29 Марта нас покинули…
Эммануил Сведенборг
шведский ученый, философ и теолог
Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg) родился 29 января 1688 года в Стокгольме, в семье профессора теологии Упсальского университета, епископа Скары.
Семья носила фамилию Сведберг, но когда отец, став епископом, был возведен в дворянское достоинство (1719), он взял фамилию Сведенборг.
Эммануил учился в Упсальском университете, много путешествовал по Европе. Изначально его интересовало естествознание – физика, математика. В этой сфере он достиг впечатляющих успехов, а его познания в минералогии позволили ему стать асессором в Королевской горной коллегии (1716), и этот пост он занимал более 30 лет.
Сведенборг написал множество важных научных работ и издавал научный журнал «Северный Дедал», посвященный вопросам механики и изобретательства.
В своих космогонических теориях и в области механики Сведенборг значительно опередил свое время и предсказал множество позднейших открытий; его теория туманностей предвосхитила гипотезы Канта и Лапласа.
Он выдвинул также молекулярную теорию, развивал теорию космических атомов, основал науку кристаллографии, предложил способ определения географической долготы в открытом море по звездам, изобрел слуховой рожок для глухих, разработал механизм для транспортировки судов по земле, создал проекты пулемета, подводной лодки и летательного аппарата.
В 1743 году Сведенборг ушел в мистицизм. В 1745 году он опубликовал трактат «Почитание Бога и любовь Бога», а в 1749 году завершил восьмитомный труд «Небесные тайны». За этими работами последовали другие книги на теологические темы, из которых наибольшей известностью пользуется «О небе, аде и мире духов» (1758) и «Объяснение Апокалипсиса» (1766).
Сведенборг учил, что боговдохновенное Откровение, или Слово, содержится в некоторых (но не во всех) библейских книгах. Это Слово, однако, заключается не в общепринятом смысле записанного текста, но в более или менее скрытом духовном смысле.
Умер Сведенборг в Лондоне 29 марта 1772 года и был похоронен в Шведской лютеранской церкви, но в 1908 году по просьбе Шведского правительства его останки были торжественно перенесены в Швецию и захоронены в кафедральном соборе Упсалы.
Надежда Пушкина (Ганнибал)
русская дворянка, мать великого поэта А.С. Пушкина
Надежда Осиповна Пушкина (урождённая Ганнибал), дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, родилась (21 июня) 2 июля 1775 года. Её детство и юность прошли в Петербурге и загородном Кобрине, полученном Марией Алексеевной Ганнибал по суду от мужа.
Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком. Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, подчеркивая ее необычное происхождение.
С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась осенью 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет.
Александр был старшим сыном в семье. Кроме него, у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети – Павел, Михаил, Платон и София – умерли в младенческом возрасте.
Надежда Осиповна много занималась воспитанием детей и чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра. Во время Михайловской ссылки поэта, заботясь о его здоровье, она хлопотала о разрешении Пушкину выехать из деревни для лечения, потом радовалась его приезду в Петербург в мае 1827 года.
Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти «жаловался на судьбу» за то, что он так недолго «пользовался нежностью материнскою».
Умерла Надежда Осиповна Пушкина (17) 29 марта 1836 года в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич сам отвез тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание после своей смерти быть похороненным рядом.
Жорж-Пьер Сера
французский живописец, основатель неоимпрессионизма
Жорж-Пьер Сера (фр. Georges Seurat), французский живописец, основатель неоимпрессионизма, родился 2 декабря 1859 года в Париже.
Он учился в Школе изящных искусств в Париже, дополнил свое академическое образование изучением научной теории цвета. Интерес к ней лег в основу экспериментов с регулированием контрастов светотени и цвета в большом пейзаже «Купание в Аньере» (1883-1884, Лондон, галерея Тэйт).
Следующая картина Сера – «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» (1884-1886, Чикаго, Художественный институт) – была представлена на последней выставке импрессионистов в 1886 году.
Здесь Сера разработал свою оригинальную технику живописи – маленькими мазками чистых цветов, смешанных только с белилами. Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термин «дивизионизм». Эта техника была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков.
Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям живопись Сера, с ее мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Стремление Сера к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов; поэтому для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм». Вероятно, название придумал Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления в живописи.
В пейзажах Сера и его друзей Поля Синьяка, Анри Эдмона Кросса и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах Парижа, являет резкий контраст эстетике импрессионистов, искавших живописные виды на берегах Сены.
Умер Жорж-Пьер Сера в Париже 29 марта 1891 года предположительно от дифтерита, в возрасте 31 года.
Роберт Скотт
английский полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса
Роберт Фолкон Скотт (англ. Robert Falcon Scott) родился в Девенпорте (Великобритания) 6 июня 1868 года. Он до девяти лет обучался дома, после чего был послан в школу для мальчиков в Хэмпшире, специализирующуюся на подготовке юных моряков, чтобы впоследствии сдать вступительные экзамены в военно-морское училище имени Форстера. Училище размещалось на борту старого парусного судна «Britannia», пришвартованного в Дартмуте. В 1881 году, сдав все экзамены и став кадетом, Скотт начал свою военно-морскую карьеру.
В 1900 был назначен руководителем первой Национальной антарктической экспедиции на корабле «Дискавери». Вместе с близким другом доктором Эдуардом Вильсоном и лейтенантом Эрнестом Шеклтоном исследовал ранее не известный шельфовый ледник и сделал ряд важных научных открытий. По возвращении на родину в 1904 году был произведен в капитаны, командовал судами «Викторьес», «Эссекс» и «Булвэк».
В 1909 году Скотт организовал новую экспедицию для продолжения исследований в Антарктиде. Отправившись в конце ноября 1910 года из Новой Зеландии на паруснике «Терра-Нова», в начале января высадился на берег недалеко от своей прежней базы в проливе Мак-Мёрдо с отрядом, включавшим 6 офицеров и 12 ученых. Первый год был проведен преимущественно в пробных походах. Отрядом был создан большой склад (т.н. «склад на одну тонну») на пути к полюсу, в 200 км от базы.
1 ноября 1911 года Скотт направился к Южному полюсу. С четырьмя товарищами он достиг Южного полюса 18 января 1912 года и обнаружил там записку, оставленную за месяц до этого норвежским отрядом Амундсена.
На обратном пути из-за суровой погоды и усталости переход через шельфовый ледник Росса затянулся, и отряд потерял двух человек. Скотт, Вильсон и Бауэрс с трудом преодолели еще четыре коротких перехода и погибли в палатке, примерно в 20 км от «склада на одну тонну».
Точная дата трагедии неизвестна, однако последнюю запись в дневнике Скотт сделал 29 марта. Палатка с телами путешественников, их дневниками и коллекциями была обнаружена спасательным отрядом 12 ноября 1912 года.
По отзывам современников, Скотт был мужественным, умным, энергичным и целеустремленным. Его отличали самообладание, работоспособность и прекрасная память, высоко развитое чувство долга и отзывчивость.
Скотту поставлено одиннадцать памятников в ряде стран планеты; его имя носят горы, два ледника, остров и две полярные станции.
Лев Кулешов
советский кинорежиссер, стоявший у истоков советского киноискусства
Лев Владимирович Кулешов родился (1) 13 января 1899 года в Тамбове. В 1916 году он начал работать в кино как художник-декоратор и помощник режиссёра.
Кулешов заинтересовался спецификой кино как искусства, изучал американское кино. Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах руководил съемками документального кино на фронтах.
В 1919 году создал учебную мастерскую в Госкиношколе, где учились В.Пудовкин, Б.Барнет, А.Хохлова, С.Комаров. По сути это была не школа, а экспериментальная мастерская, где учителя и ученики вместе искали новые подходы в искусстве кино, технологии съемок и монтажа фильмов.
Кулешов впервые поставил вопрос о значении монтажа, его возможностях в построении сцены. Он определил, что восприятие сцены в кадре зависит от того, что изображено на соседних кадрах. При этом он пытается отделить кино от театра, создать новый вид искусства с присущими ему новыми возможностями. Он выступал за профессиональный подход к кино, и на основе своего опыта он написал книгу «Основы кинорежиссуры», которая служила пособием для многих советских и зарубежных режиссёров.
Кулешов снял 13 фильмов, среди которых «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926), по мотивам рассказа Дж. Лондона «Неожиданное», «Великий утешитель» (1933), по мотивам биографии О.Генри.
С 1939 года Лев Кулешов руководил режиссёрской мастерской во ВГИКе. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Умер Лев Владимирович Кулешов 29 марта 1970 года в Москве.
Юрий Бондарев
советский писатель и общественный деятель
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии. В 1931 году его семья переехала в Москву. Когда началась Великая Отечественная война, юношу со школьной скамьи призвали в армию. Он вернулся домой командиром артиллерийского орудия, демобилизовавшись в 1945 году после второго ранения.
В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Максима Горького в Москве. С 1949 года в журналах начали появляться первые его рассказы. Вскоре после окончания института Бондарева приняли в Союз писателей СССР. В 1956 году увидела свет первая повесть – «Юность командиров», – рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни.
Широкую известность писателю принесли повести «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959). Они считаются выдающимися образцами жанра лирической фронтовой повести.
Событием стал и первый роман Юрия Бондарева «Тишина» (1962–1964) – одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970), в котором Бондарев вплотную подошел к созданию эпического полотна, хотя действие произведения было ограничено одними сутками и одним событием – боями на подступах к Сталинграду. В следующих романах – «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1994–1995) – писатель обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины 20 столетия.
Юрий Бондарев также активно выступал как публицист. Он выпустил сборники статей «Поиск истины», «Человек несет в себе мир» и другие. Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино. Он создал киносценарии по многим собственным произведениям, в частности сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970–1972).
Помимо литературного творчества, с конца 60-х годов прошлого века Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом нескольких съездов КПСС. Он был награжден Ленинской премией и дважды – Государственной премией СССР, а также многими другими государственными наградами.
В 1990-1994 годах Юрий Бондарев был председателем правления Союза писателей России, а также работал в редколлегии журнала «Роман-газета».
Скончался Юрий Васильевич Бондарев 29 марта 2020 года в Москве.
Владимир Федотов
советский футболист, российский футбольный тренер
Владимир Григорьевич Федотов родился 18 января 1943 года в Москве, в семье известного футболиста Григория Федотова. Поэтому не удивительно, что Володя связал свою жизнь именно с футболом. К тому же с самого детства он не только занимался этим видом спорта, но и постоянно ездил с отцом на различные сборы и тренировки.
В 18 лет Федотова пригласили играть за ЦСКА. В качестве игрока он выступал за этот клуб с 1960 по 1975 годы, в составе которого стал чемпионом СССР 1970 года, дважды завоевывал бронзовые медали (1964 и 1965) и выходил в финал Кубка СССР 1967 года. В чемпионатах СССР провел 382 матча и забил 92 гола, став в 1964 году лучшим бомбардиром первенства с 16 голами.
Федотов является рекордсменом ЦСКА по количеству матчей в чемпионатах СССР. За сборную СССР провел 22 матча, забил 4 гола. Федотов также пять раз попадал в список 33 лучших игроков по итогам сезона, причем 4 раза возглавлял его.
Тренерскую карьеру Владимир Федотов начал в 1978 году, войдя в тренерский штаб ЦСКА. Затем работал с такими клубами как ростовский СКА, с которым выиграл Кубок СССР в 1981, а также «Асмарал» (Тула), «Мухаракку» (Бахрейн), «Спартак» (Владикавказ), «Металлург» (Липецк), «Сокол» (Саратов), «Черноморец» (Новороссийск), «Левски» (София, Болгария) и «Арсенал» (Тула). В начале 1980-х годов он входил в штаб олимпийской и национальных сборных СССР.
Владимир Федотов работал в «Спартаке» в 2002–2003 годах помощником Олега Романцева, затем техническим и спортивным директором клуба. В 2003 и 2006 годах был исполняющим обязанности главного тренера, а с мая 2006 по июнь 2007 года – главным тренером «Спартака». Под руководством Федотова команда завоевала серебряные медали чемпионата России 2006 года и вышла в групповую стадию Лиги чемпионов.
С 26 июня 2007 по 2008 год Федотов работал спортивным директором ФК «Москва».
Владимир Федотов был зятем легендарного тренера Константина Бескова.
16 марта 2009 года Владимир Федотов был госпитализирован в Боткинскую больницу Москвы в состоянии комы. Он умер в больнице 29 марта 2009 года, не приходя в сознание.