4 марта …

Николай Гоголь
русский писатель, классик мировой литературы
1 апреля 1809 — 4 марта 1852
206 лет назад 163 года назад


Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.

Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика.

У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. В 1821 году Николай поступил в гимназию в Нежине. Здесь он не только учится – он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах.

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.

В 1829 году он издал под псевдонимом В.Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию.

В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Знакомится с Жуковским, Плетнёвым, Пушкиным, часто бывает в Царском Селе. Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте.

В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем. 1833 год для Гоголя оказался сложным и напряженным. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески».

Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже – «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным. В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии. Известие о гибели Пушкина застает его в Париже. Гоголь ошеломлен и ощущает работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» поэта.

Вскоре «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842) вышли в свет. В 1842-1845 – период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками, преодолением душевной усталости и творческих сомнений.

В 1845 году в состоянии душевного кризиса и резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома и начинает работу заново.

В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». Но в последних числах января явственно обнаружились признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти.

(7) 19 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь на (12) 24 февраля сжигает беловую рукопись 2-го тома.

(21 февраля) 4 марта 1852 утром Гоголь умер в доме на Никитском бульваре в Москве. Погребение состоялось на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931-м прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище.

Александр Опекушин
русский художник, скульптор-монументалист
28 ноября 1838 — 4 марта 1923
177 лет назад 92 года назад


Александр Михайлович Опекушин родился в деревне Свечкино (Ярославская губерния) (16) 28 ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором.


Памятник А.С. Пушкину в Москве

Отпущенный на волю еще мальчиком, Александр работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в Петербурге, затем вплоть до 1864 года занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году.

Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О. Микешина он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова) по собственным эскизам.


Монумент «Тысячелетие России»

В 1870-е годы уже в полной мере – причем именно в монументальном искусстве – развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре – памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.

Также среди его работ – памятники: Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).

В последний период Александр Михайлович Опекушин отошел от активной деятельности и уединился в своем имении в селе Рыбница (Ярославская губерния), где и умер 4 марта 1923 года.

Евгений Евстигнеев
советский актер театра и кино, Народный артист СССР
9 октября 1926 — 4 марта 1992
89 лет назад 23 года назад


Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. В 1943-1947 годах работал слесарем на заводе «Красная Этна» в Горьком. В 1951 году окончил Горьковское театральное училище (Нижегородское театральное училище с 2003 года носит его имя) и до 1954 года был актером Владимирского областного драматического театра. В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ, затем стал актером этого театра.

В 1957-1970 годах выступал на сцене «Современника», специализируясь на ролях с отрицательным обаянием, острой характерностью, подчас с сатирической направленностью. Но не оставался строго в рамках амплуа, сыграв Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в «На дне».

Сниматься в кино Евстигнеев начал еще в 1957 году («Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Его герои – всевозможные чиновники, служащие и прочие работники умственного труда. Таковы Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля») и Миша («Крылья») – 1966, Огородников («Старшая сестра», 1967), Калачев («Зигзаг удачи») и Корейко («Золотой теленок») – 1968.

Евстигнеевские образы становятся более заостренными, язвительно развенчиваемыми, порой доведенными до фарсово-абсурдного воплощения и приобретающими зловещий оттенок в фильмах: «Гиперболоид инженера Гарина» (роль Гарина, 1966), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский, 1966, выпуск на экран – 1988), «Бег» (Корзухин, 1971).

Он стремился внести элементы лиризма и трогательности в неуживчивые характеры персонажей. Таковы его герои в картинах: «Верность» (1965), «Старики-разбойники» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Повесть о неизвестном актере» и «Подранки» (1977), «Старый Новый год» (1980), «Еще люблю, еще надеюсь…», «И жизнь, и слезы, и любовь» (1984), «Зимний вечер в Гаграх» (1986) и незабываемый профессор Преображенский («Собачье сердце», 1988).

Всего Евстигнеев снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении, по праву став одним из самых любимых актеров в стране. Заслуженный артист РСФСР и Народный артист СССР он был награжден многими государственными наградами.

Евстигнеев до последних дней продолжал много сниматься и играть на сцене МХАТа, куда он ушел вслед за Ефремовым еще в 1971 году. И много еще хотел сыграть…

Евгений Александрович Евстигнеев умер 4 марта 1992 года в Лондоне, куда приехал, чтобы сделать операцию на сердце, но не успел. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments