6 декабря

.

Вернер фон Сименс
немецкий инженер, ученый, изобретатель, промышленник, основатель фирмы Siemens
13 декабря 1816 — 6 декабря 1892
198 лет назад 122 года назад


Эрнст Вернер фон Сименс родился 13 декабря 1816 года в Ленте близ Ганновера. После гимназии в Любеке он поступил в артиллерийское инженерное училище в Магдебурге. Здесь Сименс начинает заниматься научными исследованиями и продолжает их в Берлине.

Молодого ученого отправляют в 1846 году в генштаб, чтобы тот начал внедрение электротелеграфии. После этой командировки Сименс намеревается продолжить разработки в этой области уже самостоятельно. И в 1847 году вместе с Гальске основывает телеграфно-строительную фирму Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske. Фирма известна тем, что построила первую телеграфную линию в Германии, а позже и в России.

Многие изобретения и усовершенствования Сименса были высоко оценены на выставках. В 1860 году ученый получил звание почетного доктора философии. Через восемь лет фирма Сименса начала сооружать Индоевропейскую телеграфную линию, проходящую через Кавказ. Ее железные опоры продержались вплоть до 1931 года.

В этот же период Сименс занялся разработками в области электротехники. Ему принадлежит изобретение в 1867 году динамо-машины. Спустя три года фирма дополняет свой технопарк судном «Фарадей» и получает возможность прокладывать телеграфную линию через Атлантику. Первый трансатлантический кабель связал Ирландию и США.

А когда в Германию пришел телефон, фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske построила в Берлине первую телефонную станцию и стала выпускать телефонные трубки.

Где еще была первой фирма Сименса S&H? В изготовлении первой в мире электрической железной дороги, электролифта, трамвайной линии в Берлине.

Сименс основал Берлинский электротехнический союз и Общество патентов, в 1882 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1888-м возведен в дворянское сословие. В 1889 году ученый отошел от руководства фирмой.

Умер Вернер фон Сименс 6 декабря 1892 года в Шарлоттенбурге (Германия).

Матильда Кшесинская
русская балерина
31 августа 1872 — 6 декабря 1971
142 года назад 43 года назад


Матильда Феликсовна Кшесинская родилась (19) 31 августа 1872 года в Лигово (под Петербургом), в семье артистов балета Мариинского театра. Окончив Императорское театральное училище, Матильда танцевала в Мариинском театре до 1917 года. В разное время ее учителями были Лев Иванов, Екатерина Вазем, Христиан Иогансон.

Матильда Кшесинская была ведущей балериной Мариинского театра, идеальной исполнительницей балетов Мариуса Петипа, составлявших к концу 19 века основу репертуара.

В 1899 году исполнилась ее давняя мечта, Мариус Петипа предложил ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что не нравилось многим артисткам. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти.

Мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В Первую мировую войну Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей. Затем она устроила свой бенефис, а средства от него передала в русское театральное общество, семьям призванных в армию актеров.

В 1929 году Кшесинская открыла балетную студию в Париже. Дав первый урок в студии в апреле 1929 года, через несколько лет она принимала уже сотню учеников.

В 1936 году, в возрасте 64 лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент-Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер – легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике. Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо!

В эмиграции, помимо творческой карьеры и преподавания, Кшесинская занималась и написанием мемуаров (впервые изданы в 1960 году в Париже, а первое издание на русском — в Москве в 1992 году).

Знаменитая балерина была замужем. Ее супруг – великий князь Андрей Владимирович (один из внуков Александра II), в этом браке родился сын – светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский (1902—1974).

Матильда Феликсовна прожила долгую, богатую событиями жизнь и скончалась 6 декабря 1971 года в Париже за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Роберт Бартини
итальянский аристократ, советский авиаконструктор, ученый
14 мая 1897 — 6 декабря 1974
117 лет назад 40 лет назад


Бартини, малоизвестный широкому кругу общественности, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Итальянский аристократ, он в анкетах, в графе национальность, писал: «русский».

Роберт Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини, итал. Roberto Oros di Bartini) родился 14 мая 1897 года в Фиуме (Италия). В 1916 году он окончил офицерскую школу, в 1921 году — лётную школу в Риме, в 1922 году – Миланский политехнический институт. После установления в Италии фашистского режима решением ЦК ИКП Бартини был нелегально отправлен в СССР как авиационный инженер.

В Москве Бартини зачислили на работу на Научно-опытный аэродром на Ходынке лаборантом. Вскоре он стал экспертом технического бюро. Оценив подготовку итальянского авиаинженера, начальство перевело его в Управление ВВС Черного моря. Здесь, в Севастополе, он быстро дослужился до старшего инспектора по эксплуатации материальной части.

За успешную подготовку морской части трансконтинентального перелета самолета АНТ-4 «Страна Советов» в 1929 году из Москвы в Нью-Йорк Бартини был награжден грамотой Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР.

С 1930 года он – начальник конструкторского отдела НИИ ГВФ, главный конструктор. В 1938 году Бартини был арестован НКВД по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Его приговорили к 10 годам лишения свободы и направили на работу в закрытое авиационное КБ тюремного типа (т. н. «шарашку») — ЦКБ-29, где он работал до 1947 года. Принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством А.Н. Туполева, также находившегося в заключении.

Также в 1944-1946 годах Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов. В последующие годы он вел разработку проекта сверхзвукового пассажирского самолета среднего веса на 70 мест и рассматривал вопрос организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом.

Роберт Бартини является автором более 60 законченных проектов самолётов, оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок и др. Его основные труды лежали в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики, динамики полёта.

Помимо авиации и физики, Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

За свой вклад в развитие отечественного самолетостроения он был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.

Умер Роберт Людвигович Бартини 6 декабря 1974 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments