бой с тенью», «Жмурки», «Мама, не горюй-2», «Кандагар» и другие.

В 2005 году он был участником жюри Высшей лиги КВН. В 2006 году выпустил экспериментальную актёрскую мастерскую во ВГИК. В 2011 году снимался в роли Доктора Ватсона в новом российском сериале о Шерлоке Холмсе, но не успел ее озвучить…

Заслуженный артист России, лауреат премии «Хрустальная Турандот» (за спектакль «Смертельный номер»), премии «Чайка» в номинации «Лучший злодей» (за роль Барона в спектакле «Маленькие трагедии» в 1996 году и в номинации «Двойной удар» за спектакль «Академия смеха» в 2001 году), премии «Кумир года» (за роль Цубаки в «Академии смеха», а также за роль Гаркуши в фильме «Свадьба» в 2001 году), молодежной премии «Триумф» за 2001 год – Панин также отмечен кинопремиями «Ника» и «Золотой Овен», обладатель призов на фестивалях «Окно в Европу», «Созвездие» и др.

7 марта 2013 года актер Андрей Панин был найден мертвым в своей квартире в Москве с травмой головы. По факту его смерти было возбуждено уголовное дело. По данным следствия он скончался накануне – 6 марта.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments