Чат неактивен

3 Мая ушли из жизни

3 мая

Сегодня день памяти русского национального героя,

князя Димитрия Михайловича Пожарского.

Он родился 1 ноября 1578 г., происходил из рода князей Стародубских. В 15 лет князь начал дворцовую службу, в 1598 г. стал стряпчим, в 1602 г. пожалован в стольники. В 1608 г. был назначен воеводой, разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г. князь Димитрий отбил от города Зарайска сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 г. участвовал в первом ополчении Прокопия Ляпунова, сражался с польскими войсками гетмана А.Гонсевского. Он отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и вывезен в Троице-Сергиев монастырь, затем в родовое село Мугреево.

Вскоре возглавить втрое ополчение князя пригласил Козьма Минин и осенью 1611 г. он прибыл в Нижний Новгород. В 1612 г. князь Димитрий Пожарский сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов и освободить Москву 26 октября 1612 г. На Земском соборе 1612-13 гг. он сыграл выдающуюся роль при избрании Царем Михаила Федоровича Романова, в день венчания на царство 11 июля 1613 г. стал боярином и пожалован вотчиной в Балахнинском уезде.

В 1613-19 гг. князь участвовал в войне с поляками и мародерами, затем был воеводой в Твери (1619-20) и Новгороде (1628-30), воеводой армии прикрытия во время Русско-польской войны (1632-34), ведал приказами: Ямским (1621), Разбойным (1624) и Судным (1636-37; 1640-42). В 1634-35 гг. возвел каменный шатровый храм Покрова в подмосковном селе Медведково, а в 1636 г. – Казанский собор на Красной площади в честь святыни Нижегородского ополчения – Казанской иконы Богоматери. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля, приняв перед смертью схиму с именем Косьма в память сотоварища по ополчению.

Елизавета Хитрово

русская княгиня, дочь полководца М.Кутузова
19 сентября 1783 — 3 мая 1839
233 год назад 177 лет назад

Елизавета Михайловна Хитрово родилась (8) 19 сентября 1783 года и была третьей из пятерых дочерей великого фельдмаршала Кутузова. Семья у Кутузовых была дружная и веселая. Тон задавала мать семейства, княгиня Екатерина Ильинична – добрая, но строгих правил дама.

Девочки получили разностороннее домашнее образование – грамматика, языки, основы домоводства и этикета, пение, театральное искусство, танец… С таким багажом можно было блистать в любом светском обществе.

Первый муж Елизаветы, граф Ф.И. Тизенгаузен, был флигель-адъютантом фельдмаршала. Они прожили в браке всего три года, и все время любящая жена была спутницей мужа в его военной кочевой жизни. В битве под Аустерлицем Тизенгаузен погиб, оставив молодую вдову с двумя малолетними дочерями. Она с трудом справилась с горем.

Через шесть лет она вышла замуж вторично – за генерал-майора Николая Хитрово. Он был известен в светских кругах как человек обходительный, блистательный и умный. Создав семью, они стали жить широко и открыто, принимая у себя весь светский Петербург. В 1815 году генерала назначают российским поверенным в делах при дворе герцога Тосканского. Семья Хитрово переезжает во Флоренцию, где роскошная и утонченная жизнь продолжается. Салон генеральши Хитрово знает вся Тоскана, не исключая герцога.

В 1819 году Елизавета Михайловна вновь остается вдовой. Она возвращается в Россию. В ее доме на Моховой улице собирались писатели, среди которых были В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.А. Соллогуб, А.И. Тургенев и многие другие. Бывал у Елизаветы Михайловны и Пушкин, который познакомился с ней в 1827, введенный в ее круг Вяземским. Пушкин становится ее кумиром и любимцем, она неустанно хлопочет, помогая ему во всех его делах, используя при этом свои немалые связи.

Зная такое трепетное отношение Елизаветы Хитрово к поэту, именно через нее врагами Пушкина было переслано анонимное письмо, приведшее к роковой дуэли. Получив пакет, адресованный на ее адрес, но обращенный к поэту, она вскрывать его не стала и отослала своему другу. И очень сожалела о том впоследствии, но было уже поздно… Елизавета Хитрово пережила своего кумира только на два года – (21 апреля) 3 мая 1839 года она скончалась и была похоронена в Александро-Невской лавре.

Роман Клейн
русский и советский архитектор, реставратор и преподаватель
31 марта 1858 — 3 мая 1924
158 лет назад 92 года назад


Роман Иванович Клейн (Роберт Юлиус Клейн) родился в многодетной купеческой семье (19) 31 марта 1858 года в Москве. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. Дом был большим и гостеприимным – в нем постоянно бывали литераторы, музыканты, художники.

Личность мальчика формировалась в творческой и образованной среде. Он рано проявил склонности к рисованию и музыке, а покровительство и дружба известного архитектора Вивьена сыграли определяющую роль в выборе профессии. Клейн учился в Петербургской Академии художеств, стажировался в Италии, изучал европейскую архитектуру, художественные музеи и памятники.

Он начал свою практическую работу в качестве помощника архитектора во время сооружения в Москве Исторического музея. Одна из первых самостоятельных построек Клейна – Средние торговые ряды на Красной Площади, стилизация под древнерусское зодчество. Их сооружение на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось событием того времени (1890-1891).

Среди его работ – музей изящных искусств (ныне музей им. А.С. Пушкина), Бородинский мост, магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), множество других сооружений и построек. Если мысленно собрать на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х годов.

С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.

Умер Роман Иванович Клейн 3 мая 1924 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище.

Эдгар Джон Рубин
датский психолог
6 сентября 1886 — 3 мая 1951
130 лет назад 65 лет назад


Эдгар Джон Рубин родился 6 сентября 1886 года в Копенгагене (Дания), в состоятельной еврейской семье. Он получил образование в колледже Соломанна, затем изучал философию в университетах Копенгагена (до 1915 года).

В 1911-1914 годах Рубин работал вместе с известными учеными Леманном и Геттингеном по исследованиям симультантного светового контраста. Затем – с Г.Мюллером, Д.Катцем, Э.Гуссерлем.

С 1916 по 1918 год Рубин работал в качестве доцента Копенгагенского университета, а затем здесь же был преподавателем в течении 4-х лет. В 1922 году он получил звание профессора экспериментальной психологии и как преемник А.Леманна стал руководителем психологической лаборатории. Также в последствии он был Президентом Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене.

Наибольшую известность Рубин приобрел своим диссертационным исследованием «Визуально воспринимаемые фигуры» (1915). Эта работа оказала значительное влияние на развитие теории гештальтпсихологии.

Он описал субъективные признаки фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем–то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон – как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Проиллюстрировать это можно «Вазой Рубина» – классическим изображением обращающихся фигур, которые воспринимаются то вазой, то двумя лицами.


Что это – ваза или два профиля?

Этот принцип применим в теории гештальта как способ организации частей в самостоятельное целое. Сознание человека не может воспринимать все детали окружающего мира с одинаковой концентрацией внимания. Значимые в текущий момент события занимают в сознании центральное место, образуя фигуру (гештальт), а всё прочее отступает на задний план, являясь фоном. Чтобы гештальт оказался полным, должны быть осознаны и реализованы все входящие в него части – тогда окружающее приобретает целостность. Если же у человека нет возможности удовлетворить эту являющуюся фигурой потребность, то гештальт остается незавершенным и не дает возможность воспринимать окружающее в гармоничном единстве.

Умер Эдгар Джон Рубин 3 мая 1951 года в Холте (Дания).

Далида

французская певица и актриса
17 января 1933 — 3 мая 1987
83 года назад 29 лет назад

Далида (Иоланда Кристина Джильотти) родилась в Каире 17 января 1933 года в семье итальянских эмигрантов. Получив образование у сестер-монахинь, Иоланда с 16 лет начинает работать секретаршей в конторе, занимающейся импортом и экспортом.

В 1954 году она тайком от родителей участвует в конкурсе «Мисс Египет» и побеждает. Снимается в небольших ролях в кино, занимается пением, а в канун 1955 года едет в Париж завоевывать культурную столицу мира. В Париже Далида поет в кабаре, а через год получает возможность выступить в конкурсе молодых исполнителей в самом престижном концертном зале Парижа – Олимпии. Ее замечают, и начинается звездный путь. Ее другом и покровителем, а позднее и мужем становится Люсьен Морис, музыкальный директор «Europe1». Песни Далиды постоянно передают по радио. Франция очарована ее неповторимым голосом, ее шармом.

Всего год потребовался певице, чтобы добиться славы. В 1960-е она очень популярна не только во Франции, но и в других странах. 8 апреля 1961 года Далида вышла замуж за Люсьена Мориса, к тому времени их роман продолжался уже 5 лет. Во время гастролей Далида познакомилась в Каннах с молодым художником Жаном Собески, в которого сразу влюбилась. Люсьен Морис не смог смириться с изменой и развёлся с Далидой. Новая любовь, итальянский певец Луиджи Тенко, в 1967 году на фестивале в Сан-Ремо после провала песни, которую они вместе с Далидой исполняли, застрелился. Далида и сама пытается покончить с жизнью, наглотавшись таблеток, но ее спасают.

В 1970-е, несмотря на душевные страдания певицы, ее популярность растет. Она записывает песню в дуэте с Аленом Делоном, начинает работать в стиле диско. В этот период Далида предстает дамой из высшего общества, выступает с успехом в парижском Дворце Спорта со своим шоу. Она была первой женщиной, которая пела на столь престижной сцене. Это был триумф. Спустя несколько месяцев Далида празднует двадцатипятилетие своей карьеры на сцене Олимпии.

В 1986 Далида играет главную роль в фильме известного египетского режиссера Юсефа Шаина «Шестой день» и получает восторженные отзывы кинокритиков. Но это не несет ей радости: она чувствует себя все более одинокой. Придя к выводу, что жизнь ничего не может ей больше дать, она принимает смертельную дозу снотворного. Она навсегда уснула 3 мая 1987 года.

3 мая 2002 года

14 лет назад,

ушел из жизни выдающийся советский музыкант

Евгений Федорович Светланов

Он родился 6 сентября 1928 г. в семье солистов оперы Большого театра. Музыкой начал заниматься с шести лет. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных и Московскую консерваторию. Еще будучи студентом института имени Гнесиных, Евгений Светланов начал свой творческий путь как пианист, и достиг на этом поприще больших успехов.

Однако мировую известность Евгений Федорович приобрел прежде всего как один из гениальных, выдающихся дирижеров – не только XX века, но и всей мировой музыки. Долгие годы Светланов был дирижером и главным дирижером Большого театра. Дебютировал он постановкой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре. Работая в Большом театре, Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Не только любовь» Щедрина.

В 1965 г. он стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. 45 лет работы с коллективом оркестра дали Светланову возможность преобразовать его в «уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира».

В качестве дирижера и пианиста Светланов выступал с самыми известными симфоническими оркестрами, его игру слышали лучшие театры мира. Евгений Светланов – автор симфоний, симфонических поэм, камерно-инструментальных, вокально-симфонических произведений и др., он зарекомендовал себя как выдающийся композитор и интерпретатор. Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов – первый дирижер, реализовавший идею создания антологии симфонической музыки русских композиторов.

За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Ляпунова, Аренского, Глазунова, Калинникова, Скрябина, Рахманинова, Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Малера, Стравинского, Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, Эшпая и многих других композиторов. При жизни Светланов был награжден званиями Народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии и Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», Героя Социалистического Труда.

Он лауреат двух Государственных премий, награжден отечественными и зарубежными орденами и медалями. Он состоял почетным академиком Академии искусств США, Шведской Королевской академии, МГУ и других известнейших университетов мира. Е.Ф.Светланов умер в 2002 г. Москве. Отпевание проходило в церкви в Брюсовом переулке. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 2006 г. Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Евгения Светланова. В честь Светланова назван Большой зал Московского международного Дома музыки. Его имя носит малая планета № 4135. С 2004 г. проводится международный конкурс дирижеров имени Светланова.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments