Чат неактивен

4 ноября 1879 г


135 лет назад

Запатентован первый кассовый аппарат

Далеко не всегда торговцы могли точно определить собственные доходы. Часто сведения, представляемые наемными работниками в ежедневных гроссбухах, не отличались точностью и оказывались неполными и недостоверными. А у владельца предприятия не было никакой возможности уличить своих подчиненных в недобросовестности. Это давало широчайшие возможности для хищений недобросовестному персоналу, особенно при большом товарообороте.

Хозяин маленького кафе в американском городе Дейтон, штат Огайо, Джеймс Ритти оказался именно в такой ситуации. Его кафе было популярным, поток посетителей не иссякал – а заведение почти не приносило дохода. Как выяснилось, причиной тому было мелкое воровство буфетчиков, которые не могли удержаться от соблазна запустить руку в денежный ящик.

Решение проблемы пришло неожиданно. Однажды Ритти отправился отдыхать в Европу, и, прогуливаясь по судну корабля, забрел в машинное отделение, где обратил внимание на устройство, автоматически отсчитывавшее каждый оборот двигательного вала. Ритти осенила счастливая мысль, что подобное же устройство может фиксировать каждую покупку в баре или кафе.

Вернувшись домой, Ритти вместе с братом сконструировал простейший кассовый аппарат, запатентованный 4 ноября 1879 года. В первой модели каждая торговая операция фиксировалась на диске. Позже появился специальный индикатор, позволявший и кассиру, и покупателю видеть стоимость покупки.

Теперь, после того как индикатор показал сумму, которую продавец должен был положить в кассовый ящик, соблазн что-либо утаить становился значительно меньше. Ритти также придумал приспособление, фиксировавшее каждую денежную операцию на бумажном рулоне. Теперь хозяин мог сверить сумму наличных в кассе с суммой, обозначенной на рулоне, и точно узнать, сколько было сделано покупок за день.

Кафе стало приносить неплохой доход не только из-за «честности» буфетчиков, но и из-за наличия необычного аппарата, который собирал толпы зевак. Впоследствии изобретение Ритти получило название «Неподкупный кассир Ритти».

4 ноября 1890 г.
124 года назад

В Лондоне открылась первая электрическая линия метрополитена


Лондон – родина метро как вида транспорта

Лондон – родина метро как вида транспорта, а лондонское метро – старейшая в мире подземная городская железная дорога, существующая с 1863 года. Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона.

С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность.

Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл – Кинг Уильям-Стрит. Открыл движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII.

Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро».

В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб. Три более поздние линии, открытые в 1906-1907 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены.

С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году. В настоящее время лондонский метрополитен включает в себя 270 станций, протяженность путей – более 400 километров.

Для сравнения – протяженность линий Московского метрополитена сегодня составляет более 325 км. К 2025 году планируется увеличить ее более чем вдвое, до 650 километров. Такие данные содержатся в проекте актуализированного Генплана Москвы.

4 ноября 1922 г.
92 года назад

Обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте


Гробница фараона Тутанхамона

Тутанхамон – фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1347-1337 до н. э. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию его гробницы, единственной почти не разграбленной египетской царской усыпальницы.

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя ее и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами – египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

4 ноября 1922 года был расчищен вход в гробницу. Печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу. После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер спустился в «Золотой чертог» – погребальную камеру гробницы, где находился сам саркофаг фараона.

Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 года в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти. В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года.

Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments